В данной статье исследуется специфика законодательного закрепления основных угроз транспортной безопасности в современном обществе. В ходе проведения анализа действующего законодательства выявлены основные угрозы транспортной безопасности, не в полной мере соответствующие актуальному состоянию. Формируется вывод о том, что в нормативно-правовых актах, содержащих в себе перечисление основных угроз транспортной безопасности в большой мере уделяется внимание террористическим актам, и лишь поверхностно идет речь о кибератаках, которые, между тем, способны причинить огромный ущерб, как безопасности граждан, так и безопасности всего государства. Также сделан вывод о недостаточном внимании закона к лицам, являющимся участниками рассматриваемых правоотношений.
Авторами отмечено, что текущее определение транспортной безопасности оказывается неполным и требует пересмотра. Принимая во внимание все вышеизложенное, рекомендуется переформулировать законодательные положения, стремясь к более четкому признанию людей как первостепенных объектов защиты в сфере транспортной безопасности. Кроме того, анализ действующего законодательства выявил, что сфокусированность государственной политики в области транспортной безопасности преимущественно ориентирована на предотвращение и противодействие террористическим угрозам. Однако такой подход не охватывает все сферы рисков, актуальных для современной транспортной системы. Особенно заметен недостаток внимания к растущей опасности цифровых угроз, таких, как кибератаки, которые могут быть направлены против объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым государством, является обеспечение безопасности [1], в том числе, осуществление защиты от различного рода угроз. Понятие «угроза» включает в себя различные формы потенциального риска или вреда, которые могут возникать в любой области человеческой активности. Для предотвращения таких рисков разрабатываются и принимаются специальные меры безопасности. В контексте общественного благополучия, государство принимает на себя ответственность за защиту граждан, стремясь выявлять и устранять потенциальные угрозы в своевременном порядке [9].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 08.08.2024) “О транспортной безопасности” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. - 12.02.2007. - № 7. - Ст. 837.
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 04.07.2019) “Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте” // Собрание законодательства РФ. 09.08.2010. № 32. Ст. 4359.
4. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р (ред. от 05.04.2019) “Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2014. - № 50. - Ст. 7220.
5. Письмо ФТС России от 19.07.2013 № 18-12/31135 “О направлении методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовно-правовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов”) (Извлечение). URL: http://www.customs-code.ru/ по состоянию на 02.05.2017 (дата обращения: 03.02.2025).
6. Борисов А.В. Криминологическая теория и практика предупреждения преступных посягательств на транспортную безопасность Российской Федерации: дисс. доктора наук, 2024. - URL: https://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-teoriya-i-praktika-preduprezhdeniya-prestupnykh-posyagatelstv-na-transpo (дата обращения: 23.04.2025).
7. Голиусов Ю.Ф. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России: евразийский аспект: дисс. доктора полит. наук, 2010. - URL: https://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-transportnaya-politika-kak-faktor-natsionalnoi-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 23.04.2025).
8. Зубарев И.А. Разработка механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России: дисс. канд. эконом. наук, 2011. - URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-mekhanizma-povysheniya-ekonomicheskoi-bezopasnosti-natsionalnoi-transportnoi-sist (дата обращения: 23.04.2025).
9. Челядинов Д.В., Полякова В.А. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // ППД. - 2023. -№4 (54). - С. 69-72.
10. Корякин В.М., Мелконян Д.А. Основные формы разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности // Транспортное право. - 2024. - № 1. - С. 5 - 8.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу понятия и принципов национальной безопасности. Национальная безопасность рассматривается как комплексное явление, охватывающее различные аспекты жизни страны и ее граждан, включая политическую, экономическую, социальную, информационную и военную сферы. С юридической точки зрения, национальная безопасность представляет собой не только фактическое состояние, но и правовой режим, обеспечиваемый системой правовых норм и институтов. Автором отмечено, что в российском законодательстве понятие национальной безопасности закреплено в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Согласно этим документам, национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. В статье отмечено, что в юридической науке и практике выделяется ряд принципов национальной безопасности, которые лежат в основе формирования и реализации государственной политики в этой сфере. Одним из ключевых принципов является принцип законности, который предполагает, что все меры по обеспечению национальной безопасности должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством страны. Этот принцип имеет особое значение в правовом государстве, так как он гарантирует, что деятельность по защите национальных интересов не будет противоречить правам и свободам граждан.
Статья посвящена вопросам совершенствования уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних с учетом международных стандартов. Исследуются ключевые принципы, закрепленные в международных правовых актах, таких как Конвенция о правах ребенка и Пекинские правила, и анализируется степень их имплементации в российское законодательство. Особое внимание уделено проблемам индивидуализации ответственности, внедрения восстановительных технологий, подготовки специалистов и организации правовой помощи подросткам. Делается вывод о необходимости комплексного подхода, сочетающего правовые, психологические и социальные аспекты, для эффективной защиты прав несовершеннолетних в уголовном процессе.
Авторами отмечено, что совершенствование уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних требует комплексного подхода, который бы учитывал как международные стандарты, так и специфику национальной правовой системы. Важным шагом на этом пути является внедрение восстановительных технологий, обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи, создание системы мониторинга и оценки эффективности применяемых мер, а также подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы с несовершеннолетними.
Статья посвящена анализу государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В условиях роста русофобии, дискриминации, масштабных информационных компаний антироссийского характера, разрушения памятников истории и культуры и других проявлений недружественной политики в отношении России и ее граждан, существенно возрастает роль политики государства, направленной на оказание содействия проживающим за рубежом соотечественникам в обеспечении их прав, свобод и законных интересов, их консолидации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, защиты исторической правды о Второй мировой войне, противодействия попыткам её фальсификации и ревизии, продвижению достижений самобытных культур народов России.
Авторы отмечают, что приоритетные направления государственной политики в этой сфере получили закрепление в документах нормативного характера и актах стратегического планирования. Мероприятия, проводимые в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, по сохранению культурной идентичности и исторической памяти, укреплению национального единства, формированию гражданской идентичности, содействию развития связей соотечественников с Российской Федерацией способствуют укреплению позиций России в современном мире как правового и демократического государства, отстаивающего свой суверенитет.
В статье исследуются правовые основы классификации подарков, полученных одним из супругов в период брака, в качестве совместно нажитого имущества. Акцентируется внимание на особенностях процедуры установления законного режима таких подарков и специфике их дальнейшего регулирования в рамках семейного законодательства. Выделяются три значимых фактора, служащих основанием для признания подарка объектом совместной собственности супругов:
1. Предназначенность подарка для обоих супругов: Подарок, вручённый семье в целом, вне зависимости от официальной формы оформления права собственности, рассматривается как объект совместного владения.
2. Использование подарка всей семьёй: Даже если формально владелец указан единолично, систематическое использование имущества всей семьёй может служить аргументом в пользу его перевода в категорию совместного имущества.
3. Модернизация подарка за счёт общих средств: Субъективная оценка значения вложений, сделанных обеими сторонами, играет ключевую роль в изменении статуса подарка и его потенциальном переводе в разряд совместно нажитой собственности.
Для предупреждения вероятных споров и устранения неопределенности рекомендуется сохранение подробной документации, отражающей происхождение подарка, его исходную стоимость и факты последующих изменений. Отдельно подчёркивается значимость включения специальных оговорок, касающихся судьбы подарков, в брачный договор. Правильное оформление документа способно минимизировать риски будущих конфликтов и способствовать честному разделу имущества в случае расторжения брака.
Расторжение брака между супругами - это правовой институт, требующий комплексной оценки обеспечения гарантий имущественных и личных неимущественных интересов всех членов семьи, а не только супругов. Кроме этого, расторжение брака между отдельно взятыми супругами в целом должно встраиваться в государственно-правовую политику семьи материнства, отцовства и детства. В связи с этим в данной статье автор ставит задачу проанализировать виды интересов в семейном праве, нарушаемых при расторжении брака, рассмотреть понятие самих интересов в семейном праве и определить степень реализации правовых гарантий их обеспечения, особенно в отношении несовершеннолетних членов семьи - детей, как наиболее уязвимой группы членов семьи.
Авторами отмечено, что расторжением брака имеет смысл говорить о семье и обеспечении ее интересов исключительно в случае, если семья имела статус семьи с ребенком или несколькими детьми. И в этом случае главным вопросом выступает защита интересов семьи ребенка, которому предстоит в традиционном правовом варианте проживать с одним из родителей - получать от него уход, воспитание и заботу и не утратить аналогичных составляющих родительского воспитания и содержания от родителя, проживающего отдельно от ребенка, а также от родственников с его стороны.
В статье дается характеристика основных аспектов гражданско-правового регулирования договорных отношений в России, а именно рассмотрены виды договоров, их элементы, принципы и механизмы защиты прав. Автором установлено, что договор об образовании - это юридический документ, который фиксирует взаимные обязательства сторон в процессе образовательной деятельности. Он может быть, как письменным, так и устным, однако для большей юридической силы рекомендуется оформлять его в письменной форме.
Отмечено, что договор об образовании имеет важное значение для: установления четких прав и обязанностей сторон; обеспечения правовой защиты обучающихся; регулирования финансовых аспектов образовательного процесса; установления стандартов качества образовательных услуг. Договор об образовании имеет определённую структуры и включает в себя следующие элементы: субъектов договорных отношений, предмет договора, содержание договора, форма договора. Субъектами договорных отношений выступают образовательные организации (например, школа, колледж, университет) и обучающиеся (физические лица) и их законные представители. Предмет договора включает в себя процесс получения образования и связанных с ним услуг, содержит следующие компоненты: образовательные программы, учебные материалы, дополнительные услуги (репетиторство, консультации). Содержание договора (по сути его внутренняя структура) включает условия обучения (продолжительность, форма обучения), права и обязанности сторон, условия оплаты (стоимость обучения, сроки платежей), ответственность сторон за нарушение условий договора. Договор об образовании оформляется в письменной форме, содержит информацию о стоимости платных образовательных услуг, что позволяет избежать недоразумений и обеспечивает юридическую защиту сторон.
В статье рассматриваются особенности правового положения конкурсных кредиторов в процедурах банкротства. Автором рассмотрен конкурсный процесс с законодательно-правовой и теоретической точки зрения. Установлено, что законодательством процедуры банкротства разнятся по таким параметрам, как правовой режим осуществления участниками судопроизводства своих субъективных прав и законных интересов, и мера их ограничения. Начальным этапом конкурсного процесса всегда является процедура наблюдения, в связи с чем ее неофициальным названием является «единый вход в банкротство». Решение о ее введении принимает арбитражный суд, удовлетворяя требование заявителя, инициирующего банкротство. В статье делается акцент на ключевой проблеме, разрешаемой на этапе наблюдения, заключающейся в формировании реестра кредиторов. В него включаются только те кредиторы, которые обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением в тридцатидневный срок с момента публикации сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения. В случае пропуска восстановить данный срок нельзя, даже при уважительной причине. Рассмотрев своевременно поданное заявление, суд принимает решение об удовлетворении либо неудовлетворении изложенной в нем просьбы, порождая у лица, ответственного за ведение реестра, обязанность по включению в этот документ кредитора или, напротив, отклонению соответствующего требования. Все кредиторы, включенные в реестр на этапе наблюдения, автоматически становятся членами собрания кредиторов, а значит, могут принимать участие в его заседаниях, начиная с первого. На основании проведенного исследования, автор приходит к выводу, правовое положение конкурсных кредиторов на разных этапах конкурсного процесса предопределяется особенностями каждой из предусмотренных законом процедур банкротства. Наиболее полно права конкурсных кредиторов реализуются на ликвидационном этапе, то есть в ходе проведения процедуры конкурсного производства, где данные участники могут контролировать действия арбитражного (конкурсного) управляющего, исполняющего функцию организации и осуществления расчетов с должниками банкрота.
В статье дается историко-правовой анализ развития сервитутных правоотношений. Авторами отмечено, что история сервитутного права уходит своими корнями в глубокую древность, начиная с эпохи Древнего Рима. В последующем, распространение римского права в различные части мира стимулировало формирование уникальных систем частного права во многих восточноевропейских государствах. Этот процесс включал в себя адаптацию и рецепцию римского права, что в свою очередь способствовало развитию разнообразных институтов, включая и сервитутное право. Именно благодаря взаимодействию с римским правом, восточноевропейские государства сформировали свои уникальные подходы к регулированию отношений в сфере частного права. По мнению авторов, развитие римской юриспруденции и пандектного учения положило начало к появлению ограниченных вещных прав именно как целостной и самостоятельной цивилистической конструкции. Права на чужие вещи первоначально были закреплены в римском праве, а, следовательно, возникают и первые упоминания, и определения сервитутов. Виды сервитутов были систематизированы в Дигестах Юстиниана, согласно которым они разделяются на две категории: личные и вещные. С развитием и преобразованием общества и системы права, в средние века появилась система вассалитета, т. е. система, складывающаяся в личной зависимости одних феодалов от других. Авторы отмечают, что только в XVIII веке начали появляться первые идеи новой теории имущественных отношений. Одним из ключевых стимулов для этих изменений стала буржуазная революция во Франции. Именно после этого периода был принят первый законодательный акт, который закрепил основополагающие принципы вещных прав - Кодекс Наполеона. В этом кодексе собственность определена как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом». Также в нем были закреплены понятия узуфрукта, пользования, проживания и сервитута. Этот документ заложил основу для современной теории имущественных отношений.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru