Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.
Идентификаторы и классификаторы
Методология исследования включала описательный подход к обзору теоретических и эмпирических исследований (M. J. Page с соавторами) [4]. Стратегия поиска состояла из следующих этапов: (1) определение вопросов исследования; (2) поиск соответствующих исследований; (3) отбор и исключение для анализа; (4) сопоставление данных; (5) обобщение и представление. Использовались методы систематического поиска, сравнительного и контент-анализа. В качестве основных источников отечественных и зарубежных публикаций для проведения исследования были определены научная электронная библиотека eLIBRARY. RU1, включающая полнотекстовую базу данных научных журналов от ведущих российских издателей, библиографическая и реферативная база данных рецензируемой научной литературы Scopus издательства Elsevier2, возможности научно-информационной социальной сети ResearchGate, обладающей механизмом семантического поиска научных статей открытого доступа3 и академической поисковой системы Google Scholar4 (по данным на 2023 год не менее 395 млн. документов). Использование целого ряда поисковых систем и баз данных научных публикаций обусловлено, в первую очередь, разными алгоритмами работы систем с метаданными, а также некоторыми ограничениями для российских пользователей.
Список литературы
1. Шабунова А.А. Общественное развитие и демографические вызовы современности. Проблемы развития территории. 2014;2:7-17. Режим доступа: http://pdt.isert-ran.ru/article/1136# (дата обращения: 07.02.2025).
2. Бермус А., Сериков В.В. Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(4):667- 691. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691 EDN: GAGFDK
3. Snyder H. Literature review as a research methodology: an overview and guidelines. Journal of Business Research. 2019;104:333-339. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.07.039
4. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., Boutron I., Hoffmann G.C., Mulrow C.D. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. DOI: 10.1136/bmj.n71
5. Бейдин С.В. Политика занятости как политический институт, обеспечивающий региональную безопасность. Вестник Забайкальского государственного университета. 2015;1:66-73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-zanyatosti-kak-politicheskiy-institut-obespechivayuschiy-regionalnuyu-bezopasnost (дата обращения: 07.02.2025). EDN: TNULJH
6. Borman W.C., Hedge J.W. The Oxford Handbook of Work and Aging. New York: Oxford University Press; 2015. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195385052.001.0001
7. Bal P.M., Kooij D.T.A.M., Rousseau D.M. Aging Workers and the Employee-Employer Relationship. Switzerland: Springer International Publishing; 2015. 268 p. DOI: 10.1007/978-3-319-08007-9
8. Доброхлеб В.Г., Барсуков В.Н. Демографические теории и региональный аспект старения населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017;10(6):89- 103. DOI: 10.15838/esc/2017.6.54.6 EDN: YMWXGQ
9. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции. Высшее образование в России. 2023;32(3):118-133. DOI: 10.31992/0869-3617-202332-3-118-133 EDN: TRAEQT
10. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М.. М.: ИСИЭЗ ВШЭ; 2024. Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Indicators_education_2024.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
11. Virtanen A., De Bloom J., Kinnunen U. Relationships between recovery experiences and well-being among younger and older teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2020;93(2):213-227. DOI: 10.1007/s00420-019-01475-8 EDN: TFCOQW
12. Зборовский Г.Е. Социальная общность людей “третьего возраста”: понятие, структура, функции. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019;2. DOI: 10.26105/SSPU.2019.59.2.001
13. Сукнёва С.А., Елшина И.А. Трудовая активность населения третьего демографического возраста в северном регионе. Экономический анализ: теория и практика. 2015;34. Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Трудовая-активность-населения-третьеговозраста-в-Сукнёва-Елшина/155ca98aff58fc351c6acc869bbceded7e018ef4 (дата обращения: 07.02.2025).
14. Барсуков В.Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социальноэкономического развития территории. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016;1:195-213. DOI: 10.15838/2016.1.43.13
15. Шуклина Е.А., Певная М.В., Широкова Е.А. Адаптационный потенциал преподавателей “серебряного возраста” в условиях трансформации высшего образования. Образование и наука. 2020;22(1):146-169. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-146-169 EDN: GPLSHG
16. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review. 1961;51:1-17. Accessed February 07, 2025. http://www.jstor.org/stable/1818907.
17. Rodriguez P., Loomis R. New view of institutions, human capital, and market standardization. Education, Knowledge & Economy. 2007;1(1):93-105. DOI: 10.1080/17496890601128357
18. Laroche M., Mérette M., Ruggeri G.C. On the concept and dimensions of human capital in a knowledge-based economy context. Canadian Public Policy/Analyse de Politiques. 1999;25(1):87-100. DOI: 10.2307/3551403
19. De la Fuente A., Ciccone A. Le capital humain dans une e’conomie mondiale sur la connaissance. Rapport pour la Commission Europe’enne. Brussels; 2002. 119 p. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/44830300_Le_Capital_humain_dans_une_economie_mondiale_fondee_sur_la_connaissance_rapport_final.
20. Alan K., Altman Y., Roussel J. Employee training needs and perceived value of training in the Pearl River Delta of China: a human capital development approach. Journal of European Industrial Training. 2008;32(1):19-31. DOI: 10.1108/03090590810846548
21. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030 / Ефимов В.С., Копцева Н.П., Мажаров В.Ф.. Красноярск: Сибирский федеральный университет; 2010. 126 с. Режим доступа: item.asp?id=21493356 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: SCIVBJ
22. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения”). М.: Фонд “Либеральная миссия”; 2010. 196 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004888952 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: QUOXMJ
23. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях. Воронеж: ЦИРЭ; 2004. 122 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002707954 (дата обращения: 07.02.2025).
24. Асланов Д.И. Структура и содержание понятия “человеческий капитал” и сопряженных понятий в контексте гуманистической парадигмы. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011;10:288. Режим доступа: item.asp?id=17691613 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: OXDUGN
25. Плискевич Н. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН; 2012. 231 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/137737383?ysclid=m8bucstsbp445956908 (дата обращения: 07.02.2025).
26. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука; 1999. 31 c. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000626380 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: TRXRTT
27. Abraham K.G., Mallatt J. Measuring human capital. Journal of Economic Perspectives. 2022;36(3):103- 130. DOI: 10.1257/jep.36.3.103 EDN: FTETUZ
28. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Майкоп; Ростов-на-Дону: Терра; 2005. 254 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002717371 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: QQONZZ
29. Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социо-технических систем. Вопросы экономики и права. 2011;7:54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oytvqz (дата обращения: 07.02.2025).
30. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25-34. DOI: 10.21777/25002112-2024-3-25-34 EDN: CILBFC
31. Потехина И.П., Чижов Д.В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО). Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2016;2:3-23. DOI: 10.14515/monitoring.2016.2.01 EDN: VVXTAF
32. Huisman J., Meek L., Wood F. Institutional diversity in higher education: а cross-national and longitudinal analysis. Higher Education. 2007;61(4):563-577. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2007.00372
33. Reichert S. Institutional Diversity in European Higher Education. Tensions and Challenges for Policy Makers and Institutional Leaders. Brussels, European University Association; 2010. 164 p. Accessed February 07, 2025. http://www.aic.lv/bolona/2010/Reports/EUA_Instit_Diversity_web.pdf.
34. Inceolgu I., Segers J., Bartram D. Age-related differences in work motivation. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2012;85:300-329. Accessed February 07, 2025. http://epubs.surrey.ac.uk/805608/1/Inceoglu%20et%20al%20age%20motivation%20JOOP2012.pdf.
35. Клепикова Е.А., Колосницына М.Г. Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате. Российский журнал менеджмента. 2017;15.1:69-88. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.104 EDN: YPZROJ
36. Sze Y.L., Kawachi I. Discrimination and telomere length among older adults in the United States: does the association vary by race and type of discrimination? Public Health Reports. 2017;132(2):220- 230. DOI: 10.1177/0033354916689613
37. Fisher G.G., Truxillo D.M., Finkelstein L.M. Age discrimination: potential for adverse impact and differential prediction related to age. Human Resource Management Review. 2017;27(2):316-327. DOI: 10.1016/j.hrmr.2016.06.001
38. Джуринский А.Н. Образование в “третьем возрасте” в России. Образование и наука. 2018;20(10):156-175. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-156-175 EDN: YTGINF
39. Iweins C., Desmette D., Yzerbyt V., Stinglhamber F. Ageism at work: the impact of intergenerational contact and organizational multi-age perspective. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2013;22:331-346.
40. Cuyvers G., Thomése F., van Tilburg T. Participation narratives of Third Age adults: their activities, motivations and expectations regarding civil society organisations. Journal of Aging Studies. 2018;46:10-16. DOI: 10.1016/j.jaging.2018.05.003
41. Михель Е.А. Международный опыт институционализации занятости населения третьего возраста. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016;23:51-59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-institutsionalizatsii-zanyatosti-naseleniya-tretiego-vozrasta (дата обращения: 07.02.2025). EDN: WCLQSZ
42. Барсуков В.Н., Шабунова А.А. Тренды изменения трудовой активности старшего поколения в условиях старения населения. Проблемы развития территории. 2018;4(96):87-103. DOI: 10.15838/ptd.2018.4.96.6
43. Tews H.P., Schreiber W.K., Schott J. Vocational rehabilitation in German vocational retraining centres and results of Berufsförderungswerk Heidelberg gGmbH. Rehabilitation. 2003;42(1):36-44. Accessed February 07, 2025. DOI: 10.1055/s-2003-37050
44. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология “медленной науки”. Высшее образование в России. 2016;10:62-70. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/861 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: WWOSIP
45. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С.. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2018. 251 с. Режим доступа: item.asp?edn=xdtmxt (дата обращения: 07.02.2025). EDN: MUBVSW
46. Della Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: fenomeno di crescente interesse in ambienti di lavoro. Annali di Igiene, Medicina Preventiva e di Comunità. 2006;18(2):171-177.
47. Fernández-Batanero J.M., Román-Graván P., Reyes-Rebollo M.M., Montenegro-Rueda M. Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(2):548. doi:10.3390ijerph18020548.
48. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014;2(9):106-111. Режим доступа: item.asp?id=27285431 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: WZCGQN
49. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности. Вестник ТГПУ (TSPU). 2014;1(142):13-18. Режим доступа: https://www.elib.tomsk.ru/purl/112019/ (дата обращения: 07.02.2025).
50. Иванова Л.В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Концепт. 2015;05:15149. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15149. html (дата обращения: 07.02.2025).
51. Mahmoodi-Shahrebabaki M. Teacher burnout. In: Liontas J.I., ed. The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. John Wiley & Sons, Inc.; 2019:1-8. DOI: 10.1002/9781118784235.eelt0964
52. DiGregorio N., Liston D.D. Experiencing technical difficulties: teacher self-efficacy and instructional technology. In: Hodges C.B., ed. Self-Efficacy in Instructional Technology Contexts. Berlin, Germany: Springer; 2018:103-117. DOI: 10.1007/978-3-319-99858-9_7
53. Dworkin A.G., Tobe P.F. The effects of standards-based school accountability on teacher burnout and trust relationships: a longitudinal analysis. In: Van Maele D., Forsyth P.B., Van Houtte M., eds. Trust and School Life. Dordrecht, Germany: Springer; 2014:121-143. DOI: 10.1007/978-94-017-80148_6
54. Herman K.C., Hickmon-Rosa J.E., Reinke W.M. Empirically derived profiles of teacher stress, burnout, self-efficacy, and coping and associated student outcomes. Journal of Positive Behavior Interventions. 2018;20(2):90-100. DOI: 10.1177/1098300717732066
55. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Рябухина А.А., Борисов Г.И. Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости. Образование и наука. 2020;22(8):75- 107. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-8-75-107 EDN: WIRSMY
56. Воробьева М.А. Профессиональная деформация специалистов и её профилактика. Педагогическое образование в России. 2015;2:23-29 Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1741/1/povr-2015-02-04.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
57. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. Санкт-Петербург: Питер; 2003. 256 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001863103 (дата обращения: 07.02.2025).
58. Schaufeli W., van Dierendonck D. Burnout and reciprocity: towards a dual-level social exchange model. Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. 1996;10(3):225- 237. DOI: 10.1080/02678379608256802
59. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб.: Питер; 1999. 105 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002704528 (дата обращения: 07.02.2025).
60. Carvаlho S., Andrade C. Attitudes and planning towards retirement: a study with teachers of basic and secondary education. International Journal on Working Conditions. 2020;20:19-33. DOI: 10.25762/hgzy-6g79
61. Yinon H., Orland-Barak L. Career stories of Israeli teachers who left teaching: a salutogenic view of teacher attrition. Teachers and Teaching. 2017;23.8:914-927. DOI: 10.1080/13540602.2017.1361398
62. Unterbrink T. Burnout and effort-reward-imbalance in a sample of 949 German teachers. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2007;80(5):433-441. DOI: 10.1007/s00420007-0169-0 EDN: UOUBIA
63. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива. 2022;2:38-44. doi:10.5552327822559_2022_2(6)_38. EDN: EWYQQL
64. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома “эмоционального выгорания” педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2018;3(70):368-370 Режим доступа: item.asp?id=35330402 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: XUNFGX
65. Минюрова С.А., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука. 2024;26(10):106-130. DOI: 10.17853/19945639-2024-10-106-130 EDN: BAMFGO
66. Arias W.L., Huamani J.C., Ceballos K.D. Síndrome de Burnout en profesores de escuela y universidad: un análisis psicométrico y comparativo en la ciudad de Arequipa. Propósitos Representaciones. 2019;7(3):72-91. DOI: 10.20511/pyr2019.v7n3.390
67. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Сравнительный анализ показателей профессионального здоровья педагогов различных систем образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021;70(3):200-203. Режим доступа: item.asp?id=46123704 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: GOUFIT
68. Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):690-694. Режим доступа: http://elib.fesmu.ru/ (дата обращения: 07.02.2025). EDN: KVZUKG
69. Катаманова Е.В., Ефимова Н.В., Сливницына Н.В., Белова Л.Ю. Условия труда и состояние здоровья у педагогов. Пилотное исследование. Гигиена и санитария. 2020;99(10):1100-1105. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105 EDN: JEICMY
70. Новикова А.В., Панова Н.А., Пичугина Н.Н. Оценка самочувствия и психоэмоционального состояния учителей общеобразовательных учреждений. Бюллетень медицинских Интернетконференций. 2015;5(12). Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25410614 (дата обращения: 07.02.2025).
71. Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Важенина А.А., Тарасенко Г.А., Ковальчук В.К. Особенности условий труда и состояния здоровья работников педагогического профиля пожилого возраста (обзор литературы). Тихоокеанский медицинский журнал. 2022;3:19-23. DOI: 10.34215/16091175-2022-3-19-23 EDN: MDKWYY
72. Клименских М.В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе. Издательство Уральского университета. 2015;53-54. Режим доступа: item.asp?id=24097201 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: SGPGSU
73. Петрова Е.А., Акимова Н.Н., Романова А.В., Соколовская И.Э. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука. 2020;22(2):98-120. DOI: 10.17853/19945639-2020-2-98-120 EDN: TVTLLB
74. Ramos R., Jenny G., Bauer G. Age-related effects of job characteristics on burnout and work engagement. Occupational Medicine. 2016;66(3). DOI: 10.1093/occmed/kqv172
75. Деревянченко В.С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021;4:57-66. doi:10.241472410-6364.2021.4.57-66. EDN: WCQBAK
76. De la Fuente J., Martínez-Vicente J.M., Peralta F.J., Sander P. Effects of self-regulation vs. external regulation on the factors and symptoms of academic stress in undergraduate students. Frontiers in Psychology. 2020;11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01773
77. Beier M.E., Torres W.J., Gilberto J.M. Activities matter: personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectations. Work, Aging and Retirement. 2018;4,1:67-78. DOI: 10.1093/workar/waw034
78. Fiorilli C., Benevene P., De Stasio S., Buonomo I., Romano L., Pepe A., Addimando L. Teachers’ burnout: the role of trait emotional intelligence and social support. Frontiers in Psychology. 2019;10:2743. doi:10.3389fpsyg.2019.02743.
79. Nwoko J.C., Emeto T.I., Malau-Aduli A.E.O., Malau-Aduli B.S. A Systematic review of the factors that influence teachers’ occupational wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(12):6070. doi:10.3390ijerph20126070. EDN: PGDGYR
80. Hongsa T., Polyong C.P. Risk factors affecting stress and burnout among teachers: a cross-sectional study from Chonburi, Thailand. Journal of University of Occupational and Environmental Health. 2024;46(2):203-213. doi:10.7888juoeh.46.
81. Tam M., Aird R., Boulton-Lewis G., Buys L. Ageing and learning as conceptualized by senior adults in two cultures: Hong Kong and Australia. Current Aging Science. 2016;9(3):162-177. Accessed February 07, 2025. http://www.eurekaselect.com/141834/article.
82. Abdullah A.S., Ismail S.N. A structural equation model describes factors contributing teachers’ job stress in primary schools. International Journal of Instruction. 2019;12:1251-1262. DOI: 10.29333/iji.2019.12180a
83. Cutler D.M., Meara E., Richards-Shubik S. Health and work capacity of older adults: estimates and implications for social security policy. SSRN Electronic Journal. 2013. DOI: 10.2139/ssrn.2577858
84. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. Москва; Воронеж; 2010. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004938544 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: QYCAVV
85. Огородников А.Ю., Руппель Е.Ю. Институциональные возможности и границы профессиональной самореализации научных работников в условиях инновационной перестройки российской науки. Образование и наука. 2019;21(8):130-163. Режим доступа:. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-130-163 EDN: FTQSHP
86. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян). Социология и жизнь. 2017;3:63-69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-po-vozrastnym-intervalam-na-primere-sovremennyh-rossiyan (дата обращения: 07.02.2025).
87. Динов Е.Н. Исследование психологических факторов самореализации в системе общественных взаимоотношений. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;4. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN419.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
88. Rafatpanah M., Seif D., Alborzi S., Khosravan M. Prediction of self-actualization based on personality traits and self-awareness among gifted students. Journal of Health Sciences and Surveillance System. 2016;4(4):174-180. DOI: 10.13140/RG.2.2.10858.21443
89. Otway L.J., Carnelley K.B. Exploring the associations between adult attachment security and self-actualization and self-transcendence. Self and Identity. 2013;12(2):217-230. DOI: 10.1080/15298868.2012.667570
90. Ordun G., Akün F.A. Self actualization, self efficacy and emotional intelligence of undergraduate students. Journal of Advanced Management Science. 2017;5(3):170-175. DOI: 10.18178/joams.5.3.170-175
91. Thieme P., Brusch M., Büsch V., Stamov Roßnagel C. Work context influences on older workers’ motivation for continuing education. Zeitschrift Fur Erziehungswissenschaft. 2015;18(1):71-87. DOI: 10.1007/s11618-014-0600-8 EDN: HFSPSY
92. Keogh M., Roan A. Exploring teachers’ early-retirement decisions: a qualitative study. Work, Aging and Retirement. 2016;2(4):436-446. DOI: 10.1093/workar/waw016
93. Farges G., Tremblay D.G. Working longer? Professional and non-professional challenges of teachers’ retirement. Revue des Sciences de l’Education. 2016;42(2):175-205. DOI: 10.7202/1038466ar
94. Ахтырский А.А. Трудовая мотивация педагогического персонала: сравнительные исследования. Социология и право. 2019;1(43):55-64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-motivatsiya-pedagogicheskogo-personala-sravnitelnye-issledovaniya (дата обращения: 07.02.2025). EDN: ZAMOLJ
95. Федосюк Д.В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;12(4):124-130. DOI: 10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130 EDN: TNCMPK
96. Freude G., Seibt R., Pech E., Ullsperger P. Assessment of work ability and vitality - a study of teachers of different age groups. International Congress Series. 2005;1280:270-274. DOI: 10.1016/j.ics.2005.02.099
97. Gutiérrez Moret M., Mayordomo Rodríguez T. Ageism in the school: do stereotypes about ageing exist among future teachers? Revista Educación. 2019;43(2):363-374. DOI: 10.15517/revedu.v43i2.32951
98. Opdebeeck C., Martyr A., Clare L. Cognitive reserve and cognitive function in healthy older people: a meta-analysis. Aging, Neuropsychology, and Cognition. 2015;23(1):40-60. DOI: 10.1080/13825585.2015.1041450
99. Edwin T.H., Håberg A.K., Zotcheva E., Bratsberg B., Jugessur A., Engdahl B. Trajectories of occupational cognitive demands and risk of mild cognitive impairment and dementia in later life: the HUNT4 70+ study. Neurology. 2024;102(9):e209353. DOI: 10.1212/WNL.0000000000209353 EDN: BWWBPZ
100. Bergland A., Nicolaisen M. Predictors of subjective age in people aged 40-79 years: a five year follow-up study. The impact of mastery, mental and physical health. Aging & Mental Health. 2014;18(5):653-661. DOI: 10.1080/13607863.2013.869545
101. Люсова О.В. Психологические факторы трудовой активности пожилого человека. Природные системы и ресурсы. 2016;(1):84-91. DOI: 10.15688/jvolsu11.2016.1.9 EDN: VVMXPR
102. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: СПбАППО; 2008. 151 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1399403/ (дата обращения: 07.02.2025).
103. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Трансформация педагогической науки в условиях новой нормальности. Образовательные ресурсы и технологии. 2024;3(48):25-34. DOI: 10.21777/25002112-2024-3-25-34 EDN: CILBFC
104. Захарченко М.В. Генезис непрерывного образования как философско-исторического понятия. Современные проблемы науки и образования. 2016;5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25160 (дата обращения: 07.02.2025).
105. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н /Д: Феникс; 1996. 509 с. Режим доступа: https://klex.ru/hl2 (дата обращения: 07.002.2025).
106. Корнетов Г.Б. Теория педагогики: монография. М.: АСОУ; 2013. 460 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006587133 (дата обращения: 07.02.2025).
107. Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч.1. Теоретико-методологические предпосылки. Образование и наука. 2004;5:120-130. Режим доступа: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2004/5-2004.pdf (дата обращения: 07.02.2025). EDN: PJUTGZ
108. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность. Известия РАО. 1999;2:35-39. Режим доступа: (дата обращения: 07.02.2025). EDN: SFYFRF
109. Бурдьё П. Социология политики. М., 1993. Режим доступа: Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/5408 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: QYBTPF
110. Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования. Педагогика и психология образования. 2018;4:20-36. Режим доступа: item.asp?id=36776696 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: YTVNEL
111. Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире системный анализ М.: Прогресс; 1970. 261 с. Режим доступа: https://izbe.ru/book/krizis-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-sistemnyyanaliz-g-kumbs-f-g-2236462/ (дата обращения: 07.02.2025).
112. Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some Critical Issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester; 1977; 77 p. Accessed February 07, 2025. https://openlibrary.org/books/OL19978490M/Non-formal_education_and_development.
113. Cameron R., Harrison J.L. The interrelatedness of formal, non-formal and informal learning: evidence from labour market program participants. Australian Journal of Adult Learning. 2012;52(2):277-309. Accessed February 07, 2025. https://www.researchgate.net/publication/236949929.
114. Бурдье П. Практический смысл. СПб.; 2001. Режим доступа: http://bourdieu.name/files/bourdieu-sens.pdf (дата обращения: 07.02.2025). EDN: QOGTMH
115. Гидденс Э. Устроение общества: (Очерки теории структурации). М.: Акад. Проект; 2003. 523 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002348859 (дата обращения: 07.02.2025).
116. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. В книге: Заславская Т.И. Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.; 2001 Режим доступа: item.asp?id=26329215 (дата обращения: 07.02.2025). EDN: OEAVVY
117. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.; 2008. 298 c. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volkov-v-v-harhordin-o-v-teoriya-praktik-spb-izd-vo-evropeyskogo-universiteta-v-sankt-peterburge-2008-298-s (дата обращения: 07.02.2025). EDN: YWCDGG
118. Илакавичус M.Р. Организация взаимодействия формального и неформального образования как направление подготовки педагогических кадров. Научный диалог. 2018;5:278-289. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-278-289 EDN: UQMBDM
119. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт; 2000. 376 с Режим доступа:https://shiffersinstitute.com/product/мыследеятельностная-педагогика-тео/(дата обращения: 07.02.2025).
120. Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Роль научно-образовательной коллаборации в формировании готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Вопросы управления. 2024;91(6):60-73. DOI: 10.22394/2304-3385-2024-6-60-73 EDN: DBTLVE
121. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Проблема дидактического анализа инновационных образовательных практик. Образование и общество. 2017;4(105):34-39. Режим доступа: item.asp?id=30737658 (дата обращения: 07.02.2024). EDN: ZWQLCD
122. Швецова А.В., Симонова А.А., Давыдова Н.Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;5:248-268. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.736 EDN: XGUWCE
123. Liu Z.Q., Dorozhkin E.M., Davydova N.N., Sadovnikova N.O. Co-learning as a new model of learning in a digital environment: learning effectiveness and collaboration. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020;15(13):34-48. DOI: 10.3991/ijet.v15i13.14667 EDN: DTSWTY
124. Paniagua A. Teachers as Designers of Learning Environments: The Importance of Innovative Pedagogies, Educational Research and Innovation. Paris: OECD Publishing; 2018. DOI: 10.1787/9789264085374-en
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их проникновение в систему образования обусловливает необходимость подготовки педагогических кадров, способных грамотно применять инструменты ИИ в своей профессиональной деятельности. В настоящее время за рубежом активно обсуждается проблема формирования грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ-грамотности). Однако в российских научных изданиях, несмотря на общий интерес к теме искусственного интеллекта, термин «ИИ-грамотность» практически не используется. Таким образом, очевидна необходимость теоретического осмысления понятия «грамотность в области искусственного интеллекта» в контексте профессиональной деятельности педагогов и выявления его содержания с учетом научно-теоретических положений отечественной и зарубежной педагогики, что и стало целью данного исследования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение фактов и концепций, контент- анализ содержания источников, представленных в ведущих цитатно-аналитических базах. Результаты и научная новизна. В данной работе ИИ-грамотность определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области искусственного интеллекта, позволяющих человеку понимать основные принципы функционирования технологий ИИ и эффективно взаимодействовать с ними в процессе решения профессиональных и личных задач, а также критически оценивать этические риски и последствия применения данных технологий для общества. Авторами статьи разработана компонентная структура грамотности педагога в области ИИ, включающая в себя когнитивный, деятельностный, рефлексивный, личностный и этический компоненты, раскрыто содержание каждого компонента и сформулированы возможные направления профессионального развития педагогов в данной области. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут стать основой для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей в контексте цифровой трансформации образования.
Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования - типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения-2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17-18 лет) и выпускников вузов (20-23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов - акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 - транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.
Введение. Социальные сети за последнее десятилетие превратились в один из наиболее привлекательных видов онлайн-активности с экспоненциальным ростом числа вовлеченных потребителей, что может иметь неблагоприятные психосоциальные последствия для участников сетевого взаимодействия. Цель данного исследования - изучение природы взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании. Методология, методы и методики. В исследовании приняли добровольное участие 784 молодых человека в возрасте от 18 до 35 лет. Были разработаны шкалы когнитивных искажений, а также шкалы зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения для сбора данных. Результаты. Результаты показали наличие положительной взаимосвязи между зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями. Установлено, что молодые люди испытывают более высокий уровень психологического отчуждения по сравнению с более взрослыми участниками исследования. Кроме того, неженатые и разведенные лица демонстрировали более высокий уровень когнитивных искажений, зависимости от социальных сетей и психологического отчуждения по сравнению с участниками, состоящими в браке. Научная новизна заключается в изучении взаимосвязей между тремя ключевыми психологическими факторами - зависимостью от социальных сетей, психологическим отчуждением и когнитивными искажениями среди молодежи в Иордании, - в то время как в более ранних исследованиях анализировалось воздействие данных форм зависимости от социальных сетей в дискретном режиме. Практическая значимость. Программы, направленные на оптимизацию пользования социальными сетями, минимизацию социальной изоляции и развитие когнитивной гибкости, могут помочь смягчить вредные последствия чрезмерного использования интернета. Результаты исследования могут способствовать разработке консультационных и профилактических программ, адаптированных к конкретным демографическим группам с повышенным риском.
Введение. Многообразие внешних и внутренних вызовов современной реальности требует реализации активной позиции субъектов труда, способных успешно функционировать в ситуации динамичных социо-экономических трансформаций, менять сферы профессиональной деятельности в течение жизни и быть готовыми к освоению новых видов социально-профессиональной деятельности в ситуации смены профессии. Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование модели социально-профессиональной реориентации, ядром которой выступает психологическая готовность субъектов к освоению новых социальных и профессиональных видов деятельности за счет сформированных ключевых транспрофессиональных компетенций. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой изысканий по проблеме стали субъектно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, полициклический и социально-цифровой подходы. Методики исследования: опросник «Коммуникативная социальная компетентность» Н. П. Фетискина, опросник «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, шкала самоэфективности J. Maddux, M. Sherer; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадовой, опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева; опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова. Результаты и научная новизна. Предложена модель социально-профессиональной реориентации, смыслообразующим конструктом которой является психологическая готовность субъектов к освоению новых видов деятельности в условиях смены профессии и повторной профессионализации. Практическая значимость. Разработанная авторами модель может быть использована в педагогической и психологической практике с целью психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности и повторной профессионализации в условиях смены профессии.
Введение. Четвертая промышленная революция привела к серьезным изменениям как в экономике, так и в сфере подготовки кадров. Исследование представляет вариант модели обучения студентов самостоятельному проектированию для конкретной отрасли промышленности Индонезии. Цель исследования - разработка модели обучения, основанной на продукте и соответствующей потребностям отрасли, а также оценка ее эффективности в повышении готовности к работе студентов профессионально-технических училищ (VHS). Методология, методы и методики. В исследовании применялись тестовые методы с использованием таких инструментов, как интервью, анкетирование и практические тесты эффективности. Результаты. Разработанная модель i-SDPL объединяет опыт обучения в академической среде профессионально-технических училищ (VHS) с отраслевым компонентом, предназначенным для ознакомления студентов с профессиональной средой на предприятиях. Данная модель делает упор на самостоятельность студентов в разработке и реализации отраслевых проектов. Интеграция с промышленностью в рамках модели предоставляет студентам возможность получить доступ к новейшим технологиям и практическим знаниям, которые не всегда доступны в академической среде. Преимущества модели заключаются в активном участии студентов в работе предприятий, обучении на основе реальных продуктов и комплексном укреплении технической компетентности и мягких навыков по сравнению с традиционными методами. Эффективность модели i-SDPL оценивается на основе трех основных аспектов компетентности, каждый из которых имеет четкие показатели и критерии. Представленная модель обучения i-SDPL продемонстрировала свою эффективность в повышении компетентности в области отношения к делу, знаний и трудовых навыков у 136 студентов в ходе двух пробных внедрений. Научная новизна. Разработана оригинальная модель i-SDPL, позволяющая обеспечить интеграцию образовательных программ профессионального образования с потребностями конкретных отраслей промышленности. Практическая значимость. Широкое внедрение модели i-SDPL будет способствовать дальнейшему укреплению партнерских отношений между учреждениями профессионального образования и промышленностью. Результаты исследования не только актуальны для системы VHS в Индонезии, но и могут служить ориентиром для учреждений профессионального образования в других странах, сталкивающихся с аналогичными проблемами.
Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов. Цель работы - исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития. Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы. Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/