Во введении намечается проблемное поле статьи. Речь пойдет не о проблеме дара, а о том, почему дар становится проблемой. Для этого необходимо рассмотреть несколько контекстов, в которых проблема зарождается. Предлагается остановиться на двух из них: теологическом и онтологическом.
Теоретический анализ. В теологическом контексте рассматривается два направления мысли ХХ в. в связи с их влиянием на проблему дара. Во-первых, это политическая теология, которая постановила, что в эпохусекуляризации наследуются христианские смыслы, один из них – феномен дара. Во-вторых, это теоэстетика, которая предлагает рассмотреть положение о секуляризации нашей эпохи в качестве частного и фактически уже закрытого проекта. В онтологическом контексте указывается на то, что дар становится проблемой там, где в качестве нормы понимания бытия заявляют о себе насилие и обмен.
В заключении формулируются выводы, обозначаются ключевые вопросы для дальнейших исследований проблемы дара.
Идентификаторы и классификаторы
Философию второй половины ХХ в. вполне закономерно можно рассматривать через призму проблематизации феномена дара. Казалось бы, такие простые вещи, как дарение и получение дара, равно как и ответное отдаривание, постепенно не только попали в центр внимания гуманитарной мысли, но и стали в итоге позиционироваться как принципиальный вопрос мышления как такового. И хотя, как утверждает Марсель Энафф, частично подводя итоги дискуссии о даре, последний интересовал людей всегда [1, c. 12].
Список литературы
1. Энафф М. Дар философов. Переосмысление взаимности. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2015. 320 с. EDN: TJCUJF
2. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 584 с. EDN: QONWKJ
3. Шмитт К. Политическая теология // Шмитт К. Политическая теология: сборник. М.: КанонПРЕСС-Ц, 2000. 336 с.
4. Таубес Я. Западная эсхатология. СПб.: Владимир Даль, 2023. 429 с.
5. Лёвит К. Смысл в истории. Теологические предпосылки философии истории. СПб.: Владимир Даль, 2021. 511 с.
6. Фёгелин Э. Новая наука политики. Введение. СПб.: Владимир Даль, 2021. 374 с. EDN: BNSBGP
7. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 416 с.
8. Штраус Л. Город и человек. СПб.: Владимир Даль, 2021. 502 с.
9. Ассман Я. Политическая теология между Египтом и Израилем. СПб.: Владимир Даль, 2022. 182 с.
10. Агамбен Дж. Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления. М.; СПб.: Издательство Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018. 552 с. EDN: DSGGJI
11. Milbank J. Can a Gift be given? Prolegomena to a future Trinitarian metaphysic // Modern Theology. 1995. Vol. 11, iss. 1. P. 119-161.
12. Харт Д. Б. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины. М.: Издательство ББИ, 2022. 673 с.
13. О Даре: дискуссия между Жаком Деррида и ЖанЛюком Марионом // Логос. 2011. № 3 (82). C. 144-171.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения.
Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий.
Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины.
Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.
Введение. В 2001 г. в России появилась Концепция художественного образования. Для понимания реальной ситуации общего образования в предметной области «Искусство» необходим анализ государственных документов и педагогической практики на предмет их соответствия.
Теоретический анализ. Исторически сложившаяся система художественного образования в России имеет сложную многоступенчатую структуру. Особое место в ней занимает направление подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» для общеобразовательных школ.
Эмпирический анализ. Сопоставление современной ситуации подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») и проблем, обозначенных в Концепции преподавания учебного предмета «Искусство», приводит к пониманию зависимости решения части проблем от набора компетенций молодых специалистов, идущих работать в общеобразовательные организации. Сегодня существует объективное противоречие между традиционными формами и методами обучения искусству и отношением к нему молодого поколения, выросшего в условиях цифровой среды. Следовательно, подготовка кадров для преподавания искусства в школе, опирающаяся исключительно на традиции, мало эффективна.
Заключение. Необходима разработка новой концепции профессиональной подготовки педагогов для предметной области «Искусство», учитывающей реалии современности.
Введение. Цифровизация представляет собой процесс трансформации, охватывающий все сферы жизни общества. Внедрение цифровых технологий существенно меняет подходы к обучению, открывая новые возможности для построения гибкого образовательного процесса. Мобильное обучение, как одна из форм цифрового образования, играет важную роль в этой трансформации, предоставляя обучающимся доступ к материалам в любое время и в любом месте, что делает образовательный процесс более доступным и адаптированным к требованиям современного общества.
Теоретический анализ заключается в рассмотрении цифровизации образования с целью определения понятия «мобильность» в контексте цифровой педагогики, особое внимание концепции мобильного обучения языкам и ее ключевым компонентам (Mobile-assisted language learning). Рассматривается роль преподавателя в образовательном процессе, что осуществляется через анализ моделей педагогического поведения в рамках аудиторных занятий.
Эмпирический анализ. Исследование состоит из проведения педагогического эксперимента, в ходе которого изучается использование мобильного блоггинга как средства выполнения письменных заданий по иностранному языку.
В заключении рассматриваются возможности адаптации мобильного обучения иностранным языкам в различных образовательных контекстах, а также положительно оцениваются перспективы эффективной интеграции мобильного блоггинга в практику преподавания иностранных языков в системе высшего образования.
Введение. На сегодняшний день в Российской Федерации существует серьезная проблема относительно детской преступности и иного противоправного поведения.
Теоретический анализ. Деятельность по профилактике и предотвращению детских правонарушений ведется государственными органами, однако, чтобы искоренить данную проблему, к ней надо подходить комплексно. Профилактическая работа на данный момент закреплена за различными учреждениями, в том числе образовательными. В настоящей статье рассмотрены основные особенности профилактической работы среди студентов средних учебных заведений; дано определение девиантному поведению подростков. Изучены основные виды форм, методов и приемов профилактической работы педагога; выделены ключевые направления работы по профилактике противоправного поведения подростков. Дано понятие «средства профилактики», перечислены их виды. Подчеркнута важность умения педагога правильно, ярко и глубоко выражать свои мысли в ходе профилактической работы с подростками.
Заключение. Обосновывается необходимость ведения систематической и непрерывной профилактической работы среди студентов средних профессиональных образовательных организаций. Отмечается важность участия и активного взаимодействия в данном процессе именно педагогов и педагогов-психологов.
Введение. Цифровая трансформация науки и образования является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации, которая способствует качественным изменениям во всех сферах жизни, в том числе в научной и образовательной деятельности, поддерживает идею постоянного саморазвития и совершенствования навыков и умений. Цель цифровой трансформации заключается в стремлении достичь высокого уровня цифровой грамотности в высшей школе. Цифровая трансформация направлена на решение многих вопросов, в частности повышение уровня цифровых компетенций сотрудников и обучающихся образовательных организаций в режиме работы с новым форматом обучения. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения.
Теоретический анализ. Одной из востребованных компетенций в реалиях цифровой эпохи является цифровая коммуникативная компетенция, реализуемая в условиях смешанного формата обучения. В статье содержится периодизация генезиса проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения, выявлены главные тенденции на 2-м этапе ее развития, определены научные, теоретические, исторические, социально-культурные предпосылки.
Заключение. Владение цифровыми компетенциями способствует повышению качества образования и продвижению цифровых инноваций в образовательной среде, так как максимально используется потенциал современных технологий.
Введение. В образовании существует ряд противоречий, заключающихся в том, что получаемые в учебном заведении знания, умения и навыки не удовлетворяют рынок труда. В целом обучение по специальности «Художник-график (станковая графика)» может быть интересным и полезным для тех, кто хочет работать в сфере искусства. Для успеха на рынке труда необходимо развивать не только свои способности, но и навыки маркетинга, продвижения работы и поиска заказов. В настоящей статье рассмотрены компетенции будущих художников-графиков со специализацией № 1 «Художник-график (станковая графика)». Анализ контингента художественно-педагогических заведений позволяет заключить, что специальность мало востребована.
Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетенции будущих художников-графиков дает возможность выявить компоненты и показатели профессиональной готовности будущих художников-графиков.
Заключение. Особенности формирования профессиональных компетенций – процесс многогранный. Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями студентов, спецификой профессии и учебного процесса. Индивидуальный подход к студентам, использование современных методов обучения и ориентация на реальные потребности рынка труда помогут эффективно формировать профессиональные компетенции у будущих специалистов в любой области.
Во Введении обосновывается актуальность изучения режимов просоциального поведения в условиях новой психологической нормальности, обусловленных информатизацией и цифровизацией общества, сломом привычных поведенческих алгоритмов в период пандемии, корректированием правил и норм взаимодействия.
Теоретический анализ и проведенные ранее исследования позволяют дифференцировать сострадание и доброту с точки зрения мотивов, целей и результатов просоциального поведения: если сострадание связывается с эмпатическим подключением, сочувствием, резонансной со-настройкой с Другим, предоставлением ему собственных ресурсов, то доброта трактуется как добровольное принятие ответственности за настоящее и будущее Другого через мобилизацию его ресурсов.
Эмпирический анализ. Цель – изучение сострадания и доброты как разных режимов просоциального поведения с точки зрения их типичности и значимости в поведенческом репертуаре современных студентов, возможности адекватного распознавания в зависимости от локализации Другого на шкале «Знакомый – незнакомый». Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методы: опрос и психологическое тестирование с помощью шкалы сценариев доброты и сострадания (Gilbert P. et al.).
Заключение. Выявлено, что значимость и типичность реализации поведенческих сценариев, построенных с учетом норм просоцального поведения, указывают на их недостаточную приоритетность и востребованность. Установлено, что при более точном распознавании режима доброты сострадание одинаково хорошо идентифицируется в отношении как знакомого, так и незнакомого человека, тогда как доброта лучше распознается относительно знакомого и корреспондирует с альтруистическим инвестированием.
Введение. Актуальность исследования предикторов субъективного ощущения социальной поддержки у больных язвенной болезнью заключается в развитии понятия внутренняя картина болезни соматических больных.
Теоретический анализ. Социально-психологические стратегии преодоления, являясь частью внутренней картины болезни, составляют значимую и недостаточно изученную область. Это предполагает необходимость рассмотрения параметров социальной поддержки и удовлетворенность ею.
Эмпирический анализ. В данной статье на примере больных язвенной болезнью устанавливаются предикторы показателей удовлетворенности социальной поддержкой больных хроническими соматическими заболеваниями.
Заключение. Для больных язвенной болезнью выявлено снижение удовлетворенностью социальной поддержкой, прежде всего, сотрудничеством с социальным окружением, близостью эмоциональных контактов и опорой на близких.
Введение. В статье отражены результаты исследования, позволившего выявить связь субъектных свойств личности и выраженность карьерной ориентации, проявляющейся в желании улучшать свои знания и умения в выбранной сфере у студентов медицинского вуза. Сформированность изучаемой карьерной мотивации может быть важным фактором, определяющим успешность освоения ролевого профессионального поведения будущими врачами.
Теоретический анализ. В современных исследованиях делается акцент на значимости сформированности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» для успешного освоения навыков студентами-медиками, но не раскрываются особенности ее взаимосвязи со структурными компонентами субъектной организации личности в условиях межличностного взаимодействия.
Эмпирический анализ. Обнаружены связи между мотивацией к самосовершенствованию в выбранной профессиональной деятельности, способностью к осуществлению самоконтроля в условиях коммуникации, а также проявляемыми эго-позициями в общении и стилями саморегуляции.
Заключение. Сформированность карьерной ориентации «профессиональная компетентность» может быть важным фактором успешного освоения профессионального ролевого поведения студентами-медиками при условии актуализации субъектных свойств в условиях межличностного взаимодействия: волевой регуляции поведения, оптимального сочетания требуемого и проявляемого поведения в общении, использования оптимальных стилей саморегуляции и стратегий взаимодействия.
Введение. В контексте противостояния идеологии терроризма решаются две основные задачи: как выявить наиболее уязвимые для восприятия идей терроризма социальные группы населения и какие профилактические работы следует проводить, чтобы ослабить эффект воздействия идеологии терроризма.
Теоретический анализ. Степень социально-психологической устойчивости личности к вовлечению в террористическую организацию главным образом зависит от признания личностью принципов национальной, политической и религиозной доктрины. Социально-психологическая устойчивость личности к участию в террористических акциях – это качество личности, заключающееся в сформированном критическом отношении к терроризму, знаниях о губительных последствиях терроризма в обществе, активной гражданской позиции, которая включает в себя неприятие терроризма. В результате можно утверждать, что социально-личностная неопределенность влияет на социально-психологическую устойчивость личности.
Эмпирический анализ. Рассмотрение проблемы детерминации социальной и личностной неопределенности на социально-психологическую устойчивость личности к вовлечению в террористическую деятельность позволило установить, что социально-личностная неопределенность влияет на социально-психологическую устойчивость личности.
Заключение. Социальная и личностная неопределенности являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия, поэтому необходимо внедрение психодиагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологической устойчивости личности к вовлечению в террористическую деятельность.
Введение. Цифровое общество, находящееся в стадии становления, демонстрирует проблему обоснования стоимости, ценности и цены цифровых продуктов и услуг, что требует рассмотрения специфики ценности в данном обществе.
Теоретический анализ. Вслед за финансовым рынком и рынком произведений искусства в цифровом обществе стирается граница между «ценностью» и «стоимостью». Ценность, в том числе ценность личности, приобретает переменный характер и обусловливается наличием уникальных признаков и уникального опыта, который получает рыночную стоимость. В то же время в условиях стандартных цифровых протоколов и технологий истинная уникальность индивидуального опыта личности трудно достижима и может быть достигнута только посредством создания индивидуальных цифровых экосистем в форме роботизированных роев, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Совокупность цифровых устройств, которые обладают достаточными ресурсами для постоянного самообновления и формирования вокруг личности замкнутой среды, обеспечивающей уникальный опыт, может быть названа хризалическим роем, который открывает возможность выхода личности из диктуемой обществом логики взаимной конкуренции.
Заключение. Рассмотрение проблемы ценности в цифровом обществе роевого интеллекта открывает теоретическую перспективу на проблему кризиса социальных элит в условиях реализации данного сценария развития общества.
Введение. В статье анализируются такие социальные феномены, как социально-политическая стабильность и социально-политический порядок, с точки зрения идеологических, правовых и ценностных параметров общественного развития.
Теоретический анализ. На протяжении длительного времени социально-политическая стабильность рассматривалась как адекватная характеристика политического устройства государства. Ученые обращали внимание на смену либеральных и консервативных циклов и форм правления, в которых усматривался баланс между порядком и свободой общества и человека. В этом контексте русская философская мысль связывала социально-политический порядок с духовно-нравственными началами как регуляторами государства, общества и человека, а также обращала внимание на свободу и правовые институты. Институционализация социально-политического порядка осуществляется через механизмы политической власти и ее легитимации, идеологии, права на основе ценностных предпочтений общества. Системно-синергетическая парадигма определяет данные механизмы как параметры порядка, лежащие в основе самоорганизации любой социальной системы.
Заключение. Социально-политическая стабильность выступает качественной характеристикой социально-политического порядка, который детерминируется историческими, геополитическими условиями существования общества с его духовными факторами и традициями. Социально-политический порядок не универсален, он носит инвариантный характер и определяет вариативность развития человечества.
Введение. Работа направлена на раскрытие диалектической взаимосвязи чувства совести и исторической памяти, обусловленности того и другого господствующими идеалами культуры.
Теоретический анализ. Используя психоаналитический подход и метод критической философской рефлексии, автор концентрирует внимание на обусловленности познания истории, вместе с тем и исторической памяти, ограничительными рамками совести, заданными спецификой ориентации личности на идеалы культуры.
Эмпирический анализ. Анализируются последствия преобладания акцентирования внимания в средствах массовой информации и образовательной среде на негативных моментах советского этапа истории, явившихся одной из главных причин нравственно-духовной дезориентации жителей постсоветского пространства. Наиболее негативно антисоветская идеология вплоть до воспевания нацистских идеалов проявила себя в современной Украине.
Заключение. От особенностей проявлений чувства совести, сопряженного с требованиями нравственных идеалов, которыми в своих поступках и помыслах руководствуется человек, зависят избирательность познания им истории, а следовательно, и его память о прошлом. Для успешного развития России, необходимо обогащать историческую память позитивными, знаменательными событиями прошлого, выстраивая линию преемственности идеалов, ориентирующих на социальную справедливость, прошлого и современности.
Введение. Обсуждается вопрос о социальной роли философии в условиях антиколониальной революции. Защищая свой суверенитет и свободу на полях сражений, Россия сегодня стоит перед необходимостью сохранить свои традиционные ценности, избавиться от колониальной зависимости от Запада на интеллектуальном, культурном и философском уровнях.
Теоретический анализ. Показано, что система высшего образования осуществляет две функции: подготовку специалистов и воспитание граждан. После распада СССР отечественная система образования утратила функцию воспитания граждан, превратившись в систему производства потребителей западных идей и технологий. Важную роль в этой трансформации сыграла «философская перестройка» конца 1980-х гг., превратившая вузовскую философию в транслятор западных идей и подходов. Начало СВО и очередного витка противостояния России и коллективного Запада ставит перед российским философским сообществом задачу освободиться от западного философского влияния и встать на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.
Заключение. Важным ориентиром для философского сообщества в новых условиях является Указ Президента РФ № 809, принятый 9 ноября 2022 г.
Введение. Статья посвящена проблеме трансформации человека в постчеловека вследствие становления пятой промышленной революции. Процессы цифровизации, свойственные индустрии 4.0 настолько прочно вошли в повседневное бытие человека, что меняют его изнутри. Взаимодействие с искусственным интеллектом и коботами формирует постчеловеческое будущее, а имплантация чипа в головной мозг создает постчеловека.
Теоретический анализ. Феномен индустрии 5.0 связан с активным использованием робототехники и искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности человека. Особенность данной стадии промышленной революции заключается в человекоориентированности техники и установлении баланса между природой и техносферой. Тем не менее в результате данных процессов происходитутрата человеком собственного Я и статуса субъекта познания. Происходит переход от Homo Sapiens к Homo Digitalis.
Заключение. Пятую промышленную революцию можно считать торжеством постгуманизма. Технооптимизм, вера в научно-технический прогресс и искусственный интеллект ставит под сомнение факт исчезновения человека как виновника данных феноменов. Зачем создавать постчеловеческое бытие, если человек утратит в нем свою сущность? Homo Digitalis подобен означающему без означаемого – говорящей голове, лишенной собственного сознания и разума.
Введение. В статье рассматривается национальная идентичность как социально-политический феномен. Исследуемая проблема состоит в концептуальной неясности содержания понятия «национальная идентичность», значительных расхождениях в его трактовке.
Теоретический анализ. Целью работы является анализ содержания обозначенного понятия и изучение существенных его признаков. Использование логического и критического методов позволяет раскрыть двуединую его природу. Теоретическая значимость работы состоит в концептуальном анализе научного понятия «национальная идентичность».
Заключение. Научная новизна заключается в формировании авторской трактовки понятия «национальная идентичность»: она есть результат достижения устойчивой взаимосвязи человека и национальной общности, приобретение им совокупности признаков, позволяющих осознать человеку свою принадлежность к идеалам, нормам и принципам существования нации. Формируется образ коллективного «мы», поддерживаемый институтом государства. Политическая сторона национальной идентичности объективирует свойства нации как коллективного «мы». Двуединая природа национальной идентичности включает в себя сочетание деятельности государственных институтов и свободной, активной природы человека как гражданина. Представленное понимание национальной идентичности может быть использовано в процессе формирования и практической реализации государственной политики идентичности.
Введение. В начале XXI в. наблюдается постепенное возрождение интереса к реидеологизации политического и культурного пространства страны. Цель данной статьи заключается в систематизации и анализе философских взглядов на процессы реидеологизации, которые происходили в России в период с 2012 по 2023 г.
Теоретический анализ позволил утверждать, что философское сообщество продемонстрировало разнообразные реакции на активные процессы реидеологизации в России, поддерживаемые государством с 2012 г. С одной стороны, выдвигались предупреждения о репрессивном характере тотальной идеологии. С другой стороны, философы искали формы участия в обсуждении общенациональных вопросов и определения будущего развития страны. Особое внимание уделялось таким концепциям будущего, как гуманизм, культура и коммунитаризм. Некоторые философы, отказываясь от обсуждения идеологии, заняли позицию эскапизма, стремясь к свободе в своем собственном бытии, вне влияния общества или какой-либо конкретной идеологии.
Заключение. Трансформации привычных представлений об идеологии открывают новые ракурсы для философской саморефлексии. Дискуссии о необходимости «ухода» от обсуждения политических проблем и идеологической конфронтации вызывают «кризис философской идентичности» и одновременно представляют собой важный эпистемологический вызов.
Введение. В статье рассматривается проблема преодоления последствий глобализации в условиях информатизации общества на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере.
Теоретический анализ. Государство и Церковь как активные пользователи имеющихся сегодня информационных ресурсов и технологий оказывают значительное влияние на их развитие. Многие иерархи и миряне, придерживаясь «охранительных» взглядов, репрезентируемых устоявшимся политическим курсом, продолжают участвовать в медиасфере. Участие Церкви и государства позволяет поддерживать политическую стабильность в стране. Подчеркивается, что, с одной стороны, духовно-нравственный кризис современного общества вызван информатизацией как одним из условий его развития, с другой стороны, информатизация настолько пронизывает все области жизни и деятельности как Церкви, так и государства, что пренебрежение ее ресурсами сегодня невозможно.
Заключение. Выделены и описаны характерные особенности Церкви и государства, которые с помощью информационных ресурсов и технологий пытаются противостоять негативным последствиям глобализации и вестернизации. Священноначалие Церкви и государство заинтересованы в консолидации усилий, направленных на разрешение многочисленных социальных противоречий, имеющихся сегодня в информационном пространстве.
Введение. В статье проанализированы работы русских народников, в которых содержится социально-философское решение проблемы нравственной автономии личности.
Теоретический анализ. Социально-философский идеал народнической мысли был тесно связан с теорией организации справедливого общества на основе паттерна социальной солидарности, подразумевающего социально ответственное поведение граждан, уважающих чужие права и действующих в интересах освобождения человека. Достижение личностью автономии возможно с помощью различных способов освобождения: посредством трудовой активности и практики кооперации, общественно-политической активности в направлении реализации общественного идеала осознанной солидарности. Нравственная автономия личности, таким образом, не подразумевает морального нигилизма, а, напротив, направлена на поиск компромисса между частными и общественными интересами. Теоретики народничества развивают тезис «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского, согласно которому интеллектуально и нравственно осмысленное индивидуалистическое (автономное) поведение может соответствовать коллективным интересам. Нравственная автономия личности, по мысли большинства народников, не отрицает возможности социально ответственного поведения.
Заключение. Народническая мысль становится своего рода контрапунктом развития освободительной общественной мысли в России, трансформируя идеальный тип носителя освободительных идей: нравственно автономный нигилист превращается в социально ответственного народника.
Введение. В статье впервые проводится сравнительный анализ двух моделей экономики, отражающих ранее малоизученные аспекты процессов обмена и потребления. Устанавливается связь между архаичной парадигмой изобилия и постмодернистской теорией неограниченно производящего капитализма.
Теоретический анализ. Согласно Д. М. Беллу (“The Economy of Desire: Christianity and Capitalism in a Postmodern World”) экономика желания основывается на преодолении дефицитарного подхода к процессам производства и обмена. Основной задачей такой экономики становится формирование стремлений к потреблению, а не создание благ. Описанный Беллом подход исходит из идеи изобилия ресурсов. Это сближает его с экономикой дара, которая, как пишет Ж. Батай («Проклятая доля»), нацелена на избавление от привязанности к материальным благам с помощью трансцендирования. Акт дарения является растратой, на которую способен только тот, кто не боится дефицита.
Заключение. Формулируется вывод, согласно которому экономика желания, хотя и преодолевает дефицит, направлена на имманирование, поскольку желания заставляют сосредоточиться на себе и своих актуальных состояниях. В современном мире две эти модели одновременно соперничают, так как в них есть несовместимые друг с другом установки и сосуществуют, поскольку капиталистическая система становится более разнообразной и требует новых способов взаимоотношений субъектов.
Введение. В статье представлен аксиологический аспект воли как феномена регуляции человеком своего поведения и научной деятельности, в частности. Исследование механизмов волевых решений в научном познании необходимо, прежде всего, потому, что воля отвечает за формирование целей и осуществление усилий для их реализации. Цель философского исследования – выявление онтологических источников феномена воли и их аксиологический анализ в научной деятельности, приводящей к креативным суждениям.
Теоретический анализ. Аксиологический подход позволяет исследовать возможности разума в противовес импульсивным желаниям, в условиях принятия волевых решений как в науке, так и других формах познания. Онтологическим основанием воли служит наличие преграды, преодоление которой становится выполнением цели. В научной деятельности воля препятствует проявлению эмоционального возбуждения, выступая детерминантой научно-исследовательской деятельности. Аксиологический анализ воли как ценности и источника положительных эмоций демонстрирует достижение цели путем удовлетворения потребности преодоления препятствия, имеющего корреляцию с категорией сингулярности.
Заключение. Ценностный анализ феномена воли показывает возможности человеческого мышления для наиболее продуктивной научной деятельности, выражающиеся в сочетании оптимального уровня эмоционального напряжения и сильной воли.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/