С каждым годом растет количество пользователей социальных сетей в Интернете, представляющих собой не только средства коммуникации между пользователями и получения ими необходимой информации, но и средством политической коммуникации. Последние десять лет политические партии наращивают свое присутствие в социальных сетях транслируя политическую повестку. В настоящее время проблематично оценить эффективность действия коммуникации на пользователей социальных сетей политической повесткой. Не ясным становится вопрос, какое место занимает политическая агитация в социальных сетях на фоне других видов агитации, включая агитацию в средствах массовой информации. Гипотезой исследования является утверждение, что политическая агитация в социальных сетях влияет на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос на выборах Президента РФ. Методология исследования включает: метод контент-анализа, сравнительный анализ, а также метод сравнения и метод вторичного анализа данных. Целью работы является получение данных о воздействии кандидатов в Президенты РФ на сообщества в социальных сетях во время избирательной кампании на выборах в 2024 году. Задачами исследования являются: изучение политической коммуникации в социальных сетях кандидатов в президенты и влияние на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос в день голосования. Исследование проводится в период агитационной кампании с 17 февраля по 15 марта 2024 года. Новизной работы является получение конкретных данных, на основе которых сделан вывод об эффективности политической агитации в социальных сетях на выборах федерального уровня в России, в результате которого гипотеза о воздействии политической коммуникации в социальных сетях в агитационный период не подтвердилась.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
С каждым годом растет количество пользователей социальных сетей в Интернете, представляющих собой не только средства коммуникации между пользователями и получения ими необходимой информации, но и средством политической коммуникации. Последние десять лет политические партии наращивают свое присутствие в социальных сетях и транслируя политическую повестку.
Список литературы
1. Larsson, A.O. (2013). Pandering, protesting, engaging. Norwegian party leaders on Facebook during the 2013 “Short campaign”. Information, Communication & Society, (4). P. 459-473.
2. Kallelid, M. (2021). Trodde du unge ble passive av sosiale medier? Det kan derimot få flere folk 67 ut i demonstrasjoner. Aftenposten. 13.07.2021[Электронный ресурс] // https://www.aftenposten.no-Режим доступа: https://www.aftenposten.no/norge/politikk/i/7KXVg8/trodde-du-unge-ble-passive-av-sosiale-medier-det-kan-derimot-faa-flere (дата обращения: 12.09.2024).
3. Аудитория социальных медиа. 05.07.2024. Mediascope. [Электронный ресурс] https://mediascope.net-Режим доступа: https://mediascope.net/news/2544317/ (дата обращения: 10.09.2024).
4. Lasswell. The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers,. - 1948. P. 215-228.
5. Скрипка, И. Р. Электронные СМИ и социальные сети в политике: европейский опыт // Современная Европа. - 2021. - № 4(104). С. 184-193.
6. Титов, В. В. Медиаактивность российских парламентских партий в социальных сетях Рунета // Общество: политика, экономика, право. - 2021. - № 3(92). С. 25-29.
7. Морозова О.С. Активность политических партий в социальных сетях: региональный аспект // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 91-96.
8. Абрамов, Ю. И. Выборы и социальные сети // Выборы: теория и практика. - 2019. - № 1 (49). С. 21-27.
9. Камнев, Д. Г. Социальные сети как инструмент политической технологии в избирательной кампании В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации в 2012 г // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2012. - Т. 8, № 3. С. 136-159. “em”/em“.
10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” (с изм. 2009 года). Ст. 8.
11. Известия от 13.04.2023 “Песков объяснил причину отсутствия соцсетей у Путина” [Электронный ресурс] // https://iz.ru/-Режим доступа: https://iz.ru/1497842/2023-04-13/peskov-obiasnil-prichinu-otsutstviia-sotcsetei-u-putina (дата обращения: 01.08.2024).
12. Астафьева, Л. В. Роль новых медиа в избирательных кампаниях кандидатов в Президенты РФ 2018 года: сравнительный анализ // Огарёв-Online. - 2020. - № 7(144). С. 10.
13. Медведева, М. В. Сетевой имидж как новая форма политической коммуникации (на примере выборов Президента РФ 2018 года) // Молодежная политическая наука в Саратове: Ежегодник научных статей по проблемам политической теории и практики студентов, магистрантов, аспирантов саратовских вузов. Том Выпуск 6. - Саратов: Издательство “Саратовский источник”, 2018. С. 63-67.
14. Хецелиус, В. Е. Социальные сети как инструмент политической коммуникации // Наука без границ. - 2019. - № 5 (33). С. 93-103.
15. Данные получены при проведении исследования соцсетей с 17 февраля по 15 марта 20214 года на платформе Popsters. Popsters онлайн-сервис для аналитики сообществ в социальных сетях, сравнения эффективности разных публикаций на собственных страницах и пабликах [Электронный ресурс]: https://popsters.ru.
16. Даванков кандидат в Президенты России. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // https://davankov2024.ru (дата обращения: 01.08.2024).
17. Владислав Даванков. Официальная страница в социальной сети “ВКонтакте” [Электронный ресурс] // https://vk.com/vladdavankov (дата обращения: 12.08.2024).
18. Данные получены при проведении исследования социальных сетей с 17 февраля по 15 марта 20214 года на платформе Popsters.
19. Официальная страница Владислава Даванкова в Telegram [Электронный ресурс] // https://t.me/davankov (дата обращения: 12.08.2024).
20. Даванков//Вице-спикер Госдумы [Электронный ресурс] // https://t.me/davankov-Режим доступа: https://t.me/davankov/892 (дата обращения: 12.08.2024).
21. Данные получены при проведении исследования соцсетей с 17 февраля по 15 марта 20214 года на платформе Popsters.
22. Николай Харитонов. Официальный канал в Telegram [Электронный ресурс] // https://t.me/haritonovkprf (дата обращения: 15.08.2024).
23. КПРФ. Официальная страница в социальной сети “ВКонтакте” [Электронный ресурс] // https://vk.com/kprf (дата обращения: 15.08.2024).
24. КПРФ. Официальная страница в социальной сети “Одноклассники” [Электронный ресурс] // https://ok.ru/communistparty (дата обращения: 15.08.2024).
25. КПРФ. Официальная страница в “Telegram” [Электронный ресурс] // https://t.me/kompartya (дата обращения: 15.08.2024).
26. Официальная страница кандидата в Президенты РФ Леонида Слуцкого [Электронный ресурс] // https://tлуцкий2024.рф/ (дата обращения: 16.08.2024).
27. Страница в Telegram Леонида Слуцкого [Электронный ресурс] // https://t.me/slutsky_l (дата обращения: 16.08.2024).
28. Леонид Слуцкий. Официальная страница в социальной сети “ВКонтакте” [Электронный ресурс] // https://vk.com/leonid__slutsky (дата обращения: 16.08.2024).
29. Леонид Слуцкий. Персональная страница в социальной сети “Одноклассники” [Электронный ресурс] // https://ok.ru/profile/600525394964 (дата обращения: 16.08.2024).
30. Центральная избирательная комиссия. Результаты выборов Президента РФ. Официальный сайт [Электронный ресурс] // http://www.cikrf.ru Режим доступа: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2024/p_itogi/ (дата обращения: 18.08.2024).
31. Выборы в России: история и современность. 22.09.2023. ВЦИОМ [Электронный ресурс] // https://wciom.ru/ Режим доступа: https://wciom.ru/sobytie/mikhail-mamonov-prinjal-uchastie-v-marafone-vybory-v-rossii-istorija-i-sovremennost-obshchestva-znanie (дата обращения: 18.08.2024).
32. Выборы президента России: первый рейтинг. ВЦИОМ 10.02.2024 [Электронный ресурс] // https://wciom.ru/ Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vybory-2024-reitingi-kandidatov (дата обращения: 20.08.2024).
33. Выборы президента России: ожидаемые результаты. ВЦИОМ 11.03.2024 [Электронный ресурс] // https://wciom.ru Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vybory-prezidenta-2024-ozhidaemye-rezultaty (дата обращения: 20.08.2024).
34. Mediascope - технологичная исследовательская компания, лидер российского рынка медиаисследований и мониторинга рекламы и СМИ.
35. Mediascope. Аудитория социальных медиа. 05.07.2024 [Электронный ресурс] // https://mediascope.net Режим доступа: https://mediascope.net/news/2544317/ (дата обращения: 20.08.2024).
36. Итоговые финансовые отчеты кандидатов. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии [Электронный ресурс] // http://www.cikrf.ru Режим доступа: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2024/finansirovaniye-vyborov/itog.php (дата обращения: 20.10.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является роль Telegram-каналов в формировании современной политической экосистемы российского общества. Особое внимание уделено изучению их значимости в процессах цифровой мобилизации, формирования общественного мнения и политических дискурсов. В статье рассматриваются Telegram-каналы как ключевые элементы, в которых пересекаются горизонтальные связи самоорганизующихся сообществ и вертикальные структуры власти. Такой подход позволяет выявить закономерности их влияния на трансформацию политической коммуникации. Telegram-каналы анализируются в контексте их вклада в формирование новых форм взаимодействия граждан с политическими институтами. Особое внимание уделено тем, как цифровые технологии изменяют традиционные механизмы политической мобилизации и способствуют укреплению горизонтальных сетей в обществе. Выбор платформы Telegram обусловлен её популярностью среди пользователей и особенностями организации контента, который становится важным инструментом формирования гражданской активности и патриотических ценностей. Методология исследования основана на интеграции сетевого и экосистемного подходов, что позволяет изучать Telegram-каналы как взаимосвязанные элементы политической среды. Применены количественные методы для анализа метрик каналов и качественный анализ контента, выявляющий ключевые дискурсы и тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в интеграции сетевого и экосистемного подходов для анализа Telegram-каналов как ключевых элементов политической экосистемы в условиях цифровизации. Особым вкладом автора является обоснование механизмов влияния Telegram-каналов на процессы политической мобилизации и формирование общественного мнения через взаимодействие горизонтальных и вертикальных структур. Основными выводами проведенного исследования являются выявление ключевых метрик и тематических особенностей каналов, отражающих их значимость для укрепления гражданской активности и патриотических ценностей. Анализ показал, что цифровые платформы играют важную роль в адаптации политической экосистемы к вызовам цифровой эпохи, способствуя децентрализации информационных потоков и росту горизонтальных связей. Полученные результаты расширяют понимание механизмов цифровой коммуникации и предлагают инструменты для разработки эффективных стратегий взаимодействия с различными социальными группами.
В условиях современных вызовов и «внешних» угроз, выявление механизмов консолидации общества становится одним из критически важных направлений научного поиска. В свою очередь, это инициирует исследование такого объекта как социальный капитал. Поскольку именно его природа и элементы структуры в значительной степени способствуют объединительным процессам и поддержанию порядка в обществе. Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологических основ и актуальной структуры элементов для оценки социального капитала на макроуровне с учетом этнического разнообразия регионов и текущих условий России. Выделены базовые теории и их ведущие положения, имеющие основополагающее значение относительно исследования социального капитала макроуровня. Значительное внимание отведено выделению традиций и основных положения российских исследований социального капитала, обладающих теоретико-методологическим потенциалом для его исследования в региональных социумах с учетом особенностей функционирования применительно к условиям России. Работа основана на применении общенаучных методов, в том числе, синтеза и обобщения, а также на структурном подходе, методах системного и сравнительного анализа. В работе нашли отражение результаты теоретического и эмпирического исследования социального капитала полиэтничных обществ. Работа заключает операционализацию понятия социальный капитал полиэтничного общества, которая позволяет описать и оценить текущее состояние таких его структурных элементов как: уровень генерализованного, межличностного и институционального доверия, уровень толерантности между народами, уровень толерантности к мигрантам, гражданская и национальная идентичность, уровень гражданского участия. Также, в качестве примера практической реализации представленной методологии, в работе приведен фрагмент результатов социологического исследования, проведенного при участии автора, в одном из полиэтничных регионов России - Республике Башкортостан. Проведенное по описанной в работе методике исследование позволило заключить, что давление внешних угроз действительно способствует социальному единению и сплоченности региональных сообществ, как составных частей российского общества, о чем свидетельствует полученный тренд движения индикаторов социального капитала в сторону позитивной направленности.
В данной статье представлены результаты социологической диагностики патологий в практике публичного регионального управления. Актуальность темы исследования обусловлена наличием проблем в социально-экономическом развитии страны, во многом связанных с качеством применяемых форм и методов в управленческой деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задачи исследования патологий в практике публичного регионального управления приобретают первостепенное значение, поскольку любое видоизменение системы управления может быть эффективным лишь при условии четкого понимания барьеров, препятствующих ее приближению к максимально полезному состоянию. Тем не менее, исследование и внедрение в практику механизма системного противодействия деструктивным факторам регионального управления, остается относительно новым явлением в условиях так называемой трансформации. В качестве методологической базы использованы работы исследователей, посвященные изучению социальных механизмов; диалектический подход, концепция технологизации управления. В рамках изучения выбранной темы было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса - экспертный опрос «Анализ факторов, способствующих или препятствующих эффективной деятельности публичного регионального управления» и вторичный анализ результатов социологических исследований. Эмпирическая оценка индикаторов патологий в практике публичного регионального управления основывалась на авторском социологическом исследовании, а также вторичном анализе исследований посвященных исследуемой проблеме. Социологическая диагностика индикаторов патологий в практике публичного регионального управления осуществлялась на основании трех блоков напряженности: мотивации и ценностей, профессиональной компетентности, организационно-технологических аспектов. На основе проведенной социологической диагностики были выявлены индикаторы патологий в публичном региональном управлении: некомпетентностно-ориентированная система профессионального развития управленческих кадров; принятие управленческих решений в целях личной заинтересованности; несовершенные технологии и критерии оценки результативной деятельности кадров регионального управления и др. Иллюстрация индикаторов патологий в практике публичного регионального управления актуализирует важность разработки механизма, способствующего системному нивелированию патологий в управленческой практике публичного регионального управления.
В условиях глобальной интернетизации общества, когда растет влияние цифровых технологий не только в бытовой, общественной, но и в религиозной сферах, все больше актуализируется проблема изучения их воздействия на социально-политические процессы в обществе и жизнедеятельность отдельно взятых индивидов и групп. В статье анализируется репрезентация практики паломничества людей к могилам святых ((аулия), приуроченных в большинстве своем к сакрализованным памятникам археологии) в социальных сетях Интернета. Авторами предлагается изучить паломников как особую социокультурную группу на основе как традиционных полевых, так и новых методов онлайн-исследования (нетография) интернет-сообществ. В ходе исследования методами цифровой нетнографии была изучена интернет-группа «Sufi RB», созданная и модерируемая последователями Накшбандийского тариката Хакканийа. Анализ опубликованных материалов, а также активности аудитории группы, свидетельствует о высоком интересе акторов к суфизму и мероприятиям организуемых суфиями на святых местах - гора Нарыстау (Миякинский район), могилы Урал батыра (Белорецкий район), могилы Алдар батыра (Бурзянский район) и др. Лидерами сообщества в целях мобилизации последователей, ежегодно организовываются массовые мероприятий (до 10 тыс. чел) у святых мест и сакрализованных археологических объектов в Республике Башкортостан. В результате изучения полученных данных было выявлено, что в целевой аудитории сообщества наблюдается небольшое преобладание женщин над мужчинами и людей старше 50 лет над всеми остальными возрастными категориями подписчиков. Большинство акторов группы кроме столицы региона живут в населенных пунктах, находящихся в южной и юго-восточной частях региона. Полученные результаты практически полностью коррелируют с данными собранными в ходе экспедиционных выездов 2013-2018 гг. Положительный результат проведения исследования паломников как социокультурной группы при помощи методов цифровой нетнографии, дополненных результатами полевых изысканий позволяет считать ее эффективной и дает основания использовать ее в научных исследованиях. Наработанный религиозными интернет-сообществами опыт по построению организации взаимодействия людей и сакрализованных объектов археологического наследия, в интернет пространстве, можно использовать для развития туризма и т. д.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______