Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии. Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова. Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации. Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.
Идентификаторы и классификаторы
Результатом социально-профессиональной реориентации может стать кардинальная смена профессиональной сферы, переход в пределах одной сферы, но с другими профессиональными обязанностями (например, учитель добирает психологические компетенции и переориентируется на профессию педагога-психолога) или же расширение компетентности в сфере отличной от уже имеющейся подготовки, позволяющее реализовывать профессиональную деятельность на стыке двух областей. В структуре социально-профессиональной реориентации можно выделить три составляющих: индивидуальные особенности и способности, включающие уровень подготовки и компетентности специалиста; психологическую готовность к освоению новых видов деятельности; социально-профессиональный опыт как опыт выполнения профессиональных задач, а также опыт взаимодействия в определенной профессиональной общности.
Список литературы
1. Хакимова Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2010. 127 с. Режим доступа: item.asp?id=20112194 (дата обращения: 02.11.2024). EDN: QYCZRF
2. Фордмен В.А. Вынужденная смена профессиональной деятельности как этап профессионального развития и психологического роста. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021;10(2-1):181-186. DOI: 10.34670/AR.2021.62.17.014 EDN: JCSQYR
3. Конеева Е.В., Пахомова Е.А., Булавкина Т.А., Дубогрызова И.А. Движущие силы, влияющие на смену профессии педагогами в зрелом возрасте. Человеческий капитал. 2021;2(146):218-226. DOI: 10.25629/HC.2021.02.21 EDN: FAHZZT
4. Щеколдина Н.В. Профессиональное самоопределение взрослых с различным характером. Экспериментальная педагогическая психология и педагогика. 2015; Пенза: Научноиздательский центр “Социосфера”. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23598234 (дата обращения: 02.11.2024).
5. Desjardins R., Warnke A.J. Ageing and skills: a review and analysis of skill gain and skill loss over the lifespan and over time. Organisation for Economic Co-operation and Development Working Paper. 2012;72. Accessed November 02, 2024. https://www.oecd.org/en/publications/ageing-andskills_5k9csvw87ckh-en.html.
6. Bergner S. Being smart is not enough: personality traits and vocational interests incrementally predict intention, status and success of leaders and entrepreneurs beyond cognitive ability. Frontiers in Psychology. 2020;11(204). DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00204 EDN: ADIHEC
7. Talluri S.B., Uppal N. Subjective career success, career competencies, and perceived employability: Three-way interaction effects on organizational and occupational turnover intentions. Journal of Career Assessment. 2023;31(2):397-419. DOI: 10.1177/10690727221119452 EDN: HMSVXI
8. Cybal-Michalska A, Myszka-Strychalska L. Success and proactivity in the professional career in the perceptions of young people. Family Upbringing. 2022;27(2):273-297. DOI: 10.34616/wwr.2022.2.273.298 EDN: QVWSXZ
9. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships. The International Journal of Human Resource Management. 2017;30(3). DOI: 10.1080/09585192.2017.1281830
10. Spurk D., Hirschi A., Dries N. Antecedents and outcomes of objective versus subjective career success: Competing perspectives and future directions. Journal of Management. 2019;45(1):35-69. DOI: 10.1177/0149206318786563
11. Samman M., Alsharif S.B. Assessing career satisfaction and trajectory among dental professionals: 10 years repeated cross-sectional analysis. International Dental Journal. 2025. DOI: 10.1016/j.identj.2024.11.021
12. Moore T., Morton J. The myth of job readiness? Written communication, employability, and the ‘skills gap’ in higher education. Studies in Higher Education. 2017;42(3):591-609. DOI: 10.1080/03075079.2015.1067602
13. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and trans-professionalism. 30th Annual Conference ATEE; 2005; Amsterdam, Netherlands. Amsterdam, Netherlands: The association for teacher education in Europe. Accessed November 11, 2024. http://www.atee2005.nl/download/papers.
14. Timmons S., Mann C., Evans C., Pearce R., Overton C., Hinsliff-Smith K. The Advanced Clinical Practitioner (ACP) in UK healthcare: dichotomies in a new ‘multi-professional’ profession. SSM - Qualitative Research in Health. 2023;3:100211. DOI: 10.1016/j.ssmqr.2022.100211 EDN: YHGPSV
15. Hamilton K., Morrissey S.A., Farrell L.J. Increasing psychological literacy and work readiness of australian psychology undergraduates through a capstone and work-integrated learning experience: current issues and what needs to be done. Australian Psychologist. 2018;53(2):151-160. DOI: 10.1111/ap.12309
16. Ветерок Е.В. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в зарубежных и отечественных исследованиях. СМАЛЬТА. 2021;1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45541277 (дата обращения: 11.11.2024).
17. Романовский С.А. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства как leanтехнология. Производственные системы будущего: опыт внедрения Lean и экологических решений: материалы III международной научно-практической конференции; 2024; Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева; 2024. Режим доступа: https://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/PSB/2024/PSB_2024/pages/Articles/206 (дата обращения: 11.11.2024). EDN: GYOYAB
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 5-е изд. Москва: Академический Проект; 2020. 330 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/110036.html (дата обращения: 11.11.2024).
19. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2024. 234 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/565212 (дата обращения: 07.12.2024).
20. Банникова Т.И. Самообразовательная деятельность как важнейшее педагогическое условие развития транспрофессиональных компетенций магистрантов-дизайнеров. Казанский педагогический журнал. 2021;1(144):94-101. DOI: 10.51379/kpj.2021.145.2.011 EDN: YZJLKB
21. Прянишников Н.Е. Новая категория профессионалов: разговор в новосибирской “Трубе”. 60 параллель. 2009;2(33). Режим доступа: https://docplayer.ru/83488367-Novaya-kategoriya-professionalov.html (дата обращения: 07.12.2024).
22. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Кормильцева М.В., Буковей Т.Д., Третьякова В.С. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессиональнопедагогического университета; 2019. 142 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-80500668-6 (дата обращения: 07.12.2024). EDN: GHARVH
23. Лазарева И.Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии. Современные наукоемкие технологии. 2015;12(3):517-520. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35305 (дата обращения: 10.12.2024). EDN: VHTZWF
24. Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена. Педагогические науки: международный научно-исследовательский журнал. 2016;2(4):13-15. Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/struktura-transprofessionalnyx-kompetencij-specialistov-srednego-zvena (дата обращения: 10.12.2024).
25. Белостоцкий А.С. От профессиональных знаний - к транспрофессиональной компетентности. Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов 2-й Всероссийской конференции, Екатеринбург, 28-29 мая 2015 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет; 2015:33-38. Режим доступа: https://www.academia.edu/14104396 (дата обращения: 10.12.2024). EDN: TXUDSV
26. Захаров А.С. Транспрофессионализм: характеристика представлений в образовательной среде. Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции; 05-06 декабря 2019 г. Екатеринбург: Sedlčany: Ústav personalistiky; 2020:59-71. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/82486/1/978-80-88327-03-5_009.pdf (дата обращения: 07.12.2024). EDN: JZFQLW
27. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Буковей Т.Д., Третьякова В.С. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография. 2-е изд., стер. Екатеринбург: РГППУ; 2023. 143 с. Режим доступа: item.asp?id=54265403 (дата обращения: 07.12.2024). EDN: FSEBUJ
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института психотерапии; 2002. 362 с. Режим доступа: https://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf (дата обращения: 07.12.2024).
29. Бояринцева А.В. Тест на самоэффективность. В книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва: Московский психолого-социальный институт; 2003:217-219. Режим доступа: https://djvu.online/file/AVn7VW3Wk51cQ (дата обращения: 07.12.2024).
30. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2024. 307 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/537828 (дата обращения: 14.01.2025).
31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах-М; 2017. 672 с.
32. Моросанова В.И. Опросник “Стиль саморегуляции поведения” (ССПМ). Москва: Когито-Центр; 2004. 44 с. EDN: QXIJXP
33. Котова С.С. К проблеме социально-профессиональной реориентации субъектов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2024;5:195-208. Режим доступа: https://pedobrazovanie.ru/archive/2024/5/k-probleme-sotsialno-professionalnoj-reorientatsii-subektov-professionalnoj-deyatelnosti (дата обращения: 14.01.2025).
34. Котова С.С., Хасанова И.И., Холопова Е.С., Теоретические основы исследования проблемы профессионализации субъектов деятельности в условиях социально-профессиональной реориентации. Общество: социология, психология, педагогика. 2024;10(126):48-56. DOI: 10.24158/spp.2024.10.6 EDN: CATAIC
35. Котова С.С. Роль профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии (на примере профессионального обучения). Профессиональное образование и рынок труда. 2024;12(4):66-78. DOI: 10.52944/PORT.2024.59.4.006 EDN: GTOEDR
36. Medicia G., Tschoppa C., Grotea G., Hirschib A. Grass roots of occupational change: Understanding mobility in vocational careers. Journal of Vocational Behavior. 2020;122:10348. DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103480 EDN: BMJZZT
37. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему. Сибирский психологический журнал. 2021;(79):89-107. DOI: 10.17223/17267080/79/6 EDN: GPKIQR
38. Ye X., Zhai M., Feng L., Xie A., Wang W., Wu H. Still want to be a doctor? Medical student dropout in the era of COVID-19. The Journal of Economic Behavior and Organization. 2022;195:122-139. DOI: 10.1016/j.jebo.2021.12.034 EDN: JLQIZG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах. Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования - типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения-2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17-18 лет) и выпускников вузов (20-23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов - акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 - транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.
Введение. Социальные сети за последнее десятилетие превратились в один из наиболее привлекательных видов онлайн-активности с экспоненциальным ростом числа вовлеченных потребителей, что может иметь неблагоприятные психосоциальные последствия для участников сетевого взаимодействия. Цель данного исследования - изучение природы взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 784 молодых человека в возрасте от 18 до 35 лет. Были разработаны шкалы когнитивных искажений, а также шкалы зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения для сбора данных. Результаты. Результаты показали наличие положительной взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями. Установлено, что молодые люди испытывают более высокий уровень психологического отчуждения по сравнению с более взрослыми участниками исследования. Кроме того, неженатые и разведенные лица демонстрировали более высокий уровень когнитивных искажений, зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения по сравнению с участниками, состоящими в браке. Научная новизна заключается в изучении взаимосвязей между тремя ключевыми психологическими факторами - зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании, - в то время как в более ранних исследованиях анализировалось воздействие данных форм зависимости от социальных сетей в дискретном режиме. Практическая значимость. Программы, направленные на оптимизацию пользования социальными сетями, минимизацию социальной изоляции и развитие когнитивной гибкости, могут помочь смягчить вредные последствия чрезмерного использования интернета. Результаты исследования могут способствовать разработке консультационных и профилактических программ, адаптированных к конкретным демографическим группам с повышенным риском.
Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.
Введение. Четвертая промышленная революция привела к серьезным изменениям как в экономике, так и в сфере подготовки кадров. Исследование представляет вариант модели обучения студентов самостоятельному проектированию для конкретной отрасли промышленности Индонезии. Цель исследования - разработка модели обучения, основанной на продукте и соответствующей потребностям отрасли, а также оценка ее эффективности в повышении готовности к работе студентов профессионально-технических училищ (VHS). Методология, методы и методики. В исследовании применялись тестовые методы с использованием таких инструментов, как интервью, анкетирование и практические тесты эффективности. Результаты. Разработанная модель i-SDPL объединяет опыт обучения в академической среде профессионально-технических училищ (VHS) с отраслевым компонентом, предназначенным для ознакомления студентов с профессиональной средой на предприятиях. Данная модель делает упор на самостоятельность студентов в разработке и реализации отраслевых проектов. Интеграция с промышленностью в рамках модели предоставляет студентам возможность получить доступ к новейшим технологиям и практическим знаниям, которые не всегда доступны в академической среде. Преимущества модели заключаются в активном участии студентов в работе предприятий, обучении на основе реальных продуктов и комплексном укреплении технической компетентности и мягких навыков по сравнению с традиционными методами. Эффективность модели i-SDPL оценивается на основе трех основных аспектов компетентности, каждый из которых имеет четкие показатели и критерии. Представленная модель обучения i-SDPL продемонстрировала свою эффективность в повышении компетентности в области отношения к делу, знаний и трудовых навыков у 136 студентов в ходе двух пробных внедрений. Научная новизна. Разработана оригинальная модель i-SDPL, позволяющая обеспечить интеграцию образовательных программ профессионального образования с потребностями конкретных отраслей промышленности. Практическая значимость. Широкое внедрение модели i-SDPL будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений между учреждениями профессионального образования и промышленностью. Результаты исследования не только актуальны для системы VHS в Индонезии, но и могут служить ориентиром для учреждений профессионального образования в других странах, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов. Цель работы - исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития. Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы. Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/