ВВЕДЕНИЕ. Современная система международных отношений характеризуется невероятной сложностью протекающих в ней процессов и наблюдаемых явлений. Так, в разных странах происходит трансформация существующих государственно-правовых форм, наблюдаются кризисы институтов власти. На политической карте мира возникают новые государственные образования, устоявшиеся форматы международно-правового взаимодействия видоизменяются. При этом государства по-прежнему являются главными участниками международно-правового общения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для глубокого анализа современной системы международных отношений в целом и положения в ней отдельных государств наряду с количественными показателями необходим исследовательский инструментарий, позволяющий давать оценки качественного характера. Представляется, что одной из основных категорий, позволяющих наиболее полно оценить качественное положение тех или иных государств в мировой системе и проанализировать разные внешние проявления их сущностных и наиболее значимых характеристик, является категория «государственность». Настоящая статья посвящена теоретическому анализу категории «государственность» как понятия, посредством которого описывается неизменная внутренняя сущность государства как политического союза и участника международно-правового общения и ключевые формы ее внешней репрезентации в международных отношениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Государственность предстает как качественная и комплексная характеристика государственной организованности общества и степени развитости его нематериальной культуры, внешне проявляющихся в различных способах и формах политико-правового устройства этого общества и основывающихся на исторической преемственности его развития. Государственность не тождественна понятию государства, поскольку выступает качественной характеристикой государственно-организованного общества. Государственность – это отображение внутренней организующей сущности государства. Носителем государственности является народ.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем. Во-первых, главными формами внешней реализации государственности в международном праве выступают авторитет государства и его национальная государственная традиция. Авторитет государства связан с понятием международной законности и основывается на постоянном и осознанном следовании государства общим началам и принципам международного права. Национальная государственная традиция характеризует государство как участника международно-правовых отношений, обладающего собственной устоявшейся государственной культурой. Во-вторых, современная система международных отношений предстает как система отношений авторитетов государств, за которыми стоят все их многообразнейшие и разноплановые статусы и характеристики.
Идентификаторы и классификаторы
Категория «государственность» является для международного права достаточно
новой. Через нее исследователи все чаще пытаются осмыслить многообразные грани существования и развития государств в современном мире, объяснить происхождение разнообразных политических феноменов, наиболее полно выявить сущность и смысл государственно-политического развития обществ и народов и их взаимодействия между собой [Сулейманов 2020:6-7].
Список литературы
1. Броунли Я. 1977. Международное право. В 2 кн. Кн. 1. М.: Прогресс. 535 с.
2. Величко А.М., прот. Тимофей Фетисов. 2016. Библейская философия права и власти. М.: Вече. 192 с.
3. Грачев Н.И. 2017. Сущность государства. - Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 4 (117). С. 11-24.
4. Ильин И.А. 1993. О сущности правосознания. М.: Рарогъ. 235 с.
5. Ильин М.В. 2011. Альтернативные формы суверенной государственности. - Сравнительная политика. № 3 (5). Т. 2. С. 11-19.
6. Ильин М.В. 2008. Формула государственности. - Полития. № 3. С. 67-78.
7. Комаровский Л. 1905. Международное право. М. 118 с.
8. Котарева О.В. 2023. Государственность: теоретикоправовой аспект. - Вестник Сибирского юридического института МВД России. № 2 (53). С. 151-155.
9. Мартенс Ф.Ф. 1873. О консулах и консульской юрисдикции на Востоке. СПб.: Типография Министерства путей сообщения. 601 с.
10. Оппенгейм Л. 1948-1950. Международное право. М.: Государственное издательство иностранной литературы. Т. 1: Мир. Полутом 1. 408 с.
11. Сулейманов Б.Б. 2020. Государственность: проблемы осмысления категории. - Российское право онлайн. № 1. С. 5-9.
12. Тихомиров Л.А. 2016. Монархическая государственность. М.: Изд-во «Э». 608 с.
13. Томсинов В.А. 2019. Христианская доктрина международного права в творчестве Л.А. Комаровского. - Вестник Московского университета. Серия 11: Право. № 3. С. 38-67.
14. Токарев А.А. 2012. Концептуализация и операционализация понятия «государственность». - Вестник МГИМО-Университета. № 4 (25). С. 247-254.
15. Цыбулевская О.И. 2022. Аксиологический подход к праву в глобализирующемся мире. - Байкальские компаративистские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск. С. 52-59.
16. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. 2015. Нравственно-правовое измерение пределов государственной власти. - Право и современные государства. № 6. С. 10-17.
17. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. 2024. Проблема свободы и ответственности через призму аналитической философии. - Юридическая техника. № 18. С. 205-208.
18. Шумилов В.М. 2015. О «Глобальном праве» как формирующейся правовой суперсистеме. - Московский журнал международного права. № 4. С. 4-17.
19. Щипков А.В. 2017. Социал-традиция. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 320 с.
20. Brownlie I. 1990. Principles of public international law. 4th ed. Oxford. 748 p.
21. Crawford J. 1977. The criteria for statehood in international law. - British yearbook of International law. P. 93-182.
Выпуск
Другие статьи выпуска
ВВЕДЕНИЕ. Международная унификация норм, регулирующих морские перевозки груза, имела и имеет важное значение. Несмотря на все трудности в осуществлении общих задач сближения норм национального законодательства, обусловленные историческими, экономическими и политическими причинами, а также разными подходами к процедуре принятия, ратификации и вступлению в силу международных правовых актов, в сфере международных морских перевозок принимаются и вступают в силу конвенции, которые оказывают влияние на развитие торговых связей и торговых отношений. Современный рынок товаров и услуг требует использовать преимущества новой экономики, проявляющиеся во внедрении цифровых технологий, составной частью которых являются электронные способы взаимосвязей, включая электронные транспортные документы. Наиболее важным транспортным документом в торговом мореплавании является электронный коносамент. Проблема правового обеспечения выдачи коносамента в электронной форме, передачи зафиксированных в нем имущественных прав должна решаться в цифровом пространстве российской и зарубежной экономики. Развитие цифровой экономики не остановить, правовое регулирование отношений по оформлению договора морской перевозки груза должно соответствовать ее поступательному движению.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования являются международные конвенции, типовые международные документы, предписания иностранных и национальных законов и других правовых актов. Многообразие методов, используемых для написания научного исследования, проявляется в различного рода технических и юридических приемах познания, каковыми являются аналитический анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-юридические способы общенаучной методологии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенное научное и практическое исследование позволило понять необходимость внедрения новых форм транспортных документов в международном торговом мореплавании и показать пути и способы реализации норм международных конвенций и национальных законов для достижения поставленной цели. Впервые на международном уровне предписания об электронных транспортных документах были зафиксированы в конвенции, получившей название Роттердамские правила. Однако конвенция не вступила в силу, ее положения требуют развития в национальном законодательстве. Коносамент относится к категории ценных бумаг, и его использование в электронной форме требует осмысления всех правовых конструкций, которые определяют его правовой статус и возможности передачи имущественных прав, воплощенных в этом транспортном документе, а также возможности осуществления товарораспорядительной функции коносамента.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Автор настоящего научного исследования приходит к выводу о том, что появление международных конвенций, типовых законов, иностранных и национальных правовых норм неизбежно приводит к необходимости правового обеспечения международной торговли новыми формами транспортных документов, каковыми являются электронные коносаменты. В статье приводятся мнения ученых и практиков, в том числе зарубежных, об использовании электронного коносамента при оформлении договора морской перевозки груза. Показаны некоторые новеллы российского и иностранного законодательства, способствующие решению вопроса о передаче прав на товар, переданный грузоотправителем перевозчику, зафиксированные в электронной форме. Решение проблемы возможно с использованием цифрового права и цифровой экономики. Потребуется правовое переосмысление способов передачи имущественных прав и обеспечение безопасности осуществления имущественных прав законного владельца груза (товара). Правовые нормы об электронном коносаменте должны развиваться. Возможно создание специальной правовой конструкции электронного коносамента, соответствующей требованиям и задачам цифрового права. В связи с этим возможны изменения в гражданском законодательстве Российской Федерации (РФ), включая Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ). Правовая природа коносамента отличается от правовой природы других ценных бумаг: она отражает не только принципы и постулаты гражданского права РФ, но и находится в объяснимом соответствии с правом торгового мореплавания, регулирующим отношения по морской перевозке груза. В свою очередь правоотношения по морской перевозке груза, особенно осуществляемой в заграничном сообщении, подвержены влиянию международных конвенций, договоров и соглашений. Влияние и значение международных конвенций, соглашений и международных договоров огромно, имплементация предписаний этих международных актов осуществляется разными правовыми способами. В статье показано влияние предписаний об электронных транспортных документах, содержащихся в Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 г. (Роттердамских правилах).
ВВЕДЕНИЕ. Текущая стадия развития интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС) сопровождается столкновением между наднациональными интересами ЕС и национальными интересами отдельных государств – членов ЕС, которые выступают за построение национальной государственной и правовой системы в соответствии с собственными национальными представлениями. В целях приведения национальных подходов к наднациональным стандартам институтам ЕС потребовалось формирование механизмов принуждения, которые облачены в форму механизмов контроля над соблюдением господства права в отдельных государствах – членах ЕС. Одним из наиболее ярких примеров применения соответствующих механизмов стало принуждение Польши к соблюдению принципа господства права в его наднациональном понимании. Исследование польского опыта приобретает дополнительную актуальность в контексте того, что давление со стороны институтов ЕС способствовало смене правящей партии в Польше. На выборах в Сейм 2023 г. PiS проиграла и в декабре 2023 г. в Польше к власти пришло проевропейское правительство во главе с Д. Туском. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы на основе анализа практики применения механизмов принуждения к соблюдению принципа господства права (в понимании ЕС) в отношении Польши выявить ключевые аспекты эволюции, а также текущее состояние системы принуждения государств-членов к соблюдению основных ценностей ЕС.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При проведении исследования был использован широкий круг наднациональных актов и официальных документов ЕС, связанных с применением по отношению к Польше механизмов принуждения к соблюдению принципа господства права. Также в качестве источника для анализа были использованы материалы правоприменительной практики Суда ЕС. Дополнительно были привлечены публикации в средствах массовой информации, официальные выступления и заявления польских и европейских политических деятелей. Были использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод) и специальные научные методы, которые включают в себя: сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, метод анализа судебной практики, формально-юридический метод и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье осуществлен последовательный анализ ключевых механизмов принуждения Польши к соблюдению требований принципа господства права в его наднациональной трактовке, который многое объясняет в поляризации политических сил страны и периодически обостряющемся противостоянии Польши и институтов ЕС. Осуществлена оценка эффективности примененных механизмов.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. На основе анализа польского опыта сформулирован вывод о том, что в настоящее время в ЕС сформировался действенный финансово-бюджетный механизм принуждения государств-членов к соблюдению требований принципа господства права. Обосновано, что данный механизм сегодня включает в себя два ключевых элемента: общий (механизм обусловленности господством права мер по защите бюджета ЕС) и специальный (механизм обусловленности господством права предоставления финансирования из специального Фонда восстановления и устойчивости, сформированного в целях обеспечения постпандемийного восстановления в 2021–2027 гг.). Также в статье сделан вывод о неэффективности иных механизмов принуждения государств – членов ЕС к соблюдению принципа господства права в его наднациональном понимании. Так, низкой эффективностью отличаются: Рамочная процедура борьбы с системными угрозами господства права; Механизм устранения серьезного и устойчивого нарушения государством-членом ценностей ЕС; Механизм укрепления господства права; а также обжалование отдельных действий государств-членов в Суде ЕС.
ВВЕДЕНИЕ. В статье рассматривается вопрос о таком распространенном в практике общения на международных «космических» площадках понятии, как «космический мусор», в частности, о том, что с точки зрения норм международного космического права (МКП) представляет собой данное словосочетание, введенное в международный оборот еще в 70‒90-е годы прошлого столетия при обсуждении создаваемой им проблемы засорения околоземного пространства.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования являются договоры МКП, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), доклады Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, а также его Юридического и Научно-технического подкомитетов, выступления представителей делегаций на сессиях, труды российских и зарубежных ученых, материалы международных структур, в частности Межагентского координационного комитета по космическому мусору, нормативные акты США. Проводя сравнительный анализ нормативных и иных документов названных структур, а также отдельных положений международных договоров (с учетом их понятийного и словарно-терминологического содержания) автор использует общенаучный метод познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нынешнее усиление интереса к вопросу активного удаления «космического мусора» выявило необходимость выяснения международно-правовой основы возникновения и использования данного понятия для дальнейших возможных практических и международно-правовых действий, направленных на решение проблем, связанных с таким удалением. Отмечается отсутствие единообразия в использовании терминов и словосочетаний по исследуемой проблематике, рассматриваются определения «космического мусора», разработанные без должного учета применимых норм международного космического права, а также даются нормативные пояснения статуса документов, принимаемых в данной области различными международными структурами и организациями.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Оценивая существующее в настоящее время положение дел в вопросах загрязненности околоземного космического пространства, можно отметить, что вопрос активного удаления «космического мусора» следует решать в контексте обеспечения безопасного доступа в космос, который представляет собой составную часть триединой проблемы управления космическим движением, регулирование которого становится насущной проблемой и требует разработки общепризнанного юридически-обязательного международного договора.
ВВЕДЕНИЕ. В данной статье подробно проанализированы наиболее актуальные положения норм международного частного права в морских перевозках грузов – Гаагских, Гааго-Висбийских, Гамбургских и Роттердамских правил. Исследуется развитие морских конвенций о перевозках грузов морем от минимальных стандартов, устанавливающих обязательства и ответственность перевозчика, до подробно унифицированных правовых систем, регулирующих коносаментные перевозки. Анализируется развитие регулирования важнейших институтов: ответственности и обязанностей перевозчика, ответственности грузоотправителя; новеллы о транспортных записях.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Особое место в исследовании уделено проведению сравнительного анализа, выявлению различий между положениями морских конвенций о грузоперевозках, а также изучению основных достоинств и недостатков конвенционного закрепления основных правил, направленных на урегулирование отношений по трансграничной грузоперевозке морем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. Эволюция положений морских конвенций демонстрирует их модернизацию в каждом следующем варианте с тенденцией к расширению сферы территориального и предметного применения, включающей регулирование таких важнейших в сфере международных перевозок областей как ответственность перевозчика и переход бремени доказывания, детализацию регламентирования использования коносаментов. Обоснован тезис, что взаимное cосуществование трех международных режимов регулирования морских перевозок (Гаагских, Гааго-Висбийских и Гамбургских правил) нарушило его единообразие. Реализация положений Роттердамской конвенции, содержащих подробную регламентацию всех сторон договора морской перевозки груза, в перспективе будет способствовать заполнению правовых пробелов, которые до этого времени восполнялись нормами национального законодательства, что, в свою очередь, приводило к различиям между правовыми нормами отдельных стран и к значительному числу судебных разбирательств. Обоснован вывод, что для решения проблемы международно-правовых коллизий необходимо достижение консенсуса по поводу ратификации международного акта, который бы унифицировал правила международной морской перевозки грузов. Для суверенных государств при этом актуальным является принятие таких нормативно-правовых актов, которые будут защищать интересы соответствующих перевозчиков, а также возможность ратификации конвенций с оговорками и изъятиями.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В исследовании обосновывается вывод о необходимости совершенствования спорных норм национального законодательства и восполнения лакун, вследствие наличия которых возникают судебные разбирательства, и включении норм современных международных морских конвенций, содержащих актуальные и полезные для участников данных правоотношений положения, в законодательство Российской Федерации, с учетом механизма влияния зарубежного права на контрактные и внедоговорные отношения между юридическими и физическими лицами, а также на основе соблюдения баланса интересов крупных судоходных и грузовладельческих компаний России.
ВВЕДЕНИЕ. Предметом настоящего исследования являются достижения (результаты) технологий, а точнее – продукты с искусственным интеллектом (ИИ) (интеллектуальная машина; интеллектуальная компьютерная программа и др.) и их влияние на реализацию прав человека через призму человеческого разума и в контексте международно-правового измерения, включая правозащитное измерение.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Научное исследование основано на работах как российских, так и зарубежных специалистов в области права, международного права, международного права прав человека, а также специалистов в области регулирования и использования продуктов искусственного интеллекта. Проанализированы документы и материалы международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций (ООН), а также национальные правовые акты Российской Федерации. При подготовке исследования использовались общенаучные, сравнительно-правовые и специально-юридические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках проведенного исследования авторы погружаются в понятие самого термина «искусственный интеллект» и приходят к выводу, что несмотря на его широкое использование специалистами в различных областях, единого определения этого термина на данный момент не существует. Авторы проанализировали национальную правовую базу Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующую использование продуктов ИИ, а также международно-правовые достижения в регулировании данной сферы (прежде всего на универсальном (ООН) и интеграционном (Европейский союз) уровнях), уделив особое внимание реализации и соблюдению прав и свобод человека.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторы пришли к выводу, что природа влияния ИИ на реализацию прав человека двойственна. Уже на начальном этапе определения правового режима разработки и использования продуктов ИИ закладываются слабые механизмы контроля и ответственности в этой сфере. Возникает вопрос: какой правовой режим предпочтительнее для государств, чьи корпорации лидируют в разработке продуктов ИИ. Несмотря на существующие международные механизмы правового регулирования, эта защита все еще недостаточна.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/