Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Строительство
Экономическая составляющая риска является обобщением технико-экономического обоснования внедрения инновации, а также сметного (калькуляционного) расчета вклада продуктовых (инновационные дорожно-строительные материалы и конструкции) и технологических инноваций (технологии выполнения дорожных и мостовых работ) в экономическую эффективность инновационных проектов транспортном строительстве, а также процедур проверки соответствия достигаемых результатов
Список литературы
1. Стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годы / утв. распоряжением Федерального дорожного агентства от 03.03.2021 № 771-р. - М., 2021.
2. Повышение долговечности транспортных сооружений и безопасности дорожного движения: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Изд-во КГУ, 2008.
3. Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сборник трудов Международной научной конференции, Воронеж, 11-13 ноября 2019 г. - Воронеж: Издательство “Научно-исследовательские публикации”, 2020. - 1950 с.
4. Транспорт России: проблемы и перспективы - 2021: материалы Международной научно-практической конференции. 09-10 ноября 2021 г. - СПб., 2021- 333 с.
5. Ермошин, Н.А. Методические аспекты бизнес-оценки эффективности инвестиций в строительство автомобильных дорог / Н.А. Ермошин, О.А. Кузнецова // Транспорт России: проблемы и перспективы - 2020: материалы Юбилейной международной научно-практической конференции / ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, 2020. - СПб., 2020. - С. 85-89. EDN: VPQJUC
6. Ермошин, Н.А. Моделирование и оценка риска разрушения дорожной одежды на автомобильных дорогах / Н.А. Ермошин // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сборник трудов международной научной конференции / ФГБОУ ВО “Воронежский государственный университет”. - Воронеж, 2020. - С. 1365-1371. EDN: NLDWRL
7. Инновации и перспективы развития горного машиностроения и электромеханики: IDME-2018: сборник тезисов / Санкт-Петербургский горный университет. - СПб., 2018. - 235 с.
8. Оценка технических рисков в техническом регулировании дорожного хозяйства / Ю.Э. Васильев, Ш.Н. Валиев [и др.]. - М.: МАДИ, 2017. - 295 с. EDN: ZMFZEX
9. Методологические основы оценки технических рисков в менеджменте качества дорожного хозяйства / О.Ф. Шахов, Ш.Н. Валиев [и др.] / НАУКОВЕДЕНИЕ. - 2015. - Т. 7, № 6 (ноябрь-декабрь 2015). EDN: VOBHPL
10. Столяров, В.В Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска / В.В. Столяров; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов: СГТУ, 1994. - Ч. 1. - 184 с.
11. Мартинсон, В.Л. “Основные этапы развития строительного контроля в сфере дорожного хозяйства Российской Федерации” / В.Л. Мартинсон, Н.В. Быстров // Дороги и мосты: сборник. - 2022. - Вып. 47. - С. 11-34.
12. Кокодеева, Н.Е. Техническое регулирование в дорожном хозяйстве: монография / Н.Е. Кокодеева, В.В. Столяров, Ю.Э. Васильев. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. - 232 с. EDN: QNXTFX
13. Проблемы долговечности цементных бетонов / П.Б. Рапопорт, Н.В. Рапопорт, А.В. Кочетков, Ю.Э. Васильев, В.В. Каменев // Строительные материалы. - 2011. - № 5. - С. 38-41.
14. Cтатистические методы контроля качества при производстве цементобетона и цементобетонных смесей / Ю.Э. Васильев, В.Г. Полянский, Е.Р. Соколова, Р.Б. Гарибов, А.В. Кочетков, Л.В. Янковский // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 101. EDN: PBIQLD
15. Диагностика и паспортизация элементов улично-дорожной сети системой видеокомпьютерного сканирования / Ю.Э. Васильев, А.Б. Беляков, А.В. Кочетков, Д.С. Беляев // Науковедение. - 2013. - № 3 (16). - С. 55.
16. Состояние нормативного обеспечения инновационной деятельности дорожного хозяйства / С.П. Аржанухина, А.А. Сухов, А.В. Кочетков, С.В. Карпеев // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - № 9. - С. 40. EDN: MUYOLN
17. Нормативное и технологическое развитие инновационной деятельности дорожного хозяйства / С.П. Аржанухина, А.В. Кочетков, А.С. Козин, Д.А. Стрижевский // Науковедение. - 2012. - № 4 (13). - С. 69.
18. Cтатистические методы организации контроля качества при производстве дорожно-строительных материалов / А.В. Кочетков, Ю.Э. Васильев, В.В. Каменев, В.Л. Шляфер // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 5 (72). - С. 46-51. EDN: ONDEXH
19. Методологические основы оценки технических рисков // Н.Е. Кокодеева, В.В. Талалай, А.В. Кочетков, С.П. Аржанухина, Л.В. Янковский / Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - 2012. - № 28 (47). - С. 126-134.
20. Методические подходы совершенствования нормативного обеспечения технического регулирования дорожного хозяйства с учетом теории риска // В.В. Столяров, Н.В. Щеголева, Ш.Н. Валиев, А.В. Кочетков / Грузовик. - 2016. - № 7. - С. 45-48. EDN: WFRYZB
21. Состояние и перспективы развития нормативной базы в области мостостроения для соблюдения требований ТР ТС 014/2011 “Безопасность автомобильных дорог” / С.В. Гошовец, А.В. Козлов, Н.В. Илюшин, Н.Ю. Новак // Дороги и мосты. - 2023. - № 1 (49). - С. 11-30. EDN: CJWVLR
22. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020612667. TST-RISK / Акулова Н.Е., Щеголева Н.В., Столяров В.В. - 28.02.2020; заявл. № 2020611749 от 18.02.2020.
23. Shchegoleva, N.V. The procedure of analysis, assessment and risk reduction of vehicle collisions on a multi-lane road / N.V. Shchegoleva, V.V. Stolyarov, A.V. Kochetkov // Russian Journal of Building Construction and Architecture. - 2021. - No. 3 (51). - P. 93-103.
24. Comparative risk analysis of using the markings for ground and raised pedestrian crossings / V. Stolyarov, N. Schegoleva, A. Kochetkov, V. Talalay, Y. Vasiliev // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Vol. 1116. - P. 598-605. EDN: UEDOMJ
25. Software modeling application for verification of transportation planning engineering hypotheses / N. Shchegoleva, C. Gorshenina, V. Talalai, D. Smirnova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019. - BRISTOL, 2020. - P. 012055.
26. Digital technologies in the survey of road sections / N.V. Shchegoleva, N.E. Akulova, P.M. Salamah in, A.R. Asoyan, A.N. Pronnikov // Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020. - BRISTOL, ENGLAND, 2020. - P. 012192. EDN: MWSJDX
27. Ensuring the operational reliability of roads on the horizontal curves using tst-risk software / N. Shchegoleva, V. Stolyarov, N. Akulova, V. Talalay // Transportation Research Procedia. Ser. “International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems”. - 2021. - P. 617-623. EDN: FPSQFG
28. Sbornik_Ustoychivoe-razvitie-ter_IAG_2024 [Электронный ресурс]. - URL: https://euis.mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2024/Sbornik_Ustoychivoe-razvitie-ter_IAG_2024.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
29. Ковтун, И.В. Методика оценки экономической эффективности применения инновационных материалов и технологий при реализации проектов развития сети автомобильных дорог Минобороны России / И.В. Ковтун // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2022. - № 4. - С. 41-47. EDN: IOIHRU
30. Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов / Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева. - СПб., 2023. - 297 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены проблемы термомеханических повреждений колес грузовых вагонов при их роспуске на немеханизированных горках. Колесо, которое в процессе башмачного торможения находится не на башмаке, осуществляет торможение скольжением по рельсу, что и является причиной образования на его поверхности термомеханических повреждений в виде односторонних ползунов. Предложена конструкция противоползунной системы, обеспечивающая возможность проворота колеса вокруг своей оси на некоторый угол, чтобы изменить поверхность торможения. Установка на тормозной позиции немеханизированной горки систем противоползунной системы не вносит изменений в практику технологии башмачного торможения. На основе математического моделирования проведен тепловой расчет для определения минимально допустимой длины торможения колеса в режиме юза для немеханизированной горки. В качестве граничного критерия оценки допустимой продолжительности юза принята температура на поверхности контакта неподбашмаченного колеса и рельса. На основе результатов проведенных исследований сделаны выводы о динамике формирования неравномерного изнашивания кругов катания колесных пар и решены вопросы оптимизации физико-механических характеристик разгружающего модуля противоползунной системы работающей в динамически нагруженных условиях эксплуатации. Режим юза как процесс при торможении отцепов на немеханизированных горках является частью технологического процесса, поэтому в работе была поставлена задача определить рациональную его длину, при которой сформированная при торможении поверхность контакта не будет переходить в стадию интенсивного изнашивания. Решен вопрос определения оптимальной твердости разгружающей балки и минимизации угла поворота колеса относительно рельса.
Представлены результаты исследования биопозитивных подходов к проектированию систем водоотведения для автомобильных дорог в условиях изменяющегося климата. Анализ проблемы показывает, что увеличение частоты и интенсивности экстремальных осадков, связанное с глобальными климатическими изменениями, создает дополнительные гидрологические нагрузки на дорожную инфраструктуру, что приводит к повышению риска размывов, подтоплений и разрушений земляного полотна. Для оценки гидрологических параметров использована статистическая модель Гумбеля, позволяющая прогнозировать интенсивность осадков с учетом их вероятностного характера. Проведены расчеты интенсивности осадков и пропускной способности водоотводных систем для различных периодов повторяемости (10, 100 и 1000 лет). Результаты анализа подтвердили необходимость уточнения расчетных методов и увеличения размеров водоотводных устройств для адаптации дорожной инфраструктуры к изменяющимся климатическим условиям. Особое внимание уделено интеграции биопозитивных подходов, направленных на снижение техногенных нагрузок и минимизацию негативного воздействия на природные экосистемы. Предложены рекомендации по использованию экологически устойчивых материалов, улучшению конструктивных решений и разработке комплексных моделей оценки биопозитивности объектов дорожно-строительного комплекса. Полученные результаты способствуют формированию научно обоснованных подходов к проектированию дорожной инфраструктуры, устойчивой к климатическим изменениям, и могут быть применены при разработке нормативных документов, а также в практической инженерной деятельности.
Асфальтобетоны представляют собой композиционный материал, состоящий из минеральных материалов различного гранулометрического состава и битума. Для регулирования физико-механических и эксплуатационных показателей асфальтобетонов в состав асфальтобетонной смеси вводят дополнительные компоненты. Использование в составе асфальтобетонов различных добавок требует уточнения классической схемы производства асфальтобетонной смеси, определения последовательности введения добавки и технологических режимов ее производства. В большинстве опубликованных работ по использованию структурорегулирующих добавок в составе асфальтобетона не рассматриваются вопросы технологии производства асфальтобетонной смеси. Как правило, в исследованиях указаны полученные результаты без упоминания технологических режимов, в том числе очередности смешивания компонентов. На примере использования измельченных отходов полиэтилена низкого давления в качестве структурорегулирующей добавки проведено исследование по установлению характера влияния на физико-механические показатели асфальтобетонов процесса смешивания. Анализ полученных показателей асфальтобетонных образцов с частицами полиэтилена низкого давления и вычисленные коэффициенты вариации и осцилляции показали, что на качество асфальтобетонной смеси процесс смешивания оказывает значительное влияние. Установлено, что физико-механические показатели образцов асфальтобетона могут варьироваться в пределах 6-15 %, что указывает на формирование существенной неоднородности асфальтобетонной смеси и, как следствие, асфальтобетон будет иметь значительную неоднородность своей структуры при промышленном выпуске. Установлено, что для обеспечения высокой степени композиционной однородности структуры асфальтобетона при использовании в его составе измельченного полиэтилена низкого давления необходимо его вводить в состав асфальтобетонной смеси на этапе смешивания каменных материалов. Битум добавляется в смесь после перемешивания каменных материалов с частицами полиэтилена низкого давления. Такой порядок смешивания обеспечивает минимальное время приготовления асфальтобетонной смеси, снижение потребления энергетических ресурсов, обеспечение эффективности технологии утилизации тары из полиэтилена низкого давления. На примере использования полиэтилена низкого давления в качестве структурорегулируюшей добавки показано влияние процесса смешивания в технологии производства асфальтобетонных смесей на физико-механические свойства асфальтобетона.
Обоснована актуальность проведения исследования динамического характера рабочих процессов кузовных мусоровозов с учетом свободных колебаний рамы автомобиля. Обобщены результаты исследований влияния конструктивного исполнения манипуляторов кузовных мусоровозов с боковой загрузкой на формирование усилий в конструктивных элементах мусоровоза при взаимодействии их с нагрузкой, создаваемой весом контейнера при выполнении рабочих операций: подъем, опрокидывание, опускание. Составлена модель и приведена расчетная схема мусоровоза как колебательной системы. Определен характер колебаний рамы мусоровоза в рабочем режиме. Установлены закономерности формирования усилий в системе «захват - бак - захват». С учетом свободных затухающих колебаний базового шасси выполнены исследования формирования нагрузок и оптимизация параметров серийно выпускаемых механизмов загрузки, а также оригинальных технических решений, подтвержденных патентами на изобретения. Для определения нагрузок, возникающих в системе «захват - бак - захват» серийного «вилочного» захвата, разработаны расчетные схемы и составлены уравнения равновесия действия сил. Полученные зависимости позволяют оценить изменение величины усилий в элементах конструкции захвата за рабочий цикл работы манипулятора с учетом колебаний базового шасси и их отклонение от статических нагрузок. Моделированием сил и моментов в элементах новой конструкции захвата, обеспечивающей вертикальное положение контейнера в процессе его подъема, установлено, что после затухания колебаний базового шасси происходит стабилизация всех сил, действующих в системе, моменты компенсируют действие друг друга таким образом, что суммарный момент стремится к нулю. На основании выполненных исследований дано решение актуальной научно-технической задачи, состоящей в совершенствовании методов расчета машин для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, обеспечивающих повышение эффективности их эксплуатации за счет снижения усилий в элементах конструкции захвата, повышения надежности системы «захват - бак - захват» манипулятора и его привода, повышения производительности мусоровозов и экологичности их работы.
Анализируются композитные конструкции, созданные из древесины и железобетона, которые успешно сочетают преимущества обоих материалов. Подчеркивается рациональное распределение усилий между древесиной и бетоном, что делает такие конструкции экономически выгодными. Древесина, являясь возобновляемым ресурсом, снижает ресурсоёмкость строительства, а бетон обеспечивает долговечность и устойчивость к внешним воздействиям. Отмечено, что сооружения с использованием конструкций из древесины и железобетона отличаются энергоэффективностью и экологичостью. Рассмотрены основные области применения композита из древесины и железобетона. К ним относятся гражданские и промышленные здания, малые мосты и инфраструктурные объекты. Особое внимание уделено современным технологиям, которые демонстрируют эффективность таких материалов при реконструкции исторических зданий и новом строительстве. Отмечены ограничения по величине пролета и условиям эксплуатации. Сделаны выводы о перспективности использования древесно-бетонных композитов для устойчивого и экологичного строительства.
Издательство
- Издательство
- ПНИПУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- Юр. адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- ФИО
- ТАШКИНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@pstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2198067
- Сайт
- https://pstu.ru