В эпоху пандемий и тотальной потери здоровья вопросы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения не теряют своей актуальности. Традиционные методы формирования моделей поведения, ведущих к сохранению здоровья, не всегда приводят к ожидаемому результату. Необходим совершенно новый взгляд на обозначенную проблему. Проведенный анализ исследований внутренней картины болезни позволил наметить новый вектор исследований формирования внутренней картины болезни. В связи с этим проведено пилотное исследование особенностей отношения к болезни родителей и их взрослых детей. Для проведения исследования были отобраны семейные диады (мать и дочь) в количестве 25 человек. Общее число респондентов составило 50 человек в возрасте от 17 до 69 лет. Использовался следующий комплект методик: для диагностики чувственного уровня (шкала GH- общее состояние здоровья в «SF-36 Health Status Survey» и методика САН), для диагностика эмоционального уровня (проводилась запись оценка вариабельности сердечного ритма с помощью компьютерной программы «Омега-М», опросник SCL-90-R, методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях), для диагностики интеллектуального уровня (производилась оценка то́рмозного контроля посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик Е. Г. Вергунов), методика «Уровень субъективного контроля»), для диагностики мотивационного уровня (методика ТОБОЛ). Проведенное исследование доказывает то, что у взрослых детей диагностируются идентичных родителям показатели по всем уровням ВКБ, что с большой долей вероятности определяет особенности здоровьесберегающего поведения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
При исследовании особенности поведения людей, имеющих проблемы со здоровьем, большинство авторов фокусируют свое внимание на физиологических проявлениях, указывая, что именно симптоматика заболеваний определяет как саму активность человека, так и ее вектор.
Список литературы
1. Андреичева Е.Н. Анализ взаимосвязи жизнестойкости как личностной характеристики с типами отношения к болезни при гипертонической болезни // В мире научных открытий. 2010. № 4-14 (10). С. 21-23.
2. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Том 71. № 1. С. 39-71. DOI: 10.31857/S0044467721010032
3. Боговин Л.В., Водолазская А.С. Взаимосвязь мотивационных особенностей личности и типов отношения к болезни у больных бронхиальной астмой // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. № 46. С. 30-34.
4. Бурсиков А.В., Манюгина Е.А. Механизмы психологической защиты и типы отношения к болезни у пациентов с артериальной гипертонией // Вестник Ивановской медицинской академии. 2010. Т. 15. № 2. С. 48-49.
5. Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В. Типы отношения к болезни, качество жизни и приверженность лечению в дебюте гипертонической болезни // Клиническая медицина. 2007. Т. 85. № 8. С. 44-46.
6. Васильева И.А. Отношение к болезни пациентов на хроническом гемодиализе // Нефрология. 2005. Т. 9. № 2. С. 53-60.
7. Воробьева Л.И. Психологическое отношение к болезни у лиц с хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 77.
8. Гольдшейдер А. Боевые вопросы врачевания. М: Госиздат, 1929. 95 с.
9. Дубровина Л.Н., Казначеева Л.Ф., Рогатных Е.П., Рычкова Н.А. Отношение к болезни подростков с атопическим дерматитом по данным психологического тестирования // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 187a. EDN: KXAYPR
10. Ельникова О.Е. Диагностика интеллектуального уровня внутренней картины болезни у представителей разных групп здоровья // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 1 (29). С. 86-93.
11. Ельникова О.Е. Особенности влияния уровня интернальности на субъективное отражение состояния здоровья // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 5 (34). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 1.02.2025).
12. Ельникова О.Е. Особенности тормозных процессов юношей и девушек с различными моделями здоровьеформирующего поведения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 2 (50). С. 19-27. DOI: 10.24888/2073-8439-2020-50-2-19-27
13. Ельникова О.Е. Отношение к болезни представителей разных групп здоровья // Вестник психофизиологии. 2014. № 2. С. 24-27.
14. Ельникова О.Е. Психологические и психофизиологические особенности субъективной реакции на болезнь. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. 100 с.
15. Ельникова О.Е. Субъективная оценка здоровья как основа типов отношения к болезни // Научное мнение. 2016. № 10. С. 158-161.
16. Ельникова О.Е. Субъективная реакция человека на болезнь: анализ проблемы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 1 (25). С. 10-18.
17. Кириллова Е.П., Губина С.Т., Ячменева А.А. Эмоциональный интеллект и отношение к болезни у больных туберкулезом легких // Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. СПб.: Профессиональная наука, 2020. С. 95-103.
18. Киушкина И.Н., Лычев В.Г., Гранитов В.М., Никулина М.А. Типы отношения к болезни у пациентов с бронхиальной астмой и сахарным диабетом на фоне описторхозной инвазии // Дальневосточный журнал инфекционной патологии. 2008. № 12. С. 242-243.
19. Колесниченко М.С., Кочгурова Д.А. Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 212-213.
20. Корнеева В.А., Величинская О.А., Кундер Е.В. Преобладающий тип отношения к болезни у пациентов с ревматоидным артритом и остеоартритом // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2010. Т. 9. № 4. С. 34-39.
21. Крайнюков С.В. Отношение к здоровью и болезни у подростков с патологиями позвоночника // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике. Материалы международной научной конференции. СПб.: ООО “Скифия-принт”, 2019. С. 234-235.
22. Лас Е.А. Эмоционально-личностные предикторы отношения к болезни у пациентов с ревматоидным артритом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 262-270.
23. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 c.
24. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
25. Невзорова Н.С. Стратегии совладающего поведения и типы отношения к болезни, характерные для пациентов с атопическим дерматитом // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-6. С. 1255-1258.
26. Николаева В.В. Влияние хронических болезней на психику. Психологическое исследование. М.: Издательство московского университета, 1987. 168 c.
27. Олейников С. Психологические факторы отношения к болезни у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа // Сборник материалов XLII (42) Итоговой научной конференции молодых ученых МГМСУ имени А.И. Евдокимова. Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации. М.: Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. С. 59-61.
28. Петрова М.М., Рачко Т.А. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом // Бюллетень сибирской медицины. 2006. Т. 5. № 4. С. 144-146.
29. Резникова Т.Н., Семиволос В.И., Селиверстова Н.А., Никифорова И.Г. Отношение к болезни у больных рассеянным склерозом // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2007. Т. 8. № 3. С. 179-181. EDN: NTJSUZ
30. Резникова Т.Н., Смирнов В.М. О моделировании “Внутренней картины болезни” // Проблемы медицинской психологии (материалы научной конференции). Отв. ред. Кабанов М.М. Л.: Издательство “Медицина”, 1976. С. 122-124.
31. Семенихин Д.Г., Башмакова О.В., Карпов А.М. Социально-психологические предикторы формирования отношения пациентов с гипертонической болезнью к терапии психопатологических расстройств // Неврологический вестник. 2008. Т. 40. № 2. С. 54-56.
32. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекция в клинике. / Под редакцией М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. Л.: Издательство “Медицина”, 1983. С. 38-61.
33. Ткач М.Г. Исследование типа отношения к болезни у людей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход. Сборник научных статей. Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. С. 263-267.
34. Токарева Н.Г., Мингалева А.А. Типы отношения к болезни у больных травматологического отделения: клинико-психологический аспект // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. Часть 2. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2020. С. 449-453.
35. Фомин А.В., Кирпиченко А.А., Фомин Ф.А. Типы отношения к болезни и качество жизни пациентов с острым панкреатитом // Новости хирургии. 2014. Т. 22. № 3. С. 306-312.
36. Чарити Д.Т. Типы отношения к болезни подростков с атопичеким дерматитом: гендерный аспект // Перспективы науки и образования. 2015. № 6 (18). С. 62-66.
37. Шатохин А.А., Ельникова О.Е. Психологические особенности реагирования на угрозу потери здоровья в эпоху пандемии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 49-57. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-60-4-49-57
38. Щукина Е.Г., Булыгина Л.С. Особенности типов отношения к болезни у женщин со злокачественными новообразованиями органов репродуктивной системы // Экология человека. 2006. № 9. С. 57-60.
39. Яковлева Л.В., Шайбакова Л.Р., Бурангулова А.В. Отношение к болезни детей подросткового возраста с синдромом артериальной гипертензии // Детские болезни сердца и сосудов. 2006. № 4. С. 62-64.
40. Яльцева Н.В., Речкина Е.В., Филатова Ю.С., Коршунов Н.И. Изменение отношения к болезни у пациентов ревматологического профиля на фоне терапии антидепрессантами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2007. № 3. С. 12-14. EDN: IBUMAX
41. Harrison M.J., Tricker K.J., Davies L., Hassell A., Dawes P. The relationship between social deprivation, disease outcome measures, and response to treatment in patients with stable, long-standing rheumatoid arthritis // The Journal of Rheumatology. 2005. Vol. 32 (12). Pp. 2330-2336.
42. Miller G., Chen E., Cole S.W. Health Psychology: Developing Biologically Plausible Models Linking the Social World and Physical Health // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Pp. 501-524. DOI: 10.1146/annurev.psych.60.110707.163551
43. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время возрос интерес иностранных студентов к обучению в российских вузах, вследствие этого на подготовительных факультетах разрабатываются и применяются различные методики для успешной интеграции зарубежных слушателей не только в российскую систему образования, но и в общество. Одной из главных целей в методике русского языка как иностранного является обучение диалогическому общению. В данной статье рассматривается феномен диалога, а также особенности его преподавания иностранным учащимся на довузовском этапе. От успешного освоения данного вида деятельности зависит не только будущее обучение иностранца, но и уровень комфортности его повседневной жизни. В статье анализируется понятие «диалог», причины его возникновения и преимущества перед другими речевыми видами деятельности, а также его роль в месте занятия. Также автором рассматривается процесс обучения диалогической речи на основе типично-коммуникативных ситуаций. В статье анализируются основные виды таких ситуаций: учебная и естественная, выделяются и описываются их сходства и различия. Дается сравнение двум подходам в обучении диалога - дедуктивному и индуктивному. Значительное внимание уделяется особенностям вышеупомянутых подходов: дается их краткое описание, отмечаются достоинства и недостатки, а также предлагаются образцы работы с ними. Данная статья дополняется описанием тем типично-коммуникативных ситуаций и требований, которые предъявляются к иностранному учащемуся по владению диалогической речью на довузовском этапе. В заключении отмечается важность работы по развитию диалогической речи студентов подготовительных факультетов, а также предложены рекомендации, которые могут помочь в построении учебного процесса.
Успешность профессиональной деятельности педагогов обусловлена целым рядом индивидуально-личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста. Одним из ключевых триггеров результативности данной деятельности выступает профессиональная самореализация педагога обеспечивающая в целом удовлетворенность специалиста результатами своего труда. В то же время нужно отметить, что профессиональный успех педагога зависит от его умения расположить к себе учащихся, найти нужный коммуникативно-эмоциональный подход к обучающимся, понять их по вербальным и невербальным проявлениям в трудных для них ситуациях. Все это невозможно без должной сформированности социального интеллекта. Основная цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обобщении современных подходов к изучению профессиональной самореализации специалиста и эмпирическом обосновании социального интеллекта как предиктора профессиональной самореализации начинающих педагогов. Теоретической основой исследования выступили: теория личности А. Маслоу, теоретическое обоснование социального интеллекта как особого вида познания (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд), концепция рассматривающая социальный интеллект как компетентность в сфере коммуникации (Р. Стернберг), полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании использовались: «Многомерный опросник самореализации личности» С. И. Кудинова: «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена. С целью определения субъективного принятия учащимися педагогов использовалась авторская анкета «Индекс субъективного принятия педагога». При математико-статистической обработке были задействованы t-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ. В исследовании приняло участие 89 начинающих педагогов со стажем работы 1-3 года в возрасте 23-27 лет. В выборку вошли 53 женщины и 36 мужчин, общеобразовательных учреждений г. Москвы. Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу о наличии зависимости уровня развития социального интеллекта и успешности профессиональной самореализации начинающих педагогов. Результаты сравнительного анализа показали, что более высокий уровень развития социального интеллекта выступает предпосылкой успешности самореализации педагогов, где в качестве системообразующих составляющих выступают установки преобразования, мотивация достижения, креативность, оптимистичность и результативность деятельности. В то время как у респондентов со средне-низким уровнем развития социального интеллекта отмечаются трудности профессионального самовыражения, а доминантными характеристиками являются пессимистичность, установки приспособления, мотивация избегания и консервативность. Проведенное исследование доказывает необходимость разработки и реализации специальных курсов по развитию социального интеллекта в период профессиональной подготовки студентов, а также курсов повышения квалификации по данной теме для молодых специалистов.
Статья содержит теоретический анализ проблемы формирования мотивационной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки, которая бы опиралась на такое комплексное качество, как жизнестойкость. По мнению автора, жизнестойкость является более общим понятием по отношению к понятию стрессоустойчивости. Что, в свою очередь, определяет способность личности противостоять разнообразным стрессам, которые неизбежно возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Автор указывает на связь стрессоустойчивости с мотивационным комплексом, а, именно, с уровнем и видом мотивации: внутренней и внешней, положительной и отрицательной. И подчеркивает важность для эффективного решения профессиональных задач в структуре личности таких комплексных качеств, как стрессоустойчивость и жизнестойкость. В статье дается отсылка к ряду работ отечественных и зарубежных авторов, в которых осуществляется анализ этих понятий. И обосновывается актуальность изучения психологических характеристик, которые входят в состав свойства жизнестойкости. В процессе эмпирического исследования автор обнаруживает связь между степенью готовности к профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов и степенью удовлетворенности профессией у трудоустроенных выпускников с уровнем жизнестойкости и определенными стратегиями стресс преодолевающего поведения. Определено также различие в оценке жизненных ситуаций как возможности обучения у студентов, пока не имеющих собственного профессионального опыта, и у молодых специалистов. Полученные результаты ставят вопрос о необходимости формирования жизнестойкости как профессионально важного качества, в том числе и как условия эффективной профессиональной деятельности без высокого риска эмоционального выгорания.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru