Автор анализирует особенности и направления развития английской академической историографии, сфокусированной на изучении истории и наследия Англии до 1066 года, как формы политики памяти.
Предполагается, что политические элиты Великобритании не проводят политику памяти в ее классических формах. Поэтому автор указывает на то, что роль, аналогичную функциям исторической политики в Европе, в Англии играет академическая историография.
Целью исследования является анализ роли, места и значения исследований, сфокусированных на истории англосаксонской Англии, в контекстах развития политики памяти и мемориальной культуры. Новизна исследования состоит в изучении академической историографии как формы исторической политики в обществе, где государственные институты памяти и мемориальные законы отсутствуют.
В статье показано, что 1) англосаксонские нарративы в современной мемориальной культуре стали формой националистического исторического воображения, 2) акторами и агентами исторической политики являются как историки, так и интеллектуальное сообщество в целом, так как правящие элиты дистанцируются от участия в политике коллективной исторической памяти, 3) англосаксонские нарративы в историческом воображении представляют собой проявление английского культурного национализма, так как его политические формы и измерения неразвиты.
Предполагается, что академические историки в современной Англии выступают одновременно важными и вынужденными участниками исторической политики, национализируя историю до 1066 года, подчеркивая значение прошлого в современной идентичности.
В статье показано, что современная английская историография в политике памяти и мемориальной культуре фактически играет роль политического эксперта и агента, который формирует и продвигает представления о прошлом, инструментализируя историю как политический ресурс.
Идентификаторы и классификаторы
Утверждения о том, что современные политические элиты для сохранения собственной власти и воспроизводства лояльности со стороны граждан в отношении того или иного режима активно используют факты прошлого, облекая их в историческую политику или политику памяти, в современной междисциплинарной историографии стали общим местом. Не является исключением из этой универсальной логики трансформации истории в современном мире и Великобритания. Что касается Англии, то этот регион в историографии в наименьшей степени соотносится с феноменом национализма. Английский национализм в сравнении с валлийским, ирландским или шотландским исследован в гораздо меньшей степени. Поэтому изучение политики памяти и ее связи как с развитием английской идентичности, так и с динамикой и проявлениями политического, гражданского и этнического национализма в современной российской историографии обретает особую актуальность.
Список литературы
1. Доманська Е. Рятувальна iсторiя // Ейдос. Альманах теорiї та iсторiї iсторичної науки. Київ: Iнститут iсторiї НАН України, 2017. Вип. 9. C. 129-144.
2. Кирчанов М.В. “Англосаксонский” пласт в истории английского культурного национализма // Всеобщая история. 2023. № 2. С. 39-45. EDN: ARTSBA
3. Кирчанов М.В. Государственная история vs национальные истории: историческое воображение в многосоставных обществах // Прошлое для настоящего: история-память и нарративы национальной идентичности / ред. Л.П. Репина. М.: Аквилон, 2020. С. 291-317. EDN: LNQYIV
4. Осiпян О. Cannibales ante portas: стратегiя критичного описання постмодернiстiв в сучасному англомовному свiтi // Ейдос. Альманах теорiї та iсторiї iсторичної науки. Київ: Iнститут iсторiї НАН України, 2008. Вип. 3. C. 45-57.
5. Репина Л.П. “Вызов и ответ”: перспективы исторической науки в начале нового тысячелетия // Ейдос. Альманах теорiї та iсторiї iсторичної науки. Київ: Iнститут iсторiї НАН України, 2008. Вип. 3. С. 11-25.
6. Румянцева М.Ф. Историческое знание и историческая память в структуре исторической культуры // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 41-54. EDN: ZFXIAX
7. Adams H. Essays in Anglo-Saxon law. Boston: Little, Brown, and company, 1905. 392 p.
8. Akerman J. Remains of pagan Saxondom. L.: J.R. Smith, 1852. 84 p.
9. Arthur C. ‘Charms’, Liturgies, and Secret Rites in Early Medieval England. L.: Boydell & Brewer, 2018. 262 р.
10. Attenborough F.L. The laws of the earliest English kings. Cambridge: Cambridge University Press, 1922. 278 p.
11. Baker P. Honour, Exchange and Violence in Beowulf. L.: Boydell & Brewer, 2013. 292 р.
12. Barash J.A. Collective Memory and the Historical Past. Chicago: University of Chicago Press, 2016. 280 p.
13. Binchy D.A. Celtic and Anglo-Saxon Kingship. Oxford: Clarendon Press, 1970. 53 р.
14. Brackmann R. The Elizabethan Invention of Anglo-Saxon England. Laurence Nowell, William Lambarde, and the Study of Old English. L.: D.S. Brewer, 2012. 256 p.
15. Bright J.W. An outline of Anglo-Saxon grammar. L.: G. Allen & Unwin, 1921. 90 p.
16. Brown G.B. The arts in early England. L.: J. Murray, 1903. 536 p.
17. Bruce L. Theorizing Myth: Narrative, Ideology, and Scholarship. Chicago: University of Chicago Press, 2000. 313 p.
18. Chadwick H. The Origin of the English Nation. Cambridge: Cambridge University Press, 1907. 380 p.
19. Clarke C. Writing Power in Anglo-Saxon England. Texts, Hierarchies, Economies. L.: Boydell & Brewer, 2012. 206 р.
20. Clarke D. Culture in early Anglo-Saxon England. Baltimore: The Jones Hopkins Press, 1947. 138 p.
21. Cowley D. Hastings, 1066 - Words We’d Wield If We’d Won. L.: New Generation Publishing, 2011. 52 p.
22. Cowley D. How We’d Talk If the English Had Won in 1066. L.: New Generation Publishing, 2009. 268 p.
23. Díaz-Andreu M. A World History of Nineteenth-Century Archaeology. Nationalism, Colonialism and the Past. Oxford: Oxford University Press, 2007. 486 p.
24. Drout M. Anglo-Saxon Studies: The State of the Field? // The Heroic Age. A Journal of Early Medieval Northwestern Europe. 2008. Is. 11. URL.: https://www.heroicage.org/issues/11/foruma.php.
25. Frazier D.M. A Saxon state: Anglo-Saxonism and the English nation, 1703-1805. St Andrews: University of St Andrews, 2013. 244 p.
26. Gordon R. Anglo-Saxon Poetry. L.: J.M. Dent and sons, 1922. 334 p.
27. Hall A. Elvesin Anglo-Saxon England. Matters of Belief, Health, Gender and Identity. L.: Boydell & Brewer, 2007. 226 р.
28. Harbus A. Cognitive Approaches to Old English Poetry. L.: Boydell & Brewer, 2012. 222 р.
29. Hodgkin R.H. A History of the Anglo-Saxons. Vol. I-II. L.: Oxford University Press, 1952. 300 р.
30. Home M. The Peterborough Version of the Anglo-Saxon Chronicle. Rewriting Post-Conquest History. L.: Boydell & Brewer, 2015. 196 р.
31. Hooke D. Trees in Anglo-Saxon England. Literature, Lore and Landscape. L.: Boydell & Brewer, 2011. 296 р.
32. Hooke D. Trees in Anglo-Saxon England. Literature, Lore and Landscape. L.: Boydell & Brewer, 2011. 206 р.
33. Karkov C.E. The Ruler Portraits of Anglo-Saxon England. L.: Boydell & Brewer, 2004. 240 р.
34. Kendrick T. Anglo-Saxon Art to A.D. 900. L.: Methuen, 1938. 362 p.
35. Kennedy Ch.W. The Cædmon poems. L.: Routledge and Sons ltd, 1916. 344 p.
36. Kershaw N. Anglo-Saxon and Norse Poems. Cambridge: Cambridge University Press, 1922. 232 p.
37. Laing L. Anglo-Saxon England. L.: Routledge & Kegan Paul, 1979. 208 р.
38. Lawrence P. Nationalism and historical writing // The Oxford Handbook of the History of Nationalism / ed. J. Breuilly. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 713-730.
39. Lee Ch. Feasting the Dead. Food and Drink in Anglo-Saxon Burial Rituals. L.: Boydell & Brewer, 2007. 176 р.
40. Louviot E. Direct Speech in Beowulf and Other Old English Narrative Poems. L.: Boydell & Brewer, 2016. 296 р.
41. Martin T. The Cruciform Brooch and Anglo-Saxon England. L.: Boydell & Brewer, 2015. 406 р.
42. Melman B. Claiming the Nation’s Past: The Invention of an Anglo-Saxon Tradition // Journal of Contemporary History. 1991. Vol. 26, no. 3. P. 575-595. 10.1177/ 002200949102600312. DOI: 10.1177/002200949102600312 EDN: JNEOKT
43. Melman B. Claiming the Nation’s Past: The Invention of an Anglo-Saxon Tradition // Journal of Contemporary History. 1991. Vol. 26, no. 3-4. P. 575-595. EDN: JNEOKT
44. Morrison S., Wilcox M. Of Angles and Angels: Political Unity and Spiritual Identity in Anglo-Saxon England, 871-1016 //Journal of Undergraduate Research. 2017. June 23. URL.: http://jur.byu.edu/?p=22316.
45. Rambaran-Olm M. Misnaming the Medieval: Rejecting “Anglo-Saxon” Studies // History Workshop: digital magazine of radical history. 2019. November 4. URL: https://www.historyworkshop.org.uk/anti-racism/misnaming-the-medieval-rejecting-anglo-saxon-studies.
46. Readman P. Landscape, National Identity and the Medieval Past in England, c. 1840-1914 // The English Historical Review. 2022. Vol. 137, no. 587. P. 1174-1208. URL.: https://academic.oup.com/ehr/article/137/587/1174/6754275?searchresult=1. 10.1093/ ehr/ceac168. DOI: 10.1093/ehr/ceac168 EDN: WQUGGK
47. Seebohm F. Tribal Custom in Anglo-Saxon Law. L.: Longman, 1902. 602 p.
48. Šerbaumová A. Anglo-Saxons and English Identity. Brno: Masarykova univerzita, 2010. Р. 69-71.
49. Shore T.W. Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People. L.: Eliott Stock, 1906. 432 p.
50. Smith C.R. Anglo-Saxon Remains found in Kent, Suffolk, and Leicestershire // Collectanea Antiqua. 1852. No. 2. P. 155-170.
51. Smith C.R. Warwickshire Antiquities // Collectanea Antiqua. 1848. No. 1. P. 35-45.
52. Suny R.G. Constructing Primordialism: Old Histories for New Nations // The Journal of Modern History. 2001. Vol. 73, no. 4. P. 862-896.
53. The Uses of the Middle Ages in Modern European States: History, Nationhood and the Search for Origins / eds. R.W.J. Evans, G.P. Marchal. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. 304 p.
54. Trevelyan G.M. Clio, a Muse and other essays literary and pedestrian. L.: Longmans, Green and Co., 1913. P. 4.
55. Wiersma J.M. Politics of the Past: The Use and Abuse of History // Politics of the Past: The Use and Abuse of History / eds. H. Swoboda, J.M. Wiersma. Wien: Renner Institut, 2009. P. 15-28.
56. Williamson T. Environment, Society and Landscape in Early Medieval England. Time and Topography. L.: Boydell & Brewer, 2012. 280 р.
57. Winter J., Prost A. Agents of memory: Witnesses and historians, 1918-2000: how did the memory of the First World War unfold over the course of the twentieth century? // The Great War in History: Debates and Controversies, 1914 to the Present. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 173-192.
58. Wright T.M. On Recent Discoveries of Anglo-Saxon Antiquities //Journal of the British Archaeological Association. 1847. No. 2. P. 50-59.
59. Wright T.M. The Celt, the Roman, and the Saxon: A History of the Early Inhabitants of Britain down to the Anglo-Saxon Conversion to Christianity. L.: Arthur Hall, Virtue & Company, 1852. 488 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу одного из самых сложных, неоднозначных и противоречивых вопросов Великой Отечественной войны - партийного руководства партизанским движением на Смоленщине в 1941-1942 годах. К сожалению, раньше советская историография оценивала партийное руководство развертыванием партизанской борьбы исключительно в радужных тонах, избегая каких-либо критических оценок, что искажало реальную картину событий. Партийное руководство и влияние было сложным явлением. Если на уровне рядовых партийцев героизм в борьбе с врагом, личные качества настоящих коммунистов проявлялись массово и повсеместно, то в районных партийных организациях нередко царила растерянность, отсутствовала дисциплина. Это было следствием серьезных провалов в руководстве партийцами на местах со стороны Смоленского обкома ВКП(б). После оккупации области обком не имел систематической связи с районными организациями и не руководил партизанским движением в течение пяти месяцев.
Положение изменилось лишь после разгрома гитлеровцев под Москвой. Переломным моментом стал IX Пленум Смоленского обкома ВКП(б) в апреле 1942 года, после чего началось планомерное и активное руководство подпольными райкомами и партизанским движением в Смоленской области. Но и тогда в ЦК ВКП(б), в НКВД на партизан (многие из которых были окруженцами) смотрели с недоверием. Именно этим можно объяснить колоссальные потери партизан летом и осенью 1942 года.
Таким образом, тезис о выдающейся руководящей роли ВКП(б) в развертывании партизанского движения значительно приукрашен и не соответствует действительности.
В статье исследуются основные аспекты оформления психополя (психологического ландшафта) французской монархии в эпоху раннего Нового времени в условиях становления абсолютизма (как геополитической доктрины) в контексте «военной революции» в Европе.
Автор рассматривает трансформации массового сознания в рамках феномена «ментальной революции», определившей появление новых форм легитимации социальных связей в ситуации формирования инновационных систем конструирования лояльностей, замещающих, поглощающих альтернативные идентичности или вступающих с ними в конфликт в рамках нового государственного строительства. Затрагивается проблема формирования новой «психопарадигмы», определяющей течение целого ряда социальных и политических процессов, повлиявших на становление придворного общества как элемента государственного механизма.
Прямым отражением этого процесса стал комплекс политических, психологических и социокультурных трансформаций, которые вслед за Н. Хеншеллом мы трактуем как «миф абсолютизма», который породил целый комплекс новаций в развитии массового сознания, что в наибольшей степени проявилось в развитии военного дела.
Рассматривается в том числе активное применение практики «психологической войны» в кампаниях короля-солнце, что связано с переосмыслением характерного для эпохи Средневековья принципа дега (degat) - ведения опустошающей войны.
В настоящей публикации авторы продолжили работу по изучению личности директора Свердловского государственного педагогического института Якова Денисовича Петрова, занимавшего этот пост дольше, чем кто-либо другой из возглавлявших данный вуз, и его роли в развитии системы высшего педагогического образования Свердловской области. На основании выявленных авторами и неизвестных ранее материалов, отложившихся в архивных учреждениях Свердловской и Смоленской областей, авторами были детально проанализированы особенности ранней биографии директора института. Это позволило достаточно полно ответить на вопросы, связанные с социальным происхождением Петрова, которое в 1920-1930-е годы являлось для партийно-советских чиновников одним из главных критериев оценки политических и деловых качеств коммуниста и служащего. Источники дают возможность проследить постепенное продвижение смолянина по карьерной лестнице: от сельского учителя до опытного управленца. В то же время авторы отказались от характерного для советских историков историко-партийного подхода в освещении работы Свердловского педагогического института в первые годы служебной деятельности Я. Д. Петрова. Специально подчеркивается личное участие директора в решении кадровых и материально-бытовых проблем вуза. Авторы обращают внимание читателей на то, что в тяжелейших условиях военного лихолетья решение Я. Д. Петровым государственных задач по развитию и повышению качества высшего педагогического образования в Свердловской области было вполне успешным. Во многом это стало результатом богатого опыта, который был накоплен Яковом Денисовичем в годы работы в системе народного просвещения как на уровне Смоленщины, так и в Народном комиссариате просвещения РСФСР.
В статье дается анализ современных публикаций по политике белорусизации, проводившейся в российских регионах в 1920-е годы. В обзоре не затрагиваются публикации белорусских и зарубежных исследователей о практике реализации новой советской национальной политики в территориальных границах Белорусской республики. Основное внимание обращено на три приграничные с Белоруссией российские губернии - Псковскую, Смоленскую и Брянскую. В то же время не оставлены без внимания и восточные территории РСФСР - Урал, Сибирь, Дальний Восток, где белорусы оказались в результате переселенческой политики, особенно в начале XX века в ходе проведения столыпинской аграрной реформы.
Белорусизация, как часть общей политики коренизации, провозглашенной в 1923 году на XII съезде РКП(б), в современных исследованиях тесно увязывается с необходимостью показать новые принципы и направления советской национальной политики по развитию белорусской государственности и культуры в противовес всемерной полонизации, проводимой правительством Пилсудского на отошедших Польше по Рижскому мирному договору 1921 года западных украинских и белорусских землях. Значительная роль в этом процессе отводилась расширению государственных границ БССР за счет российских территорий, особенно в 1924 и 1926 годах.
Однако какой-либо реальной поддержки со стороны местных властей, считавших вплоть до конца 1920-х годов белорусов частью русского населения, а также в связи с уже состоявшейся к середине десятилетия значительной саморусификацией белорусского населения в российских регионах белорусизация не нашла. Формально эти задачи постоянно находились в повестке дня партийных и советских органов власти во второй половине 1920-х годов, но весомой практической реализации они так и не получили.
На основании новых данных, полученных из неопубликованных документов Российского государственного исторического архива (далее - РГИА), изучается деятельность Особого секретного совещания, которое в 1883-1885 годах разрабатывало проект нового Устава о службе гражданской. В этом документе были предложены коренные преобразования российской системы чинопроизводства, включая полную отмену чинов с заменой их на иерархию должностей. Однако из-за разногласий между министерствами проект не был принят Государственным советом. Изучение межведомственных и внутриведомственных документов высших и центральных государственных учреждений на основе ивент-анализа, хронологического и ретроспективного методов исследования позволило выяснить отношение учреждений к проекту устава и определить причины, по которым они отказались его принять. Результаты такого исследования в целом расширяют наши представления о причинах неудач попыток реформирования гражданской службы, которые неоднократно предпринимались в Российской империи на протяжении XIX - начала XX века. Актуальность темы исследования находится в русле традиционного интереса к историческому опыту функционирования бюрократического аппарата Российской империи XIX - начала XX века в контексте повышенного внимания различных исследователей к деятельности современного российского государственного механизма.
Измена и предательство во все времена расценивались моральным сознанием как злодеяние и получали отрицательную оценку, так как они были связаны с нарушением верности общему делу, узам солидарности, дружбы, товарищества, любви, верности, расценивались как переход на сторону врага. Великие мудрецы и праведники рассматривали предательство и доносы как страшное зло.
В статье исследуется семантика и структура стилистически маркированной лексики немецкого языка, обозначающей нечестное поведение человека, в частности донос, измену, предательство человека.
Многие слова анализируемой семантики носят эмоционально-экспрессивную окраску, которая создается посредством метонимического и метафорического переносов неодушевленных предметов или животных, птиц на человека. Высокую активность в этой связи обнаруживает метонимическая модель «атрибут одежды - наименование человека по этой одежде».
Четкая дифференциация немецких имен существительных по субъекту и/или объекту доноса обусловлена особенностями их словообразовательной структуры: композиты употребляются обычно для номинации осведомителей определенной организации, а непроизводные (корневые) слова характеризуются широким контекстом употребления.
В аксиологическом плане анализируемая лексика носит ярко выраженный пейоративный характер, что свидетельствует о негативном отношении немецкой языковой культуры к доносам, измене, предательству и к лицам, их совершившим.
Деривация оценочной лексики происходит по моделям и способам образования немецкого литературного языка. Субстантивные лексемы продуктивно образуются путем суффиксации и словосложения, а глаголы - префиксальным способом.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предлагается рассмотрение данной проблематики в сопоставительном аспекте.
В статье рассматривается семантика английских фразеологических единиц, имеющих в своем составе компоненты тематической группы «Посуда», а также определяются наиболее частотные компоненты-наименования предметов посуды в составе фразеологических единиц. Актуальность изучения указанной группы фразеологических единиц, которая еще не была предметом отдельного изучения, связана с тем, что приготовление и принятие пищи является одной из важных частей культурного кода любого народа, зашифрованного в том числе с помощью фразеологических единиц языка. Предметы посуды, представляющие собой орудия, средства и инструменты для приготовления, употребления и эстетизации процесса потребления пищи, способствуют формированию культурных ценностей языкового коллектива, которые выражаются, среди прочего, и в эстетических и этических нормах поведения человека. В отличие от языковых единиц других уровней, фразеологизмы, единицы вторичной номинации, не только содержат в себе аккумулированную информацию о ситуациях и событиях, произошедших в процессе культурно-исторического развития того или иного языкового коллектива, но и являются строительным материалом вторичной картины мира. Семантика фразеологических единиц представляет собой яркое выражение национального своеобразия языковой картины мира. В результате проведенного исследования мы разделили отобранные фразеологизмы на такие фразеосемантические группы, как «Многоплановость человеческой деятельности», «Внешность, характер и умственные особенности человека», «Финансовое положение человека», «Употребление алкоголя и последствия этого употребления», «Прием пищи и последствия ее принятия», «Различные жизненные ситуации». В результате количественного анализа репрезентативности компонентов - наименований предметов посуды в составе фразеологических единиц мы пришли к выводу о том, что самыми распространенными компонентами в составе фразеологизмов являются лексемы pot (26% исследуемых единиц), bottle (14,5%), knife (13%), plate (10%), spoon (9%). Мы связываем распространенность указанных компонентов с особой ролью предметов посуды, обозначенных соответствующими лексемами: горшок (pot) - контейнер и для приготовления, и для хранения пищи, бутылка (bottle) - контейнер для напитков, которые также входят в глюттоническую сферу жизни человека, а тарелка (plate) и ложка (spoon) - важнейшие инструменты принятия пищи. Было также установлено, что ведущим структурно-семантическим типом исследуемых фразеологических единиц стали номинативно-коммуникативные единицы (60% исследуемых фразеологизмов) и номинативные фразеологизмы (28% исследуемых единиц).
В статье ставится задача провести сопоставительное исследование оригинального текста и его переводов, используя сверхсегментные единицы. В качестве последних были взяты единицы, которые рассматриваются как определенным образом организованные последовательности («мотивы») и формируются путем анализа порядка следования единиц в тексте. Мотивы являются инструментом для анализа стиля автора и позволяют дать количественное описание стилевых особенностей, сравнения и классификации стилей различных авторов. Эти возможности мотивов в статье используются для сопоставления ряда стилистических характеристик одной из лучших поэм известного поэта-романтика Джона Китса «Канун Святой Агнессы» («The Eve of St. Agnes») и двух переводов этого произведения, выполненных известными поэтами-переводчиками Сергеем Сухаревым и Евгением Витковским. Для формирования мотивов использовались последовательности атрибутов различных типов.
В статье говорится о гендерных доминантах в русском языке. В российском языкознании проблема изучения гендера становится особенно актуальной в начале XXI века, хотя исследования особенностей и различий в речи мужчин и женщин проводились на протяжении всего XX века. Гендерные исследования дают возможность проанализировать язык с учетом многофакторного влияния пола, при этом бинарная оппозиция «мужское / женское», «маскулинное / феминное» во многом репрезентирует ценностные ориентиры любого этноса. В современном обществе языковые гендерные доминанты связаны с активизацией феминистского движения во всем мире, а также с распространением по-разному трактуемых либеральных взглядов. В целом феминность и маскулинность как часть современной лингвокультуры связаны с сущностной характеристикой индивида и определяются качествами, считающимися в русской этнокультуре «женскими» или «мужскими». Именно поэтому в современном русском языке активно пополняется фразеосемантическая группа феминной и маскулинной лексики. Однако в целом можно утверждать, что в русской лингвокультуре репрезентируются прежде всего гендерные доминанты, сохранившиеся с древнейших времен, в основе которых лежат бинарные оппозиции «мать / отец», «мужчина / женщина».
В статье говорится о гендерных стереотипах в русских пословицах и поговорках. Гендерные стереотипы являются отражением традиционного патриархального кода лингвокультуры, поскольку основные ценностные парадигмы формировались в обществе на протяжении столетий. В русских паремиях остались исчезающие представления о роли женщины и мужчины в обществе; они хранят историю изменившихся (или оставшихся) к настоящему времени мировоззренческих стереотипов гендерного поведения. Гендерные представления о мужчинах и женщинах в паремиологии показывают, как на протяжении столетий формировались стереотипы. Гендерные роли женщин в русских паремиях включают роль женщины в семье (жена, свекровь, теща, дочь, мать, внучка, тетка, золовка, невестка и пр.); роль женщины в соответствии с социальным статусом (вдова, незамужняя девица, сваха и пр.); роль женщины в соответствии с родственными и социальными связями (сватья, кума и пр.). Все это показывает, что женщины находились в зависимом положении. Их жизнь строилась в соответствии с патриархальной моделью семьи и брака, в которой полностью доминировали мужчины, что объясняется исторически сложившимся типом социальных отношений.
Объектом исследования в статье стали видеоэссе, выходящие на YouTube-канале «КиноПоиск». Была предложена многоэтапная методология исследования поликодового медиатекста, которая характеризуется системой применяемых методик: жанровый, структурно-семантический, концептуальный анализ медиатекста; анализ поликодовой структуры медиатекста. На примере анализа видеоэссе «Почему “Пролетая над гнездом кукушки” - великое кино» выделены конституирующие жанровые признаки медиажанра, которые определяются содержательными доминантами медиатекста: название / заголовок (иногда и подзаголовок) видеоэссе; композиционное деление видеоэссе на части, которым также даются заголовки, - эта структура организует нарратив видеоэссе; описание (аннотация) к ролику и тайм-коды, где прописаны заголовки частей; киноцитаты (визуальный ряд); фрагменты оригинальной звуковой дорожки цитируемых фильмов; музыкальное оформление видеоэссе; семантически и стилистически осложненный закадровый текст (с обязательным использованием интертекстуальных знаков разного типа); специфический монтаж. Изучена многоуровневая семантическая структура видеоэссе и сделан вывод о том, что содержательной доминантой изучаемого видеоэссе является концепт «Свобода» - один из базовых лингвокультурных концептов русской языковой картины мира.
Установлено, что ведущим кодом, посредством которого происходит интерпретация содержательной доминанты видеоэссе, является вербальный, подкрепленный и усиленный другими кодами и субкодами поликодовой структуры медиажанра. Авторский отбор кинопроизведений, интерпретация и трактовка их содержательных доминант, тональность обсуждения, «вписывание» фильма в исторический и культурологический контекст, объективация системы ценностей коллективного автора позволяют эффективно воздействовать на картину мира массового адресата, формируя и/или рефреймируя его представления о ключевых этических и культурных концептах, об исторических и современных реалиях и событиях.
Цель статьи - анализ переводческих стратегий трех итальянских переводчиков «Попытки ревности» М. И. Цветаевой (Пьетро Антонио Цветеремича, Серены Витале, Марилены Реа), прежде всего - особенности передачи смыслового потенциала текста, выраженного лексическими средствами. Используется метод сравнительно-сопоставительного анализа. Перевод представлен как сложный синтез проблематики (импликация смыслов) и поэтики (речевая экспрессия, оригинальный цветаевский синтаксис, рифмы, звукопись и т. д.). Задача переводческой стратегии - передать максимально адекватно смысл подлинника, хотя богатство метафорических рядов, особенности «вывихов» и «извивов» цветаевского синтаксиса передать на другом языке нелегко. Делается вывод о том, что во всех трех переводах сохранен общий смысл цветаевского стихотворения, при этом в переводах Витале и Реа - через звукопись и аллитерации - передана немаловажная для Цветаевой звуковая особенность ее художественного текста. Если переводческую стратегию Цветеремича можно условно назвать «переводческим формализмом», то переводы Витале и Реа передают не только буквальный смысл подлинника, но и «подтекстовый» (то есть выполняют художественно-эстетическую функцию).
Предметом изучения в статье является русская рок-поэзия, авторы которой стремятся преодолеть культурный и личностный распад посредством обращения к классической литературе и эстетике абсурда.
В качестве центральных и вместе с тем опорных фигур русской культуры рок-поэт выбирает или Пушкина, или Достоевского, и его самоопределение - самоопределение гения ХХ-ХХI веков - происходит именно на пересечении мифов о двух, на первый взгляд, полярных культурных героях («солярном» Пушкине и «теневом» Достоевском).
Апелляция к фигурам Пушкина и Достоевского, а также культурный диалог с их творчеством происходит следующим образом: с одной стороны, заметно снижение гения до своего уровня, а с другой - культурное воскрешение, утверждение, реактуализация и адаптация к новым контекстам тем и мотивов творчества, которые охватывают основы русской духовной культуры.
Цель исследования - доказать посредством интертекстуального подхода, что рок-поэзия может относиться к явлениям элитарной культуры, поскольку ценностная парадигма текстов рок-поэтов традиционно выстраивается посредством соположения идеального и реального планов. Сам же рок-исполнитель - «невольник чести» и «поэт», который неизменно поставлен в оппозицию к окружающей его действительности. Абсурдистская эстетика, приемы комизма и деконструкции «подновляют» и вместе с тем усложняют давно знакомый образ.
В статье рассматривается специфика дискурсивной поэтики, которую на протяжении нескольких десятилетий разрабатывал венгерский ученый Арпад Ковач, на материале романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Обзор проводится на основе исследования звуковой модальности и других составляющих (имени-)слова как языкового знака, который обогащается новым смыслом в поэтическом тексте. Кроме того, описывается, как тематизируется метафора в сюжете и образует композицию текста, как соотносятся повествование и высказывание и какую роль играет в этом субъект дискурса. Цель представления анализа толстовского романа, проведенного профессором, состоит в том, чтобы выявить его инновативное прочтение и вместе с тем на его основании дополнить интерпретацию произведения, используя как концепцию, так и методологию дискурсивного подхода. В этой связи ключевым моментом становится также личное текстопорождение с новой интерпретацией произведения, поэтому в завершение исследования предлагается собственное истолкование последнего эпизода из жизни героини как результат диалога автора статьи с романом. Значимость презентации подхода Арпада Ковача - в его популяризации для использования в научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением литературы.
Статья представляет собой первое развернутое научное исследование поэтики цикла стихов Р. Гамзатова об Армении. На примере наиболее ярких произведений определены методы, приемы и средства выразительности, использованные автором для создания образа Армении. Поэт описывает природу этой страны, ее песенные традиции, социально-политические события, воссоздает образы друзей-армян, священных и знаковых для Армении символов, ее культурных объектов и географических топосов.
Цель статьи - установить, какие произведения входят в цикл стихов Р. Гамзатова об Армении, провести филологический анализ текстов, выявить их жанровую специфику, определить основные мотивы и образы. Задачи работы - выявление тематики и проблематики стихов об Армении; анализ их образного и эмоционально-стилевого сходства и отличий друг от друга: определение приемов и методов, а также средств выразительности при реализации образа Армении.
Выполненное на основе сравнительного метода и метода филологического анализа текста исследование привело к следующим выводам: 1) в цикле стихов Р. Гамзатова об Армении использована типичная атрибутика, встречающаяся в аналогичных стихах об Армении у других авторов (Арарат, Севан, Матенадаран, Сарьян); 2) отличительной особенностью чувств автора является восхищение природой, национальными памятниками культуры и творчеством деятелей литературы и искусства армянского народа; 3) в зависимости от объекта и предмета авторского внимания настроение и эмоциональный тон произведений меняется от оживленного, уважительного, влюбленного в песни, музыку, природу Армении до грустного, сочувствующего судьбе этой страны и ее многострадального народа.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества Р. Гамзатова. Кроме того, статья может вызвать интерес в широких кругах, в частности в дагестанско-армянских литературных взаимоотношениях. Данную работу можно использовать в преподавании курсов по истории аварской, дагестанской и армянской литературы.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/