ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ПРЕДПОЧТЕНИЕМ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В 2021 И 2023 ГГ (2024)
В статье представлен сравнительный анализ психологических характеристик людей с разным предпочтением виртуального пространства в 2021 г. и в 2023 г. В исследовании приняли участие 351 респондент в возрасте от 17 до 35 лет. Использовались следующие шкалы:«Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Пятифакторный опросник осознанности» (FFMQ), «Шкала психологического благополучия».Результаты показали, что в целом группе респондентов 2023 г. по сравнению с респондентами 2021 г. характерно реже отдавать свой выбор в пользу онлайн-коммуникации; иметь меньше негативных последствий использования интернета, отражающихся на повседневной жизни; обладать большим чувством личностного развития. Различие в психологических характеристиках между подгруппами людей, предпочитающих реальное взаимодействие с миром и комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г. практически отсутствует и характеризуется лишь большим ощущением личностного прогресса у последних. Ситуация 2021 г. обратная: люди, предпочитающие реальное взаимодействие с миром, демонстрируют более высокий уровень благополучия и менее выраженные факторы проблемности использования интернета. Респонденты, предпочитающие комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г., чувствуют себя более благополучно, а использование ими виртуальной реальности носит более адаптивный характер. Респонденты, отдающие предпочтение виртуальной форме взаимодействия с миром в 2023 г., имеют значительные различия в психологических характеристиках как в сравнении с другими респондентами выборки 2023 г., так и с подгруппой с аналогичным предпочтением виртуального взаимодействия в 2021 г. Они также имеют значительно более низкий уровень психологического благополучия.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из сущностных характеристик современного общества является понятие «транзитивность», представляющее собой как некий переходный, промежуточный между двумя состояниями период общественного развития, отличающийся неопределенностью, изменчивостью и многообразием. В таких условиях немаловажное значение в жизни человека имеет виртуальное пространство, которое рассматривается не только с точки зрения информационных возможностей, но и с точки зрения возможностей для коммуникации, в основном для молодежи.
В ситуациях жесткой (кризисной) и текучей транзитивности психологическое благополучие может быть обусловлено стилем информационной идентичности, который предполагает большую гибкость и приспособляемость к изменениям. «Прозрачность» сети, как ее специфическая особенность, оказывает негативное влияние на субъективное ощущение благополучия в условиях жесткой транзитивности лиц, склонных к получению готового решения. С точки зрения Т.Д. Марцинковской, обратной стороной расширения цифровой информационной социализации является сочетание снижения межличностной интолерантности и повышения толерантности к неопределенности [Марцинковская 2019].
Список литературы
1. Вишняков А.В., Злоказова М.В., Леушина Е.С., Буфетова А.М. Проблемное использование интернета и профиль дисфункциональных убеждений у студентов медицинского вуза // Вятский медицинский вестник. 2022. № 4 (76). С. 75-80. EDN: QRDCVH
2. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56-79. EDN: YACNVZ
3. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. № 6. C. 31-40. EDN: LQCUXE
4. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2011. 224 с. EDN: QYBPHB
5. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Нарышкина Е.В., Ямщикова Н.Л., Бражников А.Ю., Федорин А.А., Лапонова Е.Д., Демина Н.Н. Использование Интернета как фактор рискового поведения молодежи в условиях дистанционного обучения при COVID-19 // Анализ риска здоровью. 2022. № 3. С. 63-71. EDN: TTVDEZ
6. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37. EDN: XHJSXJ
7. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 77-96. EDN: ZUUFLT
8. Спиркина Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 60. С. 473-477. EDN: KNONVD
9. Холмогорова А.Б., Казаринова Е.Ю., Рахманина А.А. Позиция обучающихся в учебной деятельности и предпочитаемый ими контент в интернете как факторы проблемного использования пространства Всемирной сети // Психологическая наука и образование. 2022. № 3. C. 104-116. EDN: CXZMWT
10. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.
11. Щукина М.А., Мартела А.И. Социально-психологические особенности пользователей подросткового и юношеского возраста с проблемным использованием интернета // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 4 (146). С. 149-158.
12. Юмартова Н.М., Гришина Н.В. Осознанность (mindfulness). Психологические характеристики и инструменты измерения // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. № 1 (1). С. 267-273. EDN: RBGPOV
13. Maia B.R., Morgado P. Generalized problematic internet use, emotional regulation and self-esteem in adults // European Psychiatry. 2022. № 65. P. 815-816.
14. Tomska N., Rył A., Turoń A, Rotter I. Emotional State of Young Men in Relation to Problematic Internet Use // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. № 19. EDN: RGQBKA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования определяется растущей распространенностью в подростковой среде саморазрушающего поведения как реакции на сложное психическое состояние, стрессы и переживание кризиса. С другой стороны, многочисленные исследования показывают доминанту фактора родительско-детских отношений в картине эмоциональных сложностей подростков. Представлены данные эмпирического исследования, в котором приняли участие 60 подростков. В исследовании изучались представления подростков о родительском отношении к ним, воспитательной позиции родителей; склонность к отклоняющемуся поведению, в том числе самоповреждающему; склонность к суицидальным реакциям. Полученные эмпирические данные, обобщенные закономерности составляют серьезное основание для выделения фактора деструктивных детско-родительских отношений как одной из причин саморазрушающего поведения подростков. Родительско-детские отношения изучались в представлениях подростков о стиле родительского воспитания, характере родительского отношения.
В работе проведен сравнительный анализ уровня толерантности к ситуации неопределенности и стратегий совладания со стрессом, вызванным тяжелым заболеванием у одиноких и имеющих семью пациенток. Выборку составили 50 пациенток, страдающих II-IV стадией рака молочной железы и проходивших лечение в МОНИКИ им. М.Ф. Владмирского; средний возраст - 54,38 ± 10,28 лет; длительность заболевания - от 3 месяцев до 8 лет. Выборка разделена на 2 подвыборки по семейному статусу: 23 одинокие женщины и 27 женщин, имеющих семью. Методики исследования: клиническое полуструктурированное интервью (на основе модели А. Клеймана); Шкала IUS (Freeston et al., 1994, в рус. адаптации А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина, А.А. Разлуцкий, А.М. Мерзлякова, 2022); опросник СОРЕ (Carver et al., 1989, в рус. адаптации Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева и Е.Н. Осин, 2013); Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР) (Т.В. Корнилова, 2013); тест «ВДИО» (А.Ш. Тхостов, С.П. Елшанский, 2003; модификация А.С. Нелюбиной, А.Ш. Тхостова, 2013). Выявлено, что одинокие пациентки значимо чаще, чем имеющие семью, использовали такие адаптивные стратегии, как вигильность, планирование и принятие. При этом пациентки обеих групп не прибегали к поиску социальной поддержки при совладании с заболеванием. Чем выше интолерантность к неопределенности у пациентки, тем чаще она выбирала неадаптивные стратегии совладания, такие как сверхбдительность, прокрастинация и избегание.
В статье представлено исследование специфики психологического благополучия, самоактуализации и их связи у сотрудников коммерческой организации разного возраста. В исследовании приняли участие 208 человек (n = 208), разделенных на три возрастные группы: ранняя (n = 63), средняя (n = 102) и поздняя (n = 43) взрослость. Для изучения возрастной специфики связи психологического благополучия и самоактуализации использовались психологические тесты и опросы для сбора информации и корреляционный и регрессионный анализы для обработки результатов. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации во все периоды взрослости. В период средней взрослости уровень субъективного счастья значимо выше, чем в период ранней взрослости, уровень целей в жизни значимо выше, чем в периоды ранней и поздней взрослости, позитивные отношения значимо выше, чем в период поздней взрослости. Также было выявлено, что предикторами психологического благополучия являются такие показатели, как самоуважение во все периоды взрослости, ориентация во времени в период ранней и средней взрослости, а ценностные ориентации - только в период средней взрослости.
В статье рассматриваются основы развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и практическое исследование этих компонентов. Приводятся основные новообразования дошкольного возраста, исследованные отечественными учеными. Дан анализ современного состояния становления компонентов эмоционального интеллекта у дошкольников разных возрастных групп (5-6 лет и 6-7 лет).
Исследование субъективных оснований образовательной успешности и благополучия студентов перспективны в контексте определения внутренних ресурсов студента как активного субъекта образовательной деятельности. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов воспринимают свою образовательную успешность как среднюю. В группах с благоприятным и неблагоприятным образовательным опытом (ОО), как показателем субъективной образовательной успешности, были обнаружены статистически значимые различия по всем его компонентам. Для студентов с высокой субъективной образовательной успешностью характерна удовлетворенность своей учебой в вузе, они не ограничивают себя только формальным обучением, но открыты и для других форм получения образовательного опыта, что требует большей самостоятельности и самоорганизации. Это они и демонстрируют в таком показателе, как «опыт саморегулируемого обучения». Они больше верят в собственные силы и поддержку окружающих. Исследование субъективного благополучия студентов показало, что студенты, воспринимающие свой ОО как успешный, ощущают умеренный эмоциональный комфорт, больше удовлетворены выполняемой деятельностью, взаимоотношениями с окружающими, активны, для них больше характерен оптимистичный настрой, меньше - чувство напряженности, рассеянности, высокой чувствительности к раздражителям.Наиболее сильными взаимосвязями образовательной успешности и благополучия студентов оказались взаимосвязи в следующих компонентах: значимость социального окружения и поддержки, изменение настроения, вовлеченность, интенция к расширению опыта.
В работе рассмотрены стилевые особенности деятельности и интегральной индивидуальности практических психологов системы образования. В статье представлены степени развития пяти профессиональных действий (адаптационные, регуляционные, организационные, действия констатации и действия преобразования) и описаны проявления свойств индивидуальности (личностных, психодинамических и свойств нервной системы). Особое внимание уделено выявлению связей стилевых особенностей деятельности и интегральной индивидуальности. Выборка исследования - 74 человека (N = 74). Обнаружены корреляционные связи компонентов стиля деятельности с особенностями интегральной индивидуальности. Наибольшее количество связей обнаружил такой компонент стиля деятельности, как организационные действия - эти действия коррелируют с 12 свойствами интегральной индивидуальности, что подтверждает ведущее значение этого компонента в структуре стиля деятельности и интегральной индивидуальности. Реализации профессиональных задач посредством профессиональных действий способствуют как свойства личности в своей значительной части, так и свойства темперамента. Выделены профессиональные действия, на выраженность которых оказывает влияние только личностный уровень индивидуальности. К ним относятся действия адаптации и констатации. Описаны профессиональные действия, на выраженность которых одновременно влияют свойства, относящиеся к разным уровням индивидуальности: свойства личности и свойства темперамента. Свойства нервной системы не оказывают значительного влияния на выраженность профессиональных действий.
Ребенок дошкольного возраста активно формирует у себя ощущение времени на основе режимных, цикличных моментов повседневности, что приводит к появлению у него помимо настоящего и первичных представлений о будущем. Информационная среда как одно из пространств детской картины мира включается в жизнь ребенка на уровне режимного компонента (ежедневном проведении досуга в окружении гаджетов, СМИ, видеотрансляций на разных носителях). Информационная среда, включаясь в режимные моменты повседневности ребенка дошкольного возраста, может оказывать существенное влияние на формирование детской картины мира (включая настоящее и ближайшее будущее), окрашивая ее в разные тональности (формируя уверенность в завтрашнем дне или тревожность и страхи). В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики детской картины мира под влиянием информационной среды разной степени интенсивности. Показано, что информационная среда высокой степени интенсивности оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста негативно окрашенной картины мира и своего будущего в нем, у таких детей низкий уровень удовлетворенности жизнью и выраженная потребность в стабильности внешнего мира. Мальчики оказались более включенными в информационную среду, чем девочки. Обнаружено, что дети, находящиеся в информационной среде слабой степени интенсивности, уделяют много внимания непосредственной коммуникации с родителями и сиблингами, испытывают позитивные эмоции от взаимодействия с семьей, имеют позитивно окрашенную картину мира и оптимистично смотрят на свое будущее в нем.
В 2023 г. технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) стали доступны многим пользователям смартфонов и цифровых услуг. ИИ представлен в виде голосовых помощников (ГП), музыкальных рекомендаций, виртуальных ассистентов и даже в качестве психотерапевтической помощи.Такое распространение ИИ сказалось и на интересе психологов к теме взаимодействия человек-ИИ. В нашей работе, следуя традиции исследования социальных представлений Московиси [Moscovici 2015], мы рассматриваем ИИ как объект социального представления. На примере ГП мы проводим реконструкцию смыслового поля у пользователей данной технологии и предлагаем описание процесса его формирования. Исследование проходило в три этапа: свободные ассоциации, интервью и опрос. В интервью выборка составила 15 человек, в свободных ассоциациях - 168 человек (было проанализировано 3329 ассоциаций со словосочетанием «Голосовой помощник»), в опросе по методу семантического дифференциала - 800 человек. В результате анализа были получены следующие результаты: смысловое поле на данном этапе изучения представления о ГП позитивно-нейтральное; сами ассоциации делятся на две темы: об интеллектуальных способностях и эмоциональных качествах ГП. В ходе анализа методом семантического дифференциала отдельно выделились три фактора: полезность, эмоциональность и юмор. Мы предполагаем, что именно в категории этих трех факторов происходит формирование представления о конкретном ГП.Описание самого процесса формирования представления предлагается по результатам интервью. Были выделены два основных этапа в «общении» с ГП: формирование образа и взаимодействие с готовым образом.В продолжении текущей исследовательской работы планируется изучение влияния образа ГП в рамках текущей модели восприятия на различные особенности взаимодействия с ним (например, в рамках экономических решений).
Данные исследований показывают, что участники ролевых игр в России становятся старше, среди них растет доля женщин. Россияне участвуют в ролевых играх живого действия 5-14 лет, что говорит об их бóльшей опытности по сравнению с американцами (но шведы часто занимаются этим даже дольше). С точки зрения затрат и доходов РИЖД - скорее волонтерство, чем заработок для организаторов. Зарабатывают на ролевых играх в первую очередь бизнесы, непосредственно не участвующие в РИЖД, но находящиеся достаточно близко к игровому процессу (например, места проведения (гостиницы/пансионаты), мастерские по пошиву одежды и пр.). Достаточно новым явлением для РИЖД в России является участие государства в финансировании ролевых игр (на данный момент - только с участием подростков-школьников). Основная мотивация участия в ролевых играх живого действия среди россиян - желание прожить ситуации, с которыми участники не столкнутся в жизни. Американские ролевики больше ценят возможность провести время с друзьями и ставить сложные цели своим персонажам, а шведы больше ценят ощущение жизни в другой реальности.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/