Статья знакомит читателя с антропологией образования в США и основоположниками этого исследовательского направления, супругами Джорджем и Луизой Спиндлер. На протяжении пятидесяти лет Спиндлеры занимались четырьмя взаимосвязанными сферами деятельности: психологической антропологией, антропологией образования, преподаванием антропологии и редактированием серий этнографических монографий и учебников. Их первые полевые исследования стартовали с изучения процессов культурных изменений в резервации индейцев Меномини (Menominee), а в области образования - с изучения трудностей обучения в американской школе детей мексиканского происхождения. Основные исследовательские темы, которые Дж. и Л. Спиндлеры разрабатывали на протяжении всей жизни, касались вопросов образовательной антропологии, трансмиссии культурного опыта от поколения к поколению, особенностей обучения разных социальных групп в контексте американской культуры, нерелевантного восприятия учителями поведения детей, а также культурной терапии. Полевые исследования в школе и антропологический анализ случаев в учебных учреждениях продемонстрировали, что работа антрополога позволяет вскрывать в системе образования культурные предпосылки и предубеждения, обнаруживает подводные камни невидимости и непонимания ценностей разных социальных групп. Для решения этих проблем разрабатывалась теория и практика культурной терапии как одна из разновидностей клинической антропологии. В концепции Дж. и Л. Спиндлеров образование рассматривалось как процесс культурной трансмиссии, а учитель выступал как ее культурный агент. В конкретных антропологических исследованиях образовательных учреждений было обнаружено, что социальные системы школьной жизни могут основываться на иллюзиях относительно различного рода учебных ситуаций и существует немалый риск того, что на этом основании будут приниматься неверные административные решения. Одной из ключевых задач культурной терапии являлось сделать антропологическое исследование инструментом лучшего понимания культурных ожиданий в образовательных ситуациях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Впервые идея культурной терапии появилась у Дж. Спиндлера во время его работы с Роджером Харкером [Spindler, 1959], затем идея была оставлена на несколько лет и снова воскресла во время сравнительных немецко-американских исследований, речь о которых пойдет ниже. В 1993 г. Дж. и Л. Спиндлеры концептуализировали эту идею в ряде своих работ [Spindler & Spindler, 1993, 1994a, 1994b]. «Проблема с Роджером Харкером и преподавателями, выбравшими Бет Энн как наиболее приспособленного ребенка в школе, заключалась в том, что они практически не осознавали своих собственных предубеждений.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. (2004). Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004. 576 с.
2. Anderson-Levitt K. M.(ed.). (2003). Local Meanings, Global Schooling: Anthropology and World Culture Theory.: Palgrave Macmillan US.
3. Anderson-Levitt K. M. (2005). The Schoolyard Gate: Schooling and Childhood in Global Perspective. Journal of Social History. No 38 (4). Рр. 987-1006.
4. Anderson-Levitt K. M. (2011). World Anthropologies of Education. In A Companion to the Anthropology of Education. Wiley-Blackwell, pр. 9-24.
5. Anderson-Levitt K. M. (ed.). (2013). Anthropologies of Education: A Global Guide to Ethnographic Studies of Learning and Schooling (2st ed.). New York: Berghahn Books. 353 р. http://www.jstor.org/stable/j.ctt9qcjst.
6. Fisher A. D. (1998). Anthropology and Education in Canada, the Early Years (1850-1970). Anthropology Education Quarterly, 29(1), 89-102. DOI: 10.1525/aeq.1998.29.1.89
7. Hewett E. L. (1904). Anthropology and Education. American Anthropologist, vol. 6, no. 4, pp. 574-575.
8. Hewett E. L. (1905). Ethnic Factors in Education. American anthropologist. Vol. 7, Issue1. January-March. Pр. 1-16. DOI: 10.1525/aa.1905.7.1.02a00020
9. Jeffrey B., Bradshaw P., Twining P. & Walsh C. (2010). Ethnography, education and on-line research. In: European Conference of Educational Research, 25-28 Aug 2010, Univesity of Helsinki, Finland. https://oro.open.ac.uk/22868/2/Jeffrey_et_al.pdf.
10. Levinson B. A., González N., & Anderson-Levitt K. (2015). Anthropological Approaches to the Study of Education: The United States and Beyond.International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 728-733. DOI: 10.1016/b978-0-08-097086-8.92053-1
11. McDermott R. (2008). Reading George Spindler. Anthropology & Education Quarterly, 39(2), 117-126. DOI: 10.1111/j.1548-1492.2008.00011.x
12. Schram T. (1994). Sense Making across Disciplines. The Spindlers’ Adaptations and the Self that Never Left. Anthropology and Education Quarterly, 23(4), 463-472.
13. Sieber S. A., Spindler G., Spindler L., Barnett H. G., Beattie J., Hart C. W. M., Lewis O. (1959). Case Studies in Anthropology. The American Catholic Sociological Review, 20(4), 371. DOI: 10.2307/3709327
14. Spindler G. (1952). Personality and peyotism in Menomini Indian Acculturation. Psychiatry.Interpersonal and Biological Processes. 15(2): 151-159. DOI: 10.1080/00332747.1952.11022869
15. Spindler G. (ed.). (1955). Education and Anthropology. Stanford: Stanford University Press.
16. Spindler G. (1955). Education in a Transforming American Culture. Harvard Educational Review, XXV, 145-156.
17. Spindler G. (1959). The Transmission of American Culture. Cambridge: Harvard University Press.
18. Spindler G. (1974). Beth Anne. A Case Study of Culturally Defined Adjustment and Teacher Perceptions. In G. Spindler (ed.). Education and Cultural Process: Toward an Anthropology of Education. New York: Holt, Rinehart & Winston.
19. Spindler G. (ed.). (1970). Being an Anthropologist: Fieldwork in Eleven Cultures. New York: Holt, Rinehart & Winston.
20. Spindler G. (1974а). Education and Cultural Process. Council on Anthropology and Education Quarterly, 5(4), 35-35. DOI: 10.1525/aeq.1974.5.4.05x0155y
21. Spindler G. (1974b). From Omnibus to Linkages: cultural transmission models. Council on Anthropology and Education Quarterly, 5(1), 1-6. DOI: 10.1525/aeq.1974.5.1.05x0123s
22. Spindler G. (ed.). (1978). The Making of Psychological Anthropology. Berkeley: University of California Press.
23. Spindler G. (1999). Three Categories of Cultural Knowledge Useful in Doing Cultural Therapy. Anthropology Education Quarterly, 30(4), 466-472. DOI: 10.1525/aeq.1999.30.4.466 EDN: GSNWGT
24. Spindler G. (Ed.). (2000а). Fifty years of Anthropology and Education. 1950-2000. A Spindler Anthology. New Jersey-London: Lawrence Erlbaum Assosiates, Publishers. 435 р.
25. Spindler G. (2000b). The Four Careers of George and Louise Spindler: 1948-2000. Annual Review of Anthropology. No 29. Рр. 15-38. EDN: HEYUOZ
26. Spindler G. (2008). Using Visual Stimuli in Ethnography. Anthropology & Education Quarterly, 39(2), 127-140. DOI: 10.1111/j.1548-1492.2008.00012.x
27. Spindler G. & Spindler L. (1965). The Instrumental Activities Inventory: A Technique for the Study of the Psychology of Acculturation. Southwestern Journal of Anthropology, 21 (1).
28. Spindler G. & Spindler L. (1971). Dreamers Without Power: The Menominee. New York: Holt, Rinehart & Winston. New Edition by Waveland Press, 1984, Dreamers with Power.
29. Spindler G. & Spindler L. (1978). A Restudy of Cultural Transmission and Instrumental Adaptation in an Urbanizing German Village. Anthropology & Education Quarterly, 9(3), 235-236. DOI: 10.1525/aeq.1978.9.3.04x0506l
30. Spindler G. & Spindler L. (1982). Do Anthropologists Need Learning Theory? Anthropology & Education Quarterly, 13(2), 109-124. DOI: 10.1525/aeq.1982.13.2.05x1828h
31. Spindler G. & Spindler L. (1983а). Anthroethnography. Anthropology & Education Quarterly, 14(3), 191-194. DOI: 10.1525/aeq.1983.14.3.05x1707q
32. Spindler G. & Spindler L. (1983b). Anthropologists View American Culture. Annual Review of Anthropology, 12(1), 49-78. DOI: 10.1146/annurev.an.12.100183.000405
33. Spindler G. & Spindler L. (1989). Instrumental Competence, Self-Efficacy, Linguistic Minorities, and Cultural Therapy: A Preliminary Attempt at Integration. Anthropology & Education Quarterly, 20(1), 36-45. DOI: 10.1525/aeq.1989.20.1.05x1210n
34. Spindler G. (ed.) (with H. Trueba & L. Spindler). (1989). What Do Anthropologists Have to Say about Dropouts? London, England, and Bristol, PA: Falmer Press.
35. Spindler G. & Spindler L., with H. Trueba and M. Williams. (1990). The American Cultural Dialogue and its Transmission. Hampshire, England, and Bristol, PA: Falmer Press.
36. Spindler G. & Spindler L. (1990). The American Cultural Dialogue and its Transmission. London and Bristol, PA: Falmer Press.
37. Spindler G. & Spindler L. (1992). The Enduring, Situated, and Endangered Self in Fieldwork: A Personal Account. In B. Boyer and R. Boyer, Eds., The Psychoanalytic Study of Society, Vol. 17, Essays in Honor of George and Louise Spindler. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
38. Spindler G. & Spindler L. (1993). The processes of culture and person: cultural therapy with teachers and students. In Renegotiating Cultural Diversity in American Schools, ed. P. Phelan, A. Davidson, pp. 27-51. New York: Teachers Coll. Press.
39. Spindler G. & Spindler L. (1994a). What is cultural therapy? In Spindler G. & Spindler L. (eds.). (1994b). Pathways to Cultural Awareness. Cultural Therapy with Teachers and Students. Thousand Oaks, CA: Corwin, pp. 1-33.
40. Spindler G. & Spindler L. (eds.). (1994b). Pathways to Cultural Awareness: Cultural Therapy with Teachers and Students. Thousand Oaks, CA: Corwin.
41. Spindler L. (1962). Menominee Women and Culture Change. American Anthropological Association, Memoir 91.
42. Spindler L. (1977). Culture change and modernization: mini-models and case studies. New York: Holt, Rinehart and Winston. 177 р.
43. Spindler L. & Spindler G. (1958). Male and Female Adaptations in Culture Change. American Anthropologist, 60(2), 217-233. DOI: 10.1525/aa.1958.60.2.02a00020
44. Torres C. (1997). In Memory of Louise Spindler.International Journal of Qualitative Studies in Education, 10(4), 499. DOI: 10.1080/095183997237070
45. Trueba H. T. Foreword. In Spindler G. (Ed.). (2000а). Fifty years of Anthropology and Education. 1950-2000. A Spindler Anthology. New Jersey-London: Lawrence Erlbaum Assosiates, Publishers. Рр. 9-17.
46. Wolcott H. (1997). The Anthropology of Learning. In G. Spindler. (ed.), Education and Cultural Process; Anthropological Approaches. 3rd ed. Prospect Heights: Waveland Press. pp. 37-60.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современном мире дальнейшее социально-экономическое развитие, как уже стало очевидно, связывается с инвестициями в человеческий капитал. Увеличение числа детей и взрослых, охваченных обучением, и улучшение качества образования представляются важнейшими задачами, которые стоят перед специалистами в сфере управления образованием. Любой опыт в данной области представляется важным для оценки и построения обновленной образовательной политики. Китай как быстро развивающееся государство за последние два десятилетия сделал огромный шаг вперед в развитии образования, от дошкольного до послевузовского. Потенциал, накопленный китайскими вузами, позволяет говорить о том, что долгосрочные задачи по совершенствованию системы образования, поставленные руководством страны, будут выполнены. В этой связи важными представляются вопросы, каким образом функционирует управление в высших учебных заведениях и как происходит подготовка кадров для управленческого звена вузов в современном Китае.
В статье представлены результаты анкетирования педагогов дошкольных организаций Ивановской области, проведенного с целью изучения опыта организации работы детских садов в дистанционном режиме. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образовательных организаций города Иваново и Ивановской области. На основе данных анкетирования были определены основные затруднения в работе воспитателей в дистанционном режиме, основные формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных технологий, а также некоторые особенности поведения детей на занятиях, проводимых в удаленном режиме. С учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации представлены направления работы дошкольной образовательной организации, которые реализуются для взаимодействия с ребенком и его семьей в дистанционном режиме: онлайн-занятие, родительский чат, видеоконсультация, интернет-челлендж, онлайн-конкурс. Даны варианты реализации основных направлений работы воспитателя детского сада с использованием цифровых технологий.
В статье обосновывается необходимость изменения организационно-правовой модели проведения Всероссийской олимпиады школьников для обеспечения доступности и равных прав ее участников. Основой исследования послужили данные о количестве участников заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников за 2017-2022 гг. от разных регионов, анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих модель проведения регионального этапа олимпиады, а также анализ правоприменительной практики организации регионального и заключительного этапов олимпиады. Проведенный анализ показал, что трансформация организационно-правовой модели Всероссийской олимпиады школьников происходит медленно и не приводит к существенному изменению механизма доступа. На основе метода Терстоуна определен уровень лояльности стейкхолдеров к существующей модели олимпиады, что позволило определить необходимость снижения уровня влияния стейкхолдеров на систему отбора участников заключительного этапа для повышения ее эффективности и обеспечения равных прав участников. Всероссийская олимпиада школьников является необходимым условием формирования интеллектуального, культурного и социального капитала страны. Отсюда необходимость преодоления консервативности ее развития и, как следствие, преобразования формы ее проведения в качественно новую. Предложенная в статье организационно-правовая модель Всероссийской олимпиады школьников позволит минимизировать столкновение интересов всех участников олимпиадного движения и обеспечить повышение образовательных результатов. Для закрепления предложенной модели предлагается разработать новое Положение о порядке проведения олимпиады, структура которого приводится в статье.
Вопросы управления экологическим просвещением рассматриваются в работе как одно из приоритетных направлений в сфере экологической (социально-экологической) политики государства. С целью решения существующих проблем и повышения эффективности экологического просвещения предпринят анализ деятельности по его организации и управлению с использованием пространственно-временного, программно-целевого и процессного подходов. На примере нормативной базы экологического просвещения Санкт-Петербурга, которая является одной из наиболее разработанных среди всех субъектов РФ, подобраны оптимальные возможные решения к имеющимся проблемам экологического просвещения методом «дерева целей» и «метода ключей». Применение процессного подхода позволяет разделить экологическое просвещение на два связанных друг с другом параллельных процесса. С одной стороны, это непрерывная активность субъекта эколого-информационной политики, а с другой - процесс общественной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Такой подход предлагает ключ к сбалансированному подбору индикаторов эффективности экологического просвещения, которые должны отражать активность как субъекта эколого-информационной деятельности, так и ее объекта (различных групп населения), а также уровень их взаимодействия. Таким образом, в показателях эффективности экологического просвещения в рамках городского управления, помимо показателей эколого-информационной деятельности, должны быть учтены показатели социального (индивидуального и группового) проявления экологической активности на определенном территориальном таксономическом уровне, а также степень институционализации взаимодействий общества и государства в области защиты окружающей среды. Рассмотрены возможности адаптации существующих моделей оценки эффективности образовательных программ к оценке эколого-образовательных проектов и их использования в поиске наиболее эффективных средств эколого-информационной политики.
Перед системой образования Российской Федерации стоит задача - поднять уровень образования и войти в топ-10 лучших стран мира по качеству образования. Педагогические работники являются ключевым элементом системы задач для достижения поставленной цели. Поэтому в настоящее время внимание исследователей обращено на изучение факторов, которые влияют на формирование вовлеченности педагогических работников в деятельность образовательных организаций и систему профессиональных связей. В Московской области остро стоит проблема дефицита педагогических кадров вследствие несимметричной миграции учителей, в первую очередь педагогов-новичков. Текучесть кадров усугубляется в муниципалитетах, расположенных в непосредственной близости от Москвы. Исследование посвящено изучению социального капитала как важного фактора, влияющего на решение педагога сменить место работы. Социальный капитал рассматривается как система взаимных устойчивых профессиональных и личных связей между педагогами образовательной организации. В ходе исследования было обнаружено, что характеристики социального капитала: личные связи сотрудников, актуальные и потенциальные профессиональные связи между педагогами - имеют взаимосвязь с решением педагога сменить место работы. Исследование показало, что более 70 % педагогов принимают решение о смене места работы потому, что не имеют взаимного профессионального интереса с коллегами по работе. Вследствие этого они испытывают профессиональное одиночество, а зачастую и профессиональное выгорание. Процессу миграции в первую очередь подвержены сотрудники со стажем работы от 3 до 10 лет. Управление социальным капиталом сотрудников общеобразовательной организации находится в зоне влияния директора школы. Принятие управленческих решений в отношении адаптации новых сотрудников и наставничества может снизить миграцию педагогов и сократить дефицит педагогических кадров.
Рассматриваются эмпирические данные взаимосвязи интеллектуальных и личностных особенностей со стратегией совладания с жизненными трудностями в зависимости от интеллектуального фактора, особенностей эмоционального интеллекта и черт личности. Приводятся данные о связи между уровнем развития интеллекта и данными психологического тестирования черт личности. Даются рекомендации по психологическому сопровождению подростков и молодежи, направленному на расширение диапазона копинг-стратегий поведения, адаптации к проблемно-конфликтным жизненным ситуациям.
Создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников, а также непрерывности образовательных траекторий учащихся по модели «школа - вуз / СПО - предприятие» рассматривается сегодня в дискурсе государственной образовательной политики как один из способов наращивания человеческого капитала. Значимая роль в этой деятельности отводится в том числе университетам, которые традиционно осуществляют активную профориентационную работу со школьниками. Формат университетских профильных образовательных смен сегодня рассматривается, с одной стороны, как инструмент реализации профориентационной повестки, с другой - как инструмент реализации социальной политики в регионе (через «третью миссию» высшей школы). Однако в научной литературе отмечается дефицит объективных данных об эффектах такой модели, ее влиянии на формирование образовательных стратегий и профессиональных траекторий учащихся. Исследование, проведенное на базе Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета весной-осенью 2022 года во время трех профильных смен для школьников из Санкт-Петербурга и регионов России, позволяет предложить подходы к оценке профориентационных эффектов таких смен и дает основания для разработки предложений по совершенствованию модели университетской профильной образовательной смены для дальнейшего масштабирования.
Эпоха метамодерна актуализирует процесс становления экосистем в сфере образования и одновременно закрепляет в сознании людей идею цивилизационного и персонального релятивизма ценностных парадигм. В то же время в образовании начинают происходить интенсивные цифровые трансформации. В статье проводится мысль о том, что цифровое благополучие участников современных образовательных отношений - не столько предмет для измерения с помощью традиционных социологических процедур, сколько поле для самостоятельной проективно-трансформационной активности участников образовательных отношений. В основе их агентивного поведения, как и персонализации образовательного процесса в целом, колебания «метамодернистских качелей», вызывающих к жизни карнавальную логику в форматировании образовательных ландшафтов, которая, в свою очередь, ведет к динамической смене масок-ценностей у субъектов образования. Цифровизация в указанном контексте может рассматриваться как мощный сервиальный триггер, инициирующий реализацию метамодернистского дискурса в образовании. Динамическая эволюция цифрового континуума («Web1 - Web3») требует периодического обновления представлений о цифровом благополучии образовательных персон. В статье предпринимается попытка заполнить образовавшуюся в исследовательском пространстве лакуну и предложить методологию конструирования концепта цифрового благополучия персоны в актуальных образовательных отношениях. Автор также пытается осуществить сборку концепта «человек самостоятельный» как одного из базовых феноменов образования метамодерна.
О сложности и сложных адаптивных системах было написано много, и потребность в сложности следует принимать во внимание, когда мы создаем, организуем и распространяем знание. Однако общество знания стоит на плечах индустриального общества, которое не опирается на знание непрогнозируемое и сложное, а скорее тяготеет к предсказательному, позитивистскому. Наша задача - интегрировать два типа знания, преодолеть эту дихотомию. Данная статья обращается к этим проблемам и формулирует новый подход к «экологии знания», который непосредственно включает в себя сложное знание и указывает формальному, объективному знанию его место: это знание должно сопутствовать другим фазам экологии знания, но никак не доминировать над ними. Мы живем в глобально взаимосвязанном обществе, и его социальные, биологические и финансовые системы следует рассматривать как экологические. Для этого нам нужно признать ценность объективного позитивистского знания, при этом ограничив его более «дикие» практики, и применять наряду с ним сложное знание и сложные практики.
Не так давно «Институт будущего жизни» опубликовал письмо, подписанное Илоном Маском, Стивом Возняком и другими экспертами. В этом обращении говорилось, что риски развития сложных систем, в первую очередь искусственного интеллекта, фактически достигли апогея. Если когда-то в далеком прошлом человечество преследовали такие страхи, как появление Голема или чудовища Франкенштейна, то сегодня эти опасения могут стать былью.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832