В статье рассматриваются методические аспекты преподавания химии в системе среднего профессионального образования. Описаны подходы к организации учебного процесса, методы активизации познавательной деятельности студентов, а также рекомендации для повышения качества преподавания. В работе уделяется внимание проблемным вопросам, с которыми может встретиться преподаватель в процессе обучения химии и предлагаются возможные варианты их решения. Описываются различные современные педагогические технологии, ориентирующие студентов на самостоятельный поиск решения сложных ситуаций и помогающие преподавателю повысить эффективность образовательного процесса в рамках проведения занятия по химии. Определена роль междисциплинарных предметных связей в системе образования и преподавания отдельных дисциплин. Обозреваются наиболее успешные методы и особенности обучения учащихся химическим наукам. Исходя из анализируемых методов и приемов обучения можно сделать вывод, что методика преподавания химии в системе среднего профессионального образования должна быть гибкой и адаптивной, учитывая потребности современной экономики и запросы работодателей. Определяющим фактором все же выступает деятельность преподавателя, который должен быть заинтересован в правильном и грамотном воспитании подрастающего поколения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- УДК
- 372.854. химии
Современная система среднего профессионального образования (СПО) требует применения эффективных методик для формирования у студентов прочных знаний по базовым дисциплинам, включая химию. Химия как наука играет ключевую роль в подготовке специалистов различных технических направлений, так как знание химических процессов и свойств веществ является основой для понимания многих производственных технологий.
Список литературы
1. Васильева, П. Д. Методика преподавания химии: учебное пособие / П. Д. Васильева. - Элиста: Калм. ун-т, 2012. - 102 с. EDN: UHDKHH
2. Дядищев, М. Е. Ученический эксперимент как один из главных методов обучения химии / М. Е. Дядищев // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6-2. - С. 80-84. EDN: GILMQA
3. Овчинникова, М. В. Особенности преподавания химии в системе среднего профессионального образования / М. В. Овчинникова // Состояние, направления и перспективы развития среднего профессионального образования: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 марта 2016 года / Ответственный за выпуск Г.Г. Волков. - Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации “Российский университет кооперации”, 2016. - С. 116-120.
4. Хамитова, А. И. Особенности обучения общей, неорганической и органической химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза / А. И. Хамитова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 20. - С. 464-466.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях глобальных изменений в структуре итоговой аттестации обучающихся СПО становится актуальным вопрос в формировании навыков работы с программным обеспечением для сдачи демонстрационного экзамена по своему профилю направления. В данной статье рассматривается проектирование, практическая доработка и моделирование на базе гипервизора VirtualBox топология сети из демонстрационного экзамена по направлению подготовки 09.02.06 в 2025 году. Приводится текущая топология и предлагается упрощение ее составляющих путем удаления узлов HQ-SW, SRV-Net и CLI-Net, при этом сохраняя функциональность оригинальной схемы при существенном снижении сложности для обучающихся. Оптимизированная версия сети послужила базой бля моделирования на базе гипервизора VirtualBox. Так же продемонстрирована настройка основных сетевых параметров на роутерах в виртуальных машинах. Данный подход позволяет обучающимся обеспечить эффективное освоение практических навыков настройки сетевой инфраструктуры для практической реализации при сдаче демонстрационного экзамена. Кроме этого, в статье приводится понятие виртуализации, гипервизора и его различных типов. Ставится акцент на то, что реализовать топологию сети в рамках сдачи демоэкзамена можно только в хост-система виртуализации первого типа. Исходя из полученные данных можно сделать вывод о целесообразности использования гипервизора VirtualBox как основное средство виртуализации и упрощенной топологии сети, не утратившей функционально значимых зависимостей.
В настоящее время в образовательной сфере одной из главных тем для обсуждения является функциональная грамотность. В данной статье исследуются вопросы, связанные с формированием навыков функциональной грамотности обучающихся на занятиях по изучению предмета Родная (русская) литература в СПО. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня изучения предметов данной области в соответствии с политикой государства по защите и поддержке родных языков народов Российской Федерации и действующим законодательством. В статье содержатся рекомендации по включению в программу по изучению Родной (русской) литературы творчества писателей-земляков, а также произведений художественной литературы, так или иначе связанных с Липецким краем. Знакомство с литературой родного края позволит приобщить обучающихся к ценностям культурного наследия малой родины, сориентировать на формирование интереса и процесса познания, развития творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием прошлого и настоящего страны.
Куратор - основная структурная единица в процессе образования. От качественной работы куратора зависит не только процесс обучения студента за период его учебной деятельности, но и его возможное будущее после окончания учебного заведения. Будучи кураторами академических групп спортивного профиля подготовки, авторы статьи, изучив предшествующий опыт воспитательной работы, разработали и внедрили в свою кураторскую работу систему «Открытая ладонь», основанную на глубоком анализе работы куратора. Академические группы спортивного профиля - это особые объединения по своей структуре. Они включают в себя студентов, занимающихся в различных спортивных секциях и проповедующих различную спортивную философию и психологию. И как правило этот аспект сопряжен с определенными трудностями в создании коллектива единомышленников, потому что лидерские качества есть у каждого спортсмена, и борьба на неформальное лидерство в коллективе может как положительно, так и отрицательно влиять на саму академическую группу. В данной статье авторами рассматриваются методические приемы, разработанные и использованные на практике в своих кураторских группах спортивного профиля подготовки для создания коллектива единомышленников и развития личности студентов и самого преподавателя.
Сфера услуг представляет собой неотъемлемую часть экономики страны, для развития которой важную роль играет высококвалифицированный кадровый потенциал. Сегодня специалист по гостеприимству является одной из современных востребованных профессий. Данная статья посвящена вопросу подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса в системе среднего профессионального образования. Основным этапом для формирования профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса выступает практико-ориентированное обучение. Интеграция компетенции «Администрирование отеля» Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в рабочие программы дисциплин закладывает основу для дальнейшей подготовки к демонстрационному экзамену и способствует освоению фундаментальных навыков, необходимых специалисту по гостеприимству для выполнения трудовых функций в процессе обслуживания гостей. В основной части работы автор приводит обоснование соответствия конкурсных заданий компетенции «Администрирование отеля» профессиональной подготовке специалистов по гостеприимству. Интеграция урочной и внеурочной деятельности рассматривается в качестве успешного инструмента для повышения эффективности практико-ориентированной подготовки будущих специалистов гостиничного сервиса в соответствующей предметной области. В заключении автор анализирует преимущества данной интеграции и возможность применения результатов исследования в образовательном процессе при подготовке специалистов других профилей.
В настоящее время сохранение традиционных культурных ценностей становится приоритетом отечественного образования. Особое значение отводится различным формам активности обучающихся. В статье авторы подчеркивают важность внеклассных мероприятий на интегрированной основе (Литература и Иностранный язык) в институте СПО. На таких занятиях учащиеся имеют возможность практиковать и усваивать то, что они теоретически изучили в процессе аудиторной работы; у них развиваются важные навыки, такие как лидерство, общение, воспитание характера; расширяются умения работы с литературным текстом; формируются четкие представления о сфере применения иностранного языка. Данная статья представляет организацию внеклассного мероприятия по теме «Мама. Семейные отношения», проводимого в рамках программы «Разговоры о Важном». Основной формой организации является литературная гостиница, построенная на основе дискуссии. На каждом этапе решаются задачи по формированию навыков в рамках предметов, а также воспитательные задачи: воспитывать у обучающихся любовь, уважение, заботливое отношение к матери, а также дружеские взаимоотношения, сопереживание, эмпатию; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в студенческом коллективе; поощрять творческие способности обучающихся. На мероприятии используется комплекс методов, связанных с работой с литературными текстами различных жанров (чтение вслух, выделение ключевой и вспомогательной информации, сопоставление информации из текста), методы визуализации, вопросно-ответные методы. Статья имеет практический характер: она может быть полезна педагогам при планировании и организации внеклассных мероприятий на интегрированной основе.
В условиях современного развития общества вопросы воспитания подрастающего поколения имеют большое значение. В данной статье исследуются особенности влияния воспитания на развитие личности, её самоопределение, становление физического, творческого, интеллектуального потенциала. В статье также рассматриваются особенности воспитания детей в разные периоды их развития (дошкольный, школьный, среднее профессиональное и высшее образование). Также анализируются методы воспитания, исходя из методических рекомендаций учебного заведения, отражаются результаты воспитания на процесс социализации. В статье рассматриваются условия реализации личности в современном информационном пространстве, влияние информационных технологий на психоэмоциональное состояние подростка. В статье изучаются вопросы не только родительского воспитания, но также и государственных учреждений. Приводятся примеры позитивного влияния участия подростков в учебной, творческой, спортивной жизни школы, колледжа, университета. Также рассматриваются особенности деятельности педагога в процессе воспитания молодого поколения, умение общаться, оказывать помощь, достойно выполнять свои профессиональные обязанности. Исходя из анализа процесса воспитания в современных реалиях, хочется подчеркнуть, что процесс воспитания - это сложный, но нужный процесс. И только в процессе воспитания человек может овладеть культурными нормами, правилами поведения, ценностями и идеалами.
Жизнь человека в современном мире не представляется без знаний иностранного языка, необходимого как для личных целей, так и для профессионального роста. Структура и временные рамки урока не позволяют в полной мере осуществить достижения главной цели обучения иностранным языкам - формирования коммуникативной компетенции. Существенным подспорьем на пути реализации данной цели является преемственное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Цель данной статьи - показать возможности внеклассной работы для достижения наилучшего результата в обучении иностранному языку и осуществления межпредметных связей в обучении. Актуальность темы обусловлена тем, что в работе подробно рассматриваются принципы организации внеклассной деятельности по иностранному языку, соответствующие целям и задачам иноязычного образования; большое внимание уделяется формированию положительной мотивации в обучении. Внеклассная работа обеспечивает сплочение коллектива в ходе неформального общения при подготовке проведения праздников, фестивалей, совместной работе над проектами. При такой форме работы у обучающихся пропадает страх говорения и допущения речевых ошибок, что способствует совершенствованию речевой практики.
Статья посвящена анализу особенностей преподавания истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Авторами подчёркивается значимость дисциплины «История» в формировании у студентов понимания роли исторической науки и знания истории в обществе. Актуальность исследования обусловлена тем, что система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В статье рассматриваются цели и задачи обучения истории на уровне СПО, а также специфика перехода от школьной системы к профессиональному образованию. Особое внимание уделено сравнению занятий по истории в системе СПО (лекции и практические занятия) и уроков истории в средней общеобразовательной школе, выявлены как общие черты, так и отличия в методологическом и содержательном аспектах, особенно в отношении объема материала и степени самостоятельности студентов. В проведенном исследовании показано, что преподавание истории в образовательных учреждениях СПО выполняет важную адаптационную функцию, подготавливая студентов к дальнейшему обучению в высшей школе.
В данной статье рассматривается понятие эстетического потенциала в математике, а также его составляющие - внутренняя и внешняя эстетика. К внутренней эстетике отнесем значение алгебраических формул, геометрических теорем, алгебраических методов, числовых и буквенных выражений, эстетику овладения математическим познанием.
Внешняя эстетика вбирает в себя изящество геометрических форм, а также красоту аналитической записи. Эстетика геометрических форм прекрасно показывает красоту геометрических построений, узоров, объемных тел, сечений правильных n-угольников и т. д.
Мы также предлагаем конкретные математические определения понятий, которые будут способствовать формированию эстетического потенциала учащихся при знакомстве с объектами разделов аналитической геометрии. Помимо рассмотрения определенных понятий мы дополняем материал увлекательными ретроспективными ссылками и документальными сведениями. Они, в свою очередь, не только развивают эстетический потенциал студентов, но и помогают в формировании познавательного интереса.
Базовыми понятиями аналитической геометрии при формировании эстетики геометрических форм нам послужили различные кривые второго и высших порядков. Например, гиперболу, параболу, кардиоиду, кохлеоиду, астроиду, лемнискату Бернулли, циссоиду, конхоиду Никомеда и многие другие. Мы взяли в рассмотрение следующие кривые: локон Аньези, конхоида Никомеда, овал Кассини, розы, спирали.
Современная система среднего профессионального образования (СПО) в России ориентирована на подготовку специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и универсальными компетенциями. Компетентностный подход к преподаванию математики обеспечивает выпускников навыками, необходимыми для адаптации в изменчивой профессиональной среде. Математика, как дисциплина, играет ключевую роль в развитии компетенций у учащихся. В этой статье рассматриваются теоретические основы компетентностного подхода, роль математики в формировании универсальных компетенций, способы реализации компетентностного подхода при изучении математики а также пример его реализации в виде практического занятия по теме «Корни и степени». Автор анализирует теоретические основы компетентностного подхода, опираясь на работы таких исследователей, как Е. А. Симонова, Е. В. Прямикова, И. А. Зимняя и И. В. Кузнецова и др. и приходят к выводу, что компетентносный подход способствует формированию у студентов не только профессиональных, но и универсальных компетенций, таких как критическое мышление, умение работать в команде и цифровая грамотность. В статье подчеркивается важность внеурочной деятельности, включая олимпиады, деловые игры и проектные задания, для развития ключевых навыков. Предлагаются практические рекомендации по интеграции компетентностного подхода в учебный процесс, включая использование интерактивных методов и современных технологий. Авторы делают вывод, что компетентностный подход способствует подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к вызовам современного рынка труда.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru