Статья: Педагогическое искусство К. Д. Ушинского сквозь призму исторической действительности (2024)

Читать онлайн

Введение. Основатель отечественной педагогической антропологии К. Д. Ушинский связывал педагогическое искусство с необходимостью междисциплинарных антропологических исследований процесса передачи знаний и системы ценностных установок подрастающему поколению. В статье предпринята попытка анализа причин долговременного неприятия на государственном уровне принципов «искусства творить то, чего нет», как Ушинский определял педагогику, и определения основных перспективных направлений возможного актуального применения.

Материалы и методы. В ходе исследования в рамках междисциплинарного подхода применялись историко-биографический, историко-правовой, историко-педагогический методы, общенаучные принципы и подходы научного анализа.

Результаты исследования. Цель воспитательно-педагогического воздействия К. Д. Ушинский видел в формировании поколения свободных, интеллектуально развитых, способных к созиданию граждан – патриотов России. По определенным обстоятельствам идеологического и административно-политического характера его учение не было воспринято в полной мере и не получило широкого распространения при его жизни. Лишь в середине 1930-х гг. государство обратилось к наследию К. Д. Ушинского. Позднее советское общество так и не сумело воспринять творческий потенциал великого педагога. Современная Россия не должна упускать этот шанс.

Обсуждение и заключения. Приведенные в статье выводы можно отнести к фундаментальным положениям, реализация и развитие которых может дать не только краткосрочный эффект оптимизации педагогической деятельности, но и послужить стратегическим ориентиром для развития современного общества.

Ключевые фразы: к д ушинский, советское общество, социальная антропология, историческая педагогика
Автор (ы): Сомов Владимир Александрович
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37.017.4. Воспитание гражданина
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2024-12-1-4
Для цитирования:
СОМОВ В. А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО К. Д. УШИНСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. ТОМ 12, № 1
Текстовый фрагмент статьи