На эмпирической базе социологического центра ВЦИОМ установлены особенности социально-экономических показателей социологической природы, которые необходимо учитывать при эконометрическом моделировании их динамики, а именно: высокая погрешность измерений социально-экономических индексов социологической природы, почти на порядок превышающая ошибку выборки; ограничение на применение традиционных методов параметрической статистики из-за несоблюдения условия нормального распределения информативных показателей. Даны рекомендации по эконометрическому моделированию динамики сильно зашумлённых данных методами регрессионного анализа, к которым относятся: переход от построения «точных» регрессионных моделей динамики к «полезным моделям», когда «скачки» информативных показателей и/или изменения направленности их тренда рассматриваются не как статистически установленные суждения, а как «тенденции»; переход от анализа динамики синтетических индексов к анализу динамики их составляющих; параллельный анализ динамики индексов, сформированных по ответам респондентов на близкие вопросы; применение, наряду с аналитическими, графических методов анализа, способствующих интерпретации результатов статистических выводов.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее время исследователям всё чаще приходится решать задачи, связанные с моделированием динамики социально-экономических показателей по сильно зашумлённым данным. К таковым, в частности, относятся данные экспресс-опросов россиян по актуальным вопросам социального настроения населения, отражающие изменения в его отношении к протекающим социальным процессам. Основной проблемой в применении традиционных методов параметрической статистики для моделирования динамики социально-политических процессов по показателям социологической природы является сильная зашумлённость временных рядов, сравнимая по величине с трендовыми изменениями. Значения, соответствующие уровням временного ряда, включают в себя ошибки измерения, а также случайные внешние помехи (воздействия) [12]. Шум в данном случае можно трактовать как ошибки измерения субъективных мнений респондентов
Список литературы
1. Балацкий, Е. В. Эффект инерции в формировании социальных настроений / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2007. - № 3(83). - С. 85-94. EDN: MHODRO
2. Барбашова, Е. В. Моделирование динамики социального самочувствия россиян по материалам мониторинга ВЦИОМ: проблемы и пути решения / Е. В. Барбашова, О. В. Лясковская // Социологический альманах: Материалы XV Орловских социологических чтений, Орел, 08 декабря 2023 года. - Орел: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. - С. 18-27. EDN: LNEZUA
3. Барбашова, Е. В. Эконометрические модели развития общественных настроений россиян в условиях новой социальной реальности: особенности построения и социологический анализ / Е. В. Барбашова, О. В. Лясковская // Россия: Тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Курск, 03-04 июня 2022 года / Отв. редактор В.И. Герасимов. Том Выпуск 17. Часть 3. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. - С. 521-527. EDN: GUYTDZ
4. Бююль, А. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / А. Бююль, П. Цёфель. - СПб.: ООО “ДиаСофтЮП”. - 2002. - 608 с.
5. Дементьева, И. Н. Использование индексного метода в социологических исследованиях ИСЭРТ РАН / И. Н. Дементьева // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 9(19). - С. 4. EDN: SZIASP
6. Доугерти, К. Введение в эконометрику / К. Доугерти. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 465 с. EDN: QTJQIL
7. Дрейпер, Н. Прикладной регрессионный анализ. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Книга 1 / Н. Дрейпер, Г. Смит. - Москва: Финансы и статистика, 1986. - 366 с.
8. Ермолаева, П. О. Социальные настроения россиян: методология интегральных оценок и эмпирические исследования / П. О. Ермолаева, Е. П. Носкова // Россия и современный мир. - 2013. - № 3(80). - С. 58-71. EDN: RCSHWD
9. Ильясов, Ф. Н. Шкалы и специфика социологического измерения / Ф. Н. Ильясов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 1(119). - С. 3-16. EDN: RYFKIP
10. Индексы социальных оценок // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/ratings/indeksysocialnykh-ocenok.
11. Ежедневный всероссийский опрос “СПУТНИК” // ВЦИОМ. - URL: https://ok.wciom.ru/research/vciom-sputnik.
12. Скляр, А. Я. Анализ и устранение шумовой компоненты во временных рядах с переменным шагом / А. Я. Скляр // Кибернетика и программирование. - 2019. - № 1. - С. 51-59. DOI: 10.25136/2306-4196.2019.1.27031 EDN: ZAADBJ
13. Толстова, Ю.Н. Выбор метода как одна из главных методологических задач анализа данных / Ю.Н. Толстова // Математическое моделирование социальных процессов: сборник трудов, выпуск № 20. - Москва: ИПМ им. М.В. Келдыша. - 2018. - С. 181-196.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные экономические реалии жизни невозможны без постоянного предоставления разнообразных банковских продуктов и услуг клиентам коммерческих банков и без постоянного развития их инфраструктуры. Ключевые аспекты развития инфраструктурной составляющей банковского обслуживания заключаются в создании и развитии цифровой экосистемы. Развивая инфраструктуру банковского обслуживания в направлении создания собственных цифровых экосистем, банки становятся для своих клиентов таким центром, с помощью которого они могут удовлетворить все свои потребности и запросы, а также получить интересующую информацию. Банковская экосистема несёт в себя набор комплекса взаимосвязанных услуг, при обращении к которому клиенты обладают возможностями полностью удовлетворять имеющиеся потребности на единой интегрированной площадке. В связи с этим вопросы развития инфраструктуры банковского обслуживания приобретают первостепенное значение. Цель исследования заключается в изучении инфраструктуры банковского обслуживания клиентов коммерческих банков, анализе особенностей моделей банковского обслуживания и цифровых экосистем предоставления банковских продуктов и услуг современными банками. Для проведения исследования применялись такие методы, как сравнительный анализ, обобщение, дискуссионное обсуждение, методы моделирования. В статье авторами проведён анализ тенденций развития цифровой экономки и банковского сектора в целом, способствующий выделению пяти типов организации цифровой экосистемы для банков. Кроме того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что менеджмент банка, исходя из финансовых возможностей и выбранной модели стратегического развития, может выбирать различные варианты цифровых технологий, которые стимулируют улучшение технологической составляющей банковского обслуживания, решение различных проблем банковской деятельности, повышение эффективности функционирования и обеспечение оптимизации доходов и расходов. Результатом реализации на практике модели цифровой экосистемы банковского обслуживания будет инфраструктура, которая объединит на базе ИТ-платформы широкий спектр различных услуг, причём их провайдерами будут не только сами банковские учреждения, но также их дочерние структуры и сторонние компании.
Данная статья посвящена сравнительному анализу опыта разработки маркетинговых программ, используемых организациями фармацевтической отрасли, функционирующих как на территории России, так и в зарубежных странах. Актуальность выбранной темы связана с тем, что, осуществляя торговлю специфическими товарами, фармацевтическая отрасль должна заниматься разработкой и реализацией программы, содержащей основные аспекты продвижения продукции, привлечения потребителей, повышения роста эффективности деятельности. Методы исследования характеризуются сравнительным анализом, синтезом информации. Целью исследования является обобщение опыта отечественных и зарубежных компаний фармацевтической отрасли в вопросах разработки маркетинговых программ, учитывая специфику основной продукции. Результатом исследования является определение основных инструментов, используемых с целью привлечения и удержания клиентов. Полученный результат может быть использован фармацевтическими компаниями на территории России для повышения качества взаимодействия с потенциальными клиентами с использованием сети Интернет, что определяет общий вектор маркетинговых программ развития организаций фармацевтической отрасли. В представленной работе охарактеризована отечественная фармацевтическая отрасль как объект маркетингового исследования; выделены особенности развития российского фармацевтического сектора; проведён теоретический анализ понятия маркетинговой программы; предложена авторская трактовка понятия маркетинговой программы фармацевтического предприятия; представлены этапы формирования маркетинговой программы; определены особенности формирования маркетинговой программы у отечественных и зарубежных производителей, а также их общие черты.
Применение технологии блокчейн в региональном развитии представляет собой относительно новую область исследований, которая только начинает активно развиваться. Основные аспекты новизны данного исследования включают в себя: изучение возможностей применения технологии блокчейн для улучшения транспарентности и эффективности управления в рамках региональных программ и проектов; оценка потенциала блокчейн-технологии для повышения уровня доверия и безопасности при взаимодействии между участниками региональной инновационной экосистемы; разработка стратегий внедрения блокчейн-технологии для стимулирования инновационного развития регионов. Целью проведённого исследования является определение возможностей применения технологии блокчейн для стимулирования устойчивого и инновационного развития регионов. В рамках исследования разработана отказоустойчивая распределённая система по сбору данных из блокчейн сети для стратегирования устойчивого инновационного развития регионов на основе акторной модели с последующим обоснованием её экономической эффективность для Департамента информационных технологий Орловской области. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: исследование потенциальных областей применения технологии блокчейн для обеспечения устойчивого развития регионов; анализ возможных экономических выгод от внедрения технологии блокчейн в региональные процессы; исследование ожидаемых технологических и организационных изменений в результате её применения. Практическая значимость: данное исследование предлагает конкретное практическое применение технологии блокчейн для достижения устойчивого инновационного развития регионов, создавая тем самым основу для развития конкретных стратегий и действий для органов власти, бизнеса и общества в целом. Исследование предоставляет практические рекомендации по использованию технологии блокчейн для разработки стратегий инновационного развития регионов, что может быть весьма полезно для управленцев и руководителей на региональном и местном уровнях. В ходе исследования применялись следующие методы: метод изучения и обобщения научной литературы (был применён для получения общей информации об исследуемом объекте для качественного её использования); методы анализа, синтеза, группировки и классификации данных для детального изучения объекта и предмета исследования, метод распределённого моделирования для сбора данных из блокчейн-сети. В результате было установлено, что применение технологии блокчейн может значительно повысить устойчивое инновационное развитие регионов, что обеспечивает прозрачность, безопасность и надёжность ведения записей и транзакций, что способствует улучшению эффективности процессов в различных секторах региональной экономики. Применение данной технологии может улучшить процессы регионального управления, позволяя более эффективно собирать и анализировать данные, контролировать распределение финансовых ресурсов и предотвращать коррупцию. В ходе исследования построена система стратегирования устойчивого инновационного развития регионов на основе акторной модели блокчейн-сети. Выделены функциональные модули системы, которые будут отвечать за ту или иную часть логики системы. Также разработана отказоустойчивая распределённая архитектура, включающая все необходимые функциональные модули. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование указанной технологии в стратегиях развития региональных экономик, чтобы сделать их более инновационными, устойчивыми и конкурентоспособными. Такое использование технологии может быть осуществлено через создание блокчейн-платформ, смарт-контрактов и цифровых идентификаторов, которые будут регулировать и упрощать процессы в различных сферах деятельности, включая государственное управление, бизнес и финансовый сектор. Дальнейшим перспективным направлением исследования может быть изучение влияния технологии блокчейн на улучшение прозрачности и эффективности управления в регионах. Анализ того, как использование блокчейна может повысить уровень доверия между гражданами и властями, снизить коррупцию и улучшить процессы принятия решений, может привести к разработке новых стратегий развития для регионов. Также стоит исследовать применение блокчейна в сфере муниципального управления, учёта коммунальных платежей, локальных государственных закупок и других аспектов жизни регионов.
Трансформация экономики и общества, вызванная цифровизацией, ставит перед организациями любых размеров, форм собственности и отраслей новые задачи. Цифровая эпоха предоставляет компаниям доступ к новым идеям, технологиям, бизнес-моделям и рынкам. Компании всё больше будут полагаться на искусственный интеллект для выполнения базовых рутинных задач. Быстрое изменение потребностей клиентов ведёт к перестраиванию цепочек создания стоимости и рыночных структур. При этом старые бизнес-модели станут неконкурентоспособными. В то же время появляются новые стратегические перспективы. Подавляющее большинство российских компаний считает цифровизацию приоритетным направлением в своей деятельности из-за финансовых выгод. Снижение транзакционных издержек (издержки, связанные с поиском и обработкой необходимых данных) повышает гибкость и эффективность экономики. Цифровизация стимулирует инновационный процесс и в сфере услуг и позволяет открывать совершенно новые направления бизнеса и рынки, которые ранее не были доступны из-за отсутствия технических возможностей. Цифровые платформы играют всё более важную экономическую роль, а некоторые из них уже сейчас завоевали очень сильные глобальные позиции (90 % поисковой системы занимает Google, две трети мирового рынка социальных сетей приходится на Meta, 40 % онлайн-продаж осуществляется через Amazon). Эти тенденции могут привести к усугублению неравенства и сосредоточению богатства в руках небольшой группы частных лиц. Поэтому эксклюзивность цифровой экономики недопустима. Цель исследования - определение особенностей и перспектив цифровизации бизнес-деятельности современных организаций. Диалектический и логический методы были использованы в статье для формирования причинно-следственных связей в процессах цифровой трансформации на предприятиях. Как результат в статье раскрыты экономические особенности цифровизации, которые являются драйверами научно-технического прогресса в настоящее время. Уделяется внимание преимуществам, которые несут в себе цифровые технологии для компаний, начиная от возможности сохранения своего места на рынке и заканчивая более высокими заработными платами у сотрудников.
Актуальность исследования обусловлена трансформационными процессами в отечественной экономике, которые сопровождаются санкционным давлением со стороны западных стран и внутренними проблемами, что усиливает значимость независимой финансовой оценки и консалтинговой поддержки бизнеса. Однако и сама отрасль аудиторской деятельности находится в кризисном состоянии, требующем детального изучения и нововведений. Цель исследования - анализ последствий, связанных с изменениями в нормативной базе регулирования аудиторской деятельности, и изучение перспектив дальнейшего развития аудиторского рынка на примере нескольких регионов РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермский край и Свердловская область), интерпретация полученных результатов и формирование на этой основе портрета аудиторской организации. В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, сравнение, измерение, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование. Методика исследования базируется на изучении и обобщении теоретических исследований отечественных авторов, научные интересы которых сконцентрированы в области изучения теории аудита, законодательного регулирования, специфики оказания аудиторских услуг, изучения регионального рынка аудита и перспектив его дальнейшего развития. В качестве объектов для статистического исследования выступили аудиторские организации следующих региональных единиц: г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Пермского края и Свердловской области. В результате авторы пришли к мнению, что наибольшее влияние на показатель выручки аудиторских организаций, функционирующих в городах федерального значения, оказывает количество аудиторов с Единым аттестатом, в то время как в Свердловской области и Пермском крае таким фактором является количество выдаваемых аудиторских заключений. Данный факт свидетельствует о том, что на рынке аудиторских услуг присутствует явная диспропорция в отношении квалифицированных кадров, большая часть из которых сосредоточена в центральных регионах России, что увеличивает конкурентный потенциал, однако стоимость «федеральных» аудиторских услуг остаётся довольно высокой по причине их качества и наличия большого количества клиентов, готовых за это платить. В свою очередь, деловая активность на аудиторском рынке других регионов значительно ниже, вследствие чего появляется потребность в привлечении клиентов путём проявления гибкости в ценообразовании и ориентации на запросы клиентов, что сказывается на конечной стоимости и, как правило, качестве, но нивелируется количеством оказанных аудиторских услуг. В числе предложенных авторами научных рекомендаций: расширение понимания сущности аудиторской деятельности; трансформация подходов к аудиту; укрупнение субъектов аудиторского рынка посредством объединения и поглощения аудиторских организаций для наличия возможности продолжения конкурентной деятельности; освоение новых рынков аудиторских услуг в странах-членах ЕАЭС; диверсификация услуг аудиторской компании для закрепления своего положения на конкурентном рынке; увеличение спроса на услуги инициативного аудита для оказания превентивных мер по выявлению и предотвращению налоговых рисков, поиску резервов, оптимизации бизнес-процессов. Авторские разработки и предложения могут быть полезны для аудиторов, аудируемых лиц и регуляторов аудиторской деятельности в Российской Федерации для понимания конъюнктуры аудиторской отрасли по регионам, а также для выработки теоретических и практических вариантов обеспечения оптимальной эффективности функционирования рынка аудита в целом по России.
Статья посвящена вопросам развития научно-методических основ экономического анализа и формирования теоретической базы его современного направления. Актуальной задачей методологического характера является формирование методик, учитывающих инновационное развитие учётного обеспечения, которое важно для научного обоснования инструментально-аналитической базы тактического и стратегического прогнозирования для получения необходимого эффекта на всех стадиях развития хозяйствующего субъекта. Цель исследования заключается в актуализации методики экономического анализа и прогнозирования финансовой устойчивости в условиях меняющегося законодательства по бухгалтерскому учёту. Совокупность применяемых методов включает: общенаучные методы исследования (монографический, обобщения материалов, системного исследования) и специальные методы экономической науки (сравнения, анализа, синтеза, моделирования). В статье дана оценка изменениям в учёте основных средств, которые внесены Федеральным стандартом бухгалтерского учёта 6/2020 «Основные средства». Доказана аналитическая ценность данного документа, связанная с отражением в учёте ликвидационной стоимости основных средств, которая может оказать существенное влияние на прогнозируемые денежные потоки при оценке уровня финансовой устойчивости. Определена взаимосвязь стоимостных показателей, формирующих балансовую стоимость и расходную (убыточную) составляющую основных средств, денежных потоков в контексте форм бухгалтерской (финансовой) отчётности. Обоснована модель аналитического инструментария контроля над основными средствами в прогнозировании финансовой устойчивости, построение которой основано на связующих элементах бухгалтерского баланса, характеризующих тип и уровень финансовой устойчивости.
Статья посвящена одному из факторов, который способен предсказать успешность человека в карьере и в повседневной жизни и обеспечить эффективное взаимодействие с коллегами, основанное на эмоциональных связях при эффективном управлении собственными эмоциями. Изложена суть понятия «эмоциональный интеллект», указано время появления этого понятия и условия трансформации его в «концепцию эмоциональной грамотности». Выделив основные компоненты модели эмоционального интеллекта, авторы проанализировали данные, полученные в ходе ряда исследований, проведённых как российскими, так и зарубежными учёными на базе научных лабораторий высших учебных заведений, крупнейших рекрутинговых агентств, на основании которых пришли к выводу о том, что успешность и эффективность выполнения должностных обязанностей напрямую связаны с уровнем развития эмоционального интеллекта сотрудников, в том числе занимающих руководящие должности. Так, представители топ-менеджмента по сравнению с рядовыми сотрудниками продемонстрировали более высокий средний балл по различным показателям, связанным с измерением уровня развития эмоционального интеллекта. Далее авторы рассмотрели особенности одной из наиболее популярных методик оценки показателей эмоционального интеллекта, связанных с компетентностью на основе самооценки, и перечислили ряд способов повышения уровня эмоциональной грамотности.
В современных условиях экономического развития стран одним из актуальных и приоритетных направлений государственной деятельности становится реализация политики импортозамещения. Особенно данная тенденция наблюдается в настоящее время в практике Российской Федерации, экономика и производство которой развивается под давлением неблагоприятных факторов (геополитической нестабильности, санкционного давления и т. п.). Всё это делает актуальным рассмотрение вопроса о том, какие теоретические подходы и противоречия были уже сформированы по отношению к реализации целей импортозамещения. Цель исследования заключается в изучении теоретических подходов к определению понятия «импортозамещение», выявлении противоречий в суждениях авторов и формулировке собственных выводов в понимании сущности процесса и влияющих факторов. В статье использовались такие методы научного исследования, как монографический метод, абстрактно-логический метод, методы сравнения, сопоставления, дискуссионного анализа. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что в научной литературе был сформирован ряд противоречивых и разносторонних определений данному термину, также противоречия наблюдаются и при исследовании его природы и сущности. Кроме того, при исследовании сущности импортозамещения необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые в той или иной степени могут отразиться на развитии экономической и производственной сферы (социальные, экономические, политические и др.).
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832