ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ С ИХ СУБЪЕКТИВНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ (2024)
Исследование субъективных оснований образовательной успешности и благополучия студентов перспективны в контексте определения внутренних ресурсов студента как активного субъекта образовательной деятельности. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов воспринимают свою образовательную успешность как среднюю. В группах с благоприятным и неблагоприятным образовательным опытом (ОО), как показателем субъективной образовательной успешности, были обнаружены статистически значимые различия по всем его компонентам. Для студентов с высокой субъективной образовательной успешностью характерна удовлетворенность своей учебой в вузе, они не ограничивают себя только формальным обучением, но открыты и для других форм получения образовательного опыта, что требует большей самостоятельности и самоорганизации. Это они и демонстрируют в таком показателе, как «опыт саморегулируемого обучения». Они больше верят в собственные силы и поддержку окружающих. Исследование субъективного благополучия студентов показало, что студенты, воспринимающие свой ОО как успешный, ощущают умеренный эмоциональный комфорт, больше удовлетворены выполняемой деятельностью, взаимоотношениями с окружающими, активны, для них больше характерен оптимистичный настрой, меньше - чувство напряженности, рассеянности, высокой чувствительности к раздражителям.Наиболее сильными взаимосвязями образовательной успешности и благополучия студентов оказались взаимосвязи в следующих компонентах: значимость социального окружения и поддержки, изменение настроения, вовлеченность, интенция к расширению опыта.
Идентификаторы и классификаторы
Современных студентов в полной мере можно назвать типичными представителями эпохи транзитивности, характеризующейся множественностью вариантов существования социального мира при постоянном изменении этих вариантов без определенного
содержания и вектора [Марцинковская, Полева 2017]. Обучение в вузе, неопределенность социальных трансформаций, мультикультурность, обусловленная массовыми миграциями населения, требуют эмоциональной устойчивости, толерантности к неопределенности, личностной зрелости от молодых людей, которые все чаще испытывают состояние напряженности, тревоги, депрессии [Иванов, Колоколов 2019].
Список литературы
1. Буцык С.В. “Цифровое” поколение в вузах и школах российского региона: настоящее и будущее // Стратегические приоритеты. 2018. № 4 (20). С. 136-145. EDN: ZIQEKD
2. Иванов Д.Е., Колоколов Г.Р. Влияние учебной нагрузки на уровни депрессии и тревоги у студентов вуза // Медицина труда и промышленная экология. 2019. Т. 59. № 9. С. 634-635. DOI: 10.31089/1026-9428-2019-59-9-634-635 EDN: SDZJWV
3. Истратова О.Н., Лызь Н.А. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 326-330. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0074 EDN: LCMPXF
4. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 118-120. EDN: RRUAKZ
5. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 67-98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98 EDN: VIDDBK
6. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1. С. 24-37. URL: https://rucont.ru/efd/602585 (дата обращения 30.11.2023). EDN: YZICSH
7. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. С. 32-38. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38 EDN: YDWEGA
8. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ “Психодиагностика”, 1996. 12 с.
9. Тарасова Е.М. Некоторые психологические особенности студентов поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 62-70. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-62-70 EDN: BPFCFD
10. Bunce L., Baird A. Jones S.E. The Student-As-Consumer Approach in Higher Education and Its Effects on Academic Performance // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 42. No. 11. P. 1-21. DOI: 10.1080/03075079.2015.1127908
11. Kahu E.R. Framing Student Engagement in Higher Education // Studies in Higher Education. Vol. 38. No. 5. P. 758-773. DOI: 10.1080/03075079.2011.598505
12. Matus N., Rusu C., Cano S. Student eXperience: A Systematic Literature Review // Applied Sciences. Vol. 11. No. 20. Art. no. 9543. DOI: 10.3390/app11209543
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен сравнительный анализ психологических характеристик людей с разным предпочтением виртуального пространства в 2021 г. и в 2023 г. В исследовании приняли участие 351 респондент в возрасте от 17 до 35 лет. Использовались следующие шкалы:«Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Пятифакторный опросник осознанности» (FFMQ), «Шкала психологического благополучия».Результаты показали, что в целом группе респондентов 2023 г. по сравнению с респондентами 2021 г. характерно реже отдавать свой выбор в пользу онлайн-коммуникации; иметь меньше негативных последствий использования интернета, отражающихся на повседневной жизни; обладать большим чувством личностного развития. Различие в психологических характеристиках между подгруппами людей, предпочитающих реальное взаимодействие с миром и комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г. практически отсутствует и характеризуется лишь большим ощущением личностного прогресса у последних. Ситуация 2021 г. обратная: люди, предпочитающие реальное взаимодействие с миром, демонстрируют более высокий уровень благополучия и менее выраженные факторы проблемности использования интернета. Респонденты, предпочитающие комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г., чувствуют себя более благополучно, а использование ими виртуальной реальности носит более адаптивный характер. Респонденты, отдающие предпочтение виртуальной форме взаимодействия с миром в 2023 г., имеют значительные различия в психологических характеристиках как в сравнении с другими респондентами выборки 2023 г., так и с подгруппой с аналогичным предпочтением виртуального взаимодействия в 2021 г. Они также имеют значительно более низкий уровень психологического благополучия.
Актуальность исследования определяется растущей распространенностью в подростковой среде саморазрушающего поведения как реакции на сложное психическое состояние, стрессы и переживание кризиса. С другой стороны, многочисленные исследования показывают доминанту фактора родительско-детских отношений в картине эмоциональных сложностей подростков. Представлены данные эмпирического исследования, в котором приняли участие 60 подростков. В исследовании изучались представления подростков о родительском отношении к ним, воспитательной позиции родителей; склонность к отклоняющемуся поведению, в том числе самоповреждающему; склонность к суицидальным реакциям. Полученные эмпирические данные, обобщенные закономерности составляют серьезное основание для выделения фактора деструктивных детско-родительских отношений как одной из причин саморазрушающего поведения подростков. Родительско-детские отношения изучались в представлениях подростков о стиле родительского воспитания, характере родительского отношения.
В работе проведен сравнительный анализ уровня толерантности к ситуации неопределенности и стратегий совладания со стрессом, вызванным тяжелым заболеванием у одиноких и имеющих семью пациенток. Выборку составили 50 пациенток, страдающих II-IV стадией рака молочной железы и проходивших лечение в МОНИКИ им. М.Ф. Владмирского; средний возраст - 54,38 ± 10,28 лет; длительность заболевания - от 3 месяцев до 8 лет. Выборка разделена на 2 подвыборки по семейному статусу: 23 одинокие женщины и 27 женщин, имеющих семью. Методики исследования: клиническое полуструктурированное интервью (на основе модели А. Клеймана); Шкала IUS (Freeston et al., 1994, в рус. адаптации А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина, А.А. Разлуцкий, А.М. Мерзлякова, 2022); опросник СОРЕ (Carver et al., 1989, в рус. адаптации Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева и Е.Н. Осин, 2013); Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР) (Т.В. Корнилова, 2013); тест «ВДИО» (А.Ш. Тхостов, С.П. Елшанский, 2003; модификация А.С. Нелюбиной, А.Ш. Тхостова, 2013). Выявлено, что одинокие пациентки значимо чаще, чем имеющие семью, использовали такие адаптивные стратегии, как вигильность, планирование и принятие. При этом пациентки обеих групп не прибегали к поиску социальной поддержки при совладании с заболеванием. Чем выше интолерантность к неопределенности у пациентки, тем чаще она выбирала неадаптивные стратегии совладания, такие как сверхбдительность, прокрастинация и избегание.
В статье представлено исследование специфики психологического благополучия, самоактуализации и их связи у сотрудников коммерческой организации разного возраста. В исследовании приняли участие 208 человек (n = 208), разделенных на три возрастные группы: ранняя (n = 63), средняя (n = 102) и поздняя (n = 43) взрослость. Для изучения возрастной специфики связи психологического благополучия и самоактуализации использовались психологические тесты и опросы для сбора информации и корреляционный и регрессионный анализы для обработки результатов. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации во все периоды взрослости. В период средней взрослости уровень субъективного счастья значимо выше, чем в период ранней взрослости, уровень целей в жизни значимо выше, чем в периоды ранней и поздней взрослости, позитивные отношения значимо выше, чем в период поздней взрослости. Также было выявлено, что предикторами психологического благополучия являются такие показатели, как самоуважение во все периоды взрослости, ориентация во времени в период ранней и средней взрослости, а ценностные ориентации - только в период средней взрослости.
В статье рассматриваются основы развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и практическое исследование этих компонентов. Приводятся основные новообразования дошкольного возраста, исследованные отечественными учеными. Дан анализ современного состояния становления компонентов эмоционального интеллекта у дошкольников разных возрастных групп (5-6 лет и 6-7 лет).
В работе рассмотрены стилевые особенности деятельности и интегральной индивидуальности практических психологов системы образования. В статье представлены степени развития пяти профессиональных действий (адаптационные, регуляционные, организационные, действия констатации и действия преобразования) и описаны проявления свойств индивидуальности (личностных, психодинамических и свойств нервной системы). Особое внимание уделено выявлению связей стилевых особенностей деятельности и интегральной индивидуальности. Выборка исследования - 74 человека (N = 74). Обнаружены корреляционные связи компонентов стиля деятельности с особенностями интегральной индивидуальности. Наибольшее количество связей обнаружил такой компонент стиля деятельности, как организационные действия - эти действия коррелируют с 12 свойствами интегральной индивидуальности, что подтверждает ведущее значение этого компонента в структуре стиля деятельности и интегральной индивидуальности. Реализации профессиональных задач посредством профессиональных действий способствуют как свойства личности в своей значительной части, так и свойства темперамента. Выделены профессиональные действия, на выраженность которых оказывает влияние только личностный уровень индивидуальности. К ним относятся действия адаптации и констатации. Описаны профессиональные действия, на выраженность которых одновременно влияют свойства, относящиеся к разным уровням индивидуальности: свойства личности и свойства темперамента. Свойства нервной системы не оказывают значительного влияния на выраженность профессиональных действий.
Ребенок дошкольного возраста активно формирует у себя ощущение времени на основе режимных, цикличных моментов повседневности, что приводит к появлению у него помимо настоящего и первичных представлений о будущем. Информационная среда как одно из пространств детской картины мира включается в жизнь ребенка на уровне режимного компонента (ежедневном проведении досуга в окружении гаджетов, СМИ, видеотрансляций на разных носителях). Информационная среда, включаясь в режимные моменты повседневности ребенка дошкольного возраста, может оказывать существенное влияние на формирование детской картины мира (включая настоящее и ближайшее будущее), окрашивая ее в разные тональности (формируя уверенность в завтрашнем дне или тревожность и страхи). В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики детской картины мира под влиянием информационной среды разной степени интенсивности. Показано, что информационная среда высокой степени интенсивности оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста негативно окрашенной картины мира и своего будущего в нем, у таких детей низкий уровень удовлетворенности жизнью и выраженная потребность в стабильности внешнего мира. Мальчики оказались более включенными в информационную среду, чем девочки. Обнаружено, что дети, находящиеся в информационной среде слабой степени интенсивности, уделяют много внимания непосредственной коммуникации с родителями и сиблингами, испытывают позитивные эмоции от взаимодействия с семьей, имеют позитивно окрашенную картину мира и оптимистично смотрят на свое будущее в нем.
В 2023 г. технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) стали доступны многим пользователям смартфонов и цифровых услуг. ИИ представлен в виде голосовых помощников (ГП), музыкальных рекомендаций, виртуальных ассистентов и даже в качестве психотерапевтической помощи.Такое распространение ИИ сказалось и на интересе психологов к теме взаимодействия человек-ИИ. В нашей работе, следуя традиции исследования социальных представлений Московиси [Moscovici 2015], мы рассматриваем ИИ как объект социального представления. На примере ГП мы проводим реконструкцию смыслового поля у пользователей данной технологии и предлагаем описание процесса его формирования. Исследование проходило в три этапа: свободные ассоциации, интервью и опрос. В интервью выборка составила 15 человек, в свободных ассоциациях - 168 человек (было проанализировано 3329 ассоциаций со словосочетанием «Голосовой помощник»), в опросе по методу семантического дифференциала - 800 человек. В результате анализа были получены следующие результаты: смысловое поле на данном этапе изучения представления о ГП позитивно-нейтральное; сами ассоциации делятся на две темы: об интеллектуальных способностях и эмоциональных качествах ГП. В ходе анализа методом семантического дифференциала отдельно выделились три фактора: полезность, эмоциональность и юмор. Мы предполагаем, что именно в категории этих трех факторов происходит формирование представления о конкретном ГП.Описание самого процесса формирования представления предлагается по результатам интервью. Были выделены два основных этапа в «общении» с ГП: формирование образа и взаимодействие с готовым образом.В продолжении текущей исследовательской работы планируется изучение влияния образа ГП в рамках текущей модели восприятия на различные особенности взаимодействия с ним (например, в рамках экономических решений).
Данные исследований показывают, что участники ролевых игр в России становятся старше, среди них растет доля женщин. Россияне участвуют в ролевых играх живого действия 5-14 лет, что говорит об их бóльшей опытности по сравнению с американцами (но шведы часто занимаются этим даже дольше). С точки зрения затрат и доходов РИЖД - скорее волонтерство, чем заработок для организаторов. Зарабатывают на ролевых играх в первую очередь бизнесы, непосредственно не участвующие в РИЖД, но находящиеся достаточно близко к игровому процессу (например, места проведения (гостиницы/пансионаты), мастерские по пошиву одежды и пр.). Достаточно новым явлением для РИЖД в России является участие государства в финансировании ролевых игр (на данный момент - только с участием подростков-школьников). Основная мотивация участия в ролевых играх живого действия среди россиян - желание прожить ситуации, с которыми участники не столкнутся в жизни. Американские ролевики больше ценят возможность провести время с друзьями и ставить сложные цели своим персонажам, а шведы больше ценят ощущение жизни в другой реальности.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/