Актуальность исследования обусловлена ростом числа подростков с признаками отклоняющегося поведения и необходимостью организации системы эффективной работы с ними. Декларируемый полипарадигмальный подход позволяет отбирать формы и методы работы, оптимально соответствующие контексту взаимодействия.
Цель: выявление наиболее распространенных подходов к работе с так называемыми трудными подростками в либеральной, социально ориентированной, личностно ориентированной парадигмах воспитания. Отмечено, что целесообразно разделять вертикальные парадигмы, обусловливающие специфику воспитательных практик в разные исторические периоды и горизонтальные парадигмы, обусловливающие их вариативность в настоящее время.
Результаты: проведен краткий исторический экскурс в практику организации воспитания и перевоспитания трудных подростков в Российской империи и Советской России; показано изменение методов работы от репрессивно-карательных до исправительно-восстановительных и ресоциализирующих. Приведены примеры экспериментальных воспитательных учреждений, практика работы в которых опережала традиционные для своего времени подходы к перевоспитанию трудных подростков в либеральной парадигме (Рукавишниковский приют), в социально ориентированной парадигме (коммуна имени М. Горького, школа имени Достоевского и др.). Отмечена непродуктивность унифицированного подхода к определению эффективных форм и методов работы с трудными подростками в личностно ориентированной парадигме. Определена необходимость создания в школе системы профилактической работы с подростками группы риска и находящимися в трудной ситуации. Высказано предположение, что такая система эффективна, если она объединяет привлекательные для подростков формы восстановления и поддержания своего физического и эмоционально-психологического благополучия.
Выводы: формату личностно-ориентированной парадигмы воспитания оптимально соответствует разветвленная система психолого-педагогической поддержки подростков, которая на уровне школы, микрорайона, района и города предусматривает для них возможность интеграции в разные виды про-социальной активности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе для проведения бесед об изменений подходов к организации педагогического взаимодействия, а также исследователями, занимающимися разработкой прикладных аспектов проблемы взаимодействия с трудными подростками.
Идентификаторы и классификаторы
В периоды реформирования системы образования исследователи часто обращаются к истории развития педагогики и образования, по-новому переосмысливая полученный опыт, стремясь найти соответствия прошлых и современных реалий. Особый интерес вызывает период конца XIX – первой трети XX века, когда коренное переустройство уклада жизни российского общества спровоцировало многочисленные эксперименты в сфере образования, часть которых была поддержана и на многие десятилетия обусловила доминирующую образовательную парадигму, другая, в силу разных причин не получила развития.
Список литературы
1. Беличева С. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. М.: Юрайт, 2024. 304 с.
2. Дадова З. И., Бураева Л. А. Особенности социализации трудных детей и подростков // Социальнополитические науки. 2020. Т.10, № 2. С. 154-157. ,. DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-154-157 EDN: GOVMXZ
3. Клейберг Ю. А., Козлов В. В., Комлев Ю. Ю. Ювенальная девиантология: актуальные тренды развития, интеграции и перспективы. Тверь: Академия национального образования и науки, 2024. 156 с. EDN: FRYUJP
4. Хвостунов К. О. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 24 с. EDN: NJRXFR
5. Haqberdiyeva F. G., Rakhmatzhonov J. R., Khushvakov S. F. Prevention of deviant behavior in adolescents // Texas Journal of Multidisciplinary Studies. 2023. № 26. P. 1-3.
6. Hanımoglu E. Deviant Behavior in School Setting // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6, № 10. P. 133-141. DOI: 10.11114/jets.v6i10.3418
7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
8. Корнетов Г. Б. Антропологический фундамент образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1 (79). С. 4-9. EDN: FQTQFI
9. Ретивых М. В. История педагогики и образования как диалог универсальных культур // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции (Брянск, 19-20 апреля 2018 г.) / под ред. Н. А. Асташовой. Брянск: БГУ им. академика И. Г. Петровского, 2018. С. 81-86. EDN: XVXVAT
10. Окушова Г. А. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2005. № 2 (46). С. 7-11. EDN: JUDBQZ
11. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100-121. EDN: BAYZWX
12. Чечева Н. А. Парадигма образования как методологический регулятив профессиональной деятельности педагога // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 3. С. 293-298. EDN: XALHWV
13. Дмитриева Е. Н. Смысловая парадигма в профессиональной педагогической подготовке учителя иностранного языка // Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в России: реалии и перспективы: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Нижний Новгород, 13-14 апреля 2021 г.) / отв. ред. А. С. Шимичев. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2021. С. 78-83. EDN: RPVOEB
14. Аллагулов А. М. История педагогики. Оренбург: Агентство Пресса, 2020. 263 с. EDN: QBHUYG
15. Богуславский М. В. Современные методологические подходы в исследовании истории образования и педагогики // Образование в отечественной философско-педагогической мысли: материалы научно-практической конференции с международным участием (Москва, 26 ноября 2020 г.). Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. М.: Индивидуальный предприниматель Воробьев Александр Викторович, 2020. С. 30-35. EDN: BPKLSB
16. Окольский А. С. Об отношении государства к народному образованию. СПб.: Лань, 2013. 627 с.
17. Игнатьев П. Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2000. № 2. C. 52-59.
18. Скрябина Д. Ю. Образовательные парадигмы в отечественной педагогической теории и практике и педагогике эмиграции 20-30-х годов XX столетия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14, № 1. С. 249-251. EDN: MUQJEX
19. Скрябина Д. Ю. Особенности организации образовательной среды отечественных вспомогательных школ в первой половине XX века: социально-культурологический подход // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (Санкт-Петербург, 29-30 октября 2020 г.). СПб.: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2020. С. 316-319. EDN: DILMIP
20. Лаврентьев М. В. Создание Московского Рукавишниковского приюта для несовершеннолетних преступников (1864 - 1866) // Развитие современной системы образования: теория, методология, опыт: сборник статей / под ред. Ж. В. Мурзиной, О. Л. Богатыревой, А. С. Егоровой. Чебоксары: Среда, 2019. С. 27-28. EDN: KWSTLJ
21. Колокольникова З. У., Мосинцев Д. Д., Смагина В. Ю., Васичева А. Н. Учреждения для трудновоспитуемых детей в РСФСР в 1920-е гг. // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 33-40. ,. DOI: 10.17513/spno.30616 EDN: ANDRQF
22. Абсатарова Э. Н., Дижонова Л. Б., Хаирова Т. Н., Слепова Л. Н. Физическая культура как средство профилактики социально-негативного поведения в студенческой среде // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 202-203. EDN: QZFFBR
23. Покровская Т. Ю. Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде // Наука - 2020. 2016. № 5 (11). С. 310-314. EDN: XCNOHZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Посвящается юбилею известного филолога, ученого-литературоведа, методиста, преподавателя высшей школы, заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского государственного университета Владимира Петровича Крючкова. Актуальность исследования связана с необходимостью комплексного обзора научных достижений и трудов автора в области литературоведения, педагогики, логопедии, осмысления их роли вформировании содержания и научных основ технологий профессионального образования.
Цель: изучение основных этапов развития профессиональной деятельности В. П. Крючкова, обзор научных и научно-методических трудов автора, анализ специфики междисциплинарного подхода ученого к содержанию технологий профессиональной подготовки учителей-логопедов в высшей школе. Методы (инструменты): анализ научно-библиографических источников: диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов автора, материалов конференций.
Результаты. Выделены основные направления научно-исследовательской, методической, преподавательской деятельности ученого, показано их влияние на содержание технологий профессионального образования педагогов-дефектологов и формирование идиостиля кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, которой руководит В. П. Крючков. Практическая значимость: результаты исследования способствуют обогащению представлений о сфере научных интересов В. П. Крючкова, его вкладе в литературоведческое, педагогическое, специальное (дефектологическое) направления гуманитарного знания, развитие содержания технологий образования и междисциплинарного подхода в системе высшего образования.
Актуальность: государственный и социальный запрос на формирование у будущих педагогов профессионально значимых личностных качеств диктует необходимость модернизировать систему профессионального воспитания. В этой связи позитивный опыт повышения воспитывающей функции учебных занятий и внеаудиторной деятельности в процессе педагогического образования бакалавров и магистрантов в СГУ имени Н. Г. Чернышевского требует детального осмысления и пропаганды.
Цель: обобщить опыт воспитывающей деятельности преподавателей педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Методы (инструменты): ретроспективный анализ опыта воспитывающей деятельности преподавателей педагогики и иных смежных дисциплин в СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
Результаты: представлены понятия контекстного и подтекстного воспитания, контекстных и подтекстных педагогических условий реализации эффективных воспитывающих практик; описаны приемы преподавания учебных дисциплин и организации учебных практик, посредством которых возможно: формировать у студентов уважительное отношение к профессии педагога; актуализировать у них потребность в процессе собственной педагогической деятельности больше внимания уделять процессам воспитания подрастающего поколения; создавать условия для их самовоспитания.
Заключение: реализация воспитывающей функции возможна при использовании преподавателями педагогики притчевых и сократических диалогов, подтекстных высказываний, совместных рассуждений, анализе воспитывающих ситуаций/прецедентов, организации проектной деятельности, активного слушания, смысловых пауз, обращения к мнению и опыту иного человека, создания воспитывающих локаций в образовательной среде вуза и других. Практическая значимость: состоит в возможности использования опыта воспитывающей деятельности преподавателей СГУ имени Н. Г. Чернышевского в профессиональной подготовке будущих педагогов иных организаций высшего и среднего образования.
Актуальность исследования повседневных (ПС) стрессоров у студентов обусловлена отсутствием соответствующего инструментария, учитывающего спецификустуденческой жизни.
Цель: разработка и валидизация опросника, направленного на изучение ПС у студентов. Гипотеза: предлагаемый опросник, направленный на изучение повседневного стресса у студентов, продемонстрирует приемлемые показатели внутренней согласованности, надежности и валидности. Участники: 310 студентов в возрасте от 17 до 27 лет (M = 20.31, SD = 1.8; 222 девушки (71.6%) и 88 юношей (28.4%) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамас). Методы (инструменты): для проверки конвергентной валидности применены: опросник «Факторы профессионального развития» (М. Д. Петраш), анкета кризисныхсобытий и переживаний для студентов (В. Р. Манукян), эмоциональное отношение к профессиональному будущему (М. В. Гинзбург), «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (адаптация Е. Н. Осина), шкалы психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной), «Шкала воспринимаемого стресса-10» (В. А. Абабков).
Результаты: разработан опросник, включающий 54 пункта, в том числе 9 шкал: внешние стрессоры: «Учебный процесс (Обучение)»; «Время»; «Нарушение планов»; «Окружающая действительность»; «Взаимодействие»; «Семейные проблемы»; «Финансы»; и внутренние: «Личные переживания» и «Стрессоры ожидания». Основные выводы: психометрический анализ показал высокую внутреннюю согласованность шкал, подтверждающую надежность опросника. Проведена очевидная, содержательная, конвергентная валидность, подтверждена структурная валидность шкал конфирматорным факторным анализом. Полученные результаты свидетельствуют о валидности и надежности разработанного опросника, что делает его эффективным инструментом для диагностики ПС у студентов. Практическая значимость: опросник может быть использован для диагностики ПС в контексте учебно-образовательной деятельности; выявления специфическихстрессоров; для разработки профилактических и коррекционных программ.
Актуальность исследования обусловлена расширением спектра траекторий взросления усовременных подростков и необходимостью дифференцированного подхода к изучению возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса.
Цель: выявление возрастно-половых закономерностей проявлений подросткового кризиса. Гипотезы: 1) проявления подросткового кризиса у современных подростков отмечаются уже с 10 –11 лет, при этом критическая фаза приходится на возраст 13–14 лет, то есть на 7–8 классы; 2) половые различия в кризисной симптоматике зависят от фазы кризиса; 3) возрастно-половые закономерности формирования образа взрослости у подростков слабо выражены в силу высокой индивидуальной вариативности. Участники: симптомы кризиса изучались у подростков (N = 508; 209 мальчиков и 299 девочек; 477 подростков из Санкт-Петербурга, 20 подростков из Красноярска, 11 подростков из Сочи) в возрасте от 10 до 17 лет (SD = 14). Выборка была разделена на 3 группы по хронологическому возрасту: 10–12 лет (n = 106), 13–14 лет (n = 150) и 15–17 лет (n = 252), а также по классам обучения в школе: 5 и 6 классы (n = 124), 7 и 8 классы (n = 154) и 9 и 10 классы (n = 230). 204 подростка данной выборки также писали сочинение на тему взросления. Методы (инструменты): опросник симптомов подросткового кризиса (В. Е. Василенко), методика изучения образа взрослости (О. В. Курышева, К. Н. Поливанова).
Результаты: период 10–12 лет (5 и 6 классы) можно назвать предкритической фазой, 13–14 лет (7 и 8 классы) – критической и 15–17 лет (9 и 10 классы) – посткритической. Половые различия менее выражены в критической фазе. В целом мальчики более склонны к реакциям эмансипации и группирования, а девочки – к гиперкомпенсации и интересу к внутреннему миру. Различия в образе взрослости выражены только между младшей и старшей группами, во всех группах преобладает второй тип «реальный план действий – внешняя взрослость». В 15–17 лет у девушек по сравнению с юношами образ взрослости более сформирован. Основные выводы: пик подросткового кризиса в среднем приходится на 13–14 лет, отмечается медленный темп формирования образа взрослости, половые различия не ярко выражены. Практическая значимость: понимание возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса может помочь при психологическом сопровождении процесса взросления подростков.
Актуальность проблемы: при узко дисциплинарном анализе фрагментов социальной действительности и их научной экспликации как частных научных проблем, возможности выявлять общее, развивать фактуальный базис дисциплинарно ограничены. Расширенное толкование феномена профессиональной карьеры (ПК) приводит нас к феномену и проблематике профессионального становления субъекта (ПСС), при расширении ее границ – к феномену и проблематике человеческие ресурсы и управление человеческими ресурсами (УЧР), последнее – к социальному капиталу (СК).
Цель: изучение социально-психологических явлений, сопряженных с выбором профессиональной сферы и успешности профессиональной карьеры субъекта. Гипотезы: 1. Адекватный анализ социально-психологических явлений как объекта исследования требует периодической коррекции границ и содержания их изучения как предмета исследования. 2. Накопленный в психологии (в проблематике карьеры, в частности) эмпирический материал превосходит пределы традиционно выделяемого «предмета исследования» и должен подлежать методологической рефлексии. Участники: медицинские сестры (n1 = 142 и n2 = 89, данные обследования 2014 г. и 2022 г.), учителей (n3 = 96; 2016 г.), воспитателей (n4 = 44; 2015 г.), государственных служащих-руководителей (n5 = 81; 2006 г.). Методы (инструменты): анализ литературных источников, авторская методика «Динамика стиля профессиональной жизни» (В. А. Толочек).
Результаты: в качестве предикторов общей и профессиональной активности субъектов (респондентов и их родителей) выступали отношения: 1) уровня занимаемой должности родителей (отца, матери) к уровню их образования; 2) уровня занимаемой должности респондентов к уровню их образования; 3) отношение места проживания к месту рождения респондента. Величины больше 1,00 рассматривались как отражение социальной активностью людей, «деловитости», управленческого потенциала; значения меньше 1,00 – как дефицит этих качеств. Основные выводы: показано, что у представителей пяти профессиональных сфер паттерны названных переменных различны, они лучше (численно выше) в профессиях с «высокой» иерархией (большим числом должностных позиций в «вертикальной карьере» – у государственных служащих), чем с «низкой» иерархией. Практическая значимость: выявленные связи важны для последующего изучения вопросов самореализации человека в труде, в профессиональной карьере в ее трех фазах – пред-карьере – активной карьере – пост-карьере; они позволяют также разрабатывать сопряженные вопросы трудоустройства молодежи, проблем занятости в регионах, миграции и др.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа исследований, посвященных субъектности подростков, требующих анализа. Субъектность подростков все чаще рассматривается не просто как естественный феномен развития, но как желаемый образовательный и воспитательный результат, находящийся в фокусе внимания психологов и педагогов, что указывает на необходимость более четкого понимания процесса ее развития. Цель: выделить существующие направления в современных исследованиях субъектности подростков и описать особенности субъектности в этом возрасте с опорой на изученные эмпирические данные. Основные результаты: выделены следующие направления изучения субъектности подростков: развитие характеристик субъектности подростков, субъектность подростков в контексте социальной среды, проблемы развития личности, одаренности подростков, а также применение концепта субъектности в психотерапии. Среди особенностей субъектности подростков можно назвать неравномерность развития ее компонентов, возможность становления субъектности в рамках определенного типа, зависимость от поддержки среды, взаимосвязь уровня развития субъектности и некоторых поведенческих особенностей (зависимого поведения, поведения жертвы и поведения заступничества). Основные выводы: показанное разнообразие направлений исследования субъектности подростков позволяет резюмировать формирование отдельного поля исследований и укрепления позиций подростковой субъектности как изучаемого феномена в современной науке. Практическая значимость заключается в освещении современных методов диагностики субъектных характеристик в подростковом возрасте, также подчеркиваются существующие исследовательские проблемы.
Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании.
Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза.
Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/