Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ЭКФРАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (2025)

Читать онлайн

Интерпретация художественного текста является одним из ключевых уровней читательской грамотности. Но фактически в школе процесс организации интерпретационной деятельности осуществляется в определенной степени только в 8-9 классах, причем чаще всего в формате подготовки к заданиям ОГЭ. В результате в речи обучающихся наблюдаются логические ошибки, она страдает бедностью словарного запаса. Ученики не могут извлечь из текста культурологическую информацию и осмыслить ее в контексте творчества писателя и культуры в целом. Поэтому интерпретационной деятельности необходимо уделять должное внимание, начиная с 5 класса. Благодатным материалом для такой работы, на наш взгляд, могут служить присутствующие в художественных текстах интермедиальные включения, содержащие описания других видов искусства. Психологически возраст детей 5 класса характеризуется стремлением к личностной самоидентификации, активным развитием головного мозга, повышенной эмоциональностью восприятия, развитием словесно-логического мышления, умения рассуждать. Поэтому целесообразно закладывать серьезные основы полноценной интепретационной деятельности именно в этом возрасте. Интермедиальные элементы художественного текста релевантно соотносятся с этими психологическими особенностями и с психологической точки зрения способны внести дополнительный позитив в эти процессы. В предлагаемой статье приводятся классификация внутритекстовых интермедиальных включений и методическая модель их анализа с целью формирования интерпретационных умений школьников. Практическое действие этой модели рассматривается на примере формирования интерпретационных умений пятиклассников при изучении повести-сказки Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В статье демонстрируется, как анализ экфрастических элементов способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, более глубокому пониманию особенностей его композиции, сюжета, образной системы, выявлению отличительных черт его поэтики. Благодаря такому анализу повышается общий уровень художественной подготовки, эстетической и читательской культуры учащихся, стимулируется активная работа их эмоциональной сферы и творческого воображения, происходит их духовно-нравственное развитие.

Ключевые фразы: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, интерпретационные умения, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, экфрасис, экфрастические интермедиальные включения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, культурологический аспект, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Автор (ы): Шуралѐв Александр Михайлович, Асаева Лиана Хазисламовна, Аитов Валерий Факильевич
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
37.02. Общие вопросы дидактики и методики воспитания и обучения
Для цитирования:
ШУРАЛЀВ А. М., АСАЕВА Л. Х., АИТОВ В. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ЭКФРАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА // ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 2025. № 1 (69)
Текстовый фрагмент статьи