Актуальность исследования обусловлена необходимостью обобщения научных исследований К. Ф. Седова в аспекте становления онтолингвистического, психолингвистического и других направлений развития кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и их реализации в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов.
Цель: обобщение научно-методического наследия К. Ф. Седова и опыта его практического применения при подготовке студентов профиля «Логопедия» в Саратовском университете и в трудах преподавателей кафедры логопедии и психолингвистики. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников – диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов кафедры логопедии и психолингвистики.
Результаты. Впервые проведен анализ научного наслелия К. Ф. Седова с точки зрения его реализапции и развития в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов на кафедре логопедии и психолингвистики – в преподаваемых дисциплинах, трудах преподавателей кафедры, тематике выпускных квалификационных работ. Установлена преемственность концептуальных подходов профессора К. Ф. Седова в методической, практической деятельности кафедры в содержании технологии профессионального образования бакалавров и магистров профиля «Логопедия». Показано развитие идей К. Ф. Седова в научной деятельности преподавателей и студентов кафедры логопедии и психолингвистики по психолингвистическому, онтогенетическому, речежанровому и прагмасемиотическому направлениям. Намечены перспективы развития научных направлений кафедры логопедии и психолингвистики в рассматриваемом ракурсе – продолжение изучения особенностей речемыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), психолингвистических основ логопедической работы, особенностей использования психолингвистического эксперимента в преподавании логопедических дисциплин, а также активное включение речежанрового подхода в систему формирования профессиональных компетенций студентов-логопедов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты аналитики в разработке содержания технологии профессиональной подготовки логопедов в других вузах. Ключевые слова: научные персоналии, профессор К. Ф. Седов, научные и методические аспекты трудов К. Ф. Седова, кафедра логопедии и психолингвистики, содержание технологии профессиональной подготовки логопедов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Константин Федорович Седов вошел в отечественную науку как незаурядная многосторонняя творческая личность. Круг его научных интересов обширен ‒ это и прагмасемиотика художественных текстов [1], и онтолингвистика [2], и психолингвистика [3, 4], и теоретические аспекты дискурса [5, 6], и генристика [7‒10]. Неслучайно, на наш взгляд, монография, систематизирующая основные направления его деятельности, называется «Общая и антропоцентрическая лингвистика» [11]. Как отмечает профессор О. Б. Сиротинина, «в результате из его коммуникативной (дискурсивной) компетенции.
Список литературы
1. Седов К. Ф. О природе художественного текста // АРТ. Альманах исследований по поэтике. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1993. Вып. 1. С. 5-15. EDN: YSJFMV
2. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 320 с.
3. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2005. 304 с.
4. Седов К. Ф. Принципы построения современной отечественной психолингвистики // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. C. 105-110. EDN: LAUKUX
5. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 c. EDN: QTOQMR
6. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. М.: Лабиринт, 2011. 336 c.
7. Седов К. Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи. 2009. № 6. С. 23-40. EDN: VMVLUU
8. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве современной коммуникации // Антология речевых жанров: Повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 7-38. EDN: RSPKLD
9. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Саратов: ГУНЦ “Колледж”, 1999. Вып. 2. С. 13-26. EDN: YNQGPJ
10. Седов К. Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 107-118.
11. Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Издательский дом “ЯСК”, 2016. 438 с.
12. Общая психолингвистика: хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
13. Седов К. Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: дис.... д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 436 с. EDN: QDBTIH
14. Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2005. 174 с. EDN: NNDTFV
15. Тельтевская Н. В., Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников. Саратов: Наука, 2009. 122 с. EDN: QXFYEH
16. Седов К. Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 112 с.
17. Георгица Е. А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностноразвивающем обучении: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2004. 198 с. EDN: NMTPOL
18. Георгица Е. А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 119 с. EDN: THAHAL
19. Кощеева О. В. Речежанровый аспект становления коммуникативной компетенции в онтогенезе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2012. 19 с. EDN: QHVOPV
20. Кощеева О. В. Жанры детской речи. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 147 с. EDN: THBFEN
21. Кощеева О. В. Речежанровая компетенция: возрастной аспект (на материале гипержанра “разговор”) // Жанры речи. 2011. № 7. С. 279-287. EDN: VMKGEZ
22. Кощеева О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (56). С. 58-60. EDN: NUAHDV
23. Крючков В. П., Константинова О. А., Есипова Т. В. Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований // Сибирский педагогическийжурнал. 2023. № 6. С. 141-152. DOI: 10.15293/1813-4718.2306.13
24. Возрастная психолингвистика: хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 330 с.
25. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2009. 250 с.
26. Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистические аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 179 с. EDN: QDBTIH
27. Koshcheyeva O., Kryuchkov V., Maltseva N., Yakunina O. Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences: The conference proceedings, Rostov-on-Don, 22-23 November 2019 / Don State Technical Universyty. Vol. 70. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2019. P. 6. DOI: 10.1051/shsconf/20197010004 EDN: ROZDQZ
28. Константинова О. А. Изучение понимания смысла текстов младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Саратов, 29 сентября 2017 г. / ред.-сост. Т. А. Бочкарева, О. В. Кощеева. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 142-152. EDN: ZTZAZP
29. Константинова О. А. Психолингвистический подход к анализу дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.-метод. тр. / науч. ред. В. П. Крючков. Саратов: Саратовский источник, 2018. Вып. IV. С. 74-80. EDN: YQCNED
30. Георгица Е. А. Основные подходы к организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 5. С. 40-45. EDN: UCQTMF
31. Качурина Е. В., Георгица Е. А. Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. тр. Саратов: Наука образования, 2013. С. 74-80. EDN: DZNXBX
32. Гусева Н. В. Организация обучения жанру коллективного творческого портрета студентов-филологов // Речевые жанры в профессиональной риторике: теория и практика использования: сб. ст. Ч. 3 / ред. Т. И. Бочарова, Т. А. Налимова, Т. А. Федосеева. Новокузнецк: КузГПА, 2002. С. 48-70.
33. Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3. С. 25-36. ,. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_3_25 EDN: LWXGEG
34. Бочкарева Т. А, Максимова Ю. В. Трансформации текста дошкольниками без речевых нарушений и с общим недоразвитием речи III уровня (на материале пересказа сказки “Теремок”) // Проблемы онтолингвистики - 2016: материалы ежегод. междунар. науч. конф., С.-Петербург, 23-26 марта 2016 года / ред. Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. СПб.: Листос, 2016. С. 409-414. EDN: XAULCD
35. МаштаковаК. А., Бочкарева Т. А. Роль фонетической, морфологической и синтаксической оформленности в восприятии текста нонсенса // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психологопедагогического и специального образования: cб. ст. молодых исследователей / ред. Т. Ф. Рудзинская. М.: Перо, 2015. С. 223-241. EDN: VBAXLN
36. Якунина О. В. Особенности устных пересказов текстов разного вида старшими дошкольниками с разным уровнем речевого развития // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. И. Н. Горелова и К. Ф. Седова, Саратов, 12-14 ноября 2012 года. Саратов: ИЦ “Наука”, 2012. С. 634-640. EDN: SFQSLL
37. Кощеева О. В. Субъектно-аналитическая стратегия в рассказах детей 7-8 и 12-13 лет // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. И. Н. Горелова и К. Ф. Седова, Саратов, 12-14 ноября 2012 года. Саратов: ИЦ “Наука”, 2012. С. 592-596. EDN: SFQSPH
38. Ключевская О. М., Маштакова К. А., Бочкарева Т. А. Жаргонизмы в речи студентов-первокурсников // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.-метод. ст. Вып. II. Саратов: Буква, 2014. С. 71-76. EDN: RDGVYW
39. Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 190-194. EDN: VOFGWB
40. Порошина А. М., Рудзинская Т. Ф. Комплексный подход к проблеме эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ОВЗ // Week of Russian science (WeRuS-2023): сб. материалов ХII Всерос. недели науки с междунар. участием, посвящ. Году педагога и наставника. Саратов, 18-21 апреля 2023 г. / редкол.: Н. А. Наволокин, А. М. Мыльников, А. С. Федонников. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2023. С. 665-667. EDN: PVWLWC
41. Рудзинская Т. Ф. Материнство как социокультурный и социально-психологический феномен в свете гуманизации образования // Гуманизация образовательного пространства: материалы междунар. науч. конф. Саратов, 20-21 октября 2016 г. М.: Перо, 2016. С. 889-897. EDN: XSEEKF
42. Якунина О. В., Кузнецова Э. В. Диагностика уровня развития русской речи детей с русско-китайским билингвизмом // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 25-26 мая 2018 г. / под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Е. С. Пяткиной, Ю. В. Селивановой, М. Д. Коноваловой. М.: Перо, 2018. С. 522-533. EDN: TRYCNI
43. Носова Р. М., Якунина О. В. Темперамент как фактор влияния на языковую личность // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. тр. Саратов: Наука образования, 2013. С. 144-148. EDN: ZYNHDS
44. Кощеева О. В. Речежанровая составляющая в общей системе логопедической работы // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.- метод. тр. / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Вып. V. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 72-76. EDN: TUAQKJ
45. Кощеева О. В. Конструктивно-убеждающая и превентивно-убеждающая стратегии логопеда в работе с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 319-323. EDN: RSFENH
46. Крючков В. П., Якунина О. В. Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л. С. Выготского о “Легком дыхании” И. А. Бунина // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 293-301. ,. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-293-301 EDN: EOBRQK
47. Белянская А. Ю., Крючков В. П. Семиотика и педагогика молчания: прагма-коммуникативный и логопедический // Актуальные проблемылогопедии: сб. науч. и науч.-метод. тр. / науч. ред. В. П. Крючков. Вып. IV. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 23-31. EDN: YQCMZV
48. Крючков В. П., Богатырева У. А. Дискурс русского православного юродства: коммуникативно-речевая стратегия и тактика // XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ, Саратов, 02-03 ноября 2017 года / под ред. М. С. Ткачевой. М.: Перо, 2017. С. 124-130. EDN: UTMHJW
49. Бочкарева Т. А. Жизненное и творческое кредо Ю. Нагибина: к проблеме реализации языковой личности в художественном тексте // Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве: материалы Междунар. науч. конф. Бийск, 22-23 ноября 2012 г. Бийск: Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, 2012. С. 102-108. EDN: BVHQAR
50. Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистикиСаратовского университета: коммуникативноречевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. (Саратов, 11-12 октября 2019 г.) / ред. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 229-237. EDN: MKOSGT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Посвящается юбилею Раиля Мунировича Шамионова – одного из наиболее ярких представителей саратовской психологической школы, доктора психологических наук, профессора, главного редактора журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития».
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью изучения процессов цифровой трансформации и, как следствие, педагогического сопровождения как явления, которое в последние годы претерпело значительную эволюцию вследствие повсеместной интеграции цифровых технологий в образовательные контексты.
Цель: обобщение и анализ исследований, представление опыта, выявление изменений и тенденций в организации педагогического сопровождения с учетом применения цифровых технологий в современном образовании. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников.
Результаты. Современная научно-педагогическая школа представлена через призму исследований Е. А. Александровой, В. С. Басюка, Е. Г. Врублевской, Е. О. Воробчиковой, Н. Д. Вьюн, Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева, И. П. Тихоновецкой и др., в которых раскрываются стратегические идеи организации педагогического сопровождения в образовательном процессе. В ретроспективном и перспективном аспектах проанализированы работы А. А. Андреева, В. П. Беспалько, В. В. Гриншкуна, И. О. Петрищева, В. А. Плешакова и др., свидетельствующие об инновационном потенциале применения цифровых ресурсов в современном образовании. Данный анализ позволяет раскрыть проблемы и ограничения, присущие процессу цифровизации, включая цифровой разрыв, инфраструктурные и финансовые ограничения, а также проблемы, связанные с конфиденциальностью данных и кибербезопасностью.
Заключение. Представлено обобщение исследований, посвященных проблеме педагогического сопровождения в цифровом образовании, с предложением цифровой трансформации в организации педагогического сопровождения. Практическая значимость. Выявлены определенные тенденции, которые могут способствовать принятию обоснованных решений и стратегическому планированию в стремлении к улучшению результатов организации образовательного процесса.
Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения.
Цель: на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н. Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на основе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования.
Методы: анализ, обобщение, концептуализация.
Результаты: благодаря анализу динамики разработки регулирующих оснований для практик воспитания студентов высшей школы последних десятилетий обоснована необходимость разработки концепции воспитания; представлено понимание сущности концептуализации в воспитании; выделены ведущие социокультурные вызовы (неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного образования, сетевая среда и сетевые субкультуры, молодежные субкультуры, отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил у молодежи, разрыв межпоколенческих связей, дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других, гипериндивидуализация, коммуникативные дефициты), реагирование на которые задает векторы концептуализации воспитания в вузе; представлены базовые концепты для разработки концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования. В их числе единая для всех вузов цель воспитания, системообразующая роль приоритетных в Российской Федерации традиционных ценностей, интеграция общего и профессионального воспитания, стимулирование самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, субъектность в воспитании преподавателей, полисубъектность воспитания и др. Практическая значимость: выделенные концепты позволяют определить ядро проектируемых концепций воспитания, обеспечить направленность воспитательной работы в вузе.
Актуальность. Своевременная психологическая профилактика зависимости от социальных сетей с учетом возрастных особенностей позволяет создать условия для формирования и развития созидательной субъектности личности, что дает возможность осуществлять оптимальную регуляцию собственного поведения в условиях интернет-общения на основе доминирования общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, характерных для культурных и нравственных основ российского общества.
Цель: выявление психологических факторов формирования созидательной субъектности у представителей молодежи, имеющих высокие показатели зависимости от социальных сетей. Гипотеза: психологическая профилактика, направленная на развитие навыков рефлексии поведения в условиях коммуникации с целью противодействия манипулятивному влиянию участников интернет-взаимодействия и контенту, распространяемому в интернете, может быть фактором, определяющим созидательный вектор развития субъектности и самореализации молодежи в современном информационном обществе. Участники: 276 студентов 1-3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 19,2, SD = 0,67, юношей 32%, девушек 68%. Методы (инструменты): для выявления личностных и социально-психологических характеристик индивидуальности применялись: фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма «В») (А. А. Крылов и Т. И. Ронгинская), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей использован «Опросник зависимости от социальных сетей» (В. П. Шейнов, А. С. Девицын); для изучения ценностных ориентаций применен «Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова); для выявления уровня личностной рефлексивности использовался «Опросник рефлексивности» (А. В. Карпов); опросник «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» (НЗМ) (В. П. Шейнов) применен для анализа представлений человека о собственной защищенности / незащищенности от манипуляций.
Результаты: обнаружены структурные особенности индивидуальности пользователей социальных сетей, проявляющих чрезмерную погруженность в интернет-коммуникацию, психологическая профилактика которых может оптимизировать процесс формирования и развития созидательной субъектности. Основные выводы: психологическая профилактика слабой личностной рефлексивности и высокой подверженности манипулятивному воздействию в сочетании с низкими показателями общительности позволяет создать оптимальные условия для проявления созидательной субъектности молодежи в условиях интернет-взаимодействия. Практическая значимость: данные могут быть применены в практике планирования и осуществления психопрофилактических и развивающих программ для студентов вузов с целью повышения способности к осознанию ими оснований оценки информации, распространяемой в социальных сетях, которая может оказывать существенное влияние на трансформацию их ценностных ориентаций, нравственных и социально-значимых смыслов.
Актуальность заключается в необходимости исследования трансформации характеристик идентичности иностранных студентов, их адаптации к новой образовательной среде и принимающему сообществу. Изучение трансформации характеристик идентичности иностранных студентов может оказывать значительное влияние на их личностное развитие, социальную интеграцию, а также на результативность учебного процесса.
Цель: исследование трансформации характеристик идентичности иностранных студентов. Гипотеза: существует трансформация характеристик идентичности иностранных студентов, включенных в поликультурную среду вуза. Участники: иностранные студенты Пензенского государственного университета (бакалавриат, инженерные направления (n = 620): нулевой замер (n = 620), последующие курсы (n = 406), в том числе мужчины (n = 285) и женщины (n = 121), в возрасте от 18 до 26 лет (М = 20,3, SD = 2,9); среди них таджики (n = 217), из них мужчин (n = 128), женщин (n = 89); киргизы (n = 189), среди них мужчин (n = 159), женщин (n = 32). Методы (инструменты): для фиксации характеристик идентичности применен опросник «Аспекты идентичности» (Aspects of Identity, AIQ-IV) (Дж. Чик), для измерения динамики стилей идентичности использован опросник стилей идентичности М. Берзонски (в адаптации Е. П. Белинской, И. Д. Бронина).
Результаты: по мере адаптации у иностранных студентов происходит постепенный переход от доминирования социальных видов идентичности к идентичности личностной, становление устойчивых способов и средств достижения идентичности иностранных студентов в условиях личностного самоопределения и социальной интеграции индивида. Основные выводы: этап миграционного цикла влияет на соотношение характеристик идентичности иностранных студентов. Практическая значимость: результаты могут быть учтены при разработке программ адаптации иностранных студентов.
Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку средств снижения социальной фрустрированности в «закрытых» учебных заведениях и установление его личностных факторов.
Цель: изучить роль базисных убеждений, свойств личности и субъективного контроля в выраженности социальной фрустрации военнослужащих войск национальной гвардии РФ (ВНГ РФ). Гипотеза: виды социальной фрустрации курсантов военного вуза охватывают актуальные сферы жизни и обучения; с личностными характеристиками наиболее связана фрустрация в сфере взаимоотношений и практической подготовки. Участники: курсанты (N = 265) института ВНГ РФ в возрасте 17-24 года, средний возраст М = 20,05, SD = 1,54. Методы (инструменты): для изучения социальной фрустрации курсантов применен модифицированный опросник социальной фрустрации (Л. И. Вассерман, в модификации А. И. Сорокина), для анализа убеждений о мире использована шкала базисных убеждений (Р. Янофф-Бульман), интернальность курсантов определена с использованием опросника «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкин, А. М. Эткинд), для оценки основных характеристик личности применен опросник 5PFQ (Пятифакторный личностный опросник), разработанный Р. МакКрае и П. Коста, в адаптации А. Б. Хромова.
Результаты: факторный анализ характеристик социальной фрустрации позволил установить 4 вида удовлетворенности / неудовлетворенности - самоопределением, взаимоотношениями с сослуживцами и начальством, практической подготовкой и достижениями. В результате регрессионного анализа установлены предикторы социальной фрустрации курсантов: убеждения о справедливости и доброжелательности мира; интернальность в области достижений и экстраверсия. Удовлетворенность взаимоотношениями наиболее тесно связана с характеристиками личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для профотбора и психологического сопровождения курсантов в периоды адаптации на разных этапах обучения.
Актуальность проблемы: увеличение продолжительности трудовой жизни человека создает социально и личностно значимую «вторую реальность» – представление человека о себе, о профессии, успешности и пр.
Цель: изучение представлений субъекта о карьере. Гипотезы: 1) представления субъекта о карьере (как эволюции профессионально-трудовой жизни) выступают регулятором динамики процессов его возрастной профессиональной эволюции; 2) социальный опыт и личностные особенности выступают «внутренними условиями», определяющими представления субъекта о карьере. Методы (инструменты): опросник субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голыкиной, А. М. Эткинда) применен с целью определения роли личностных особенностей в формировании представлений; методика «Динамика профессиональной карьеры» (В. А. Толочек) – для решения прямыхзадач исследования. Участники: медицинские сестры (n1 = 99), студенты гуманитарного вуза (n2 = 61) и технического вуза (n3 = 90), частные охранники (n4 = 62), преподаватели вуза (n5 = 37) из Москвы, Волгограда, Самары, Краснодара).
Результаты: представления людей о профессионально-трудовой жизни, об эволюции своих качеств влияют на динамику «объективных» процессов; социальный опыт не выступает фактором, определяющим меру влияния внешнего воздействия на представления человека (в том числе об условиях профессиональной самореализации в России и за рубежом). Основные выводы. Необходимо направленно формировать конструктивные представления человека о реальных условиях реализации в профессии. Требуется широкая постановка проблемы управления человеческими ресурсами как «обратной экономики» (комплекса задач по снижению социальных издержек, оптимизации затрат на обучение, подготовку, ротацию кадров, восстановление здоровья и др.). В качестве способа согласования результатов отдельных НИР предлагается использовать «вектор научных понятий» – выделение континуума связей разных понятий нескольких дисциплинарных областей. Практическаязначимость. Результаты НИР могут использоваться для коррекции частных и стратегических задач управления человеческими ресурсами.
Актуальность исследования состоит в обсуждении понятий коллективизма и гражданственности как феноменов социального взаимодействия работника, что имеет существенное значение как для социальной, так и для организационной психологии.
Цель: обоснование модели социального взаимодействия работника, в которой коллективизм и гражданственность выступают в качестве феноменов социального взаимодействия. Основные результаты: в предложенной модели коллективизм работника понимается как его работника на удовлетворение интересов партнера по взаимодействию. При этом в случае взаимного коллективизма взаимодействие происходит в форме сотрудничества. В соответствии с тремя типами взаимодействия работника его коллективизм может быть дефицитарным (приносить практическую пользу), самореализационным (доставлять радость), духовным (иметь форму служения). С учетом разделения коллективизма на горизонтальный и вертикальный и трех типов взаимодействия определяются шесть его видов. При этом коллективизм работника в организации имеет свою специфику в зависимости как от его психологических особенностей, так и от типа организационной культуры. Коллективизм у российского работника выражен и преимущественно имеет форму духовного горизонтального коллективизма - стремления к бескорыстной помощи коллегам. Гражданственность работника (готовность к гражданскому поведению) понимается как одно из проявлений коллективизма - духовный коллективизм (готовность жертвовать своими интересами ради интересов Другого - коллеги, подчиненного, руководителя, первичной группы, организации).
Выводы: обоснована трехкомпонентная модель социального взаимодействия работника, позволяющая определить шесть видов коллективизма и определить гражданственность как духовный коллективизм; определена специфика коллективизма российского работника - выраженность духовного коллективизма. Практическая значимость: предложенная модель позволяет разработать а) методики оценки ориентации работника на взаимодействие, б) технологии формирования коллективизма и гражданственности работника.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/