В работе проведён обзор научной литературы в которой рассматриваются факторы, воздействующие на членов экипажей судов, необходимые для них профессионально важные качества. Выделены профессионально важные качества общие для всех членов экипажа. К этим качествам относятся: статокинетическая, статодинамическая, вестибулярная устойчивость и монотоноустойчивость. Анализ полученной информации показал, что профессионально важные качества необходимые членам экипажей судов можно развивать на учебно-тренировочных занятиях по морскому многоборью.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность. На экипаж судна во время рейса воздействует целый комплекс негативных психологических и физических факторов: ограниченное пространство, разлука с семьей, однообразие окружающей среды, монотонность несения вахтенной службы, физические поля, шум, вибрация, климатические условия, морская качка, экстремальные ситуации, вызванные изменениями навигационной обстановки, отказами судовых машин и систем, влияют на психоэмоциональное состояние моряков [13; 15; 16; 28]. Снижение локомоций за сутки в 2,5–3 раза приводит к утомлению в центральных отделах двигательного и зрительного анализаторов. Несение вахты в ночное время приводит к состоянию десинхроноза и монотонии, которые вызывают утомляемость и снижение работоспособности [22; 23; 24; 31].
Список литературы
1. Боброва, Е. В. Механизмы сенсомоторной координации движений и позы человека: автореф. дис. … д-ра биол. наук. СПб., 2010. 46 с. EDN: QHDSRX
2. Буйнов, Л. Г., Соловьев, А. В. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 16-19. EDN: RTHYIJ
3. Галеева, Л. Р. Взаимосвязь монотоноустойчивости с личностными характеристиками студентов // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2 (92). С. 92-98. EDN: PZNADN
4. Голованов, А. Е. Прогнозирование устойчивости к укачиванию методом компьютерной стабилографии: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 22 с. EDN: NIYFHH
5. Драчев, И. С., Легеза, В. И., Селезнёв, А. Б. Морская болезнь - современное состояние проблемы профилактики и лечения // Морская медицина. 2020. Т. 6, № 1. С. 7-14. EDN: VDIFQH
6. Дудченко, П. П. Монотоноустойчивость как фактор достижения успешности спортивной деятельности юных пловцов в ластах // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 13-16. EDN: RARWCV
7. Ефременко, М. П. Укачивание, его профилактика и лечение. М.: Спорт, 1981. 68 с.
8. Зуб, И. В. Методика развития профессионально важных качеств в морском университете // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО “ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова”. СПб., 2018. Т. 1. С. 202-213. EDN: YTDOEH
9. Зуб, И. В., Коржиневский, Г. Э. Морское многоборье как средство развития монотоноустойчивости // Актуальные вопросы в педагогических, медико-биологических и психологических аспектах физической культуры и спорта. СПб., 2021. С. 39-43. EDN: IDCEHE
10. Зуб, И. В., Курысь, В. А., Берекенов, А. Ж. Построение тренировочного процесса по морскому многоборью с учётом теории переносов // Физическая культура студентов. СПб., 2019. С. 308-311. EDN: JUNPIL
11. Зуб, И. В., Король, Ф. В. Развитие статокинетической устойчивости как один из аспектов профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов флота // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. СПб., 2018. С. 346-349. EDN: XNCSNN
12. Катаев, И. В. Психические состояния как фактор переносимости нагрузки различной интенсивности / И. В. Катаев, В. И. Авраменко, В. А. Сальников и др. // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 289-296. EDN: YJCOMD
13. Кубасов, Р. В., Лупачев, В. В., Попов, М. В. Условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2016. Вып. 2. № 36. С. 49-56. EDN: VTNPZB
14. Лихачев, С. А., Клименков, Д. Ю. Некоторые аспекты этиопатогенеза, клиники и диагностики болезни движения // Военная медицина. 2011. № 3 (20). С. 130-136.
15. Ломов, О. П. Физические факторы обитаемости кораблей и судов / О. П. Ломов, И. М. Ахметзянов, М. О. Соколов и др.: монография. СПб.: Судостроение, 2014. 560 с. EDN: TCDEYH
16. Мацевич, Л. М. Факторы, формирующие среду обитания при эксплуатации объектов водного транспорта / Л. М. Мацевич, А. М. Вишневкий, А. Б. Разлетова и др. // Казанский медицинский журнал. 2009. Т. 90, № 4. С. 598-600. EDN: KZLJEF
17. Назаренко, А. С., Мавлиев, Ф. А. Влияние специфики спортивной деятельности на статокинетическую устойчивость высококвалифицированных спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 21. № 4. С. 37-43. EDN: YOWAKD
18. Назаренко, А. С. Сердечно-сосудистые и сенсорные реакции организма спортсменов различных видов спорта на вестибулярное раздражение // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. № 2 (15). С. 28-33. EDN: YUHZLR
19. Назаренко, А. С., Чинкин, А. С. Сердечнососудистые, двигательные и сенсорные реакции спортсменов разных специализаций на вестибулярное раздражение // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 6. С. 98-105. EDN: OJHADV
20. Ничуговский, А. А., Есманская, Н. Е. Проблема монотонии как негативного эмоционального состояния у студентов // Личность в меняющемся мире: здороЛ. П. вье, адаптация, развитие. 2017. № 5/2 (17). С. 239-243.
21. Плахов, Н. Н., Макаров, Л. П. Влияние морской качки на вестибуловегетативные функции организма лётчиков палубной авиации // Российская оториноларингология. 2014. № 2 (69). С. 67-70. EDN: RYYUMR
22. Плахов, Н. Н., Буйнов, Л. Г., Макарова, Л. П. Функциональное состояние организма моряковоператоров в плавании // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 3. С. 261-264. EDN: YHSWOT
23. Псядло, Э. М. Взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы и психофизиологического статуса моряков // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2014. № 1 (35). С. 61-68. EDN: SPKMQD
24. Решняк, В. И., Щуров, А. Г., Витязева, О. В. Профессиональная деятельность работников флота в условиях хронофизиологической адаптации // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2014. № 6 (28). С. 20-24.
25. Романова, Ю. Н. Физиологические механизмы повышения позной устойчивости у человека: автореф. дис. … канд. биолог. наук. Краснодар, 2000. 23 с. EDN: NJOMLF
26. Саленко, Ю. А. О морской болезни // Морской сборник. 2013. № 4 (1993). С. 55-59. EDN: PXJGUL
27. Соловьев, А. В. Прогнозирование устойчивости человека к укачиванию на основе психофизиологических и конституционно-типологических особенностей: автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб., 1997. 41 с. EDN: ZJQMCP
28. Стрелкова, О.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности моряков // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 5. С. 45-51.
29. Фетискин, Н. П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: автореф. д-ра псих. наук. СПб., 1993. 42 с. EDN: ZLPSTB
30. Холин, А. А., Холина, Е. И. Кинетозы или синдромы укачивания // Медицинский совет. 2011. № 11-12. С. 57-61.
31. Юрова, Т. В., Мун, Ю. Психологические аспекты профессиональной деятельности моряков // Вестник Дальрыбвтуза. 2017. № 10. С. 58-61. EDN: ZQXXXJ
32. Zub I. Shooting sports as the means of professionalapplied physical training at maritime University. BIO Web Conf. First International Scientific-Practical Conference “Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports” (PES 2020). 2020. Vol. 26.
33. Zub I. V., Bykov A. V., Kurys V. A. The Main Aspects of the Exercises Use Fulfilled in Static-Dynamic Regime in the Training Process of Rowers. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019). Vol. 114. Pp. 746-749.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы исследования рассматривают вопросы включения в образовательный процесс курсантов Министерства внутренних дел России ситуационно-ролевых задач в рамках реализации дисциплины «Физическая подготовка». Включение данных задач позволяет моделировать на учебных занятиях квазипрофессиональные действия. На примере учебного материала предложены ситуационно-ролевые задачи и дан алгоритм их выполнения в рамках действий по обеспечению мер личной безопасности и выполнения задач в имитационных условиях. В работе представлены ключевые составляющие данных компетенций, в совокупности с предложенным алгоритмом, представляющие научную новизну и практическую значимость настоящего исследования.
В статье рассматривается программа увеличения силы мышц брюшного пресса у кикбоксёров в разделах фулл-контакт и К1. Целью исследования является разработка программы, направленной на увеличение силы мышц брюшного пресса у кикбоксёров в определённых разделах, в частности, фуллконтакт и К1. В качестве методов исследования выступили анализ научных источников по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, методы статистической обработки результатов соревнований. Реализация программы осуществлялась на базе МБУДО СШ № 4 г. Белгорода, МБОУ № 21 г. Белгорода. В исследовании приняли участие кикбоксёры, тренировочные занятия которых проводились с 2014 по 2024 гг. Разработанная программа увеличения силы мышц брюшного пресса у кикбоксёров в разделах фулл-контакт и К1 включала восемь подпрограмм по 30 дней. Анализ результатов показал, что систематическое выполнение упражнений в рамках программы, направленной на увеличение силы мышц брюшного пресса, значительно повышает качество общей физической и технической подготовки спортсменов. Проведённая в рамках исследования работа по выбранной программе способствовала значительному улучшению физических показателей занимающихся спортсменов и уровня подготовленности к соревновательному периоду.
В статье рассмотрены AR/VR/MR-технологии, программные обеспечения, приложения, разрешения, разработки, платформы, хостинги, гаджеты и оборудование, которые имеются на цифровом рынке и могут быть использованы для создания, разработки уникального экскурсионного продукта и дальнейшего его продвижения, для создания иммерсивного музейного пространства. Выделены бесплатные и платные разработки, программное обеспечение, с учётом набора опций, финансовых возможностей, знания и умения работы разработчика экскурсионного продукта. В статье показано реальное применение современных технологий и оборудования в практике отечественных государственных и частных музеев, в экскурсиях.
В статье рассматривается проблема современного нормативного правового регулирования в Российской Федерации деятельности экскурсоводов (гидов) в горной местности. В результате анализа, проведенного на примере Горного Алтая, выделяются основные аспекты деятельности горных гидов, регулирование которых является нечетким и вызывает вопросы, либо отсутствует. В первую очередь это касается деятельности экскурсоводов (гидов) на активных некатегорированных маршрутах и в экскурсионных турах, включающих участки, предполагающие активные способы передвижения.
Статья посвящена разработке программного модуля для автоматизированного подбора комплекса физических упражнений на основе индивидуальных особенностей и предпочтений пользователя. Обосновывается актуальность проблемы «сидячего» образа жизни и нехватки физической активности для здоровья человека. В статье рассматриваются преимущества использования программного модуля по сравнению с традиционными методами тренировок, такие как персонализация, доступность, отслеживание прогресса и экономия времени. Программный модуль предоставляет инструкции, демонстрации упражнений, мотивацию и широкий выбор программ тренировок. Разработанный алгоритм работы модуля представлен в статье, подчеркивая его значимость для улучшения здоровья и физической формы пользователей.
В современном мире, где всё больше людей стремятся к здоровому и активному образу жизни, фитнес-технологии становятся всё более популярными. Традиционные методы физического воспитания, такие как бег, плавание или йога постепенно уступают место новым и инновационным направлениям, одним из которых являются фитнес-технологии. В данной статье рассматривается значение фитнес-технологий в физическом воспитании студентов и роль фитнес-технологий в достижении успешного обучения, здорового образа жизни. Одним из ключевых преимуществ фитнес-технологий является их способность улучшить физическую форму, повысить выносливость, силу и гибкость. С помощью новейших фитнес-приложений студенты могут получать персонализированные рекомендации для каждого индивидуального случая. Они могут выбирать из широкого спектра упражнения, которые соответствуют их физической подготовке и целям, а также получать советы и рекомендации от профессиональных тренеров и инструкторов. Ещё одним из преимуществ фитнес-технологий является их способность улучшить здоровье и благополучие. Взаимодействие с фитнес-приложениями помогает студентам отслеживать состояние своего здоровья, а также контролировать свой сон, питание и стресс. Они могут вести дневник тренировок и отслеживать свой прогресс, что может позволить им понять, как они себя чувствуют и какие упражнения им следует выполнять. Фитнес-технологии предлагают широкий спектр программ, разработанных специально для студентов. Это могут быть программы по кардио-тренировкам, функциональной тренировке, силовым тренировкам и т. д. Благодаря этим программам, студенты могут получить комплексные тренировочные программы, которые помогут им достичь поставленных целей в фитнесе.
Автором рассмотрен результат экспертного опроса по теме ключевых психологических качеств, навыков и умений специалистов физической культуры. Теория вопроса соотнесена с понятием soft skills. Опираясь на результаты опроса, было произведено ранжирование психологически важных качеств для административного и педагогического направления в сфере физической культуры и спорта. Наиболее приоритетные soft skills были включены в проект рабочей программы дисциплины «Психологически важные качества специалиста в сфере физической культуры и спорта».
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием качества исполнения вращений фигуристами-роллерами на этапе спортивной специализации. Приводится комплекс физических упражнений для совершенствования качества исполнения данного элемента.
В статье рассматривается изменение показателей уровня развития физических качеств у студентов 18-20 лет в лакроссе после проведения педагогического эксперимента. Исследование длилось в течение полугода и состояло из шести мезоциклов. До начала эксперимента и после его окончания было проведено тестирование по определению динамики показателей контрольных упражнений, характеризующих некоторые показатели уровня развития двигательных качеств.
Исследование посвящено оценке влияния диапазона предсоревновательного снижения веса тела на соревновательный результат молодых борцов дзюдо, использовавших высокоинтенсивные интервальные тренировки (ВИИТ) в цикле предсоревновательной подготовки. Проведён анализ динамики снижения веса тела молодых спортсменов во время подготовки к соревнованиям. Соревновательные результаты спортсменов оценивались по системе оценки спортивного потенциала (PotAS). Обнаружено, что борцы дзюдо, снижавшие вес тела более чем на 5 % от общей массы тела, показали достоверно (p ≤ 0,05) более высокие соревновательные результаты.
В статье рассматривается история открытия молочной кислоты, эволюция знаний о ней. Делается обзор исследований о роли и месте лактата в метаболизме и спортивной деятельности, в процессе соревновательных и тренировочных воздействий с момента открытия молочной кислоты и до наших дней. В ходе исследования раскрыта эволюция знаний о молочной кислоте, обозначен вектор современных исследований в данной области, современные представления о роли лактата в метаболизме и спортивной деятельности.
В статье рассматривается история зарождения и развития концепции порога анаэробного обмена. Делается обзор исследований, затрагивающих развитие данной концепции, в процессе соревновательных и тренировочных воздействий с момента становления концепции и до наших дней. Рассмотрены методы и критерии определения порога анаэробного обмена, проанализированы их специфичность и особенности использования. В ходе исследования раскрыта эволюция знаний о пороге анаэробного обмена, обозначено текущее состояние проблемы и вектор современных исследований в данной области.
В статье приведён в качестве примера экспериментальный специальный комплекс «предметной» подготовки для юных гимнасток со скакалкой. Представлены результаты общей и специальной физической подготовленности девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой в начале и в конце педагогического эксперимента. Проведена оценка полученных результатов на достоверность различий девочек контрольной и экспериментальной групп по критерию Манна-Уитни.
В статье анализируются вопросы организации спортивных соревнований, проведения розыгрышей, товарищеских встреч, первенств по настольному теннису. Особое внимание уделено проблемам развития этого вида спорта в СССР. Интерес представляет дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Красный спорт» о пользе пинг-понга для советской физкультуры. Политика военизации сферы физической культуры и спорта, отсутствие материально-технической базы, спортивных залов, нехватка специалистов в начале 1930-х гг. значительно замедлили распространение и развитие настольного тенниса в стране.
Статья посвящена рассмотрению вопроса значения самореференции и самоописания в профессиональном становлении студента. Рассматривается вопрос значения самоописания в развитии человека.
The article shows that the results of high-skilled weightlifters in special preparation exercises of high intensity have a high and statistically significant relationship with the competitive result. The main methods of application of training means in preparation of athletes for competitions are given. On the basis of a pedagogical experiment, it has been found that such special preparatory exercises as squats with a barbell on the shoulders and with a barbell on the chest, as well as deadlifts have the greatest importance for increasing the competitive result. Practical recommendations are formulated based on the results of the study.
В статье представлены результаты тестирования общей и специальной физической подготовленности у десяти юношей 19,3±0,6 лет, входящих в сборную команду Сирии по шоссейным гонкам в начале и в конце подготовительного периода. Получена динамика исследуемых показателей за период исследования десятинедельного тренировочного цикла: среднегрупповые показатели быстроты увеличились на 4,9 %, среднегрупповые показатели взрывной силы (силовой компонент) увеличились на 4,8 %, среднегрупповые показателя взрывной силы (скоростной компонент) выросли на 4,4 %, среднегрупповые показатели специальной выносливости увеличились на 5,4 %, показатели обшей выносливость увеличились на 6,2 %. И в конце педагогического исследования результаты нормативов всех спортсменов соответствовали нормативу выше нормы и норме, что свидетельствует об эффективности используемой методики подготовки.
В статье раскрывается проблема использования междисциплинарного антропологического подхода в научных работах студентов вузов физической культуры, в качестве стратегии исследования процесса физического воспитания и развития человека, рассматриваемого как многогранный био-психосоциокультурный феномен, в неразрывном единстве тела и духа, природного и социального, соматического и психического в нём.
В статье авторы анализируют возможности применения социальных сетей в преподавании учебных дисциплин. По результатам социологического опроса выявлены особенности применения студентами Смоленского университета спорта социальных сетей в образовательном процессе. Анализ полученных данных позволил установить статистически значимые (p<0,05, p<0,01) взаимосвязи между оценками, полученными студентами на экзамене и источниками информации, применяемыми ими в процессе обучения.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/