Статья: СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЯ И СМЫСЛЫ (2025)

Читать онлайн

Введение. Осознание кризиса традиционных образовательных подходов стимулировало поиск новых педагогических стратегий, направленных на повышение профессиональной конкурентоспособности педагогов старшего возраста. Цель - выявление актуальной проблематики и доминирующих теоретических оснований для сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста в условиях активно развивающихся трансформационных процессов в системе образования РФ. Методология, методы и методики. Фундаментальной основой исследований стали акмеологический, кластерный и социально-цифровой подходы. Методология исследования строилась на описательном подходе к обзору теоретических и эмпирических исследований. Общий объем соответствующих тематике исследования публикаций составил 2 697 источников. К ограничениям был отнесен тот факт, что поиск результатов исследований на русском и английском языках проводился в базах данных, находящихся в открытом доступе. Результаты. Пролонгация трудовой деятельности педагогов «третьего возраста» представляет собой мультифакторный процесс, обусловленный диалектическим взаимодействием личностно-мотивационных компонентов, институциональной поддержки и оптимизации условий профессиональной деятельности. Ключевым фактором успешной интеграции педагогов старшего возраста в современную образовательную среду становится их готовность к непрерывному обучению с активным использованием неформальных и информальных практик. Научная новизна исследования заключается в проведении масштабного исследования путей сохранения профессионального потенциала педагогов старшего возраста и роли формальных, неформальных и информальных практик в этих процессах. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки мер, направленных на сохранение и развитие профессионального уровня учителей данной возрастной категории.

Ключевые фразы: «третий возраст», человеческий капитал, СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, трудовая мотивация, педагог старшего возраста, профессиональная деформация, профессиональное выгорание, эйджизм, самореализация, когнитивные ресурсы, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, профессионализм учителя, формальные и неформальные практики
Автор (ы): Давыдова Наталия Николаевна, Симонова Алевтина Александровна, Мазурчук Екатерина Олеговна, Погадаева Дарья Александровна
Журнал: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
ДАВЫДОВА Н. Н., СИМОНОВА А. А., МАЗУРЧУК Е. О., ПОГАДАЕВА Д. А. СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЯ И СМЫСЛЫ // ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2025. Т. 27 № 6
Текстовый фрагмент статьи