Введение. Проблема «женского вопроса в искусстве» является актуальной сегодня. «Гендерное искусство» или «женское искусство» - один из трендов современных арт-выставок. Благодаря арт-феминизму на сегодняшний день женщины-художники в полной мере могут проявить свой талант, что вызывает большой интерес к их творчеству со стороны мирового художественного сообщества.
Цель: выявить специфические стилистические черты, характерные для «женской субъективности» и феминистских практик в искусстве второй половины ХХ века.
Методы: использовались историографический метод и структурный метод, лежащие в основе современного искусствоведения. Также мы используем герменевтический метод, поскольку выявляем скрытые смыслы работ женщин-художников. Научная новизна заключается в том, что мы выявляем и описываем специфические новые стилистические черты, характерны для творчества женщин-художников второй половины ХХ века, которые не описывались ранее.
Результаты. Нами был проведен философско- культурологический сбор и анализ фактов из жизни женщин-художников: Берты Моризо, Ханны Хёх, Фриды Кало, Элис Нил, Луизы Буржуа, Сары Лукас, были выявлены общие черты, характерные для их творчества. Также нами проведен философско-культурологический анализ арт-феминизма как феномена современного искусства.
Выводы. Среди стилистических черт, объединяющих творчество женщин-художников второй половины ХХ века нами выделены следующие: обращение к чисто женским рукодельным техникам («искусство волокна»); предмет искусства - внутренний мир чувств и переживаний самой художницы, искусство часто рассматривается как своеобразная арт-терапия, способ пережить перенесенные травмы; у женщины-художника больше эмпатии к модели, к ее ментальному состоянию, чем у мужчин- художников; для женщин-художников характерно переосмысление отношения к телу, изображение тела неэстетизированным, ненормативным, неприукрашенным, ирония по отношению к телу; для женщинхудожников искусство часто становится способом борьбы за свои права, гендерное и расовое равенство.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Одним из трендов искусства второй половины ХХ века является «гендер - ное искусство» — это художественное направление, в котором акцент делается на исследование и выражение гендерных идентичностей, ролей и отношений в обществе. Оно включает произведения, которые исследуют традиционные гендерные роли и нормы или бросают им вызов. Можно ли разделить искусство на «женское» и «мужское», оказывают ли влияние социокультурные особенности жизни пола, а также особенности характерные для физиологии пола на творчество художника? Ведь существует термин «женская проза» 1, но нет термина «женская музыка»? Роль женщин-художников кажется многим незаслуженно забытой, а работы — недооцененными 2. Между тем история визуального искусства ХХ века знает много женских имен.
Список литературы
1. Вощинчук, А. И. Трактовка дефиниций “тело” и “телесность” в психоанализе и искусстве (на примере Лондонской школы живописи) / А. И. Вощинчук // Национальные культуры в межкультурной коммуникации (Новая парадигма охраны культурного и природного наследия): Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Минск, 11-12 апреля 2019 года / Редколлегия: Т. С. Супранкова [и др.]. - Минск: Колорград, 2019. - С. 322-327. EDN: IVWSSR
2. Графова, О. И. Дневник Фриды Кало в аспекте интермедиальности / О. И. Графова, Е. В. Погадаева // Евразийский гуманитарный журнал. - 2021. - № 3. - С. 72-81. EDN: UIOITN
3. Дядык, Н. Г. Искусство второй половины XX - начала XXI веков как визуальная философия / Н. Г. Дядык // Социум и власть. - 2021. - № 2(88). - С. 95-106. DOI: 10.22394/1996-05222021-2-95-106 EDN: NISORG
4. Дядык, Н. Г. Концептуальное искусство как способ философствования: живопись вместо философии / Н. Г. Дядык // Социум и власть. - 2020. - № 1(81). - С. 104-115. DOI: 10.22394/1996-0522-2020-1-104-115 EDN: AAYLYB
5. Игумнова, Е. В. Художники Young British artists и опыт инсталляции / Е. В. Игумнова // Искусство Евразии. - 2018. - № 2 (9). - С. 113-123. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.010 EDN: USITWM
6. Котляр, Е. Р. Фрида Кало. Сюрреализм глазами сильной женщины / Е. Р. Котляр, Д. В. Салата // Гуманитарная парадигма. - 2017. - № 3. - С. 44-49. EDN: YMEIVK
7. Липпард, Л. Спарринг-обмен: Вклад феминизма в искусство 1970х гг. / Л. Липпард // Гендерная теория и искусство: антология: 1970-2000 - М.: Институт социальной и гендерной политики: РОССПЭН, 2005. - С. 162-74.
8. Лю, Л. Феминистское искусство на примере женского искусства в Китае в 1990-е годы. / Л. Лю - М.: Научный аспект. - 2023. - Т. 2, № 2. - С. 159-167.
9. Нере, Ж. Лемпицка / Ж. Нере. - М.: Арт-Родник. - 2006. - 80 с.
10. Нохлин Л. Почему не было великих художниц? / Л. Нохлин // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 - М.: Российская политическая энциклопедия“ (РОССПЭН), 2005. - 96 с.
11. Ростовская, Т. К. Экспансия в визуальном искусстве женских художественных инициатив, связанных с феминизмом и гендерными исследованиями / Т. К. Ростовская, А. М. Егорычев, С. Б. Гуляев // Женщина в российском обществе. - 2020. - № 4. - С. 99-108. 10.21064/ WinRS.2020.4.8. DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.8 EDN: BXVVOK
12. Симанова, В. М. Женщины-художницы в изобразительном искусстве: Артемизия Джентилески, Берта Моризо, Наталья Гончарова / В. М. Симанова, Н. Я. Шкандрий // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2021. - № 4. - С. 133-138. EDN: ILRLFY
13. Танюшина, А. А. Немецкий дада- фотомонтаж как искусство “реального “: на пути к “новому реализму” / А. А. Танюшина // Культура и искусство. - 2020. - № 6. - С. 47-59. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.6.31742 EDN: EPZCUO
14. Цветкова, Н. Н. Волокно в искусстве и искусство волокна в творчестве художников ХХ-ХХI вв / Н. Н. Цветкова // Месмахеровские чтения - 2023: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-22 марта 2023 года. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица”, 2023. - С. 190-194. DOI: 10.54874/9785604936375_190 EDN: BTFLZK
15. Эдуард Мане. Жизнь, письма, воспоминания, критика современников / сост., вступ. ст. и коммент. В.Н. Прокофьева; пер. с франц. Т. М. Пахомовой. М.: Искусство, 1965. - 364 с.
16. Abramović, M. Marina Abramović: Artist Body: Performances 1969-1998 / Abramović M., Abramović V. - 1998. - Charta. - 475 p.
17. Battersby, C. Gender and Genius: Towards a Feminist Aesthetic / C. Battersby. - Indiana UP: Bloomington. - 1989. - 192 p. DOI: 10.5040/9781350926790
18. Bryan-Wilson, J. Remembering Yoko Ono’s Cut Piece /j. Bryan-Wilson // Oxford Art Journal. - 2003. - Vol. 26. - P. 99-123. DOI: 10.1093/oxartj/26.1.99 EDN: JIWXAH
19. Brand Peggy, Z. Feminism and tradition in aesthetics / Z. Brand Peggy, C. Korsmeyer. - University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press. - 1995. - 504 p.
20. Carr, C. Alice Neel’s women. Mirror of identity / C. Carr. - New York: Rizzoli. - 2002. - 160 p.
21. Claridge, Laura P. Tamara de Lempicka: A Life of Deco and Decadence / Laura P. Claridge. - Clarkson Potter. - 1999. - 377 р.
22. Giorgini, M. Women in Art: Presences, Traditional Narration, and Historiographic Problems. The Reception of Italian and Slavic Female Artists in Italy and Abroad / M. Giorgini, A. M. Panzera // Actual Problems of Theory and History of Art. - 2022. - Vol. 12. - P. 438-449. DOI: 10.18688/aa2212-05-33 EDN: DSILGT
23. Hills, P. Alice Neel / P. Hills. - Harry N. Abrams; Reprint Edition. - 1983. - 208 р.
24. Kramarae, C. Routledge International Encyclopedia of Women: Global Women’s Issues and Knowledge /C. Kramarae, D. Spender. - Routledge. - 2000. - 2050 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор и ключевые положения I Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг. Образование. Безопасность: особенности организации профилактики террористических и экстремистских проявлений в образовательной и молодежной среде в контексте региональных миграционных процессов», состоявшейся 28 февраля 2024 года на базе Челябинского государственного университета при поддержке аппарата Антитеррористической комиссии Челябинской области.
Введение. В статье анализируется проблема обоснования морали в революционной деятельности на примере статей Л. Д. Троцкого. Актуальность статьи связана с рассмотрением в ней этических идей, во многом общих для марксистской и вообще лево-радикальной философии. Кроме того, рассматриваемые нами работы Л. Д. Троцкого, по политическим причинам, вошли в свободный научный оборот сравнительно недавно, к настоящему моменту не получив достаточного объема разносторонних академических комментариев, прежде всего философских.
Цель исследования - проанализировать позицию Л. Д. Троцкого относительно использования насилия как средства достижения политических целей, выявить основные аргументы и принципы, лежащие в основе его подхода к этой проблеме, а также оценить его влияние на политическую мысль и практику. В результате анализа авторы стремятся представить читателям более глубокое понимание проблемных этических аспектов использования насилия в политике через призму идей и взглядов Льва Троцкого.
Методы. В исследовании применялись исторический и герменевтический методы. Первый позволяет исследовать контекст времени, в котором развивались этические взгляды Л. Д. Троцкого, а второй - выявить в его текстах основные принципы и идеи, характерные для революционного радикализма. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, позволяющие упорядочить материал, выявить закономерности и сделать выводы на основе сравнения этических взглядов Л. Д. Троцкого с различными этическими системами, выделяя в этих взглядах их сильные и слабые стороны. Научная новизна исследования. Авторы акцентируют внимание на проблемности обоснования морали в статьях Л. Д. Троцкого, прежде всего, таких как «Терроризм и коммунизм» (1920) и «Их мораль и наша» (1938, написанной в изгнании). При этом анализируются западные исследования по данной теме, а также полемика, развернувшаяся у Троцкого с Бертраном Расселом. Отмечается, в опоре на высказывания Ф. М. Достоевского, что построение справедливого общества невозможно при помощи аморальных средств, так как цель способна трансформироваться в зависимости от методов ее достижения. Вскрывается проблемность понятия совести и возможные варианты ее неадекватного толкования: (1) когда происходит подмена ею морально-метафизического идеала (И. Кант, Л. Толстой), или (2) она вовсе объявляется «химерой», отождествляясь с эгоистическими устремлениями, необходимостью захвата и удержания власти, прикрывающимися какими-либо идеалами. Указывается, что вторая позиция характерна для Л. Троцкого, пытавшегося «морально» оправдать тотальное революционное насилие.
Результаты. Авторы приходят к выводу, что позиция Троцкого представляет по своей сути крайне утилитаристский и революционный вариант макиавеллизма, когда в угоду якобы благой цели оказывается возможным осуществлять массовые репрессии, приносить в жертву не только человека, но и целые народы. Оказалось, что заклятые политические противники, Сталин и Троцкий, схожим образом оценивали роль насилия в политике. Вместе с тем запущенный маховик насилия не остановить так просто, погубил он и самого Троцкого. Тем не менее то, что Троцкий обратился к данной теме, говорит о важности решения моральных проблем, связанных с революционной практикой.
В эстетической теории выделяются разные подходы к пониманию чувственного и логического. Автор согласен с теорией И. Канта, что чувственное восприятие субъективно и воображению даётся возможность придумывать вымышленных персонажей, которых не существует в реальной жизни. Цифровые технологии позволяют оживить и ввести в художественный спектакль таких персонажей. Такой процесс становится возможным с помощью компьютерных алгоритмов, которые используются при создании арт-практик. Существует множество противоречивых публикаций, где отсутствует понимание технологического процесса поставленной задачи, например, о том, что можно написать программу, которая по картинкам «обучит машину эстетике». Поэтому автор статьи обращается к трем технологическим решениям (виртуальная реальность, дополненная реальность, ИИ основанный на данных) и рассматривает на примере существующих программ и приложений, как происходит процесс взаимодействия компьютерных алгоритмов художественного творчества с воображением и мастерством постановщиков сценического искусства (спектакль, опера, хореография). Данный вопрос автор решает в рамках алгоритмической эстетики, которая рассматривает процесс коммуникации, но в отличие от теории медиа, рассматривает процесс обмена информации в двоичном коде. Алгоритмы, по которым работают написанные программы, не создают «кодовый дух», а позволяют создавать инструменты художественного творчества и развивать мастерство талантливых людей.
Введение. Обеспечивая стабильность и высокий уровень темпов социальноэкономического развития страны и роста качества жизни граждан, органы власти действуют в условиях ограниченности ресурсов. Это требует повышения эффективности управления и качественно сформулированных показателей оценки эффективности деятельности органов власти. Одной из причин затруднения формулирования индикаторов является отождествление государственного и муниципального управления.
Цель. Отделить эффективность муниципального управления от эффективности государственного управления.
Методы. В рамках исследования на основе метода интерпретации и системного подхода применялся анализ: научных публикаций, нормативных правовых актов, статистических данных. Научная новизна исследования. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления.
Результаты. Рассмотрены работы российских и зарубежных ученых для выявления подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления. Изучены отечественные и иностранные методики оценки эффективности. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценку эффективности органов государственной власти и местного самоуправления с целью сравнения показателей оценки эффективности. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления путем составления универсального перечня показателей.
Выводы. Одним из двух подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления является обобщающий - оценка эффективности муниципального управления проводится аналогично оценке эффективности государственного управления. Второй подход - разграничивающий - оценка эффективности муниципального управления отличается от оценки эффективности государственного управления, при этом учитывается невозможность полной автономии. Существует ряд общих недостатков в методиках оценки эффективности деятельности органов власти: действующие показатели не позволяют однозначно оценить результат деятельности органов власти; показатели оценки эффективности муниципального управления носят частный характер.
Введение. Анализируется китайская концепция Тянься как теория политической философии на основе основных мыслей двух главных представителей-философов - Чжао Тинян (Zhao Tingyang) и Сюй Цзилинь (Xu Jilin). В качестве представителей «жестких» и «мягких» тяньсяистов Чжао и Сюй предлагают отличающиеся друг от друга решения существующих проблем, развивая древнее понятие.
Цель. Представление и анализ концепция Тянься в качестве философской доктрины с фокусом на ее логическом строе и понятийной системе.
Методы. Был применён герменевтический метод для рассмотрения философских концептов изучаемого философа и критики его теории. Научная новизна исследования. Изучаемая тема имеет тесную связь с современными реалиями, особенно в контексте того, что в российской науке современная китайская философия обсуждается достаточно редко. В процессе написания статьи использованы новейшие научные работы исследователей, что позволило получить более широкое представление с ориентиром на разные научные традиции.
Результаты. Проанализированы основные предположения двух философов. На основе анализа мы пришли к выводу о том, что система Тянься как переосмысление старой китайской концепции на фоне глобализации содержит немало неясностей и противоречий, которые требуют дальнейшей разработки. Как предлагает Чжао, его система Тянься как «политическая эпистемология» с миром как опорной политической единицей стремится к разрешению конфликтов путем политики «превращения врагов в друзей». Он утверждает, что «настоящая политика» должна не приводить к конфликтам и борьбе, а решать существующие проблемы, поэтому политическая теория необходима для создания порядка стабильности и сосуществования. Культуролог Сюй, в свою очередь, видит главную задачу в модернизации теории Тянься - устранении центризма и иерархичности старой системы Тянься и представляет свою версию под названием «нео-тяньсяизм». Он полагает, что данный современный вариант Тянься представляет собой некие универсальные и сверхнациональные ценности, на основе которых все участвующие стороны системы могут развивать взаимовыгодные дружественные отношения и добиваться стабильности. На основании герменевтического и компаративного анализа мы выявили, что основным положениям тяньсяизма, заключающимся в инклюзивности, вненациональности, равенстве и «дружбе», противоречат предположения и элементы из традиционного понимания Тянься, такие как ведущая роль самого Китая в создании этого порядка, универсальность китайских традиционных (которые, по сути, национальные) ценностей и «неправильность» западных политических теорий. Выявлены терминологические и понятийные неопределенности, которые могут характеризоваться как «внутренние конфликты » системы.
Введение. В статье анализируется проблема памяти о Великой Отечественной войне в повести «Карьер» белорусского писателя Василя Быкова. Память о войне, как демонстрируют авторы статьи, обладает особыми качествами и характеристиками для тех, кто в ней участвовал, для тех, кто действительно хочет помнить войну и реально её помнит.
Цель. В работе показано, как возможно на основе материала повести В. Быкова «Карьер» истолковать феномен памяти в мифологическом и религиозном модусах.
Методы. В статье используется феноменологический метод А. Августина и М. Хайдеггера, выводящий к экзистенциальным временным рядам «внутреннего человека », а также метод креативной герменевтики, позволяющий за художественным полотном текста В. Быкова проследить устойчивые смысловые структуры. Научная новизна исследования. Мифологический аспект памяти возвращает героев в точку и событие «начала», в котором произошло формирование целостной само осознающей личности, в онтологическое событие, конституирующее фундамент идентификации человека. Таким событием является событие трагическое, экзистенциальное. Это событие остаётся в памяти актуальным, не преходящим, не исчезнувшим и, определяет характеристики субъекта-памяти всю жизнь. Этот аспект памяти противостоит «историческому времени », согласно которому прошлое в памяти уже ушло; следует жить и думать сегодняшним-настоящим и будущим. Религиозный аспект памяти повести в истолковании авторов статьи заключён в том значении памяти, которое она имеет в деле преодоления власти времени. Опираясь на аналитику Августина, предложенную им в «Исповеди», авторы сближают логику исследования памяти В. Быковым в этой повести и рассуждения епископа Гиппонского.
Результаты. Память наделяет события прошлого живыми качествами настоящего времени и, тем самым, память как «память о жертве-выкупе», с одной стороны, постоянно призывает верующего христианина думать о смерти, а с другой стороны - она же является инструментом победы над ней. В деле спасения религиозный человек должен помнить себя, свои поступки/проступки, своих близких, жертву тех и Того, кто выкупил своей смертью эту жизнь и жизнь вообще. В массовой культуре, в нерелигиозном мировосприятии, в историческом отношении к жизни такое отношение к памяти отрицается и вызывает непонимание. Отсюда - отношение к памяти о войне в творчестве В. Быкова кажется устаревшим, архаическим и неактуальным, с чем авторы данной статьи не соглашаются.
Выводы. Авторы статьи делают вывод о том, что позиция писателя фронтовика В. Быкова в отношении памяти о войне является позицией «парадоксального свидетельства » и эта позиция позволяет автору действительно максимально достоверно и психологически точно описывать из «мира неживого» ту область мёртвого, ужасного, нечеловеческого, которые война создаёт и производит. И, оказывается, что помнить об этом и думать про это необходимо, чтобы быть подлинно живым.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832