В условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования все большее значение приобретают инновационные педагогические подходы, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются возможности использования цифрового образовательного контента как средства реализации реверсивной тактики преподавания, ориентированной на развитие самостоятельности, критического мышления и коммуникативных навыков студентов. Исследование проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Кузбасского педагогического колледжа и его партнеров. Описаны организационно-методические аспекты внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, а также показано их влияние на развитие всех видов речевой деятельности. Реверсивная тактика деятельности преподавателей педагогического колледжа позволила перенести акцент с передачи знаний на формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированный подход. Преподаватель выступил в роли тьютора и фасилитатора познавательной деятельности обучающихся. Статья демонстрирует, что реверсивная тактика в сочетании с цифровым образовательным контентом становится мощным ресурсом интенсификации обучения и позволяет эффективно решать задачи федерального проекта «Профессионалитет». Особое внимание уделено практической направленности внеаудиторной подготовки и активизации аудиторного взаимодействия. Предложены рекомендации по использованию цифровых платформ и разработке авторских материалов для преподавателей среднего профессионального образования.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В современных условиях цифровой трансформации системы образования все большее значение приобретают инновационные подходы к организации образовательного процесса, которые позволяют повысить качество подготовки специалистов и адаптировать образовательную среду под запросы нового поколения обучающихся. Среднее профессиональное образование (далее — СПО) как один из ключевых уровней системы подготовки педагогических кадров сталкивается с необходимостью модернизации содержания, форм и методов преподавания, что обусловлено, на наш взгляд, усложнением трудовой деятельностью педагога, значительным ростом объема информации, необходимой будущим учителям, и одновременным снижением эффективности традиционных способов ее усвоения.
Список литературы
1. Болотов, В. А. Тенденции и риски в образовании в 2012-2022 годах [Электронный ресурс] / В. А. Болотов // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы: Материалы XV ежегодной Международной науч.-практ. конф., Москва, 15-17 февраля 2018 года. - М.: Издательство Дело, 2019. - С. 16-22. - URL: item.asp?id=37113908 (дата обращения: 02.06.2025).
2. Гнутова, И. И. От “перевернутого класса” к “перевернутому обучению”: эволюция концепции и ее философские основания / И. И. Гнутова // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 3. - С. 86-95.
3. Дудина, М. Н. Педагогическая акмеология: теория и практика реверсивного обучения [Электронный ресурс] / М. Н. Дудина // Акмеология профессионального образования: Материалы 15-й Международной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-14 марта 2019 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. - С. 25-29. - URL: item.asp?id=37195243 (дата обращения: 02.06.2025).
4. Зеер, Э. Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 10. - С. 15-19.
5. Лескова, И. А. Субъектоориентированный подход к проектированию содержания образования как основа решения проблем бессубъектности процесса обучения в вузе / И. А. Лескова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 2 (109). - С. 46-53.
6. Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины, междисциплинарного курса Государственного автономного профессионального образовательного учреждения “Кузбасский педагогический колледж” [Электронный ресурс] // ГАПОУ КузПК. - URL: http://publicationwp-content/uploads/2025/06/Положение-об-ЭУМК_2025.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 года № 2040 “О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды” [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002?index=1 (дата обращения: 03.06.2025).
8. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода / Е. В. Птицына, Т. И. Березина, Е. Н. Федорова, М. С. Москаленко // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 1. - С. 146-150.
9. Bergmann, J. Flip your classroom: reach every student in every class every day / J. Bergmann, A. Sams. - Eugene: International Society for Technology in Education, 2012. - 112 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания внедрения метода Dogme ELT в современную систему преподавания иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение метода Dogme ELT как современного и актуального подхода к обучению, а также выявление его практических преимуществ при интеграции в учебный процесс вуза, в частности, в Югорском государственном университете. Особое внимание уделяется выявлению противоречий между школьной и вузовской языковой подготовкой, а также анализу несоответствия целей и методик преподавания на разных уровнях образования. Уточняется специфика грамматико-переводного метода, широко распространенного в системе общего образования, и обосновываются его ограничения в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов. Выявляются характерные признаки метода Dogme ELT, такие как гибкость, минимизация учебных материалов, ориентация на спонтанную речь и опора на речевой опыт обучающихся в качестве актуальной альтернативы традиционному подходу. Представлены результаты опроса студентов Югорского государственного университета, свидетельствующие о высокой мотивационной и практико-ориентированной эффективности Dogme ELT. В статье делается акцент на целесообразности включения элементов данного метода в образовательную программу вуза для интенсификации речевой активности, повышения учебной автономии студентов и формирования устойчивой заинтересованности в изучении иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Результаты, описанные в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей, методистов, аспирантов, магистрантов, а также для руководителей образовательных программ, стремящихся повысить качество преподавания иностранных языков.
В статье раскрываются теоретико-методологические основания формирования технической креативности студентов инженерно-технических направлений подготовки в условиях высшей школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления педагогических подходов в условиях цифровизации, креативной экономики, укрепления национального технологического лидерства и растущих требований к подготовке инженеров нового типа, способных к генерации инновационных технических решений в условиях неопределенности. Автором обоснована позиция, согласно которой формирование технической креативности невозможно в рамках исключительно контентной модели образования и требует создания образовательной среды с признаками самообучающейся организации. Ключевым элементом такой среды выступает саморазвивающаяся университетская лаборатория, представленная как структурно-функциональный модуль, обладающий способностью к выработке и воспроизводству «нового знания», инновационных решений, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности студентов. Представлена модель лаборатории как среды педагогически организованного самообучения, в центре которой находится алгоритм анализа результатов опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. Данный алгоритм рассматривается как дидактический механизм формирования метакомпетенций: рефлексии, проектного мышления, субъектности, способности к переносу и преобразованию знаний. Особое внимание уделено раскрытию организационно-педагогических условий.
Статья посвящена анализу опыта применения цифрового портфеля учителя в педагогической практике студентов. Представлен теоретический обзор понятия «цифровой портфель». Раскрыты функции цифрового портфеля и его педагогический потенциал в условиях цифровизации образования. Акцент сделан на значении цифрового портфеля в формировании профессиональных, рефлексивных и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Особое внимание уделено анализу опыта разработки и апробации цифрового портфеля студентами педагогического вуза в рамках практики. Освещены этапы проектирования индивидуального цифрового портфеля: структурирование разделов, подбор материалов, оформление, интеграция мультимедийного контента, фиксация результатов педагогической деятельности и рефлексии. Отмечены преимущества цифрового портфеля, обозначены трудности, возникающие при его внедрении. Подчеркивается значение цифрового портфеля как инструмента сопровождения профессионального роста студента в период практики. В рамках данного исследования был использован метод опроса для сбора данных о восприятии, опыте и оценке использования цифровых портфелей учителями в школе. По итогам апробации сделан вывод об эффективности цифрового портфеля как средства сопровождения профессионального роста студента, повышения осознанности и вовлеченности в практическую деятельность. Статья может быть полезна преподавателям педагогических вузов, методистам и студентам, осваивающим практико-ориентированные формы подготовки.
В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.
В статье представлены результаты третьей Российской психолого-педагогической олимпиады имени О. С. Гребенюка. Олимпиада проводится ежегодно с 2022 года и состоит из трех этапов. Результативность выполнения тестовых заданий школьного этапа возрастает от седьмого к одиннадцатому классу. Творческое задание второго этапа большинство участников выполнили в формате эссе, среди учеников 7-х — 8-х классов востребованным оказался и формат видеоролика. Качество выполнения творческого задания значительно увеличилось по сравнению с показателями прошлых олимпиад, особенно видеороликов и стендовых докладов. На финальном этапе участники также получили более высокие оценки по сравнению с прошлыми олимпиадами. Анализ результатов устного тура позволил обнаружить следующую тенденцию: участники осознают наличие проблем / трудностей и в воспитании подростков, и в обучении старшеклассников, охотно их озвучивают; при этом они продолжают «смотреть» на проблемы / трудности с позиции школьника. Чуть больше половины участников затрудняются сформулировать предложения для взрослых (педагогов / родителей) по воспитанию и обучению школьников-сверстников. У ряда участников определенные трудности вызывает и обоснование своей точки зрения, подбор соответствующих аргументов. Подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде включает не только овладение предметным содержанием, но и целым рядом перспективных компетенций, помогающих школьнику в развитии психологической готовности к профессиональному самоопределению.
В статье рассмотрено, как наборы-конструкторы могут помочь школьникам 7-х — 11-х классов развить инженерное мышление в контексте цифровой экономики и дефицита кадров. Цель работы — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения специализированных наборов-конструкторов как инструмента формирования инженерного мышления у школьников 7-х — 11-х классов. Исследование базируется на деятельностном подходе Л. С. Выготского и принципах междисциплинарного STEAM-образования. В рамках исследования были разработаны три авторских набора-конструктора (планер, беспилотный летательный аппарат типа «летающее крыло» с радиоуправлением и квадрокоптер на платформе Arduino); проведен эксперимент с участием 300 школьников из Калининграда, Казани, Новосибирска. Исследование включало диагностику технического мышления, опросы участников и педагогов. Результаты эксперимента показали значительное повышение мотивации школьников к инженерным профессиям (82 %), существенное развитие технических навыков (рост среднего балла технического мышления на 37 %) и навыков командной работы (улучшение на 45 %). Работа с конструкторами позволяет эффективно интегрировать знания из физики, математики, информатики и дизайна. Предложена модель внедрения, авторских образовательных наборов-конструкторов, учитывающая возрастные особенности и преемственность обучения. Подчеркивается, что практическое проектирование готовит к требованиям цифровой экономики, однако требует методической поддержки педагогов, особенно в области цифровых технологий.
В статье рассматриваются установки старших школьников относительно профессии учителя. Анализируются теоретические подходы к пониманию социальной установки, а также влияние данного феномена на выбор будущей профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня престижа педагогической профессии и компонентов престижности профессии в представлении старшеклассников. На основе полученных данных сделаны выводы, а также описаны региональные меры поддержки, способствующие повышению престижа профессии учителя. Результаты исследования демонстрируют плюрализм мнений, высказанных старшеклассниками. С одной стороны, респонденты признают социальную значимость профессии; с другой — отмечают такие барьеры, как низкий уровень доходов, высокую психологическую нагрузку и повышенную ответственность в отношении своих подопечных. Выводы настоящего исследования соответствуют тенденциям, представленным в результатах, полученных другими исследователями. Практическая значимость исследования заключается в получении актуальных данных об отношении обучающихся психолого-педагогических классов к профессии учителя, которые могут быть использованы в образовательной политике, профориентационной работе и программах развития кадрового потенциала системы образования. Выявленное в результате опроса значительное число ответов респондентов, фиксирующих затруднения в части определения собственных предпочтений или отсутствие четкой позиции, свидетельствует, как полагают авторы, о недостаточности профориентационной работы и одновременно определяет ее перспективные направления.
Издательство
- Издательство
- КОИРО
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- Юр. адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- ФИО
- Зорькина Лилия Алексеевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (401) 2578301