Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку средств снижения социальной фрустрированности в «закрытых» учебных заведениях и установление его личностных факторов.
Цель: изучить роль базисных убеждений, свойств личности и субъективного контроля в выраженности социальной фрустрации военнослужащих войск национальной гвардии РФ (ВНГ РФ). Гипотеза: виды социальной фрустрации курсантов военного вуза охватывают актуальные сферы жизни и обучения; с личностными характеристиками наиболее связана фрустрация в сфере взаимоотношений и практической подготовки. Участники: курсанты (N = 265) института ВНГ РФ в возрасте 17-24 года, средний возраст М = 20,05, SD = 1,54. Методы (инструменты): для изучения социальной фрустрации курсантов применен модифицированный опросник социальной фрустрации (Л. И. Вассерман, в модификации А. И. Сорокина), для анализа убеждений о мире использована шкала базисных убеждений (Р. Янофф-Бульман), интернальность курсантов определена с использованием опросника «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкин, А. М. Эткинд), для оценки основных характеристик личности применен опросник 5PFQ (Пятифакторный личностный опросник), разработанный Р. МакКрае и П. Коста, в адаптации А. Б. Хромова.
Результаты: факторный анализ характеристик социальной фрустрации позволил установить 4 вида удовлетворенности / неудовлетворенности - самоопределением, взаимоотношениями с сослуживцами и начальством, практической подготовкой и достижениями. В результате регрессионного анализа установлены предикторы социальной фрустрации курсантов: убеждения о справедливости и доброжелательности мира; интернальность в области достижений и экстраверсия. Удовлетворенность взаимоотношениями наиболее тесно связана с характеристиками личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для профотбора и психологического сопровождения курсантов в периоды адаптации на разных этапах обучения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Социальная фрустрац ия военнослужащих в процессе обучения связана со многими специфичными ситуациями взаимодействия на разных уровнях и в разных обстоятельствах – начиная с элементарных бытовых и заканчивая серьезными манипуляциями со вверенным оружием, требующим слаженной активности в подразделении. Поэтому изучение роли жизненных убеждений, свойств личности и субъективного контроля курсантов института Росгвардии в склонности субъекта воспринимать эти ситуации тем или иным образом, в результате чего развивается фрустрация, представляется важным как для профотбора, так и для психологического сопровождения в процессе обучения.
Список литературы
1. Мещеряков Д. А. Ценностные факторы склонности к риску у курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 414-421. ,. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-414-421 EDN: NBKSHY
2. Никитенко П. Д. Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности в процессе профессиональной социализации курсантов вуза СВИ ВВ МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 93-96. EDN: JWRPXN
3. Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 12-17. EDN: WLAROF
4. Терехин Р. А.Структура и динамические особенности психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной cитуации в процессе военно-профессиональной социализации // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 2 (47). С. 25-35. EDN: UVDTQY
5. Мальцева Т. В., Кравцова Ю. А., Соболев Н. Г. Социальная фрустрация обучающихся ведомственных образовательных организаций системы МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 4. С. 150-157. ,. DOI: 10.12737/2500-0543-2022-7-4-150-157 EDN: EMVGHO
6. Костина Л. А., Кубекова А. С. Уровень невротизации и фрустрации как показатель социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 230-235. ,. DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.031 EDN: FSPPNV
7. Гудзовская А. А., Добрынина Е. И., Мышкина М. С.Социальная идентичность как контекст креативности в ситуации фрустрации // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 193-210. ,. DOI: 10.17759/sps.2023140212 EDN: QGKMOY
8. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Беребин М. А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и её практическое применение. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2004. 25 с.
9. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications of the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7, iss. 2. P. 113-136. DOI: 10.1521/soco.1989.7.2.113
10. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. 29 (4). С. 98-106. EDN: JHLATN
11. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб.; Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.
12. McCrae R. R., Costa P. T. Validation of the fi ve-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52, iss 1. P. 81-90. DOI: 10.1037/0022-3514.52.1.81
13. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
14. Шамионов Р. М. Социализация личности: системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. 10.54359/ ps.v6i27.725,. DOI: 10.54359/ps.v6i27.725 EDN: QBGZPL
15. Сорокин А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования - образование в мире. 2018. № 2 (70). С. 185-191. EDN: VJZRDO
16. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive. Evaluations of life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54, iss. 1. P. 403-425. DOI: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145056 EDN: GKPKMB
17. Grant S., Langan-Fox J., Anglim J. The Big Five traits as predictors of subjective and psychological wellbeing // Psychological Reports. 2009. Vol. 105, iss. 1. P. 205-231. DOI: 10.2466/PR0.105.1.205-231
18. Сорокин А. И. Динамика ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психология и психотехника. 2019. № 1. С. 79-88. ,. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.1.28973 EDN: YTRIFR
19. Шадрин А. А. Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 41-44. EDN: SZACSV
20. Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 253-260. ,. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260 EDN: ZFMCHX
21. Мекебаев Н. С. Взаимосвязь социометрического статуса и параметров социальных отношений военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия: “Психология”. 2023. № 3. С. 85-93. ,. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.3.85-93 EDN: WPZTCI
Выпуск
Другие статьи выпуска
Посвящается юбилею Раиля Мунировича Шамионова – одного из наиболее ярких представителей саратовской психологической школы, доктора психологических наук, профессора, главного редактора журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития».
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью изучения процессов цифровой трансформации и, как следствие, педагогического сопровождения как явления, которое в последние годы претерпело значительную эволюцию вследствие повсеместной интеграции цифровых технологий в образовательные контексты.
Цель: обобщение и анализ исследований, представление опыта, выявление изменений и тенденций в организации педагогического сопровождения с учетом применения цифровых технологий в современном образовании. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников.
Результаты. Современная научно-педагогическая школа представлена через призму исследований Е. А. Александровой, В. С. Басюка, Е. Г. Врублевской, Е. О. Воробчиковой, Н. Д. Вьюн, Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева, И. П. Тихоновецкой и др., в которых раскрываются стратегические идеи организации педагогического сопровождения в образовательном процессе. В ретроспективном и перспективном аспектах проанализированы работы А. А. Андреева, В. П. Беспалько, В. В. Гриншкуна, И. О. Петрищева, В. А. Плешакова и др., свидетельствующие об инновационном потенциале применения цифровых ресурсов в современном образовании. Данный анализ позволяет раскрыть проблемы и ограничения, присущие процессу цифровизации, включая цифровой разрыв, инфраструктурные и финансовые ограничения, а также проблемы, связанные с конфиденциальностью данных и кибербезопасностью.
Заключение. Представлено обобщение исследований, посвященных проблеме педагогического сопровождения в цифровом образовании, с предложением цифровой трансформации в организации педагогического сопровождения. Практическая значимость. Выявлены определенные тенденции, которые могут способствовать принятию обоснованных решений и стратегическому планированию в стремлении к улучшению результатов организации образовательного процесса.
Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения.
Цель: на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н. Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на основе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования.
Методы: анализ, обобщение, концептуализация.
Результаты: благодаря анализу динамики разработки регулирующих оснований для практик воспитания студентов высшей школы последних десятилетий обоснована необходимость разработки концепции воспитания; представлено понимание сущности концептуализации в воспитании; выделены ведущие социокультурные вызовы (неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного образования, сетевая среда и сетевые субкультуры, молодежные субкультуры, отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил у молодежи, разрыв межпоколенческих связей, дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других, гипериндивидуализация, коммуникативные дефициты), реагирование на которые задает векторы концептуализации воспитания в вузе; представлены базовые концепты для разработки концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования. В их числе единая для всех вузов цель воспитания, системообразующая роль приоритетных в Российской Федерации традиционных ценностей, интеграция общего и профессионального воспитания, стимулирование самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, субъектность в воспитании преподавателей, полисубъектность воспитания и др. Практическая значимость: выделенные концепты позволяют определить ядро проектируемых концепций воспитания, обеспечить направленность воспитательной работы в вузе.
Актуальность. Своевременная психологическая профилактика зависимости от социальных сетей с учетом возрастных особенностей позволяет создать условия для формирования и развития созидательной субъектности личности, что дает возможность осуществлять оптимальную регуляцию собственного поведения в условиях интернет-общения на основе доминирования общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, характерных для культурных и нравственных основ российского общества.
Цель: выявление психологических факторов формирования созидательной субъектности у представителей молодежи, имеющих высокие показатели зависимости от социальных сетей. Гипотеза: психологическая профилактика, направленная на развитие навыков рефлексии поведения в условиях коммуникации с целью противодействия манипулятивному влиянию участников интернет-взаимодействия и контенту, распространяемому в интернете, может быть фактором, определяющим созидательный вектор развития субъектности и самореализации молодежи в современном информационном обществе. Участники: 276 студентов 1-3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 19,2, SD = 0,67, юношей 32%, девушек 68%. Методы (инструменты): для выявления личностных и социально-психологических характеристик индивидуальности применялись: фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма «В») (А. А. Крылов и Т. И. Ронгинская), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей использован «Опросник зависимости от социальных сетей» (В. П. Шейнов, А. С. Девицын); для изучения ценностных ориентаций применен «Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова); для выявления уровня личностной рефлексивности использовался «Опросник рефлексивности» (А. В. Карпов); опросник «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» (НЗМ) (В. П. Шейнов) применен для анализа представлений человека о собственной защищенности / незащищенности от манипуляций.
Результаты: обнаружены структурные особенности индивидуальности пользователей социальных сетей, проявляющих чрезмерную погруженность в интернет-коммуникацию, психологическая профилактика которых может оптимизировать процесс формирования и развития созидательной субъектности. Основные выводы: психологическая профилактика слабой личностной рефлексивности и высокой подверженности манипулятивному воздействию в сочетании с низкими показателями общительности позволяет создать оптимальные условия для проявления созидательной субъектности молодежи в условиях интернет-взаимодействия. Практическая значимость: данные могут быть применены в практике планирования и осуществления психопрофилактических и развивающих программ для студентов вузов с целью повышения способности к осознанию ими оснований оценки информации, распространяемой в социальных сетях, которая может оказывать существенное влияние на трансформацию их ценностных ориентаций, нравственных и социально-значимых смыслов.
Актуальность заключается в необходимости исследования трансформации характеристик идентичности иностранных студентов, их адаптации к новой образовательной среде и принимающему сообществу. Изучение трансформации характеристик идентичности иностранных студентов может оказывать значительное влияние на их личностное развитие, социальную интеграцию, а также на результативность учебного процесса.
Цель: исследование трансформации характеристик идентичности иностранных студентов. Гипотеза: существует трансформация характеристик идентичности иностранных студентов, включенных в поликультурную среду вуза. Участники: иностранные студенты Пензенского государственного университета (бакалавриат, инженерные направления (n = 620): нулевой замер (n = 620), последующие курсы (n = 406), в том числе мужчины (n = 285) и женщины (n = 121), в возрасте от 18 до 26 лет (М = 20,3, SD = 2,9); среди них таджики (n = 217), из них мужчин (n = 128), женщин (n = 89); киргизы (n = 189), среди них мужчин (n = 159), женщин (n = 32). Методы (инструменты): для фиксации характеристик идентичности применен опросник «Аспекты идентичности» (Aspects of Identity, AIQ-IV) (Дж. Чик), для измерения динамики стилей идентичности использован опросник стилей идентичности М. Берзонски (в адаптации Е. П. Белинской, И. Д. Бронина).
Результаты: по мере адаптации у иностранных студентов происходит постепенный переход от доминирования социальных видов идентичности к идентичности личностной, становление устойчивых способов и средств достижения идентичности иностранных студентов в условиях личностного самоопределения и социальной интеграции индивида. Основные выводы: этап миграционного цикла влияет на соотношение характеристик идентичности иностранных студентов. Практическая значимость: результаты могут быть учтены при разработке программ адаптации иностранных студентов.
Актуальность проблемы: увеличение продолжительности трудовой жизни человека создает социально и личностно значимую «вторую реальность» – представление человека о себе, о профессии, успешности и пр.
Цель: изучение представлений субъекта о карьере. Гипотезы: 1) представления субъекта о карьере (как эволюции профессионально-трудовой жизни) выступают регулятором динамики процессов его возрастной профессиональной эволюции; 2) социальный опыт и личностные особенности выступают «внутренними условиями», определяющими представления субъекта о карьере. Методы (инструменты): опросник субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голыкиной, А. М. Эткинда) применен с целью определения роли личностных особенностей в формировании представлений; методика «Динамика профессиональной карьеры» (В. А. Толочек) – для решения прямыхзадач исследования. Участники: медицинские сестры (n1 = 99), студенты гуманитарного вуза (n2 = 61) и технического вуза (n3 = 90), частные охранники (n4 = 62), преподаватели вуза (n5 = 37) из Москвы, Волгограда, Самары, Краснодара).
Результаты: представления людей о профессионально-трудовой жизни, об эволюции своих качеств влияют на динамику «объективных» процессов; социальный опыт не выступает фактором, определяющим меру влияния внешнего воздействия на представления человека (в том числе об условиях профессиональной самореализации в России и за рубежом). Основные выводы. Необходимо направленно формировать конструктивные представления человека о реальных условиях реализации в профессии. Требуется широкая постановка проблемы управления человеческими ресурсами как «обратной экономики» (комплекса задач по снижению социальных издержек, оптимизации затрат на обучение, подготовку, ротацию кадров, восстановление здоровья и др.). В качестве способа согласования результатов отдельных НИР предлагается использовать «вектор научных понятий» – выделение континуума связей разных понятий нескольких дисциплинарных областей. Практическаязначимость. Результаты НИР могут использоваться для коррекции частных и стратегических задач управления человеческими ресурсами.
Актуальность исследования состоит в обсуждении понятий коллективизма и гражданственности как феноменов социального взаимодействия работника, что имеет существенное значение как для социальной, так и для организационной психологии.
Цель: обоснование модели социального взаимодействия работника, в которой коллективизм и гражданственность выступают в качестве феноменов социального взаимодействия. Основные результаты: в предложенной модели коллективизм работника понимается как его работника на удовлетворение интересов партнера по взаимодействию. При этом в случае взаимного коллективизма взаимодействие происходит в форме сотрудничества. В соответствии с тремя типами взаимодействия работника его коллективизм может быть дефицитарным (приносить практическую пользу), самореализационным (доставлять радость), духовным (иметь форму служения). С учетом разделения коллективизма на горизонтальный и вертикальный и трех типов взаимодействия определяются шесть его видов. При этом коллективизм работника в организации имеет свою специфику в зависимости как от его психологических особенностей, так и от типа организационной культуры. Коллективизм у российского работника выражен и преимущественно имеет форму духовного горизонтального коллективизма - стремления к бескорыстной помощи коллегам. Гражданственность работника (готовность к гражданскому поведению) понимается как одно из проявлений коллективизма - духовный коллективизм (готовность жертвовать своими интересами ради интересов Другого - коллеги, подчиненного, руководителя, первичной группы, организации).
Выводы: обоснована трехкомпонентная модель социального взаимодействия работника, позволяющая определить шесть видов коллективизма и определить гражданственность как духовный коллективизм; определена специфика коллективизма российского работника - выраженность духовного коллективизма. Практическая значимость: предложенная модель позволяет разработать а) методики оценки ориентации работника на взаимодействие, б) технологии формирования коллективизма и гражданственности работника.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обобщения научных исследований К. Ф. Седова в аспекте становления онтолингвистического, психолингвистического и других направлений развития кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и их реализации в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов.
Цель: обобщение научно-методического наследия К. Ф. Седова и опыта его практического применения при подготовке студентов профиля «Логопедия» в Саратовском университете и в трудах преподавателей кафедры логопедии и психолингвистики. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников – диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов кафедры логопедии и психолингвистики.
Результаты. Впервые проведен анализ научного наслелия К. Ф. Седова с точки зрения его реализапции и развития в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов на кафедре логопедии и психолингвистики – в преподаваемых дисциплинах, трудах преподавателей кафедры, тематике выпускных квалификационных работ. Установлена преемственность концептуальных подходов профессора К. Ф. Седова в методической, практической деятельности кафедры в содержании технологии профессионального образования бакалавров и магистров профиля «Логопедия». Показано развитие идей К. Ф. Седова в научной деятельности преподавателей и студентов кафедры логопедии и психолингвистики по психолингвистическому, онтогенетическому, речежанровому и прагмасемиотическому направлениям. Намечены перспективы развития научных направлений кафедры логопедии и психолингвистики в рассматриваемом ракурсе – продолжение изучения особенностей речемыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), психолингвистических основ логопедической работы, особенностей использования психолингвистического эксперимента в преподавании логопедических дисциплин, а также активное включение речежанрового подхода в систему формирования профессиональных компетенций студентов-логопедов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты аналитики в разработке содержания технологии профессиональной подготовки логопедов в других вузах. Ключевые слова: научные персоналии, профессор К. Ф. Седов, научные и методические аспекты трудов К. Ф. Седова, кафедра логопедии и психолингвистики, содержание технологии профессиональной подготовки логопедов.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/