В статье раскрываются теоретико-методологические основания формирования технической креативности студентов инженерно-технических направлений подготовки в условиях высшей школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления педагогических подходов в условиях цифровизации, креативной экономики, укрепления национального технологического лидерства и растущих требований к подготовке инженеров нового типа, способных к генерации инновационных технических решений в условиях неопределенности. Автором обоснована позиция, согласно которой формирование технической креативности невозможно в рамках исключительно контентной модели образования и требует создания образовательной среды с признаками самообучающейся организации. Ключевым элементом такой среды выступает саморазвивающаяся университетская лаборатория, представленная как структурно-функциональный модуль, обладающий способностью к выработке и воспроизводству «нового знания», инновационных решений, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности студентов. Представлена модель лаборатории как среды педагогически организованного самообучения, в центре которой находится алгоритм анализа результатов опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. Данный алгоритм рассматривается как дидактический механизм формирования метакомпетенций: рефлексии, проектного мышления, субъектности, способности к переносу и преобразованию знаний. Особое внимание уделено раскрытию организационно-педагогических условий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Современный этап научно-технологического развития России, характеризующийся необходимостью обеспечения технологического суверенитета и цифровизации ключевых отраслей экономики, выдвигает новые требования к образовательной системе.
Список литературы
1. Акатов, Н. Б. Теоретико-методологические основы управления инновационным саморазвитием организации: дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Акатов Николай Борисович. - Екатеринбург, 2012. - 343 с.
2. Афанасьева, И. Г. Формирование универсальных компетенций студентов технического вуза для профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики: дис.... канд. пед. наук: 5.8.7 / Афанасьева Инга Геннадьевна. - Томск, 2024. - 207 с.
3. Бирюкова, А. С. Концепция самообучающейся образовательной организации как фактор непрерывного профессионального развития педагогов / А. С. Бирюкова // Исследователь/Researcher. - 2023. - № 3 (43). - С. 335-350.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 317 с.
5. Боровинская, Д. Н. Актуальные подходы к развитию мышления в системе высшей школы / Д. Н. Боровинская // Вестник Российского философского общества. - 2019. - № 1-2 (89-90). - С. 90-96.
6. Боровинская, Д. Н. Сущностные свойства креативного продукта как товара / Д. Н. Боровинская // Социально-гуманитарное обозрение. - 2018. - Т. 2. - № 2. - С. 25-28.
7. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие / А. А. Вербицкий. - М.: МПГУ, 2017. - 266 с.
8. Идрисова, А. Р. Понятие самообучающейся организации / А. Р. Идрисова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 1 (4). - С. 115-117.
9. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
10. Пузеп, Л. Г. Психологические механизмы развития креативности личности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Пузеп Любовь Геннадьевна. - Красноярск, 2006. - 180 с.
11. Сайфутдинова, Г. С. Научный поиск как средство формирования креативности будущего инженера: дис.... канд. пед. наук: 5.8.7 / Сайфутдинова Гульмира Сапарбековна. - Оренбург, 2021. - 178 с.
12. Салихов, Б. В. Ценностно-смысловая онтология формирования современного исследовательского университета [Электронный ресурс] / Б. В. Салихов // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2012. - № 1 (1). - С. 22-29. - URL: https://vestnik-muiv.ru/article/tsennostno-smyslovaya-ontologiya-formirovaniya-sovremennogo-issledovatelskogo-universiteta/ (дата обращения: 03.06.2025).
13. Сенге, П. М. Пятая дисциплина: Искусство и практика обучающейся организации / П. М. Сенге; пер. с англ. Ю. Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 492 с.
14. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: Учебник для вузов / М. А. Холодная. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 334 с.
15. Яшник, С. В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования управленческой культуры [Электронный ресурс] / С. В. Яшник // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 10. - С. 70-75. - URL: item.asp?id=21352263 (дата обращения: 03.06.2025).
16. Argyris, C. Organizational Learning II: Theory, Method, and Practice / C. Argyris, D. A. Schön. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1996. - 336 p.
17. Kools, M. What Makes a School a Learning Organisation? [Electronic resource] / M. Kools, L. Stoll // OECD Education Working Papers. - 2016. - No. 137. - 10.1787/5jlwm62b3bvh-en (accessed 03.06.2025). DOI: 10.1787/5jlwm62b3bvh-en(accessed03.06.2025)
18. The evolving Marsick and Watkins (1990) theory of informal and incidental learning / K. E. Watkins, V. J. Marsick, M. G. Wofford, A. D. Ellinger // New Directions for Adult and Continuing Education. - 2018. - No. 159. - P. 21-36.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания внедрения метода Dogme ELT в современную систему преподавания иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение метода Dogme ELT как современного и актуального подхода к обучению, а также выявление его практических преимуществ при интеграции в учебный процесс вуза, в частности, в Югорском государственном университете. Особое внимание уделяется выявлению противоречий между школьной и вузовской языковой подготовкой, а также анализу несоответствия целей и методик преподавания на разных уровнях образования. Уточняется специфика грамматико-переводного метода, широко распространенного в системе общего образования, и обосновываются его ограничения в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов. Выявляются характерные признаки метода Dogme ELT, такие как гибкость, минимизация учебных материалов, ориентация на спонтанную речь и опора на речевой опыт обучающихся в качестве актуальной альтернативы традиционному подходу. Представлены результаты опроса студентов Югорского государственного университета, свидетельствующие о высокой мотивационной и практико-ориентированной эффективности Dogme ELT. В статье делается акцент на целесообразности включения элементов данного метода в образовательную программу вуза для интенсификации речевой активности, повышения учебной автономии студентов и формирования устойчивой заинтересованности в изучении иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Результаты, описанные в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей, методистов, аспирантов, магистрантов, а также для руководителей образовательных программ, стремящихся повысить качество преподавания иностранных языков.
В условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования все большее значение приобретают инновационные педагогические подходы, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются возможности использования цифрового образовательного контента как средства реализации реверсивной тактики преподавания, ориентированной на развитие самостоятельности, критического мышления и коммуникативных навыков студентов. Исследование проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Кузбасского педагогического колледжа и его партнеров. Описаны организационно-методические аспекты внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, а также показано их влияние на развитие всех видов речевой деятельности. Реверсивная тактика деятельности преподавателей педагогического колледжа позволила перенести акцент с передачи знаний на формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированный подход. Преподаватель выступил в роли тьютора и фасилитатора познавательной деятельности обучающихся. Статья демонстрирует, что реверсивная тактика в сочетании с цифровым образовательным контентом становится мощным ресурсом интенсификации обучения и позволяет эффективно решать задачи федерального проекта «Профессионалитет». Особое внимание уделено практической направленности внеаудиторной подготовки и активизации аудиторного взаимодействия. Предложены рекомендации по использованию цифровых платформ и разработке авторских материалов для преподавателей среднего профессионального образования.
Статья посвящена анализу опыта применения цифрового портфеля учителя в педагогической практике студентов. Представлен теоретический обзор понятия «цифровой портфель». Раскрыты функции цифрового портфеля и его педагогический потенциал в условиях цифровизации образования. Акцент сделан на значении цифрового портфеля в формировании профессиональных, рефлексивных и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Особое внимание уделено анализу опыта разработки и апробации цифрового портфеля студентами педагогического вуза в рамках практики. Освещены этапы проектирования индивидуального цифрового портфеля: структурирование разделов, подбор материалов, оформление, интеграция мультимедийного контента, фиксация результатов педагогической деятельности и рефлексии. Отмечены преимущества цифрового портфеля, обозначены трудности, возникающие при его внедрении. Подчеркивается значение цифрового портфеля как инструмента сопровождения профессионального роста студента в период практики. В рамках данного исследования был использован метод опроса для сбора данных о восприятии, опыте и оценке использования цифровых портфелей учителями в школе. По итогам апробации сделан вывод об эффективности цифрового портфеля как средства сопровождения профессионального роста студента, повышения осознанности и вовлеченности в практическую деятельность. Статья может быть полезна преподавателям педагогических вузов, методистам и студентам, осваивающим практико-ориентированные формы подготовки.
В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.
В статье представлены результаты третьей Российской психолого-педагогической олимпиады имени О. С. Гребенюка. Олимпиада проводится ежегодно с 2022 года и состоит из трех этапов. Результативность выполнения тестовых заданий школьного этапа возрастает от седьмого к одиннадцатому классу. Творческое задание второго этапа большинство участников выполнили в формате эссе, среди учеников 7-х — 8-х классов востребованным оказался и формат видеоролика. Качество выполнения творческого задания значительно увеличилось по сравнению с показателями прошлых олимпиад, особенно видеороликов и стендовых докладов. На финальном этапе участники также получили более высокие оценки по сравнению с прошлыми олимпиадами. Анализ результатов устного тура позволил обнаружить следующую тенденцию: участники осознают наличие проблем / трудностей и в воспитании подростков, и в обучении старшеклассников, охотно их озвучивают; при этом они продолжают «смотреть» на проблемы / трудности с позиции школьника. Чуть больше половины участников затрудняются сформулировать предложения для взрослых (педагогов / родителей) по воспитанию и обучению школьников-сверстников. У ряда участников определенные трудности вызывает и обоснование своей точки зрения, подбор соответствующих аргументов. Подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде включает не только овладение предметным содержанием, но и целым рядом перспективных компетенций, помогающих школьнику в развитии психологической готовности к профессиональному самоопределению.
В статье рассмотрено, как наборы-конструкторы могут помочь школьникам 7-х — 11-х классов развить инженерное мышление в контексте цифровой экономики и дефицита кадров. Цель работы — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения специализированных наборов-конструкторов как инструмента формирования инженерного мышления у школьников 7-х — 11-х классов. Исследование базируется на деятельностном подходе Л. С. Выготского и принципах междисциплинарного STEAM-образования. В рамках исследования были разработаны три авторских набора-конструктора (планер, беспилотный летательный аппарат типа «летающее крыло» с радиоуправлением и квадрокоптер на платформе Arduino); проведен эксперимент с участием 300 школьников из Калининграда, Казани, Новосибирска. Исследование включало диагностику технического мышления, опросы участников и педагогов. Результаты эксперимента показали значительное повышение мотивации школьников к инженерным профессиям (82 %), существенное развитие технических навыков (рост среднего балла технического мышления на 37 %) и навыков командной работы (улучшение на 45 %). Работа с конструкторами позволяет эффективно интегрировать знания из физики, математики, информатики и дизайна. Предложена модель внедрения, авторских образовательных наборов-конструкторов, учитывающая возрастные особенности и преемственность обучения. Подчеркивается, что практическое проектирование готовит к требованиям цифровой экономики, однако требует методической поддержки педагогов, особенно в области цифровых технологий.
В статье рассматриваются установки старших школьников относительно профессии учителя. Анализируются теоретические подходы к пониманию социальной установки, а также влияние данного феномена на выбор будущей профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня престижа педагогической профессии и компонентов престижности профессии в представлении старшеклассников. На основе полученных данных сделаны выводы, а также описаны региональные меры поддержки, способствующие повышению престижа профессии учителя. Результаты исследования демонстрируют плюрализм мнений, высказанных старшеклассниками. С одной стороны, респонденты признают социальную значимость профессии; с другой — отмечают такие барьеры, как низкий уровень доходов, высокую психологическую нагрузку и повышенную ответственность в отношении своих подопечных. Выводы настоящего исследования соответствуют тенденциям, представленным в результатах, полученных другими исследователями. Практическая значимость исследования заключается в получении актуальных данных об отношении обучающихся психолого-педагогических классов к профессии учителя, которые могут быть использованы в образовательной политике, профориентационной работе и программах развития кадрового потенциала системы образования. Выявленное в результате опроса значительное число ответов респондентов, фиксирующих затруднения в части определения собственных предпочтений или отсутствие четкой позиции, свидетельствует, как полагают авторы, о недостаточности профориентационной работы и одновременно определяет ее перспективные направления.
Издательство
- Издательство
- КОИРО
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- Юр. адрес
- 236016, Калининградская обл, г Калининград, Ленинградский р-н, ул Томская, д 19
- ФИО
- Зорькина Лилия Алексеевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (401) 2578301