Статья: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (2023)

Читать онлайн

Вопросы управления экологическим просвещением рассматриваются в работе как одно из приоритетных направлений в сфере экологической (социально-экологической) политики государства. С целью решения существующих проблем и повышения эффективности экологического просвещения предпринят анализ деятельности по его организации и управлению с использованием пространственно-временного, программно-целевого и процессного подходов. На примере нормативной базы экологического просвещения Санкт-Петербурга, которая является одной из наиболее разработанных среди всех субъектов РФ, подобраны оптимальные возможные решения к имеющимся проблемам экологического просвещения методом «дерева целей» и «метода ключей». Применение процессного подхода позволяет разделить экологическое просвещение на два связанных друг с другом параллельных процесса. С одной стороны, это непрерывная активность субъекта эколого-информационной политики, а с другой - процесс общественной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Такой подход предлагает ключ к сбалансированному подбору индикаторов эффективности экологического просвещения, которые должны отражать активность как субъекта эколого-информационной деятельности, так и ее объекта (различных групп населения), а также уровень их взаимодействия. Таким образом, в показателях эффективности экологического просвещения в рамках городского управления, помимо показателей эколого-информационной деятельности, должны быть учтены показатели социального (индивидуального и группового) проявления экологической активности на определенном территориальном таксономическом уровне, а также степень институционализации взаимодействий общества и государства в области защиты окружающей среды. Рассмотрены возможности адаптации существующих моделей оценки эффективности образовательных программ к оценке эколого-образовательных проектов и их использования в поиске наиболее эффективных средств эколого-информационной политики.

On the base of the regulatory framework of environmental education in St. Petersburg, which is one of the most developed among all subjects of the Russian Federation, the optimal possible solutions to the existing problems of environmental education are offered by the “goal tree” method and the “keys” method. The process approach makes it possible to divide environmental education into two related parallel processes. On the one hand, it is the continuous activity of the subject of environmental and information policy, and on the other - the process of public activity aimed at protecting the environment. This approach offers the key to a balanced selection of indicators of the effectiveness of environmental education, which should reflect the activity of both the subject of environmental information policy and its object (various groups of the population), as well as the level of their interaction. Thus, among the indicators of the urban management effectiveness, in addition to the indicators of environmental information activities, indicators of environmental activity of individuals and groups at a certain territorial taxonomic level, as well as the degree of institutionalization of environmental protection should be taken into account. The possibilities of adapting existing models for evaluating the effectiveness of educational programs to the evaluation of environmental education projects are considered.

Ключевые фразы: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, городское управление, ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, программно-проблемный подход, процессный подход
Автор (ы): Фертикова Екатерина Петровна, Андреев Максим Владимирович
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Для цитирования:
ФЕРТИКОВА Е. П., АНДРЕЕВ М. В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2023. № 1 (93)
Текстовый фрагмент статьи