Архив статей журнала

Идея «вечности жизни» в творчестве В. И. Вернадского (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Попова Лиана Владимировна

Предметом настоящего исследования является идея «вечности жизни» в мировоззрении В. И. Вернадского, которая связана с учением о «живом веществе». Цель исследования - показать, что идеи В. И. Вернадского имеют глубокие историко-философские и историко-научные корни, которые могут быть поняты в качестве интегрального следствия общего процесса культурной эволюции человечества, в рамках которой инициатива в придании исторически определенной и целостной характеристики миросозерцания может исходить из той или иной формы духовной культуры (религии, морали, искусства, философии, науки и др.). В задачи исследования входят: рассмотрение наиболее значимых идей и концепций (в первую очередь, с точки зрения самого В. И. Вернадского) в истории философии и науки, сыгравших важную роль в становлении учения о «вечности жизни». В данном исследовании применен комплексный культурологический подход, объединяющий сравнительный, феноменологический и психоаналитический методы исследования. Научная новизна данного исследования определяется авторским подходом к анализу избранного объекта, вовлечением в научный оборот новых источников. Автор уделяет большое внимание анализу связи «логики естествознания» с учением о «живом веществе», характеристике концепций «живого вещества», «вечности жизни» и «ноосферы» как наиболее характерных выражений натуралистического миросозерцания В. И. Вернадского. Основным выводом данного исследования явилось то, что идея «вечности жизни» явилась основной идеей в мировоззрении В. И. Вернадского. Понятия «жизнь» и «живое вещество» для него тождественны. В. И. Вернадский близок философам Древней Греции, занятых поиском первоначала космоса, сформулировал учение о ноосфере как высшей стадии эволюции биосферы, связанной с человеческим разумом. В. И. Вернадский поставил важный вопрос о «логике естествознания» в связи с учением о «вечности жизни».

Сохранить в закладках