Целью исследования стал сравнительный анализ проблем, возникающих в процессе внедрения обзоров бюджетных расходов в российской и зарубежной практике. В процессе исследования использованы методы сравнительно-правового, логического и системного анализа. Сравнительный анализ показал, что проблемы, возникающие в процессе внедрения обзоров в России и за рубежом, в целом идентичны. В их числе: ограниченность административных и управленческих ресурсов, необходимых для подготовки обзоров бюджетных расходов, включая невозможность их реализации силами финансового ведомства; недостаточная заинтересованность отраслевых ведомств в преодолении бюджетного инкремиентализма и в сокращении неэффективных расходов, что, в свою очередь, затрудняет делегирование им функций, связанных с анализом эффективности бюджетных расходов; серьёзный дефицит информации для анализа конечных результатов и итоговых эффектов бюджетных расходов, в особенности расходов проектного типа; а также отсутствие необходимой методической базы, необходимой для подготовки обзоров.
Идентификаторы и классификаторы
Обзоры бюджетных расходов внедрены в российской практике с 2020 года в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг., однако до настоящего времени реализация данного инструмента сопряжена с рядом проблем. В том числе, обзоры не получили достаточного правового обеспечения – их место в системе бюджетного контроля законодательно не определено, а практика их применения остаётся недостаточной: официально утверждены были только первые пять обзоров от 2020 года, тогда как позднее они готовились, но официально не утверждались и не публиковались. Тем не менее актуальность развития данного инструмента контроля бюджетных расходов была подтверждена, и в 2024 году она была признана Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 гг. Тем самым актуализировалась задача обеспечения обзоров специализированным правовым регулированием расширения практики их использования, что требует анализа проблем, возникающих с применением данного инструмента на практике. Поскольку в России она носит весьма ограниченный характер, при данном исследовании возникла необходимость осуществить сравнительно-правовой анализ проблем применения обзоров бюджетных расходов в зарубежных странах
Список литературы
1. Бегчин, Н. А. Обзоры расходов как инструмент управления общественными финансами в странах ОЭСР: теоретический аспект / Н. А. Бегчин, О. В. Богачева, О. В. Смородинов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 3(43). - С. 49-63. DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-49-63 EDN: XQRFQL
2. Парушина, Н. В. Методический инструментарий контроля и организация государственного аудита территориальными контрольно-счетными органами / Н. В. Парушина, Н. А. Лытнева, М. Ю. Каленина // Экономическая среда. - 2021. - № 4(38). - С. 4-12. DOI: 10.36683/2306-1758/2021-4-38/4-12 EDN: SWKCWZ
3. Солянникова, С. П. Зарубежный опыт проведения обзоров бюджетных расходов и возможности его использования в российской практике / С. П. Солянникова, Н. О. Бондаренко // Финансовая жизнь. - 2020. - № 3. - С. 86-90. EDN: EYMNYQ
4. Михалин, П. А. Новые инструменты управления бюджетными расходами в Российской Федерации / П. А. Михалин // Научный вектор: сборник научных трудов / Под научной редакцией Е.Н. Макаренко. Том Выпуск 8. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет “РИНХ”, 2022. - С. 184-187. EDN: TWXGOR
5. Рыкова, И. Н. Методологические подходы к проведению обзоров бюджетных расходов в сфере сельского хозяйства / И. Н. Рыкова, М. О. Иванов, В. А. Морина // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2020. - № 4. - С. 200-214. DOI: 10.29025/1994-7720-2020-4-200-214 EDN: VYPFVH
6. Cahier de L’IBSA № 10.Comment mener avec succès une spending review? Expériences étrangères et recommandations pour la Région de Bruxelles-Capitale. Février 2023. Available at: https://ibsa.brussels/sites/default/files/publication/documents/Cahier_spending_FR_Final.pdf.
7. Doherty L. N., Sayegh A. How to Design and Institutionalize Spending Reviews / IMF Fiscal Affairs Department, 2022. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/Fiscal-Affairs-Department-How-To-Notes/Issues/2022/09/20/How-to-Design-and-Institutionalize-Spending-Reviews-523364.
8. Vandierendonck C. Public Spending Reviews: Design, Conduct, Implementation / European Commission, Brussels // Economic Papers. 2014. No. 525. 10.2765/70397. Available at: https://ec.europa.eu/economy_finance/publications/economic_paper/2014/pdf/ecp525_en.pdf. DOI: 10.2765/70397.Availableat
9. Fallov J. A., Georgieva-Andonovska E. Bulgaria Spending Review Manual / World Bank Group. 2018. Available at: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/940921532366222268/bulgaria-spending-review-manual.
10. Elva B., Ercoli R., Bosch X. V. Spending Reviews: Some Insights from Practitioners // Discussion Paper. 2020. No. 135. Available at: https://economy-finance.ec.europa.eu/publications/spending-reviews-some-insights-practitioners_en.
11. Robinson M. The Role of Evaluation in Spending Review // Canadian Journal of Program Evaluation. 2018. Vol. 32, No. 3. 10.3138/cjpe.43177. Available at: https://www.utpjournals.press/doi/pdf/10.3138/cjpe.43177. DOI: 10.3138/cjpe.43177.Availableat
12. Robinson M. Making Spending Review Fit for Purpose // Marc Robinson Blog. 2021. Available at: https://blog.pfmresults.com/making-spending-review-fit-for-purpose/.
13. Robinson M. Attacking Budgetary Incrementalism // Marc Robinson Blog. 2022. Available at: https://blog.pfmresults.com/attacking-budgetary-incrementalism/.
14. OECD Review of the Independent Authority for Fiscal Responsibility (AIReF). Available at: https://www.oecd.org/gov/budgeting/review-of-the-independent-authority-for-fiscal-responsibility.htm.
15. OECD Best Practices for Spending Reviews. Strengthening the impact of spending reviews. // Public Governance Directorate.Committee of Senior Budget Officials. 2023. No.13. Available at: https://one.oecd.org/document/GOV/SBO(2023)13/en/pdf.
16. Postula. M. Ten Years of Performance Budget Implementation in Poland - Successes, Failures, Future // Optimization of Organization and Legal Solutions concerning Public Revenues and Expenditures in Public Interest / In ed. Lotko E., Zawadzka-Pąk U. K., Radvan M. Bialystok-Vilnius: Temida 2, 2018. pp. 243-261. DOI: 10.15290/oolscprepi.2018.17
17. В Правительстве обсудили стратегию развития Росстата до 2030 года / Минэкономразвития. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_pravitelstve_obsudili_strategiyu_razvitiya_rosstata_do_2030_goda.html.
18. Мишустин требует от статистики РФ качественных, достоверных и оперативных данных // Российская газета. 28.11.2023. - URL: https://rg.ru/2023/11/28/mishustin-trebuet-ot-statistiki-rf-kachestvennyh-dostovernyh-i-operativnyh-dannyh.html.
19. Данные данными погоняют. Госстатистику готовят к обмену быстрых цифр на верные // Коммерсантъ. 29.11.2023. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6365578.
20. De Vlaamse Brede Heroverweging: een terug-blik op het proces, de resultaten en verdere stappen (deel 3). Rapport van de Sociaal-Economische Raad van Vlaanderen. Brussel, 2022. Available at: https://www.serv.be/sites/default/files/documenten/SERV_20220627_Beleidsevaluatie-VBH_RAP_deel3.pdf.
21. Evaluatie van het VBH proces. Vlaamse Brede Heroverweging. 2021. Available at: https://fin.vlaanderen.be/wp-content/uploads/2021/09/VBH-interviews_enquetes.pdf.
22. Федеральный закон от 18.12.2022 N 514-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации”. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212180001.
23. Robinson M. Strengthening New Spending Decision-Making. // Marc Robinson Blog. 2021. Available at: https://blog.pfmresults.com/strengthening-new-spending-decision-making/.
24. Sachs M. Fiscal Dimensions of South Africa’s Crisis // Public Economic Project SCIS Working Paper. 2021. No. 15. Available at: https://www.michaelsachs.joburg/wp-content/uploads/2021/04/Sachs-2021-Fiscal-dimensions-Working-Paper-15.pdf.
25. Robinson M. The Illusion of Outcome-Based Budgeting 2021. // Marc Robinson Blog. 2021. Available at: https://blog.pfmresults.com/the-illusion-of-outcome-based-budgeting/.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность. В условиях развития цифровой экономики и нарастающей конкуренции разработка и реализация стратегии цифровой трансформации производственной деятельности предприятия становится ключевым фактором повышения эффективности и адаптации к меняющимся рыночным условиям. Исследование подходов к формированию такой стратегии позволяет выявить новые возможности и риски цифровизации. Цель исследования. Целью данной статьи является анализ особенностей и разработка методологических подходов к формированию стратегии цифровой трансформации производственной деятельности промышленных предприятий, а также оценка влияния реализации данной стратегии на производительность и конкурентоспособность предприятий. Объектом исследования выступает процесс стратегического планирования цифровой трансформации производственной деятельности промышленных предприятий. Предметом исследования - методы и инструменты разработки стратегии цифровой трансформации производственной деятельности предприятия. Методология исследования. Исследование базируется на системном анализе научной литературы по стратегическому управлению и цифровой трансформации, обобщении практического опыта предприятий, а также статистическом анализе данных о результатах внедрения цифровых технологий в промышленности. Результаты исследования. В статье представлена концептуальная модель разработки стратегии цифровой трансформации производственной деятельности. Выявлены ключевые элементы стратегии, включая оценку цифровой зрелости, выбор приоритетных направлений и технологий цифровизации, управление рисками. Определены основные этапы реализации стратегии и KPI для оценки её эффективности. Показано, как грамотно разработанная и реализованная стратегия цифровой трансформации ведёт к оптимизации производственных процессов, повышению производительности труда и конкурентоспособности предприятия.
Введение. В современных сложных экономических условиях весьма остро стоит вопрос повышения доходности финансовых организаций как ключевых субъектов, активизирующих развитие экономического пространства РФ. Доходность банковских операций, которые связаны с выдачей кредитов и сопряжены с рядом рисков, выступает одной из значимых проблем, лежащей в русле отношений с хозяйствующими субъектами. Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении и оценке возможностей применения сложившихся подходов к оценке залоговой деятельности в банковском секторе, которые находят своё выражение в современных реалиях, и раскрыть ограничения, которые в этом контексте возникают.
Методы. В работе применяется метод содержательного контент-анализа, который базируется на массиве научных источников, содержащих данные об особенностях оценки залоговой деятельности применительно к современным условиям.
Результаты. В работе констатируется, что в сложившейся практике отсутствуют требования к определению стоимости оценки предмета залога, что влечёт за собой существование оценок по разным видам стоимостей. Доказано, что преимущественным методом в оценке предмета залога выступает дисконтирование рыночной стоимости имущества. Аргументированно раскрыто, что единой методики экспертизы разных объектов залога не сложилось, а существующие методы требуют существенной корректировки и развития механизмов и методов оценки.
Выводы. На основе проведённого анализа обоснованной и необходимой является потребность в выработке требований к подходам и методам оценки объектов залога, существенное развитие методической базы, которая учитывала бы российский и международный опыт оценочной деятельности.
Предметом данной статьи является изучение проблемы реформирования налоговой системы с целью повышения эффективности использования налоговой экспертизы как элемента налогового контроля. Авторами составлена классификация различных видов экспертной деятельности и обозначены отличительные особенности разных подходов к проведению экспертизы в рамках судебного рассмотрения налоговых споров и налоговой экспертизы как элемента системы налогового контроля; проведён анализ факторов, способствующих увеличению влияния налоговой экспертизы в рамках текущего этапа реформирования налоговой системы; дана характеристика основных аспектов правового регулирования экспертизы в налоговом законодательстве и в иных нормативных актах, регламентирующих организацию экспертной деятельности. Изучение практики применения существующих правовых норм использования налоговой экспертизы как доказательной базы при налоговых спорах позволило выявить ряд проблем правового и процедурного характера, а также предложить возможные пути их разрешения.
Маркетплейсы играют ключевую роль в современной электронной коммерции, предоставляя платформы для взаимодействия между продавцами и покупателями и оптимизации бизнес-процессов, связанных с продвижением товаров и услуг. Цель статьи - определить возможности оптимизации бизнес-процессов в компаниях при их взаимодействии на маркетплейсах. Ценные предложения маркетплейсов улучшают взаимодействие покупателей и продавцов, а также способствуют оптимизации бизнес-процессов компании и её экономическому развитию. В исследовании предложена типизация маркетплейсов по различным критериям (источники происхождения, каналы продаж, типы клиентов и др.). Рассмотрен процесс монетизации маркетплейсов и обеспечения качественного обслуживания, включая функции фулфилмента и разрешения конфликтов. Раскрыты особенности работы компаний на маркетплейсах при использовании различных систем взаимодействия. Выявлены преимущества и недостатки схем логистики для компаний на существующих маркетплейсах в России. Определены возможности оптимизации бизнес-процессов компаний-продавцов при работе с маркетплейсами.
На сегодняшний день многие организации частного сектора обеспокоены состоянием персонала, наличием или отсутствием у них достаточных для выполнения трудовых обязанностей знаний и навыков, а также трудовой мотивации. Организации серьёзно встревожены тем фактом, что с возрастающими требованиями к сотрудникам всё сложнее отыскать квалифицированных специалистов на рынке труда, а также привлечь их в фирму. Кадровый дефицит неизбежно приводит к снижению качества продукции и к ухудшению рыночных позиций фирмы, поэтому HR-брендингу уделяется всё большее внимание при разработке стратегии и тактики маркетинга.
Введение. Основываясь на трендах современного развития экономических отношений, устойчивого развития в условиях непрерывных изменений необходимо строить стратегию развития с помощью актуальных инструментов и направлений учетно-аналитического обеспечения системы управления высшим учебным заведением (вузом) ориентированных на перспективу. Нами изучены программы развития 15 вузов, участников программы «Приоритет-2030», трек «исследовательское лидерство» и «территориальное/отраслевое лидерство» в части модернизации системы управления вузом. Проведен семантический анализ (seo-анализ) на основе ключевых векторов развития системы управления вузом. Получены результаты экспертного опроса (анкетирование) специалистов в разрезе трех фокус-групп (эксперты учетной сферы и научные работники). Теоретическая база включает научные труды, посвященные тематике исследования.
Цель исследования. Определение инструментов и направлений развития системы управления вузами, которые отвечают вызовам настоящего времени и стратегическим целям (до 2030г.). Получение практических результатов экспертного опроса с целью установления актуальных функций и вспомогательных компетенций учетного специалиста для достижения стратегии организации. Результаты. Базовыми результатами исследования является формирование трендов развития учетно-аналитического инструментария системы управления по проектам вуза и определение актуальности функций и компетенций учетного специалиста вуза.
Выводы. Установлены актуальные инструменты и направления учетно-аналитического обеспечения системы управления вузами (Система управления проектами, Анализ ключевых показателей эффективности, Автоматизация (цифровизация) бизнес-процессов, Стейкхолдерский подход). Нами определены наиболее актуальные функции, дополнительные компетенции учетного специалиста для достижения стратегии организации. Наибольший процент в совокупности трех экспертных фокус-групп выделяют функцию - составление отчетности и пояснения к нему (60,85 %), а наиболее востребованная (64,62 %) дополнительная компетенция - классификации, обработки и консолидации больших объемов информации.
Трансграничная электронная торговля в современных условиях рассматривается как важнейший фактор формирования торгово-экономических отношений и представляет собой важную инфраструктуру для экономического развития. Практика стран-лидеров международной торговли демонстрирует положительный пример применения бондовых складов в международных логистических цепочках перемещения товаров. Авторами проведён анализ первых итогов эксперимента по применению бондовых складов в Российской Федерации. Рассмотрены «проблемные узлы» эксперимента как для бизнес-среды, так и для таможенных органов. В целом развитие бондовых структур содержит в себе экономические выгоды для государства, внешнеэкономического бизнеса, логистических компаний и потребителей.
В статье определено влияние промышленного туризма на развитие территорий, проявляющееся в повышении инвестиционной привлекательности региона, в популяризации и продвижении локальных брендов, в стимулировании профориентационной работы среди молодёжи. В исследовании представлены рейтинги, определяющие лидирующие предприятия в сфере промышленного туризма. Курская область обозначена как регион, обладающий значительным потенциалом для развития промышленного туризма. Приведены примеры реализации экскурсионных программ на региональных предприятиях. Авторами систематизированы факторы, влияющие на распространение промышленного туризма в регионе.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832