Статья: Институциональный и социально-управленческий контекст современного образования (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена рассмотрению образования как социального института и институционального, социального и управленческого контекста, в котором проявляются его особенности на современном этапе.

Авторами проведен анализ различных форматов образования, выявлены общие закономерности и специфические факторы, определившие его трансформацию. В качестве основных матриц образования авторы выделяют два класса — индивидуальное и групповое обучение. К матрицам индивидуального обучения отнесены: 1) самообразование, 2) наставничество, 3) гувернерство и тьюторство, 4) репетиторство; к матрицам группового обучения отнесены: 1) массовое обучение, 2) традиционное образование, 3) обучения взрослых, 4) матрица “бирюзового” образования. В статье подробно характеризуются составляющие институциональных матриц.

Авторы считают, что взгляд на развитие образования в контексте смены институциональных матриц принципиально важен с позиций социального управления. В статье на основе рассмотрения институционального контекста образовательного процесса выявлены актуальные проблемы социальнуправления в сфере образования и предложены некоторые направления институциональных преобразований. В частности, рассматривается расширение возможностей индивидуального образования (тьюторства и наставничества), активное развитие образования взрослых в соответствии с концепцией пожизненного образования, выравнивание статусов платного и бесплатного образования, а также активное использование ИКТ и ИИ в образовательном процессе. Авторы считают, что предложенные меры позволят дополнить традиционную матрицу образования, снизив ее негативные эффекты, что послужит расширению возможностей для обучения всех категорий населения и повысит качество обучения в целом.

Ключевые фразы: образование, институты и институции образования, институциональные матрицы, образование в постиндустриальном обществе, социально-управленческие приоритеты в образовании
Автор (ы): БАРКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, Колодезникова Инна Валентиновна, Маркеева Анна Валерьевна
Журнал: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Префикс DOI
10.24290/1029-3736-2025-31-1-63-98
Для цитирования:
БАРКОВ С. А., КОЛОДЕЗНИКОВА И. В., МАРКЕЕВА А. В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2025. ТОМ 31 № 1
Текстовый фрагмент статьи