Статья: ОБРАЗ ПРОТИВОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КИНОПРАКТИКАХ О КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ (2025)

Читать онлайн

Введение. Космическая гонка играет важную роль в конструировании современного нарратива, обосновывающего политические амбиции, технический прогресс и положение статус-кво. В связи с этим целью статьи является анализ образа противостояния двух сверхдержав в период космической гонки. Методология и источники. В статье используется сравнительный анализ различных нарративных моделей и образно-визуального ряда отечественных и зарубежных фильмов. Для понимания особенностей формирования образа противостояния при меняется междисциплинарный подход. Основными источниками исследования вы ступают как работы теоретиков «memory studies» П. Хаттона, Яна Ассмана, М. Хальб вакса, П. Нора, так и современных исследователей отечественного кинематографа О. Ю. Малиновой, А. Е. Пискуновой, Н. А. Лысовой, Д. В. Мдянец, Е. Ю. Перовой, а также концепция миметического желания Р. Жерара. Временные рамки для отбора матери ала определялись с опорой на периодизацию, предложенную коллективом авторов под руководством В. С. Авдонина, и ограничиваются современным этапом «селектив ного использования истории». Материалом для анализа выступили отечественные и зарубежные фильмы о космической гонке: «Время первых», «Покажи мне луну», «Темные фигуры», «Салют-7». Результаты и обсуждение. Современные отечественные фильмы, посвященные освоению космоса, конструируют образ вневременного противостояния между Россией и Западом. Этот нарратив пронизывает имперское и советское прошлое и находит отражение в современной политической риторике. В основе сюжета лежит идея миметического соперничества двух сверхдержав. Мотивации героев отечественных и зарубежных фильмов пересекаются. Однако если отечественный нарратив обращается к ностальгии по прошлому, то зарубежный выстраивается на оппозиции с прошлым по вопросам гендерной, расовой и национальной дискриминации. Заключение. Делается вывод, о доминирующей роли достижений прошлого в кон струировании коллективной памяти. Героизм демонстрируется через мобилизацию внутренних ресурсов в «мирное» время и очеловечивание мифологизированных ра нее героических образов.

Introduction. The space race plays an important role in shaping the modern narrative, justifying political ambitions, technological progress, and the status quo. Therefore, the aim of the article is to analyze the image of confrontation between two superpowers during the space race. Methodology and sources. The article uses a comparative analysis of various narrative models and visual imagery in domestic and foreign movies. An interdisciplinary approach is applied to understand the specificities of the formation of the image of confrontation. The main sources of the research are the works of theorists in memory studies such as P. Hutton, Jan Assmann, M. Halbwachs, P. Nora, as well as contemporary researchers of Russian cinema O. J. Malinova, E. А. Piskunova, D. V. Medyanets, N. A. Lysova, E. A. Perova, as well as the concept of mimetic desire by R. Girard. Results and discussion. It has been shown that modern Russian movies dedicated to space exploration construct an image of timeless confrontation between Russia and the West. This narrative permeates the imperial and Soviet past, and is also reflected in contemporary political rhetoric. The plot is based on the idea of mimetic rivalry between two superpowers. The motivation of the characters in domestic and foreign films intersects. However, while the domestic narrative appeals to nostalgia for the past, the foreign one is built on opposition to the past on issues of gender, racial, and national discrimination. Conclusion. The conclusion is drawn about the dominant role of past achievements in constructing collective memory. Heroism is demonstrated through the mobilization of internal resources in “peaceful” times and humanization of previously mythologized heroic images.

Ключевые фразы: холодная война, естественное, кино, космос, образ свойчужой
Автор (ы): Добронравов Кирилл Олегович
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
130.2. Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения
Для цитирования:
ДОБРОНРАВОВ К. О. ОБРАЗ ПРОТИВОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КИНОПРАКТИКАХ О КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ // ДИСКУРС. 2025. Т. 11 № 1
Текстовый фрагмент статьи