В отечественной научной литературе, посвященной тематике маркетинга территорий, практически не обсуждается вопрос управления системой брендинговых коммуникаций. Преобладает либо культурологический подход, основанный на краеведческом контенте, либо креативный взгляд, представляющий важные для региона идеи, ценности и ключевые маркетинговые сообщения. При всей своей важности подобные разработки должны в последующем иметь продолжение в стратегиях, планах мероприятий, бюджетных решениях. Для этого должна быть создана управленческая структура, способная принимать и реализовать принятые решения. Как правило, управленческим центром в российской практике становится региональный орган власти (в лице одного из ведомств, обычно так или иначе связанного с тематикой туризма или инвестиций). Возможные модели управления брендом территорий определяются политико-административным, рыночным и социальным ландшафтом конкретной страны. Иерархическая культура российской административной практики не предполагает иной схемы управления маркетинговой программой, кроме как вписанной в эту вертикаль. Такая модель имеет определенные достоинства, но существуют ограничения и риски. В статье рассмотрены также другие модели, эффективно используемые в практике городов и территорий других стран.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Введение. Исходные идеи философии территориального маркетинга были высказаны Ф. Котлером [1], который выполнил важную концептуальную задачу – вписал их в общий контекст маркетинговой науки. Позднее, уже в текущем столетии С. Анхольт [2] и К. Динни [3] создали специфическую терминологию, сформировали круг сподвижников и коллег, а также разработали методологию и стали проводить крупномасштабные маркетинговые и социологические исследования совместно с крупнейшими международными аналитическими компаниями, публикуя рейтинги брендов городов и стран мира.
Список литературы
1. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 376 с.
2. Анхольт С., Джереми Х. Бренд Америка. Как культурные ценности одной нации завоевывают сердца и умы миллионов людей. - М.: Добрая книга, 2010. - 232 с.
3. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. Кейта Динни. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 416 с.
5. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 366 с. EDN: QSZIBB
6. Чечулин А.В. Маркетинг территорий. Как города и страны привлекают туристов, новых жителей и бизнес. - СПб.: КАРО, 2021. - 144 с. EDN: IIRLZY
7. The role of brand elements in destination branding / S. Kladou, M. Kavaratzis, I. Rigopoulou, E. Salonika // Journal of Destination Marketing & Management. - 2017. - № 6 (4). - Р. 426-435.
8. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга: моногр. / под ред. И.А. Василенко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Экономика, 2012. - 222 с.
9. Greenberg M. Branding New York: How a City in Crisis was Sold to the World. - NY; L.: Routledge, 2008. - 326 p.
10. Основы государственного и муниципального управления (public administration): учеб. и практ. / А.Ф. Борисов, Е.А. Васильева, Л.Т. Волчкова [и др.]. - 1-е изд. - М.: Юрайт, 2017. - 340 с.
11. Особенности публичного управления в современной России: моногр. / О.Г. Александров, Р.Р. Вафин, В.В. Запарий, Я.М. Злоченко [и др.]; под ред. Т.М. Резер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 154 с. EDN: YUYYHJ
12. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 236 с. EDN: VWWZYK
13. Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиакоммуникациями / Н.Л. Захаров, Н.Н. Покровская, Т.В. Сметанина [и др.]. - СПб.: ВВМ, 2022. - 198 с. EDN: ZLIHGO
14. Чечулин А.В. Стратегические коммуникации в программах маркетинга территорий // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. - 2016. - № 2. - С. 201-206. EDN: XAGBBD
15. Дубейковский В.А. Делай как Урюпинск: практикум по развитию провинциального города. - Урюпинск: СитиБрендинг, 2017. - 64 с.
16. Родькин П.Е. Брендинг территорий: городская идентичность и дизайн: учеб. пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 93 с. EDN: FUXBYA
17. Efimova A.A., Chernov D.V., Sharakhina L.V. Territorial Modeling of the Community in the IT-Sphere on the Example of the HR Brand “u-Money” // Proceedings of the 2021 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2021. - Moscow, 2021. - P. 1883-1889. -. DOI: 10.1109/ElConRus51938.2021.9396073 EDN: RSENIL
18. Мещеряков Т.В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2011. - 41 с. EDN: ZOJVAP
19. Визгалов Д.В. Брендинг города. - М.: Фонд “Институт экономики города”, 2011. - 158 с. EDN: QONFRJ
20. Калиева О.М. Маркетинговая модель формирования бренд-имиджа территории: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. - Оренбург, 2015. - 49 с. EDN: NKMOSF
21. Torres J., Valverde D., Allan M. Creating the ideal structure to manage a nation’s brand: building a stakeholder engagement programme and defining key performance indicators. - URL: https://www.citynationplace.com/1215-creating-the-ideal-struc-ture-to-manage-a-nations-brand-building-a-stakeholder-engage-ment-programme-and-defining-key-performance-indicators (accessed 25 August 2023).
22. Дубейковский В.А. Вовлечение жителей в разработку бренда города: классификация механизмов и методы оценки // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 4. - С. 153-178. EDN: TFLMKH
23. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с. EDN: SDPTHH
24. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / пер. с англ. Е.В. Виноградовой. - М.: Вершина, 2007. - 448 с.
25. Нестеров А.В. Экспертика: общая теория экспертизы. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. - 261 с. EDN: YQQGEX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Посредством контентного анализа выделены и проанализированы современные проблемы интегрированного управления рисками (ИУР), сформулированные отечественными и зарубежными авторами в рецензируемых научных изданиях. Проведено обобщение и группировка заявленных проблем и подтвержден систематический характер некоторых из них, что сформировало запрос на выявление коренной проблемы, многомерность которой требует ситуативного применения конкретных моделей, выбираемых в рамках некоторого общего подхода к вопросам интегрирования управления рисками. Выделена перспективная возможность по поиску уместного динамического баланса возрастающих в ходе развития интеграции и дифференциации ИУР, представленного в виде организационной трансформации, отвечающей условию поддержания целостности организации как баланса системообразующих и системоразрушающих факторов. Сконструирована модель организационной трансформации, где ИУР выступает в роли гармонизатора конфликтующих векторов стабилизирующей операционной и развивающей стратегической деятельности для их сведения к генеральной цели создания устойчивой ценности. В качестве канвы для целостного взгляда на ИУР разработан матричный системный конфигуратор, структурирующий подход к балансу интегрированности и дифференциации управления рисками на основе трех измерений: «Рациональность - Иррациональность», «Проактивность - Пассивность» и «Простота - Сложность», философско-методологические основы которых заимствованы из работ В. Е. Лепского, А. Г. Мадеры и И. Пригожина соответственно. Таким образом, систематизировано многообразие ориентировочных сценариев, подлежащих достижению посредством практико-ориентированных моделей. Подчеркивается, что максимально доступная интеграция управления рисками не выступает в роли безусловной доминанты, а зависит от множества ситуативных факторов, проистекающих из внутреннего и внешнего бизнес-контекста предприятия.
Рассмотрены проблемы использования социального контракта на территории Российской Федерации. Названы причины увеличения значимости механизма социального контракта в условиях финансовых ограничений. Определены преимущества социального контракта как формы государственной поддержки малоимущих граждан. Рассмотрено значение личного подсобного хозяйства для улучшения материального благосостояния сельских жителей и обеспечения производства сельскохозяйственной продукции. Приведены условия развития личного подсобного хозяйства (ЛПХ) на примере регионов Российской Федерации. Названы направления государственной поддержки развития ЛПХ. Представлена история внедрения социальных контрактов в Российской Федерации. Определены преимущества социального контракта как формы поддержки малоимущих граждан. Приведены источники финансирования социальных контрактов в Российской Федерации. Сделан вывод об изменении объемов финансирования социальных контрактов в соответствии с бюджетной росписью по сравнению с плановыми значениями. Определена полнота использования выделенных финансовых ресурсов на финансирование социальных контрактов. Названы направления использования ресурсов в рамках социального контракта. Установлена сумма выделяемых средств в рамках социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства. Представлена структура финансирования социальных контрактов. Показана динамика финансирования социальных контрактов на ведение ЛПХ. Рассмотрена специализация личных подсобных хозяйств среди получателей средств в рамках социального контракта. Приведена динамика производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ Пермского края. Выявлена доля хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции Пермского края. Определен размер финансирования поддержки развития ЛПХ в рамках социального контракта в Пермском крае. Указаны проблемы, влияющие на эффективность использования социального контракта для развития личного подсобного хозяйства, названы недостатки механизма реализации социального контракта и меры по их преодолению.
Готовая еда - это динамичная, быстрорастущая категория, представленная в направлении FMСG. С 2017 г. конъюнктура рынка в России меняется, наблюдается ежегодный прирост категории в натуральном выражении и рублях. В статье рассмотрены особенности рынка готовой еды в условиях неопределенности на примере Пермского края. Изучена общая динамика статистических показателей по рынку. Тренд на максимальное сокращение временных издержек при приготовлении пищи в пользу работы, учебы и отдыха, который начал формироваться в это время, стал дополнительным драйвером спроса. Кроме того, пищевое поведение людей меняется в связи с переходом общества из постиндустриального в цифровое. Потребитель все чаще стал обращать внимание на качество продукта и предоставляемый ему сервис. Изменившиеся предпочтения потребителей формируют спрос на гибридный формат магазинов на стыке ритейла и HoReCa. Сейчас каждый прогрессивный продуктовый ритейлер имеет в своей ассортиментной матрице собственную готовую продукцию и SKU от сторонних поставщиков. Благодаря развитию e-commerce покупка готовых блюд стала еще проще и удобнее. В статье также рассмотрено развитие рынка готовой еды в сложных условиях, которые создали пандемия COVID-19 и санкции, при активной стадии импортозамещения и укреплении суверенитета страны, на примере Пермского края. Изучены драйверы роста рынка готовой еды, сформированные под влиянием санкций и блокировки социальных сетей. Обоснован рост и развитие ниши готовой еды в Пермском крае, несмотря на существующую неопределенность рынка.
Рассмотрены вопросы влияния императивов и доминант, задающих вектор развития на формирование кооперационных структур через сложные организационно-правовые схемы. Имеющиеся кооперационные формы в аграрном секторе экономики преимущественно не могут быть признаны эффективными и действенными в текущих условиях хозяйствования и требуют пересмотра. Рассмотрены основные императивы и доминанты, раскрыта их сущность, направленность и роль в обеспечении развития кооперационной системы. Обоснована гипотеза о том, что социально-экономические императивы являются целевыми установками развития сельскохозяйственных кооперационных структур. При этом построение сложных организационных структур через многоуровневую кооперацию позволяет решать задачи не только производственного характера, но и стратегического, правового, маркетингового и прочего на более высоком, масштабном и качественном уровне. Систематизированы различные императивы для развития кооперационных структур, как на уровне регионов, так и на уровне Российской Федерации. Отмечено, что данные императивы имеют между собой связи, в конечном счете они должны работать в определенной сбалансированной экосистеме. Определены условия успешной реализации императивов развития сельскохозяйственных кооперационных структур. В последние годы экосистемный подход стал приоритетным при управлении различными социально-экономическими системами. Представлена классификация основных императивов и доминант сельскохозяйственных кооперационных структур в национальной экономике. Концептуально целесообразно рассматривать финансово-экономические, административно-правовые, социально-идеологические, производственно-технологические, координационно-управленческие императивы именно в рамках более общего экосистемного подхода. Это позволит все элементы экосистемы сельскохозяйственной кооперации выделить в связанную инновационно восприимчивую гибкую и адаптивную структуру, ориентированную на устойчивое развитие. Вне всякого сомнения устойчивость кооперационной системы связана с наличием значительной государственной поддержки в бюджетах всех уровней: федеральном, региональном и местном на системной основе. Финансово-экономические императивы в контексте экосистемного подхода формулируют задачи стейкхолдерам в лице регионального Минсельхоза обеспечивать финансовые условия для реализации инвестиционных и инновационных проектов и грантов участникам кооперационной системы. Анализ имеющихся и потенциальных противоречий, сложившихся в сельскохозяйственной кооперационной системе, может служить базой для формирования методологических основ развития экосистемных кооперационных отношений. Необходимо выходить на конкурентоспособные организационные формы через современные механизмы самоорганизации и саморазвития, внедрения системы умной кооперации и цифровой экономики. Вопросы взаимного влияния императивов, особенностей взаимосвязей и характера взаимосвязи в общей экосистеме сельскохозяйственной кооперационного развития требуют дополнительного исследования.
Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.
Поведение служащих, направленное на карьерный рост, обусловлено мотивами поведения людей в рамках их профессиональной деятельности. Управление карьерой в организациях происходит в рамках механизма управления кадрами - единого кадрового цикла. В статье проанализированы основные элементы единого цикла: «должностной рост» и «профессиональный рост и развитие» как составляющие управления карьерой. Обычно термин «должностной рост» определяется как некое повышение должностного авторитета в организации, социальной роли, степени и пространства влияния работника. Современная отечественная наука опирается на базовые положения М. Вебера, который считает, карьерный рост - объективный процесс перемещения служащих по иерархической лестнице, а сама карьера может быть запланирована и предсказуема. В некоторых случаях продвижение по карьерной лестнице четко регламентировано. Второй элемент единого кадрового цикла - «профессиональный рост и развитие служащих» обычно определяется как развитие имеющихся у него профессиональных и личностных качеств, а также приобретение служащими новых знаний и компетенций, необходимых для качественного выполнения своих функциональных обязанностей. Должностной рост - один из важных мотивов в деятельности служащих, свидетельствующий о высокой оценке профессиональной квалификации и является мотиватором его деятельности, но не для всех, так как кроме увеличения финансового вознаграждения, растет и ответственность, и сложность поставленных задач, на что не все готовы. Поэтому планирование карьеры должно быть четко связано с индивидуальными особенностями, целями и задачами, потребностями и мотивами конкретного служащего. В статье рассмотрены основные мероприятия управления карьерой служащих (организаций сектора реальной экономики и государственных гражданских служащих) в контексте единого кадрового цикла: отбор и расстановка кадров, оценка кадров, мотивация деятельности, обучение, адаптация, противодействие коррупции. Реализация мероприятий единого кадрового цикла позволяет выстраивать карьеру работников, повышать их удовлетворенность трудом и добиваться высокой эффективности деятельности как отдельных работников, так и организации в целом.
В исследовании поднимается проблема вычисления экономического эквивалента человеческой жизни с точки зрения управления безопасностью. Общество находится в защищенном и безопасном состоянии при условии, что выделенных средств на обеспечение безопасности более чем достаточно. В этих условиях целесообразно человеческую жизнь оценивать в денежных единицах, что делает соизмеримыми расходы на обеспечение безопасности и социальные выплаты, в случае гибели или травмы человека. Анализируются методы определения экономического эквивалента человеческой жизни. Выделяется ряд факторов, влияющих на вычисление экономического эквивалента человеческой жизни, среди которых среднедушевой располагаемый денежный годовой доход и коэффициент смертности. Отмечается конкретная связь и взаимозависимость между средним возрастом человека и экономическим эквивалентом Э0 жизни новорожденного. Выполнен критический анализ имеющихся методик теоретического расчета экономического эквивалента человеческой жизни, который позволил выявить их существенный недостаток, а именно игнорирование наличия временной эволюции экономического эквивалента человеческой жизни в соответствии с определенным эволюционным уравнением, что является источником дополнительных ошибок при количественных расчетах в аспекте использования упомянутых методов. Выведены уравнения динамики экономического эквивалента человеческой жизни Э (t), решение которых получено в зависимости от характера изменения экономического ресурса системы P. Математический анализ показывает, что уравнения, составляющие теоретическую основу классических методик расчета экономического эквивалента человеческой жизни, могут лишь приближенно описать поведение социально-экономической системы в весьма узком интервале управляющих параметров для идеализированного случая - близости системы к состоянию равновесия. На основании результатов математического моделирования предложен уточненный алгоритм вычисления экономического эквивалента человеческой жизни, являющийся более общим, ибо искусственно не привязан к конкретному виду функции распределения, что значительно расширяет область его практического применения с целью количественного расчета Э (t) - важного инструмента управления безопасностью.
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
Представлено определение конкурентоспособности организации, рассмотрены ее критерии, оценены позиции искусственного интеллекта в рамках критериев конкурентоспособности организации. Рассмотрены отечественные и зарубежные инструменты практического применения для бизнеса, которые созданы на базе искусственного интеллекта и охватывают все актуальные бизнес-процессы в разнообразных отраслях, таких как производство, сельское хозяйство, финансы и страхование, информационные технологии, маркетинг, менеджмент, творческие виды деятельности, транспорт, здравоохранение. Рассмотрены конкретные бизнес-процессы, включающие в себя работу с персоналом, логистику, производство и реализацию продукции и услуг, коммуникацию с клиентами, контрагентами и персоналом, сервис и т. п. Приведено обоснование влияния применения технологий искусственного интеллекта на конкурентоспособность и эффективность бизнеса в четвертой промышленной революции. Примеры приведены в конкретных и измеримых единицах; указан процентный прирост производительности за счет внедрения рассматриваемых технологий. Рассмотрены основные технические параметры нейронных сетей и искусственного интеллекта. Дана оценка экономического эффекта от внедрения технологий на базе искусственного интеллекта. Также в общих чертах отмечено влияние анализируемых технологий на рынок труда, рассмотрены некоторые прогнозы, проанализирована структура вакансий в стране-лидере по IT. Рассмотрены социологические опросы относительно общественного отношения к технологиям на базе искусственного интеллекта. Сделаны выводы о влиянии применения технологий искусственного интеллекта на эффективность и конкурентоспособность бизнеса, отмечены сильные и слабые стороны рассматриваемых технологий, рассмотрены тенденции развития и распространения технологий на базе искусственного интеллекта.
Представлены результаты исследования двух взаимосвязанных проблемных областей: первая - поиск инструментов повышения производительности труда в нефтегазовых компаниях в условиях глобального энергетического и климатического кризиса, вторая - подбор факторов, влияющих на результаты деятельности фирмы. Предыдущие исследования показали, что инновации в бизнес-моделях являются основным фактором выживания и роста эффективности фирм, особенно в инновационных отраслях. Однако роль показателей устойчивости в моделях управления крупных корпораций, ориентированных на достижение целей ООН в области устойчивого развития и системы показателей ERM, носит косвенный характер, зачастую обсуждается теоретически, а эмпирические исследования для нефтегазового сектора все еще отсутствуют. Таким образом, в настоящем исследовании рассматривается значение параметров устойчивого развития в системе показателей эффективности управления (выручка предприятия; деловая активность; углеродоэффективность; энергоэффективность) и их промежуточная роль в конкурентных преимуществах лидеров нефтегазового рынка. В исследовании использовались данные контент-анализа годовых финансовых отчетов и корпоративных нефинансовых отчетов с сайтов ведущих компаний нефтегазового рынка. Гипотезы были проверены с помощью корреляционного анализа и эконометрического моделирования. Данное исследование может быть полезно для различных компаний нефтегазового сектора экономики, формирующих конкурентные преимущества в соответствии с целями устойчивого развития. Результаты исследования представляют собой дополнение к научной эмпирической литературе о том, как повысить производительность фирмы за счет соблюдения экологических требований в результате организационных изменений.
На основе результатов социологических опросов исследуется тема трезвого образа жизни. Методами стандартизированного и свободного интервью в фокус-группах было выявлено мнение врачей-наркологов и учителей общеобразовательных школ о том, что представляет собой трезвость, каковы мотивы ее выбора, положительные эффекты, каково отношение общества к тем, кто придерживается трезвого образа жизни и к тем, кто употребляет алкоголь. В ходе исследования определено, что трезвость не является для респондентов абсолютной категорией, и в ее понятие включается умеренное потребление алкоголя в соответствии с общепринятыми нормами. Мотивационная сторона выбора трезвости у здоровых людей связана с такими ценностями, как здоровье, семейное благополучие и религиозные нормы. У ранее зависимых от алкоголя лиц мотивация определяется позитивными или негативными примерами из ближнего окружения, способами проведения досуга, исключающими спиртное, и сохранением значимых отношений с близкими. Положительные эффекты выбора трезвого образа жизни в целом, по мнению респондентов, характеризуются укреплением здоровья, социальной активностью и широким кругом общения. У ранее зависимых лиц здоровый и трезвый образ жизни видится в отсутствии социальной деградации и сохранении своего социального положения. Значительная часть из них считает, что эти программы результативны. С целью формирования среди населения республики трезвого образа жизни каждая группа опрошенных экспертов выделила характерные меры. Среди них - профилактическая работа с молодежью, улучшение условий труда врачей-наркологов и материально-технической базы наркологических служб, развитие сети государственных реабилитационных центров, а также предоставление условий для досуга, исключающего потребление спиртного, усиление контролирующих и запретительных мер, препятствующих росту и распространению алкоголизации населения, мотивирующие меры, способствующие внутренней потребности человека к следованию здоровому образу жизни.
Актуальность данной статьи обусловлена сложностью как самого феномена лидерства, так и его оценки. Существует огромное количество различных методик, направленных на оценку лидерства и его качеств, но универсальной методики на данный момент нет. Стремление исследователей выделить универсальный инструментарий, позволяющий наиболее точно раскрыть и оценить лидерство, является актуальной задачей и в настоящее время. Это необходимо для выработки рекомендаций по более эффективному управлению и руководству организациями и коллективами. В настоящей статье представлены результаты социологического исследования на тему «Лидерство в воинском коллективе, его критерии и оценка подчиненными» ( n = 300, 2023 г.). Данное исследования проведено среди курсантов военного института войск национальной гвардии России. Для проведения социологического исследования применялись следующие методики: методика «Эффективность лидерства», метод оценки «360 градусов» и интервьюирование. Для качественного исследования эффективности и оценки лидерства оно было представлено в виде системы, включающей в себя отдельные компоненты и критерии. Эти компоненты рассмотрены посредством выделения характеризующих показателей. Раскрывается содержание каждого критерия и подтверждается его связь с феноменом лидерства. Обосновывается возможность оценки лидерства через отдельно выделенный критерий. Подтверждаются выводы, полученные в теоретической части на основе результатов проведенного социологического исследования. На основании проведенного анализа и полученных выводов по теоретической и практической части дается общая оценка феномену лидерства и выделяются критерии, позволяющие получить наиболее обоснованные и объективные результаты.
Рассматриваются основания и дискуссионные стороны социальной рекламы как фактора формирования мировоззренческих установок и ценностных ориентаций россиян в настоящее время в рамках реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Национального проекта «Демография». На основе анализа демографических показателей государственной статистики обосновывается необходимость особого внимания к формированию традиционных семейных ценностей в российском обществе как основы развития современного социума. Одним из действенных инструментов реализации информационно-коммуникационной политики по сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей при формировании ценностных ориентаций россиян является социальная реклама. Анализируются различные аспекты социальной рекламы как многогранного и сложного явления. Социальная реклама традиционных семейных ценностей анализируется в рамках национальных проектов с учетом соответствия направленности социальной рекламы, выявленной в ходе исследований российского социума. Контентанализ содержания социальной рекламы семейных ценностей выявил региональное разнообразие и одновременно ограниченность информационного наполнения рекламных посланий, реализуемых за последние годы в российском обществе. Анализ результатов реализации социальной рекламы семейных ценностей показал первоначально низкую эффективность рекламных компаний, проводимых в каждом регионе самостоятельно властными структурами в рамках Национальных проектов. Обосновывается необходимость усиления государственного контроля разработки и размещения социальной рекламы в рамках реализации рекламных кампаний. Анализируется опыт централизации разработки и размещения социальной рекламы традиционных ценностей в рамках Национального проекта «Демография» с учетом предпочитаемых россиянами актуальных направлений социальной рекламы, выявленных в исследованиях ВЦИОМ.
Статья базируется на результатах социологического исследования студенческой молодежи в городе-миллионере и раскрывает специфику социологического исследования селф-трекинга, связанную прежде всего с изучением отношений между врачом, рекомендующим селф-трекинг, и пациентом, использующим его, а также с компаративным анализом различных социальных групп, являющихся потребителем данной технологии. Статья посвящена особенностям самомониторинга молодежи с помощью цифровых устройств, которые раскрываются на основе эмпирического исследования, проведенного авторами в 2023 г. среди студентов вузов г. Перми. В качестве методологии исследования выбрана теория мобильности Дж. Урри. Одной из задач исследования был поиск ответа на вопрос: является ли селф-трекинг для молодого поколения средством диагностики состояния своего здоровья («селф-трекинг для себя»), или потребление трекинг-гаджетов в современных условиях становится показателем определенного социального статуса («селф-трекинг для других»)? Авторы склоняются к первому тезису. В результате исследования была сконструирована собственная типология студентов по селф-трекингу: «зависимые», «независимые», «самодостаточные» и «умеренные», выявлена распространенность представленных типов. Доминирующим становится достаточно благоприятный тип «независимые», характеризующийся отсутствием болезненной привязанности к трекинг-гаджетам и не нацеленный на публичное представление в социальных сетях своих зафиксированных данных. Согласно результатам исследования, на регулярность отслеживания состояния своего здоровья влияет характер перемещений студентов по городу. Были выявлены наиболее распространенные устройства для трекинга среди городской молодежи. Из широкого перечня таких устройств студентам известны в основном фитнес-браслеты, смарт-часы, что также отражает повышенный интерес к характеру мобильности молодежи.
Анализируется уличное искусство как форма современного искусства, входящего в предметное поле социологии искусства. В настоящее время во многих крупных городах России отмечается увеличение количества стрит-арт-объектов. Пермь также соответствует данной тенденции. Помимо этого, возрастает разнообразие практик, связанных с уличным искусством (фестивали уличного искусства, выставки уличных художников, экскурсии по стрит-арт-объектам, статьи в СМИ, фотографии в социальных сетях и многое другое). Все это показывает возрастающий интерес к этой сфере деятельности. Особенно интересна в данном контексте молодежь, поскольку чаще всего именно она является основной аудиторией уличного искусства, а также именно молодые люди создают стрит-арт-объекты. Это позволяет говорить о том, что молодежь, с одной стороны, является объектом уличного искусства, а с другой стороны, его субъектом. Такое двойственное положение молодежи делает ее наиболее интересной в изучении данной проблематики. В статье рассматриваются результаты проведенного в Перми исследования, которые сравниваются с результатами ранее проведенных исследований в Екатеринбурге. Анализ осуществлялся по следующим эмпирическим показателям: информированность об уличном искусстве, эмоциональное отношение к уличному искусству и его формам, субъективная оценка роли уличного искусства в жизни города и горожан, соотношение понятий «уличное искусство» и «вандализм». Описаны выявленные особенности отношения к уличному искусству среди молодежи. Проведенный анализ и выявленные тенденции отношения молодежи к уличному искусству могут быть полезны при выработке городской политики в сфере уличного искусства.
Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе. Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпрофильную подготовку. На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018-2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания собственных возможностей, способностей, желаний, что позволяет оценить себя как профессионала. Определение уровня профессионального самоопределения позволяет студенту выявить профессиональную область приложения своих знаний и умений для достижения жизненного успеха. Впервые вопрос профессионального самоопределения встает перед молодым человеком в школьные годы. Именно в этот период важно осуществить правильный профессиональный выбор с учетом имеющихся индивидуальных способностей. В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения научной категории «профессиональное самоопределение», представлены результаты анализа выявленных тенденций профессионального самоопределения среди выпускников школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Целью данного исследования является изучение и анализ уровня профессионального самоопределения молодежи, а также выявление степени удовлетворенности выбранной профессии. Автором проведен социологический опрос среди студенческой молодежи в сентябре 2023 г. на базе Тюменского индустриального университета. Результаты исследования показали высокий уровень профессионального самоопределения студентов, что подтверждается повышенной мотивации к учебной деятельности и интересом к избранной профессии. Согласно проведенной оценке, высокий уровень профессионального самоопределения и выстраиваемая молодежью профессиональная траектория обучения способствует построению карьеры по выбранной специальности, что помогает разрушить все стереотипы о выбранном направлении, а также обрести уверенность в будущей профессии. Это выводит человека на уровень профессионального самоопределения в целях поиска путей развития себя как компетентного специалиста. Кроме того, как считает автор для улучшения ситуации в области профессионального самоопределения необходимо начинать в школьные годы знакомить обучающихся с многообразием специальностей для построения будущей профессиональной карьеры.
В настоящее время искусственный интеллект начинает занимать лидирующее место во многих областях нашей жизни, раскрывая перед человеком многообразные возможности его применения, улучшая качество человеческой жизни и расширяя горизонты самореализации человека. Появилась необходимость использования инновационной технологии в системе образования для повышения качества обучения студентов. Использование цифровых технологий в образовательной системе способствует решению ряда актуальных проблем, связанных с изменениями содержания традиционного обучения, недостаточным вниманием к удовлетворению индивидуальных потребностей студентов и необходимостью повышения результативности обучения. В статье представлено научное обоснование понятия «искусственный интеллект», раскрывается содержание научных подходов к изучению данной научной категории, которые проанализированы автором. Одновременно изучено мнение студентов Тюменского индустриального университета в отношении использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, оценена практическая полезность данной технологии в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов. Содержание статьи раскрывает потенциал цифрового образования в вузе, возможности создания креативной среды обучения с учетом применения информационно-коммуникативных технологий. Кроме того, автором обозначены основные сферы применения и векторы развития данной технологии в учебном процессе; указаны преимущества и выявлены потенциальные риски, возникающие в условиях использования искусственного интеллекта. Следует отметить, что недостаток опыта применения искусственного интеллекта не позволяет в полном объеме определить их. Однако результаты исследования способствуют пониманию важности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения студентов для формирования креативных навыков, являющихся необходимым элементом для успешного профессионального развития будущего специалиста, что порождает необходимость дальнейшего изучения данной проблематики,
Рассматриваются особенности (де)профессионализации сферы гражданской науки на примере проектов гражданской науки в различных сферах в России. Методологической базой исследования выступают 60 различных проектов из разных сфер гражданской науки, осуществленных в России. Материал, который анализировался в рамках исследования, - отчеты и публикации в СМИ, освещающие результаты настоящих проектов. В рамках анализа нами были выделены схемы. Рассмотренные в исследовании схемы свидетельствуют о сохранении доминирования экспертной монополии над инициативами, реализуемыми учеными-любителями. При этом наиболее иерархиезированными выступают естественно-научные проекты гражданской науки, а также технические сферы гражданской науки, в то время как гуманитарные сферы гражданской науки в большей степени открыты для диалога и взаимодействий между исследователями. Кроме того, в рамках гуманитарных наук развивается активное сотрудничество между исследователями - профессионалами и непрофессионалами. Исследование проектов гражданской науки позволяет заключить, что эта сфера представляет собой синтез экспертной монополии и развития кооперации и сотрудничества между исследователями - профессионалами и непрофессионалами. При этом ключевой вектор исследования инициатив гражданской науки смещается в сторону индивидуальных проектов и локальных инициатив, позволяющих наиболее полно поддерживать участие непрофессионалов исследователей в развитии гражданской науки. Также следует отметить важность установления активного диалога и постепенной (де)профессионализации большинства сфер и инициатив гражданской науки для развития в целом научного знания и активного привлечения научных волонтеров для участия в инициативах.
В современных условиях руководители располагают достаточным арсеналом мотивационных средств. В статье рассматриваются современные инструменты мотивации персонала в быстро меняющихся повседневных обстоятельствах. Одной из главных проблем современных российских компаний является высокий уровень текучести кадров. Это актуально как для недавно созданных предприятий, так и для успешно действующих корпораций с высоким показателем эффективности. Наблюдения, опросы и тематические исследования показывают, что определенные инструменты обычно не пользуются популярностью. Основная причина заключается в том, что управляющие не до конца представляют себе их значимость и вообще их наличие. Если обратиться к мотивационным инструментам, то уместно заметить, что их рациональное применение может привести к переменам и способствовать дальнейшему совершенствованию управления самым важным ресурсом компании - ее персоналом. Понятие мотивации труда не так хорошо понимается за рубежом, как в России. В местной практике считается, что все россияне работают только за деньги. Понятно, что каждый гражданин работает ради материального вознаграждения, а не ради собственного удовлетворения. Однако материальные стимулы должны сопровождаться нематериальными стимулами. Некоторые теоретики в области мотивации утверждают, что все известные теории отражают научные явления, в то время как другие утверждают, что они охватывают все. Однако исследователи мотивации пришли к выводу, что универсальной и всеобъемлющей теории не существует, поскольку системы мотивации должны быть адаптированы к изменяющимся условиям организации, компании, общества, отрасли или глобальной экономики.
Рассматривается цивилизационная ветвь исторического процесса, в котором, наряду с формационной и эпохальной ветвями, происходит ее протекание. Отмечается, что цивилизационная ветвь представляет собой развитие социальной жизни людей, являющейся их подлинной жизнью, отвечающей природе рода «человек». И поэтому среди ветвей исторического процесса, состоящих в изменениях экономической жизни и в развитии форм общественного сознания, она основная и сущностная, адекватная по своему содержанию тому, что является социальным прогрессом. Указывается что цивилизация возникает с появлением у людей социальных отношений при переходе их от присваивающей деятельности к производящей, что проходит она в своем развитии три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную, основанные на ручной, машинной, автоматизированной технологиях производственной деятельности людей, вследствие чего происходит изменение общественной формы социальной жизни этих стадий цивилизации. Развитие цивилизационной ветви осуществляется самими людьми, но не как им вздумается, а так, как позволяют это их средства производства, т. е. объективно. Подчеркивается, что развитие исторического процесса является следствием не радикальных подвижек в формационной его ветви - смене форм собственнических (экономических) отношений людей, как это многими считается, а результатом создания людьми, ведущими социальную жизнь, новой техники и технологии производственной деятельности. В статье дается представление о предполагаемом будущем цивилизационной ветви исторического процесса после прекращения существования капитализма и смене ее только социальным прогрессом, которым он до этого во всей своей полноте не был.
Издательство
- Издательство
- ПНИПУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- Юр. адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- ФИО
- ТАШКИНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@pstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2198067
- Сайт
- https://pstu.ru