Инновационные и структурные преобразования военно-промышленного комплекса КНР (2020)
Рассматриваются инновационные и структурные преобразования ВПК КНР и их связь с процессом военно-гражданской интеграции, направленной на создание в стране инновационной системы науки и технологий, объединяющей военные и гражданские ресурсы с целью повышения потенциала ВПК по выпуску высокотехнологичных вооружений и военной техники нового поколения, и одновременно — инновационного обновления гражданского сектора экономики. В поле зрения автора тенденция роста объемов финансирования НИ- ОКР в КНР, а также предпринимаемые меры по использованию в интересах решения поставленных задач искусственного интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
Осуществленный в конце XX века перевод китайского военно-промышленного комплекса (ВПК) на корпоративную структуру в соединении с мерами по увеличению расходов на НИОКР, заимствованию и освоению зарубежных технологий, а также подготовке нового поколения ученых и инженерно-технических специалистов в области высоких технологий и искусственного интеллекта привел к созданию в КНР мощного научно-исследовательского и производственного потенциала, позволяющего обеспечить совершенствование качественных параметров национальной обороны, укрепить позиции КНР на мировом рынке вооружений и одновременно выпускать высокотехнологичную продукцию для гражданского сектора экономики.
Список литературы
1. Военная стратегия Китая. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2015.
2. Глобальный инновационный индекс 2019 г. URL: https://globalinnovationindex.org/wipo_pub_gii_2019_keyfindings.pdf.
3. Доклад Си Цзиньпина на XIX съезде КПК (ноябрь 2017 г.). Синьхуа. 03.11.2017.
4. Каменнов П.Б. КНР: военная политика в начале XXI века: М.: ИДВ РАН, 2019.
5. Кашин В. Авиационная промышленность КНР переживает период радикального реформирования // Экспорт вооружений. № 3 (83). 2010.
6. 2017 Global R&D Funding. URL: http://digital.rdmag.com/researchanddevelopment/2017_global_r_d_ funding_forecast pg=22#pg22. 2019 Global Funding Forecast. URL: https://issuu.com/wtwhmedia/docs/190101–2019.
7. 2019 Global R&D Funding Forecast. URL: https://www.rdworldonline.com/2019-rd-global-fundingforecast/. China’s National Defense 2010. URL: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/2011– 03/31.content_22263774.htm.
8. China’s National Defense in the New Era. The State Council Information Office of the People’s Republic of China. 2019. URL:.https://news.cgtn.com/news/2019–07–24/Full-Text-China-s-National-Defensein- the-New-Era-xjjPXof6/index.htm.
9. The Military Balance 2017. By The International Institute For Strategic Studies, London. 2017.
10. The Military Balance 2018. By The International Institute For Strategic Studies, London. 2018.
11. The Military Balance 2019. By The International Institute For Strategic Studies, London. 2019.
12. U.S. Department of Defense. Annual Report to Congress. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2017//www.defense.gov/.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящим обзором автор дополняет известные оценки литературоведов двух стран, обратившись к ряду проблем, которые оказывают влияние на литературную и общественную жизнь Вьетнама в целом, российско-вьетнамское сотрудничество в областях перевода, издания и распространения художественной литературы. Представлены некоторые экономические и статистические сведения, способствующие более объективному пониманию тенденций развития настоящего сотрудничества, а также некоторые эмпирические наблюдения общественных изменений, происходящих во Вьетнаме. Предложены некоторые решения, соответствующие курсу вьетнамского руководства в данной области.
Статья посвящена современному состоянию театра Китая в период коронавирусной эпидемии-2019 и после нее. Театр обратился к форме онлайн выступлений. В данное время сценическое искусство, несмотря на возобновленную деятельность, все еще не преодолело застой, положение усугубляется непростым постэпидемиологическим периодом.
К середине XIX века власти Японии столкнулись с ситуацией относительной отсталости и неспособности обеспечить национальную безопасность страны. В этих условиях элита была вынуждена пойти на радикальные изменения социально-экономического строя Японии. Первоочередную роль в этом процессе сыграла земельно-налоговая реформа, которая позволила правительству централизовать управление и организовать финансовое обеспечение начального этапа индустриализации страны. В настоящей статье авторами предпринята попытка проанализировать земельно-налоговую реформу, проведенную в Японии в эпоху Мэйдзи, а также ее значение для дальнейшего социально-экономического развития государства.
Статья посвящена событиям, происходившим в Китае накануне Первого учредительного съезда Компартии Китая в 1919–1921 гг. Прослеживается процесс распространения марксизма в Китае, важной составляющей которого было участие советских коммунистов в организации коммунистической печати, агитации и пропаганды. Особое внимание уделяется в статье участию представителей ДВР и Советской России в партийном строительстве КПК, 100-летний юбилей которой КНР будет отмечать в 2021 г.
В статье описана важность профессии китаеведа, которой посвятил свою жизнь ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук Федор Владимирович Соловьев. В военное время это была служба в период освобождения Китая в рядах Советской армии. В мирный период — участие в становлении академического китаеведения на Дальнем Востоке, публикация трудов по проблеме китайской миграции и истории Северо-Восточного Китая.
Автор анализирует дискутируемую в научных кругах и СМИ проблему целесообразности перевода партнерских отношений между Россией и Китаем в союзный формат с акцентом на военный аспект их взаимодействия. Рассматриваются соображения, говорящие, по его мнению, в пользу нецелесообразности и иррациональности заключения такого союза в кон- тексте современной глобальной ситуации, когда новый миропорядок еще не оформлен окончательно.
Касаясь истории союзных отношений СССР и КНР в 1950-е — 1960-е годы, автор заключает, что одним из факторов, способствовавших их слому в то время, было непонимание советским руководством специфики, связанной с историей китайской цивилизации и способствовавшей формированию особого «психотипа» китайцев, что и стало в итоге основой не- совместимости национальных менталитетов в СССР и Китае, повлиявшей, наряду с другими причинами, на прочность союза двух стран в середине ХХ века. С опорой на данные китайских экспертов подчеркивается преобладание в научной среде КНР мнения о предпочтительности сохранения между двумя странами отношений стратегического партнерства и отсутствии необходимости придания им характера союзных связей.
В статье обобщены некоторые важнейшие особенности геостратегических отношений России и Китая в начале нынешнего века и их перспективы в плане условно возможного генезиса планетарно международного союза нового типа за совместное выживание и устойчивое оптимальное развитие человечества. Подчеркнута необходимость «перехватить инициативу» у КНР в вопросах генезиса нового оптимального мироустройства.
Получивший в 1920-е годы экономическое образование в США Чэнь Дайсунь в начальный период реформ предложил избирательно заимствовать западную экономическую науку в предприятиями и использования рыночного механизма, исследования негативных последствий индустриализации. Его рекомендации соединили марксистский подход с глубоким знани- ем мировой экономической теории. Ученый внес значительный вклад в восстановление изучения истории зарубежной экономической мысли в Китае. Сделан вывод, что призывы Чэнь Дайсуня исходить из национальной специфики и стремиться к созданию высокоразвитой китайской экономической науки сохраняют актуальность в современной идеологии КНР.
В статье поднимается актуальный вопрос раскрытия информации о наличии и природе интеллектуальных прав в отчетности публичных компаний. Основным недостатком, выявленным по итогам анализа практики и правовых рамок, установленных китайскими регуляторами, является отсутствие упорядоченности в содержании системных норм. Публичные компании КНР часто интерпретируют положения регуляторов в своих коммерческих интересах. Для создания более совершенной правовой системы предлагается создать более четкую и ясную структуру документов раскрытия, создать реестровую систему фактов раскрытия информации об интеллектуальной собственности. Опыт КНР целесообразно использовать при создании более совершенной системы раскрытия информации российскими публичными и непубличными компаниями, поскольку наблюдаются схожие проблемы.
Китай является одним из крупнейших производителей, экспортеров, инвесторов и потребительских рынков мира. Развитие экономики страны в последние годы испытывает влияние различных внутренних и внешних факторов, трансформации мировой экономики, торговых войн с США. В начале 2020 года, намеченного как год всестороннего построения в стране «общества малого благоденствия», победы над бедностью и год окончания 13-го пятилетнего плана, разразилась эпидемия нового коронавируса, охватившая постепенно почти все страны мира. Это масштабное явление в значительной степени затронуло и жизнь людей, и хозяйственный комплекс такого густонаселенного и экономически мощного государства, как Китай. В данной статье анализируется степень влияния новой болезни на развитие экономики его ведущего хозяйственного центра — провинции Гуандун в 2020 г.
В статье анализируется деятельность Банка развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) по искоренению бедности. В связи с тем, что борьба с бедностью была обозначена одной из основных задач на 13-ю пятилетку (2016–2020 гг.), правительство Китая разработало специальные программы развития бедных районов Китая с глобальной целью подъема деревни, создания условий жизни равных городским. БРСХК в данном процессе играет ключевую роль источника финансирования, а также разрабатывает и внедряет проекты по искоренению бедности. Банк предоставляет льготное финансирование местному бизнесу, а также использует другие способы помощи местному населению с целью не только выйти из бедности, но и иметь возможности постоянно повышать свой жизненный уровень. Для этого банк подбирает отрасли для оказания адресной помощи, кредитует инфраструктурные и образовательные проекты, развивает сферу внутреннего туризма, тем самым способствуя трансформации бизнеса, созданию рабочих мест, повышению образовательного и культурного уровня местных жителей и превращению деревни в город.
В статье на основе изучения конкретных юридических и исторических документов проанализирована политика КНР в отношении зарубежных китайцев, их родственников и реэмигрантов по внешнему направлению (защита прав и интересов эмигрантов, требования к ним со стороны КНР, формирование методов и подходов к работе с диаспорой), и по внутреннему направлению (привлечение инвестиций и денежных переводов в КНР, политико-юридические права и социально-экономические гарантии китайским эмигрантам, их родственникам и реэмигрантам в КНР) с момента образования КНР до начала «культурной революции». Дана оценка влияния «культурной революции» на диаспоральную политику КНР.
Значение и роль бессменно правящей в КНДР Трудовой партии Кореи (ТПК) в сохранении суверенитета этой страны и продолжении устойчивого функционирования северокорейской модели общественно-политического устройства остаются малоизученными по сравнению с такими темами, как ракетно-ядерная программа Северной Кореи. В статье анализируются мероприятия, состоявшиеся в КНДР по случаю отмечавшейся 10 октября 2020 г. 75-й годовщины создания ТПК под углом эволюции ее политического курса, некоторых форм и методов работы партии в преддверии ее очередного, VIII съезда, намеченного на январь 2021 года.
Статья посвящена роли Монголии в качестве посредника и миротворца при урегулировании конфликта на Корейском полуострове в соответствии с ее внешнеполитической концепцией «третьего соседа». Автор показывает по какой причине Монголия пользуется доверием вовлеченных в конфликт сторон и воспринимается ими как одна из наиболее подходящих на роль посредника, анализирует посредническую деятельность монгольского руководства на корейском направлении, включая меры по укреплению доверия с обоими государствами полуострова, организацию и проведение двусторонних и многосторонних встреч и переговоров на монгольской территории, а также создание международной диалоговой площадки в виде международной конференции «Улан-Баторский диалог по безопасности в Северо-Восточной Азии». Он приходит к выводу, что на фоне нынешнего ухудшения отношений между Севером и Югом Кореи дружественные отношения Монголии с КНДР и РК при- обретают особое значение, так как именно монгольская сторона сможет оказать сторонам конфликта поддержку при решении острых вопросов в период текущего кризиса.
Издательство
- Издательство
- ИКСА РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 17997, Москва, Нахимовский пр-т, 32
- Юр. адрес
- 17997, Москва, Нахимовский пр-т, 32
- ФИО
- Бабаев Кирилл Владимирович (Директор)
- E-mail адрес
- info@iccaras.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1240217