Данная работа посвящена анализу “театральной” природы человека, проявляющей себя в повседневной культуре общения. Работа сосредоточена на осмыслении трех потенциальных направлений - антропологическом, биолого-психологическом, философском; задействованы понятия «повседневной театральности» и «театральной» природы человека как наиболее близкие концептуально. «Повседневная театральность» характеризуется как комплексный открытый самоорганизующийся феномен адаптации, приспособления человека к внешним и внутренним вызовам; как феномен, проявляющий «театральную» природу человека и реализующий ее экзистенциальный потенциал в социуме; как феномен с ярко выраженной социальной, коммуникативной, социокультурной направленностью, реализующий себя в повседневной культуре общения. Антропологическое направление исследования позволяет отследить первые (ранние) примеры применения повседневного «театрального» взаимодействия людей, характер взаимодействия, специфику, атрибутику, влияние феномена на культуру (религиозную и обыденную). Биолого-психологическое направление помогает заметить особую связь биологического, психического отражения и отражения «повседневной театральности» как регуляторов адаптивного поведения. Философское направление помогает формулировать вопросы и выстраивать проблемное поле «повседневной театральности» как философской проблемы. Исследование предполагает междисциплинарный подход к проблеме. Среди востребованных методов следует отметить аналитический, компаративистский, историко-культурный; методы обобщения и аналогии. Актуальность работы обуславливается философским осмыслением специфики «театральной» природы человека, проявляющей себя в контексте «повседневной театральности» как философско-антропологического феномена. Многообразие подходов к исследованию театральности дает внушительное количество трактовок, тем не менее работ, посвященных «театральной» природе человека, проявляющейся в контексте «повседневной театральности», недостаточно. В данном исследовании, в связи с актуализацией повседневной театральности как философской проблемы, озвучиваются темы иллюзии, видимости, кажимости, грезы как ведущих элементов «театральной» природы человека. Подчеркивается значимость для “повседневной театральности” феномена «Другого», их особая связь, способствующая типу общения, при котором становится возможным коммуникативное «скольжение» по образам друг друга без погружения в «Другого»; а «театральная» природа в таком общении помогает человеку выстраивать образы «Другого», выглядеть «Другим», тем самым обеспечивая коммуникацию и самореализацию в обществе.
Идентификаторы и классификаторы
Театральное (драматическое) поведение, свойственное время от времени человеку в повседневной культуре общения, наводит на мысль о наличии особого «инструмента», с помощью которого подобное поведение становится возможным. Человек использует театральные средства выразительности в обычной жизни, и при этом ему совершенно не обязательно быть профессиональным актером.
Список литературы
1. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель; [Вступ. ст. и коммент. С. Ю. Трохачева; Пер. с греч. В. Аппельрота, Н. Платоновой]. - СПб.: Азбука, 2000. - 346 с.
2. Артемова, О.Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине (по австралийским этнографическим данным) / О.Ю. Артемова: Академия Наук СССР Ордена Дружбы народов Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. - Москва: “НАУКА”, 1987. - 197 с.
3. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. - Москва: Эксмо, 2022. - 560 с.
4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / [Соч.] В.М. Бехтерева, проф. Имп. Воен.-мед. акад., дир. Клиники душев. и нерв. болезней. - 3-е изд., знач. доп. - Санкт-Петербург: К.Л. Риккер, 1908. - [8], 175 с.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.
6. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Шпета Г.Г., Комментарий Селиванова Ю.Р. - М.: Академический Проект, 2008. - 767 с.
7. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. - М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1999. - 198 с.
8. Гиренок, Ф.И. Введение в сингулярную философию: монография. - Москва: Проспект, 2023. - 304 с.
9. Давыдова, И. С. Театральность в фольклоре коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: автореферат дис.... кандидата культурологии: 24.00.01 / Давыдова Ирина Станиславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 23 с.
10. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Ричард Докинз; пер. с англ. Н. Фоминой. - Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. - 512 с.
11. Евреинов, Н.Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 535 с.
12. Иванников, В.А. О природе и происхождении психики // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С. 15-23.
13. История культуры повседневности: учебное пособие / под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. - Москва: Проспект, 2023. - 496 с.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Издательство “Питер”, 1999. - 464 с.
15. Кайуа, Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. - М.: ОГИ, 2007. - 304 с. - (Нация и культура / Научное наследие: Антропология).
16. Леви - Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. Б.И. Шаревской. - М.: Академический проект, 2021. - 428 с.
17. Леви - Стросс, К. Печальные тропики / Клод Леви-Стросс; [перевод с французского В. Елисеевой, М. Щукина]. - Москва: Издательство АСТ, 2022. - 544 с.
18. Лотман, Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 томах. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 269-286.
19. Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А.П. Хомика. - М.: Академический проект, 2015. - 298 с.
20. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Пер. с нем. Г.А. Рачинский. - Санкт-Петербург: Издательство “Азбука”, 2000. - 232 с. Тексты печатаются по изданию: Ницше, Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.
21. Райков, В. Н. Феномен театральности: социально-философский анализ: автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 / Райков Валерий Николаевич; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2010. - 21 с.
22. Рахимова, М.В. “Отражение театральности как философско-антропологического феномена в научном дискурсе” Социология, 2024. No. 10, pp. 172-177. DOI: 10.24412/1812-9226-2024-10-172-177
23. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред. - сост. В. Кузнецов. - М.: Академический проект; Фонд “Мир”, 2012. - 363 с.
24. Смородинцев, А.А. Сражение с невидимками или борьба за жизнь / Ал. А. Смородинцев, Е.А. Смородинцева. - Спб.: Изд-во Н.-Л, 2011. - 208 с.
25. Тазетдинова, Р. Р. Театральность как феномен в бытии культуры: автореферат дис.... доктора философских наук: 24.00.01 / Тазетдинова Руфина Ринатовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств]. - Казань, 2013. - 45 с.
26. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Пер. с нем. А. В. Гараджа, Л. Ю. Фуксон; редактор пер. Леонид Фуксон. - М.: Канон + РООИ “Реабилитация”, 2017. - 432 с.
27. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга; Пер. с нидерланд. В. Ошиса. - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. - 539 с.
28. Циммер, К. Паразит - царь природы: Тайный мир самых опасных существ на Земле / Карл Циммер; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2021. - 362 с.
29. Черниговская, Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: мозг, язык и сознание / Т.В. Черниговская. - М.: Издательство АСТ, 2023. - 496 с. - (Звезда лекций).
30. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / Мирча Элиаде; Пер. с фр. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2022. - 399 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом данного исследования является конвергенция как методологический подход в культурологическом анализе периода конца XIX - начала XX века. Автор проводит исследование на примере периода Серебряный век русской культуры. Исследование направлено на оценку эвристической ценности конвергенции для понимания сложных культурных явлений, возникающих при взаимодействии различных сфер: литературы, искусства, философии и истории. Задача - продемонстрировать возможности применения конвергентного метода для выявления взаимосвязей между этими сферами, реконструирования мировоззрения эпохи и формирования цельного представления о культурном ландшафте Серебряного века. Изучается потенциал конвергенции для интеграции различных дисциплинарных перспектив в изучении культуры. Специфика применения конвергенции к различным типам культурных феноменов в конкретных произведениях искусства, в литературных направлениях (символизм, акмеизм), а также в философских течениях. Методологической основой исследования является конвергентный подход, рассматриваемый в качестве ключевого инструмента для анализа культурных феноменов конца XIX - начала XX века. Применяется междисциплинарный анализ, интегрирующий методы и перспективы литературоведения, искусствоведения, философии и истории. Научная новизна исследования заключается в систематическом применении принципов конвергентного подхода к изучению культуры Серебряного века. В отличие от традиционных дисциплинарно-ориентированных исследований, данная работа предлагает интегрированную методологическую рамку, позволяющую выявить новые аспекты взаимосвязей между различными сферами культурной деятельности эпохи. В частности, научная новизна заключается в следующем: Разработка и апробация методологии конвергентного анализа применительно к исследованию культуры Серебряного века; Выявление новых взаимосвязей между литературой, искусством, философией и историческим контекстом, которые остаются невидимыми при традиционных подходах; Реконструкция целостного мировоззрения эпохи на основе интеграции данных, полученных из различных дисциплинарных областей; Предложение нового понимания культурного ландшафта Серебряного века, основанного на принципах взаимопроникновения и взаимовлияния различных культурных феноменов.
Предметом настоящего исследования является идея «вечности жизни» в мировоззрении В. И. Вернадского, которая связана с учением о «живом веществе». Цель исследования - показать, что идеи В. И. Вернадского имеют глубокие историко-философские и историко-научные корни, которые могут быть поняты в качестве интегрального следствия общего процесса культурной эволюции человечества, в рамках которой инициатива в придании исторически определенной и целостной характеристики миросозерцания может исходить из той или иной формы духовной культуры (религии, морали, искусства, философии, науки и др.). В задачи исследования входят: рассмотрение наиболее значимых идей и концепций (в первую очередь, с точки зрения самого В. И. Вернадского) в истории философии и науки, сыгравших важную роль в становлении учения о «вечности жизни». В данном исследовании применен комплексный культурологический подход, объединяющий сравнительный, феноменологический и психоаналитический методы исследования. Научная новизна данного исследования определяется авторским подходом к анализу избранного объекта, вовлечением в научный оборот новых источников. Автор уделяет большое внимание анализу связи «логики естествознания» с учением о «живом веществе», характеристике концепций «живого вещества», «вечности жизни» и «ноосферы» как наиболее характерных выражений натуралистического миросозерцания В. И. Вернадского. Основным выводом данного исследования явилось то, что идея «вечности жизни» явилась основной идеей в мировоззрении В. И. Вернадского. Понятия «жизнь» и «живое вещество» для него тождественны. В. И. Вернадский близок философам Древней Греции, занятых поиском первоначала космоса, сформулировал учение о ноосфере как высшей стадии эволюции биосферы, связанной с человеческим разумом. В. И. Вернадский поставил важный вопрос о «логике естествознания» в связи с учением о «вечности жизни».
В эпоху цифровизации тревел-блоги стали не только источником субъективных впечатлений путешественников, но и мощным медиатором культурных образов, влияющим на межкультурное взаимодействие и общественные дискурсы. В отличие от традиционных медиа, они объединяют персональные нарративы, визуальную эстетику и интерактивность, формируя национальные образы. Исследование посвящено тому, как национальная идентичность Китая представлена в российских тревел-блогах и влияет на восприятие страны российской аудиторией. Объектом исследования являются российские тревел-блоги, в которых описываются культурные, социальные и исторические аспекты Китая. Особое внимание уделено тому, как тревел-блогеры транслируют китайскую идентичность через визуальные и текстовые коды, а также какие дискурсивные стратегии используются для её представления. В исследовании используется междисциплинарный метод, включая контент-анализ, дискурс-анализ, а также семиотический и визуальный анализ. Выбор блогов основан на их популярности и вовлечённости аудитории. Научная новизна исследования заключается в том, что оно впервые рассматривает тревел-блоги как ключевой медиаресурс, формирующий представления о национальной идентичности Китая среди российской аудитории, в отличие от традиционных исследований, сосредоточенных на официальных медиа. В работе применяется мультимодальный анализ, включающий контент-анализ (выявление ключевых тем), дискурс-анализ (изучение риторических стратегий) и анализ пользовательских комментариев (оценка восприятия аудитории). Такой подход заполняет пробел в исследованиях межкультурной коммуникации, интегрируя цифровой медиаконтент в изучение национальных образов. Результаты исследования подтверждают анализируемые блоги представляют Китай через три репрезентации: культурное наследие, технологическое развитие и экзотизированный образ. Например, блоги Птушкина и Павлова, акцентирующие внимание на традициях и гастрономии, способствуют более глубокому пониманию культуры Китая. В то же время контент Варламова, посвящённый цифровому контролю, вызывает полярные реакции: от восхищения технологическим прогрессом до критики системы надзора. Анализ комментариев подтверждает, что тревел-контент не только транслирует информацию, но и формирует общественное восприятие Китая, влияя на межкультурный диалог и массовые представления в российском медиапространстве.
Социальный исследователь Жильбер Симондон (1924-1989) был одним из тех, кого признавали как философа информации. Философский проект Симондона на протяжении всей его жизни состоял в том, чтобы объяснить то, что сегодня мы называем «информационной онтологией», предметом, который заслуживает того, чтобы быть подробно рассмотренным. В статье утверждается, что симондонианская «информационная онтология» создавалась не только в контексте кибернетической традиции, но и в рамках позиционирования нового материализма, который был призван изменить современные дискуссии вокруг проблем, связанных с информацией, коммуникацией и технологиями. Кроме того, в статье исследуются концепты «организации» и «информации», комбинация которых рассматривает науку об индивиде как о процессе не только живой, но и психосоциальной индивидуации, конституируемой трансиндивидуальными отношениями. Методология исследования включает такие общенаучные подходы, как дескриптивный метод, метод категоризации, метод анализа, наблюдения и синтеза. В результате было установлено, что в теории Симондона, информация - это формула индивидуации. И более того, для Симондона - это напряжение, а не термин; она опирается на минимально разнородную проблему и затрагивает будущее для разрешения возникающих состояний. Информация всегда подразумевает не только смену фазы или неоднородность, которая может показаться решающей, но это еще и смысловое наполнение, благодаря которой система индивидуализируется. Поэтому информация является основой индивидуации, требованием индивидуации, она, никогда не является чем-то данным. Вот почему обращение к концепту «информации» как к «информационному потенциалу» организации системы, а не как к форме, подчеркивает, что возникающее значение требует чего-то ненасыщенного, а именно неполного становления.
Предметом исследования является образ Мегалополиса и его интерпретация в творчестве П. Геддеса и Л. Мамфорда. Образ мегалополиса с одной стороны, связан с развитием утопической традиции в культуре. С другой стороны, он имеет непосредственное отношение к концепциям техногенной цивилизации и идее технического прогресса. Цель работы заключается в рассмотрении образа Мегалополиса в контексте концепций неотехнического развития ведущих теоретиков урбанистики и философии техники 20 в. - П. Геддеса и Л. Мамфорда. Актуальность разрабатываемой темы определяется ее значимостью для понимания закономерностей развития современных городов. Исследование образа Мегалополиса в трудах ведущих урбанистов и философов 20 в. весьма актуально для современной урбанистики и градостроительства, поскольку решение проблем развития современных городов во многом требует их изучения в историческом контексте. В процессе написания статьи использовался комплексный методологический подход, сочетающий герменевтическую интерпретацию ряда понятий и терминов философии города П. Геддеса и Л. Мамфорда, изложение, а также компаративный анализ содержания их произведений. Новизна исследования заключается в интерпретациях образа Мегалополиса в свете концепции неотехнического развития. При том, что проблематика Мегалополиса в творчестве П. Геддеса и Л. Мамфорда неоднократно подвергалась исследованию, соотнесение ее с теорией перехода от палеотехники к неотехнике, которую сформулировал П. Геддес и развил Л. Мамфорд, является новаторством. Начавшийся в эпоху индустриализации интенсивный рост европейских городов был подвергнут всестороннему анализу в философии техники и урбанистике 20 в. В исследованиях П. Геддеса и Л. Мамфорда были сделаны весьма точные прогнозы, которые предвосхитили важнейшие тенденции развития городской среды и подтвердились на практике. Проблемы современного городского планирования, такие, как резкое разрастание столичных мегаполисов и запустение периферийных городов, проблема экономии ресурсов в процессе реновации и джентрификации городских районов, могут быть решены с использованием подходов, предложенных П. Геддесом и Л. Мамфордом в рамках концепции неотехнического города (идея “реконструкции”, “практической экономики” и т. д.) Именно поэтому критическое осмысление образа Мегалополиса данными мыслителями остается весьма актуальным в контексте современных градостроительных стратегий.
Творчество В. В. Розанова рассматривается как смысловое единство, в котором интенция понимания сближает между собой стилистически и содержательно различные миры трактата «О понимании» и поздних произведений мыслителя. Это сближение осуществляется на основе общекультурной оппозиции публичного и приватного, особенности которой реконструируются в соответствии с методологическими установками М. М. Бахтина. Мир В. В Розанова изучается как диалогическое взаимодействие двух противоположных тенденций: тенденции экстериоризации (приватное понимание становится частью публичного мира ) и тенденции интериоризации (сюжеты, смысловые ходы и образы поздних произведений мыслителя интерпретируются в соответствии с имманентными характеристиками понимания, тем самым отражая приватный мир мыслителя). Специфика творчества В. В. Розанова заключается в том, что в нем реализован взаимный переход обеих тенденций как их взаимное становление, в котором ни одна из них не является преобладающей. В работе используется метод историко-философской реконструкции(рассмотрение особенностей трактата «О понимании» в контексте европейского рационализма) диахронический метод (изучение рецепции наследия Розанова в работах В. В. Бибихина, А. А. Грякалова) герменевтический метод( интерпретация творчества Розанова в контексте установок М. М. Бахтина). Научная новизна исследования заключается в том, что творчество В. В. Розанова рассматривается в диалогической парадигме, с одной стороны как спонтанный диалог раннего трактата мыслителя «О понимании» и поздних работ мыслителя, а с другой стороны, как трансвременной диалог миров В. В. Розанова и М. М. Бахтина, основаниями которого являются интуиции М. М. Бахтина, нашедшее отражение в его работе «К методологии гуманитарных наук» и образы поздних произведений Розанова, которые мыслитель, интерпретируя, связывал с мирами друзей и современников, тем самым положив начало их диалогической интерпретации. Специфика нашего подхода состоит в том, что наметившаяся в специальной литературе тенденция сближения миров Розанова и Бахтина конкретизируется не только посредством выявления сходства этих миров, но и как экспликация их различия. Это позволяет показать, что мир Розанова несмотря на новаторство используемых мыслителем приемов остается в рамках бинарных оппозиций, характерных для традиционной культуры.
В данной статье рассматривается переход от матриархального к патриархальному обществу через призму культурных феноменов. Статья состоит из двух частей. В первой части дается характеристика двух специфических культурных феноменов в Китае - культа тотемов и системы «чаньвэн» - и используется идея о том, что переход от матриархального общества к патриархальному был противоречив и нелинеен. Во второй части, на примере древнекитайского мифа о борьбе Гуня и Юя с потопом, с анализируется феномен чудесного рождения Юя без участия женщины, далее же, основываясь на серии историй о женитьбе Юя с Тушань и данных об изменении системы брака, происходившем в эту эпоху, рассматривается то, как матриархальная система перерождается в патриархальную. В данной статье рассматривается переход от матриархального к патриархальному обществу через призму культурных феноменов. Во-первых, в статье дается характеристика двух специфических культурных феноменов в Китае - культа тотемов и системы «чаньвэн» - и используется идея о том, что переход от матриархального общества к патриархальному был противоречив и нелинеен. Во-вторых, статья основываясь на серии историй о женитьбе Юя и Тушань и данных об изменении системы брака, происходившем в эту эпоху, рассматривается то, как матриархальная система перерождается в патриархальную. Также установлены мужское репродуктивное право, право передачи потомкам отцовской фамилии и наследственное право отца и сына и т. д., что завершило переход народности Ся от матриархата к патриархату и становление классового общества.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______