Интерпретация художественного текста является одним из ключевых уровней читательской грамотности. Но фактически в школе процесс организации интерпретационной деятельности осуществляется в определенной степени только в 8-9 классах, причем чаще всего в формате подготовки к заданиям ОГЭ. В результате в речи обучающихся наблюдаются логические ошибки, она страдает бедностью словарного запаса. Ученики не могут извлечь из текста культурологическую информацию и осмыслить ее в контексте творчества писателя и культуры в целом. Поэтому интерпретационной деятельности необходимо уделять должное внимание, начиная с 5 класса. Благодатным материалом для такой работы, на наш взгляд, могут служить присутствующие в художественных текстах интермедиальные включения, содержащие описания других видов искусства. Психологически возраст детей 5 класса характеризуется стремлением к личностной самоидентификации, активным развитием головного мозга, повышенной эмоциональностью восприятия, развитием словесно-логического мышления, умения рассуждать. Поэтому целесообразно закладывать серьезные основы полноценной интепретационной деятельности именно в этом возрасте. Интермедиальные элементы художественного текста релевантно соотносятся с этими психологическими особенностями и с психологической точки зрения способны внести дополнительный позитив в эти процессы. В предлагаемой статье приводятся классификация внутритекстовых интермедиальных включений и методическая модель их анализа с целью формирования интерпретационных умений школьников. Практическое действие этой модели рассматривается на примере формирования интерпретационных умений пятиклассников при изучении повести-сказки Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В статье демонстрируется, как анализ экфрастических элементов способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, более глубокому пониманию особенностей его композиции, сюжета, образной системы, выявлению отличительных черт его поэтики. Благодаря такому анализу повышается общий уровень художественной подготовки, эстетической и читательской культуры учащихся, стимулируется активная работа их эмоциональной сферы и творческого воображения, происходит их духовно-нравственное развитие.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В современной теории и методике обучения литературе остро стоит проблема осмысления интерпретации изучаемого произведения в ее реально осуществляемом функциональном значении. Интерпретация художественного текста является одним из ключевых уровней читательской грамотности. Но фактически в школе процесс организации интерпретационной деятельности (установление скрытой связи, осмысление подтекста, формулировка основной мысли, цели и назначения текста) осуществляется в определенной степени только в 8–9 классах, причем чаще всего в формате подготовки к заданиям ОГЭ. Учащиеся часто затрудняются в интерпретации художественного текста. В речи учеников наблюдаются логические ошибки, связанные с ошибочным восприятием и истолкованием прочитанного произведения. В их высказываниях о прочитанном или прослушанном тексте наблюдается также бедность словарного запаса.
Список литературы
1. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1993. 28 с.
2. Асаева Л.Х., Шуралёв А.М., Аитов В.Ф. Анализ внутритекстовых хореографических интермедиальных включений на уроках в школе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2024. № 2 (66). С. 69-76. DOI: 10.24888/2073-8439-2024-66-2-69-76
3. Воронский А.К. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 447.
4. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т.1: Вечера на хуторе близь Диканьки; Т. 2: Миргород. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 664 с.
5. Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ “Перемена”, 2019. 108 с.
6. Звонова С.А. Русская литература первой половины XX века в контексте других видов искусства и феномен экфрасиса. Пермь: Пермская гос. академия искусства и культуры, 2014. 88 с.
7. Куликов А.К. Мифологические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя. Философский анализ. СПб.: Алетейя, 2020. 294 с.
8. Шевчик-Хааке К. Тернии Грюневальда: об экфрасисе и не только. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2022. 208 с.
9. Шуралёв А.М. Полифункциональность художественных концептов в литературном образовании. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. 160 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросам изучения проблемы формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников при обучении иностранному языку. Цель статьи - показать возможность и целесообразность использования практико-исследовательского проекта как одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении десятиклассников лексической стороне речи иностранного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников для оптимизации процесса усвоения иноязычной лексики. Учитывая потребность десятиклассников к планированию, рефлексии и самоанализу, показана необходимость использования практико-исследовательского проекта как педагогической технологии для формирования метакогнитивных стратегий. В статье описаны виды метакогнитивных стратегий, проанализировано их положительное влияние на усвоение лексики иностранного языка, а также предложен адаптированный вариант практико-исследовательского проекта. Предлагается включение в процесс обучения десятиклассников иностранному языку формирование метакогнитивных стратегий на основе практико-исследовательского проекта, направленного на рефлексию собственной деятельности по усвоению лексики английского языка. В статье проанализировано опытное обучение, проведенное в МБОУ «Гимназия № 64 имени В. А. Котельникова» города Липецка с учащимися десятого класса на основе практико-исследовательского проекта «Как применение метакогнитивных стратегий повлияет на мое усвоение лексики английского языка?»: представлена анкета, проанализированы результаты анкетирования, предложены 5 вариантов кейсов для проведения практико-исследовательского проекта, описаны организация и результаты опытного обучения. Анализ литературы по проблеме исследования и проведенное опытное обучение показали, что практико-исследовательский проект может являться одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении иностранному языку, так как обучающиеся не только получают знания о метакогнитивных стратегиях, но и могут проверить их эффективность на практике в процессе изучения иностранного языка. Практические материалы статьи представлены на русском языке, так как они носят универсальный характер и могут быть использованы при обучении любому иностранному языку.
Научная статья посвящена проблеме модернизации процесса профессионального обучения в связи с сокращением сроков обучения по новым и актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Требования интенсификации, индивидуализации учебного процесса как факторы подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для современного производства рассмотрены в качестве предпосылок проектирования педагогической технологии уровневого профессионального обучения. На основе ретроспективного анализа теорий дифференцированного, личностно-ориентированного обучения и современных тренинговых технологий подготовки обучающихся СПО к участию в чемпионатах профессионального мастерства федерального проекта «Молодые профессионалы» была разработана технология уровневого профессионального обучения. В статье теоретически обоснованы структурные компоненты разработанной педагогической технологии: концептуальный, содержательный, процессуальный. Рассмотрены педагогические условия для эффективной реализации педагогической технологии: методическое сопровождение индивидуализации процесса обучения и повышения самостоятельности обучающихся. Средствами уровневого обучения являются рабочая тетрадь с комплексом разноуровневых заданий и цифровой образовательный ресурс с доступом к тематическим блокам учебного материала чрез QR-кодирование. Освоение содержания учебного материала каждого учебного блока происходит последовательно на трех уровнях обучения: репродуктивном, реконструктивном и творческом. Сформированность практических навыков профессиональной деятельности на минимальном, базовом или оптимальном уровне усвоения фиксируется на этапе самодиагностики, взаимодиагностики, внешней оценки педагогом, что позволяет своевременно организовать коррекцию знаний и умении каждого обучающегося, спланировать индивидуальный образовательный маршрут. В статье описан положительный опыт организации и проведения педагогического эксперимента по апробации технологии уровневого обучения в образовательном процессе СПО в учебных заведениях Российской Федерации в условиях сокращенных сроков освоения образовательных программ СПО.
Статья посвящена одному из актуальных направлений современной педагогической мысли - неаффирмативной теории образования (non-affirmative education theory). Подчеркивается характерное положение рассматриваемой теории на стыке англоязычной традиции философии образования и континентальной традиции общей педагогики, которая в основных чертах воспринята и отечественной педагогической мыслью. Заимствованный философией образования из немецкой педагогики концепт Bildung дополняет практически ориентированное понятие education, позволяя увидеть образование как путь общего становления личности. Тем самым, в целях решения педагогических проблем становится возможным опереться не только на аналитическую философию, но и на все наследие философии континентальной, для которой проблема развития человека всегда была одной из основных. Цель неаффирмативной теории образования - преодоление решающего противоречия между стремлением человека к свободе и ограничивающим воздействием педагогической практики. Ключевое предположение неаффирмативной теории в сфере антропологи состоит в отказе признавать за человеком обладание врожденным пониманием морали, но признание способности к ее постепенному пониманию в процессе взаимодействия с миром. Неаффирмативная теория, при всем ее своеобразии, позволяет увидеть типичные черты современной аналитики образования: представление о непосредственной практике образования - воспитании, education, Erziehung - как о контролируемом процессе, который может быть переориентирован на решение произвольно поставленных задач; заинтересованность в интерпретации процесса развития человека и рассмотрения образования в антропологическом горизонте; убежденность в том, что образовательная практика может непротиворечиво поставлена в соответствие с правильно понятым процессом образования-Bildung.
В настоящее время в связи с возрастающей распространенностью детской инвалидности инклюзивное образование рассматривается в качестве приоритетного направления национальных систем школьного образования. Особую озабоченность мирового сообщества вызывает увеличение детей с нарушением речи. Цель данного исследования: выявить особенности обучения иностранному языку младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В исследовании приняли участие школьники с признаками СДВГ, обучающиеся в 4-ых классах и изучающие английский язык. Базой исследования явилась ГУО «Средней школы № 18 г. Бреста». В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научных источников, проектирование игровых заданий, наблюдение, методическая рефлексия. В исследовании были использованы авторские разработки системы игровых упражнений на английском языке для учащихся 4-го класса начальной школы. В процессе теоретического анализа научных источников выявлены базовые принципы и дидактические условия эффективного обучения английскому языку младших школьников с признаками СДВГ. Апробирование авторской разработки системы игровых упражнений на английском языке для обучающихся 4-го класса начальной школы показало, что их использование способствует повышению уровня языковой подготовки учащихся с признаками СДВГ. Кроме этого отмечено, что игровая иноязычная деятельность младшего школьника в учебном процессе повышает мотивацию, концентрацию внимания ребенка, увеличивает возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает его коммуникативные навыки, помогает лучшему взаимодействию с обычными детьми класса, делает занятие более интересным и динамичным. Наблюдения в процессе апробации игровых упражнений на уроках английского языка свидетельствуют о повышении уровня языковой подготовки учащихся, также отмечается, что игровые упражнения мотивируют ученика, повышают концентрацию внимания, дают ему возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивают его коммуникативные навыки, помогают ему лучше взаимодействовать с обычными учащимися класса, делают урок более интересным и динамичным.
В статье рассматривается актуальная для российской действительности проблема сохранения и развития традиционных российских ценностей в условиях стремительно меняющегося мира. В работе анализируется общественная ситуация, мировые тенденции и их влияние на личность, нравственные эталоны, изменение морального облика современного человека и связанные с этими явлениями последствия на уровне личности отдельного индивида, государства и мира как такового. В статье подробно рассмотрены задачи, поставленные перед системой образования в области сохранения и воспитания нравственных ориентиров у воспитанников образовательных учреждений основного общего образования высшими органами власти. В работе проведен анализ содержания нормативных документов (ФГОС ООО), прописывающих задачи современной системы образования в части достижения личностных результатов. В связи с поставленными задачами авторами рассмотрен воспитательный потенциал биографического метода, проанализировано его использование в отечественной системе образования в разные исторические периоды. В настоящее время интерес к данному методу возрастает, так как существует потребность в сохранении исторической памяти, знании отечественной истории и значении личностного вклада в развитие государства, отечественной науки. В связи с этим в работе предложены персоналии, которые могут быть использованы в практической деятельности при изучении различных школьных дисциплин, кроме того в работе указан список личностей, чьи биографии вызывают интерес у учащихся. В статье авторами представлены возможные педагогические риски при использовании биографий известных людей на уроках в школе и предложены возможные пути их минимизации.
Современное российское общество сталкивается с множеством новых вызовов в области здравоохранения, таких как появление новых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и рост числа хронических заболеваний. Все это требует нового подхода к формированию медицинской грамотности населения. Большой объем информации о здоровье и медицине определяет значимость важно обучения населения критическому мышлению и способности отличать достоверную информацию от недостоверной. Задачи по формированию у населения ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, привитию навыков здорового образа жизни, развитию культуры здоровья приводят к необходимости поиска эффективных способов их достижения, одним из которых, по мнению авторов, является медицинское просвещение. Методология, методы и методики исследования базировались на системных и кластерных подходах как ключевых, основополагающих подходов медицинского просвещения в российском современном обществе. В работе представлена авторская педагогическая модель медицинского просвещения населения, включающая целевой, содержательный и результативный блоки. В целевом блоке модели определены цели, подходы и принципы в соответствии с базовым понятием. Дается описание функций, задач, каналов и направлений медицинского просвещения, которые были размещены в содержательном блоке модели. Исследователями выделены и описаны критерии и уровни сформированности медицинской грамотности населения. В модели также представлены этапы просветительской работы с населением и организационно-педагогические условия. Разработанная педагогическая модель медицинского просвещения населения может быть реализована как в практике подготовки специалистов медицинской сферы к медицинской просветительской деятельности, так в рамках совершенствуя профессиональных компетенций специалистов социального и гуманитарного профиля профессиональной деятельности.
В настоящее время возрос интерес иностранных студентов к обучению в российских вузах, вследствие этого на подготовительных факультетах разрабатываются и применяются различные методики для успешной интеграции зарубежных слушателей не только в российскую систему образования, но и в общество. Одной из главных целей в методике русского языка как иностранного является обучение диалогическому общению. В данной статье рассматривается феномен диалога, а также особенности его преподавания иностранным учащимся на довузовском этапе. От успешного освоения данного вида деятельности зависит не только будущее обучение иностранца, но и уровень комфортности его повседневной жизни. В статье анализируется понятие «диалог», причины его возникновения и преимущества перед другими речевыми видами деятельности, а также его роль в месте занятия. Также автором рассматривается процесс обучения диалогической речи на основе типично-коммуникативных ситуаций. В статье анализируются основные виды таких ситуаций: учебная и естественная, выделяются и описываются их сходства и различия. Дается сравнение двум подходам в обучении диалога - дедуктивному и индуктивному. Значительное внимание уделяется особенностям вышеупомянутых подходов: дается их краткое описание, отмечаются достоинства и недостатки, а также предлагаются образцы работы с ними. Данная статья дополняется описанием тем типично-коммуникативных ситуаций и требований, которые предъявляются к иностранному учащемуся по владению диалогической речью на довузовском этапе. В заключении отмечается важность работы по развитию диалогической речи студентов подготовительных факультетов, а также предложены рекомендации, которые могут помочь в построении учебного процесса.
В эпоху пандемий и тотальной потери здоровья вопросы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения не теряют своей актуальности. Традиционные методы формирования моделей поведения, ведущих к сохранению здоровья, не всегда приводят к ожидаемому результату. Необходим совершенно новый взгляд на обозначенную проблему. Проведенный анализ исследований внутренней картины болезни позволил наметить новый вектор исследований формирования внутренней картины болезни. В связи с этим проведено пилотное исследование особенностей отношения к болезни родителей и их взрослых детей. Для проведения исследования были отобраны семейные диады (мать и дочь) в количестве 25 человек. Общее число респондентов составило 50 человек в возрасте от 17 до 69 лет. Использовался следующий комплект методик: для диагностики чувственного уровня (шкала GH- общее состояние здоровья в «SF-36 Health Status Survey» и методика САН), для диагностика эмоционального уровня (проводилась запись оценка вариабельности сердечного ритма с помощью компьютерной программы «Омега-М», опросник SCL-90-R, методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях), для диагностики интеллектуального уровня (производилась оценка то́рмозного контроля посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик Е. Г. Вергунов), методика «Уровень субъективного контроля»), для диагностики мотивационного уровня (методика ТОБОЛ). Проведенное исследование доказывает то, что у взрослых детей диагностируются идентичных родителям показатели по всем уровням ВКБ, что с большой долей вероятности определяет особенности здоровьесберегающего поведения.
Успешность профессиональной деятельности педагогов обусловлена целым рядом индивидуально-личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста. Одним из ключевых триггеров результативности данной деятельности выступает профессиональная самореализация педагога обеспечивающая в целом удовлетворенность специалиста результатами своего труда. В то же время нужно отметить, что профессиональный успех педагога зависит от его умения расположить к себе учащихся, найти нужный коммуникативно-эмоциональный подход к обучающимся, понять их по вербальным и невербальным проявлениям в трудных для них ситуациях. Все это невозможно без должной сформированности социального интеллекта. Основная цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обобщении современных подходов к изучению профессиональной самореализации специалиста и эмпирическом обосновании социального интеллекта как предиктора профессиональной самореализации начинающих педагогов. Теоретической основой исследования выступили: теория личности А. Маслоу, теоретическое обоснование социального интеллекта как особого вида познания (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд), концепция рассматривающая социальный интеллект как компетентность в сфере коммуникации (Р. Стернберг), полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании использовались: «Многомерный опросник самореализации личности» С. И. Кудинова: «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена. С целью определения субъективного принятия учащимися педагогов использовалась авторская анкета «Индекс субъективного принятия педагога». При математико-статистической обработке были задействованы t-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ. В исследовании приняло участие 89 начинающих педагогов со стажем работы 1-3 года в возрасте 23-27 лет. В выборку вошли 53 женщины и 36 мужчин, общеобразовательных учреждений г. Москвы. Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу о наличии зависимости уровня развития социального интеллекта и успешности профессиональной самореализации начинающих педагогов. Результаты сравнительного анализа показали, что более высокий уровень развития социального интеллекта выступает предпосылкой успешности самореализации педагогов, где в качестве системообразующих составляющих выступают установки преобразования, мотивация достижения, креативность, оптимистичность и результативность деятельности. В то время как у респондентов со средне-низким уровнем развития социального интеллекта отмечаются трудности профессионального самовыражения, а доминантными характеристиками являются пессимистичность, установки приспособления, мотивация избегания и консервативность. Проведенное исследование доказывает необходимость разработки и реализации специальных курсов по развитию социального интеллекта в период профессиональной подготовки студентов, а также курсов повышения квалификации по данной теме для молодых специалистов.
Статья содержит теоретический анализ проблемы формирования мотивационной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки, которая бы опиралась на такое комплексное качество, как жизнестойкость. По мнению автора, жизнестойкость является более общим понятием по отношению к понятию стрессоустойчивости. Что, в свою очередь, определяет способность личности противостоять разнообразным стрессам, которые неизбежно возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Автор указывает на связь стрессоустойчивости с мотивационным комплексом, а, именно, с уровнем и видом мотивации: внутренней и внешней, положительной и отрицательной. И подчеркивает важность для эффективного решения профессиональных задач в структуре личности таких комплексных качеств, как стрессоустойчивость и жизнестойкость. В статье дается отсылка к ряду работ отечественных и зарубежных авторов, в которых осуществляется анализ этих понятий. И обосновывается актуальность изучения психологических характеристик, которые входят в состав свойства жизнестойкости. В процессе эмпирического исследования автор обнаруживает связь между степенью готовности к профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов и степенью удовлетворенности профессией у трудоустроенных выпускников с уровнем жизнестойкости и определенными стратегиями стресс преодолевающего поведения. Определено также различие в оценке жизненных ситуаций как возможности обучения у студентов, пока не имеющих собственного профессионального опыта, и у молодых специалистов. Полученные результаты ставят вопрос о необходимости формирования жизнестойкости как профессионально важного качества, в том числе и как условия эффективной профессиональной деятельности без высокого риска эмоционального выгорания.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru