Введение. В статье представлен обзор конститутивных признаков медиаполитического дискурса. Цель статьи - определение сущностных параметров современного англоязычного медиаполитического дискурса. Рассматриваются основные компоненты данного типа дискурса, его аксиологическая структура. Особое внимание уделяется идеологичности и манипулятивному характеру медиаполитического дискурса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выделения медиаполитического дискурса в качестве одного из разделов теории дискурса посредством системного изучения его системообразующих особенностей. Методология и источники. Методологическая база статьи представлена отдельными положениями функционального подхода к анализу дискурса, в частности критического дискурс-анализа, а также когнитивной лингвистики, медиадискурса, медиалингвистики, мультимодального подхода к исследованию дискурса. Основным методом является аналитический научный обзор отечественных и зарубежных трудов по теории дискурса. Результаты и обсуждение. Согласно результатам обзора основными компонентами медиаполитического дискурса являются политическая тематика, политические акторы, политический язык, а также средства массовой информации, опосредующие коммуникацию в рамках медиаполитического дискурса. К числу фундаментальных характеристик медиаполитического дискурса относятся идеологичность, манипулятивность, персуазивность, эмоциональность, поликодовость, информативность, динамичность, театральность. Сетевой медиаполитический дискурс, как и сетевой дискурс вообще, характеризуется гибридностью, стилистической неоднородностью, креолизованностью, многоканальностью и диалогичностью и предполагает дистантное интерактивное и иммерсивное общение виртуальных собеседников. Очевиден более высокий уровень актуализации, оперативности и информативности сетевого медиаполитического дискурса по сравнению с традиционными СМИ. Новые медиа дополняют традиционные медийные задачи новыми функциями. Аксиологический ореол текста, под которым подразумевается весь набор ценностей, представленных в тексте, оказывает решающее воздействие на интерпретацию идеологической позиции автора и способствует усилению суггестивности медиаполитического текста. Заключение. Основной функцией медиаполитического дискурса можно считать конструирование в данном типе дискурса коллективной политической реальности. Медиаполитический дискурс представляет собой конструкт, обладающий конститутивной силой и участвующий в создании социальной реальности. Медиполитическая картина мира конструируется посредством трансляции определенных образов, смыслов, идеологии, ценностей и политических взглядов. Исходя из таких особенностей медиаполитического дискурса, как поликодовость и многоуровневость представляется целесообразным рассматривать этот тип дискурса с позиции мультимодальности.
Introduction. The article presents an overview of the constitutive features of media political discourse. The aim of the article is to determine the essential parameters of modern Englishlanguage media-political discourse. The main components of this type of discourse, its axiological structure are considered. Special attention is paid to the ideological and manipulative nature of media political discourse. The relevance of the study is conditioned by the necessity of singling out media political discourse as one of the sections of discourse theory through the meticulous study of its system-forming features. Methodology and sources. As a methodological basis, the article uses some ideas of the functional approach to discourse analysis, in particular, critical discourse analysis, as well as cognitive linguistics, media discourse, medialinguistics, multimodal approach to the study of discourse. The main method is an analytical scientific review of Russian and foreign works on discourse theory. Results and discussion. According to the results of the review, the main components of media political discourse are political topics, political actors, political language, and, mainly, mass media that mediate communication within the framework of MPD. The fundamental characteristics of media political discourse include ideology, manipulativeness, persuasiveness, emotionality, polycodicity, informativeness, dynamism, and theatricality. Virtual media-political discourse, as well as Internet discourse in general, is characterized by hybridity, stylistic heterogeneity, creolization, multichannel and dialogicality, and involves remote interactive and immersive communication of virtual interlocutors. A higher level of actualization, timeliness and informativeness of online media-political discourse compared to traditional media is evident. New media supplement traditional media tasks with new functions. The axiological halo of the text, which means the whole set of values presented in the text, has a decisive impact on the interpretation of the author’s ideological position and contributes to the strengthening of the media political text’s suggestiveness. Based on the definition of such features of media political discourse as polycode and multilevel, it seems most effective to consider this type of discourse from the position of multimodality. Conclusion. The main function of media political discourse can be considered the construction of collective political reality in this type of discourse. Media political discourse is a construct that has constitutive power and participates in the construction of social reality. The media political picture of the world is constructed through the broadcasting of certain images, meanings, ideological attitudes, values and political preferences.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Цель настоящей статьи состоит в выявлении сущностных параметров медиаполитического дискурса в современной лингвистике на основании обзора научных исследований в области дискурсологии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выделения медиаполитического дискурса (МПД) в качестве одного из разделов теории дискурса посредством системного изучения его системообразующих особенностей, а также релевантностью определения наиболее подходящих для изучения этого типа дискурса подходов и инструментов. Сложность и объемность рассматриваемого явления порождает множество трудов, посвященных его исследованию, а также разнообразие мнений относительно его природы и характера функционирования. В связи с этим работы, ориентированные на систематизацию существующих подходов к интерпретации МПД, видятся особенно востребованными. Исследование МПД позволяет эксплицировать идеологические и функциональные зависимости, возникающие при взаимодействии медиадискурса с другими политическими институтами. Обращение к МПД становится более релевантным в связи с интенсификацией медиатизации политики [1, с. 220].
Список литературы
1. Сулина О. В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестн. ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2014, № 1. С. 217-222. EDN: SEQIPD
2. Гунькова Д. Е. Дискурсивная личность американского политического комментатора-радиоведущего: дис. … канд. филол. наук / СПбГЭУ. СПб., 2022. EDN: YFHWLV
3. Степанова Н. В., Курганская Е. В. Медиаполитический дискурс: концепции и подходы к исследованию // ДИСКУРС. 2024. Т. 10, № 3. C. 86-99. DOI: 10.32603/2412-8562-2024-10-3-86-99 EDN: FKVCAN
4. Орлова О. Г. Жанры политического медиадискурса // Вопросы журналистики. 2020. № 7. С. 56-73. DOI: 10.17223/26188422/7/4 EDN: NPOCGU
5. Марьянчик В. А. Медиа-политическй текст: сценарии, нормы, стереотипы. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2011.
6. Ремчукова Е. А., Апостолиди А. А. Малоформатные медиатексты “новостного потока” в фокусе лингвистики: жанровые и языковые особенности // Вестн. РУДН. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9, № 3. С. 651-668. DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668 EDN: YBJIUX
7. Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилистический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук / Северный (Арктический) фед. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2013. EDN: ZOTVLJ
8. Суханов Ю. Ю. Специфика политического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-1 (71). С. 147-149. EDN: YLPYNR
9. Желтухина М. Р. О содержании дискурса масс-медиа // iсник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. 2007. No 11 (128). Ч. 1. С. 27-40.
10. Иванова С. В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии // Политическая лингвистика. 2008. №1 (24). С. 29-33. EDN: JVZAPT
11. Ширяев Н. С. Коммуникативные стратегии репрезентации национальной идентичности в политическом медиадискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук / СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2017.
12. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. C. 5-20. EDN: VWHLIZ
13. Липириди С. Х. Аксиологическое поле туристического дискурса (на материале английских неологизмов) // Известия ВГПУ. 2020, № 2. С. 206-212.
14. Марьянчик В. А. Аксиологический потенциал формы медиаполитического текста, реализация оценки в медиаполитическом дискурсе // Вестн. НГУ. Сер. История. Филология. 2015. Т. 14, № 6: Журналистика. С. 151-156. EDN: VEYRMV
15. Ефименко Т. Н. Реализация оценки в медиаполитическом дискурсе // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Лингвистика. 2019. N 5. C. 29-39. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-5-29-39 EDN: QMHTWW
16. Желтухина М. Р. Современный медиадискурс и медиакультура воздействия // Верхневолжский филолог. вестник. 2016. № 4. С. 154-159.
17. Wodak R. The Politics of Fear. What Right-Wing Populist Discourses Mean, 1st ed. London: Sage Publications Ltd, 2015. DOI: 10.4135/9781446270073
18. Гришаева Л. И. Как в медиадискурсе информирование становится манипулированием // Вестн. МГЛУ. Гуманитарные науки. 2015. № 6 (617). С. 179-190. EDN: OKLDAK
19. Исмаилова О. И. Языковые средства реализации деструктивных речевых стратегий в российском и британском медиаполитическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 54-59. DOI: 10.26170/pl19-03-06 EDN: MOXCLN
20. Добросклонская Т. Г. Политический медиадискурс в контексте дискурсивных исследований // Язык и социальная динамика. 2014. № 14-1. С. 106-115. EDN: ZEPMRL
21. Пескова Е. Н. Медиакоммуникация и медиадискурс: подходы к определению понятий, структура и функции // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. № 2 (16). С. 26-31. EDN: VMNFPD
22. Егорченкова Н. Б. Стратегический потенциал мультимодальной интеракции в медиаполитическом дискурсе // Вестн. Томск. гос. ун-та. Сер. Филология. 2014. № 5 (31). С. 24-37. EDN: SXELKN
23. Русакова О. Ф., Грибовод Е. Г. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник Ин-та философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 65-76. EDN: TRNPDH
24. Якоба И. А. Моделирование воздействия механизмов поликодовости гимнов России и США // Ученые записки Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. 2019. Т. 5 (71), № 1. С. 200-217.
25. Садуов Р. Т. Феномен политического дискурса Барака Х. Обамы: лингвокультурологическиий семиотический анализ. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. EDN: SBSNRR
26. Данюшина Ю. В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса: автореф. дис. … д-ра филол. наук / МГОУ. Москва, 2011. EDN: QHGXVB
27. Шань Ц. Мультимодальные средства речевого этикета в различных модусах русской и китайской коммуникации: автореф. дис. … д-ра филол. наук / РУДН. Москва, 2024.
28. Stöckl H. Linguistic multimodality - multimodal linguistics: A state-of-the-art sketch // Multimodality: Disciplinary Thoughts and the Challenge of Diversity / Wildfeuer J. et al. (eds.). Berlin: De Gruyter, 2019. P. 41-68.
29. Мультимодальность в коммуникативной ситуации / Ж. Е. Вавилова, А. Ф. Хусаинов, Д. Д. Якубова, А. В. Паркалов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (65). Ч. 1. С. 49-52.
30. Sebastian Junger & Ken Harbaugh - “Against All Enemies” & Protecting Democracy // The Daily Show. YouTube. 05.04.2024. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QqE3dsgC4sE (дата обращения: 22.09.2024).
31. Белоедова А. В., Кожемякин, Е. А. Мультимодальная коммуникация в фокусе исследовательской рефлексии: проблемно-ориентированный подход // Критика и семиотика. 2022. № 2. С. 54-70. DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-54-70 EDN: ZREJGW
32. Мультимодальность. Базовые принципы, способы исследования и методы анализа. Проблемно-ориентированное введение / И. С. Дегтева, Дж. Бейтман, Дж. Уилфред, Т. Хиппала // МЕТОД. 2019. № 9. С. 92-97.
33. Сорокина Ю. В. Понятие мультимодальности и вопросы анализа мультимодального лекционного дискурса // Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76), ч. 1. С. 168-170. EDN: ZFDRMH
34. Филиппова Е. В. Специфика персонифицированного публичного выступления в коммуникативной среде интернета // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 217-220.
35. Кленова Е. А. Языковая объективация жанра англоязычной сетевой кинорецензии: дис. … канд. филол. наук / СПбГЭУ. СПб., 2024. EDN: JNTNGC
36. Степанова Н. В. Перспективы критических исследований различных типов дискурса. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2021.
37. Гриценко Л. М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 6 (29). С. 17-20. EDN: OFZJMJ
38. Рясина М. А. Стратегии политического медиа-дискурса (на материале электронных СМИ ФРГ): автореф. дис. … канд. филол. наук / Самарский гос. ун-т. Самара, 2014. EDN: ZPJWXZ
39. Ванько Т. Р. Реализация субъективной модальности в синтаксисе политического онлайн-медиа-дискурса // Вестн. МГЛУ. Сер. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3 (871). С. 39-45. DOI: 10.52070/2542-2197_2023_3_871_39 EDN: NQGXKX
40. Житарюк М. Г. Социокультурные спектры новых медиа // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 187-191.
41. Каминская Т. Л. Блогер как актор развития онлайн-журналистики // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 191-193. EDN: TAIITF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В статье обсуждается героическая тема в контексте сказок Новейшего времени. Актуальность такого исследования обусловлена актуальностью самого понятия «героизм», которое в разные времена представлялось по-разному. Рассмотрены семантические особенности понятия «герой» в древних памятниках литературы и в произведениях более поздних. Обсуждается вопрос, как с течением времени трансформировалось это понятие - от мифологизированной монументальности героя волшебной сказки до простоты и повседневности персонажей сказок более позднего периода, сюжеты которых могут быть основаны на реальных событиях, не связанных с волшебством. Методология и источники. Основным методом исследования является метод сопоставительного анализа текстов. При этом сопоставляются оригинальные тексты и тексты перевода. В качестве источников использованы тексты сказок Дж. Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и «Слоновый Тумай», а также тексты переводов, выполненных К. И. Чуковским и М. И. Клягиной-Кондратьевой. Результаты и обсуждение. По итогам исследования представлены примеры семантических средств, дающих возможность адаптировать оригинальные произведения Киплинга об Индии, опубликованные в Лондоне в 1890-х гг. для читателя, не знакомого с реалиями далекой южной страны. Также анализируются некоторые языковые средства автора, ориентированные на детскую аудиторию Викторианской эпохи Англии. Выполнен сопоставительный анализ характерных фрагментов текстов оригиналов и переводов сказок. Обсуждены особенности дискурса первой половины прошлого века в СССР, когда переводы сказок Киплинга были выполнены и опубликованы, актуальность героической темы для этого исторического периода, а также различные средства языка, которые, на наш взгляд, могли способствовать успешному взаимодействию с целевой, преимущественно детской, читательской аудиторией. Заключение. На основании исследования можно сделать вывод, что особенности дискурса в контексте того исторического периода, когда сказки Киплинга были переведены на русский язык, оказались весьма благоприятными. Благодаря искусству переводчиков, а также подходящим историческим условиям, сказки нашли своего читателя. Более того, эти сказки, как и другие произведения Дж. Р. Киплинга, остаются популярными и сегодня.
Введение. Изучение коммуникативных процессов представляет собой чрезвычайно интересную тему, поскольку дает возможность понять и представить закономерности функционирования конкретного языка как живого социального организма. В статье представлены результаты исследования речевого поведения субъекта англоязычного научного дискурса в ситуации возражения против существующего научного знания. Возражение рассматривается в качестве ведущей коммуникативной стратегии адресанта в случае несогласованности позиций. Автор статьи исходит из положения о том, что в сознании адресанта хранятся ситуационные модели, опираясь на которые он планирует свое речевое поведение в конкретной ситуации общения. Методология и источники. В работе использовалась комплексная методика, включающая общенаучные (анализ, систематизация, моделирование) и частные лингвистические методы (контекстуальный и интерпретативный анализ). Материалом исследования послужили англоязычные научные статьи 1931-2006 гг., размещенные на платформе научной литературы Semantic Scholar. Анализировались статьи, относящиеся к разным сферам науки (экономика, экология, лингвистика, биология, медицина и др.), что дает возможность показать универсальность применяемых тактик и приемов. Методом сплошной выборки были отобраны фрагменты, содержащие оппозиционную и/или альтернативную точку зрения относительно существующего положения вещей. Результаты и обсуждение. Выявлено, что при реализации коммуникативной стратегии возражения субъект дискурса прибегает к совокупности тактик и приемов. Определены языковые средства их объективации. Установлено, что речевым действиям возражающего присуща определенная последовательность. Предложены алгоритмические модели речевого поведения субъекта англоязычного дискурса в ситуации возражения. Заключение. При вербализации противоположного и/или альтернативного мнения участники дискурсивного события возражения прибегают к схожим коммуникативным действиям. Выбор коммуникативных действий и языковых средств их объективации определяется необходимостью соответствовать нормам институционального общения.
Введение. Статья посвящена комплексу проблем, связанных с манипулятивным воз действием на адресата в средствах массовой информации, где составляющая информирования всё чаще направлена на изменение общественного сознания с целью достижения информационного превосходства и, как следствие, получения политической выгоды. Научная новизна исследования заключается в изучении формирования новых фоновых знаний посредством апелляции к существующим стереотипам, влияющим на восприятие и интерпретацию фактов окружающей действительности. Актуальность этого исследования заключается в возрастающем интересе к проблемам речевого воздействия, к способам и языковым средствам реализации воздействия. Методология и источники. Теоретико-методологическую базу составили исследования в области медиадискурса Т. Г. Добросклонской, Г. А. Копниной; в области политической лингвистики, в частности политического манипулирования и семиотики политического дискурса - Е. И. Шейгал, О. В. Мингалевой, О. Л. Михалевой. В качестве эмпирического материала исследования использованы политические статьи ведущих немецкоязычных журналов за 2020-2024 гг., а также статистические данные корпусов немецкого языка: DWDS и немецкого референциального корпуса DeReKo. Результаты и обсуждение. В статье охарактеризованы основные речевые приемы и языковые средства создания и трансляции стереотипов, посредством которых в сознании массового адресата формируется картина мира и, как следствие, общественное мнение. Рассматриваются основные тактики речевого воздействия, подразумевающие эксплицитную или имплицитную оценку действительности с целью воздействия на эмоционально-оценочные установки массового адресата. Заключение. В политических медиатекстах, в частности в немецкоязычных, активно используются тактики речевого воздействия: противопоставление, обвинение, оскорбление, угроза, демонизация, а также такие манипулятивные примы, как умолчание и/или искажение информации с целью формирования у массового адресата идеологизированных стереотипов и, как следствие, влияния на общественное сознание.
Введение. Современная литература строится по принципам игры, смешения высокого и низкого и также смешения жанров, поэтому она требует исследовательского внимания. Новая метамодернистская парадигма делает возможным объединение в себе тенденций модерна и постмодерна, изменение жанровых стратегий авторов. Исследования современных произведений позволяют дополнить данные стилистики и жанрологии, поскольку именно в них наблюдаются гибриды жанров, так называемые «зоны жанровой неопределенности». Методология и источники. В статье в качестве примера «жанроида» - произведения на стыке жанров - рассматривается роман M. Pessl “Night Film”, представляющий образец новейшей интеллектуальной прозы. Целью статьи было выявление автор ской стратегии гибридизации жанров и средств реализации, задач этой стратегии, для чего использовался метод лингвистического анализа, сопоставительный метод. Источниками научных данных послужили статьи из научных журналов, монографии и диссертации российских и зарубежных ученых-лингвистов и литературоведов. Результаты и обсуждение. Автор романа с помощью стратегии смешения жанров добивается эффекта глубины и кинематографичности повествования, вовлекает чита теля в интерактивное взаимодействие с текстом и включает текст в метамодернистскую концепцию «новой искренности». Жанровая стратегия М. Pessl включает в себя использование жанровых клише триллера, детектива и романа ужасов (при этом срабатывает эффект обманутого ожидания). Иронический модус повествования, смена повествовательной перспективы, использование различных стилистических средств и визуальное выдвижение помогают создавать когнитивную эмпатию читателя. Заключение. В тексте наблюдается стратегия жанровой гибридизации, множественная перспектива повествования с приемом «текст в тексте», эффект ненадежно го повествователя, поликодовые текстовые фрагменты, что и создает новую метамодернистскую литературу с ее усложненной структурой и текстовой кинематографичностью. Таким образом, смешивая в себе черты постмодернистской и модернистской литературы, метамодернистский жанроид становится совершенно новым явлением, требующим дальнейшего изучения.
Введение. Все большее значение при анализе дискурсивных явлений приобретает метод когнитивно-концептуального моделирования, который дает возможность вы явить как универсальное, так и этнокультурное содержание концептосфер и охарактеризовать языковые средства их вербализации. Применение данного метода позволяет авторам статьи описать средства дискурсивной репрезентации концептосферы «антитеррористические меры» в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. В работе предпринята попытка выявить концептуально-значимые признаки конфигурации изучаемой концептосферы. Методология и источники. Концептуально-значимые признаки и специфика их конфигурации исследуются как вербальная объективация социального взаимодействия, обусловленная рядом культурологических факторов, что определяет актуальность исследования. В качестве языкового материала для сравнительного анализа привлекаются англоязычные антитеррористические памятки, буклеты, постеры и руководства специализированных вебсайтов; русскоязычные антитеррористические памятки, руководства, инструкции, размещенные в образовательных учреждениях и общественном транспорте г. Новосибирска. В качестве методов исследования используются информационно-смысловой анализ текста, когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы, жанрово-дискурсивный и сопоставительный анализ. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ выявил следующие базовые универсальные концепты, объективирующие концептосферу «антитеррористические меры» в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах: «субъект, противодействующий террористической деятельности», «предполагаемый субъект террористи ческой деятельности», «предполагаемые действия и меры по предупреждению тер акта», «предполагаемые действия заложников», «предполагаемые действия после теракта». В англоязычной лингвокультуре преобладают тексты, которые можно отнести к сильнопревентивным жанрам антитеррористического дискурса. В русскоязычной лингвокультуре в антитеррористических памятках в основном воспроизводятся ситуации позднего этапа совершения теракта, они характеризуются совместной вербализацией концептов «вертикальная интеграция» и «централизация». Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что рассматриваемые антитеррористические материалы обладают рядом различных культурно-обусловленных концептуальных признаков, базирующихся на оппозициях «сильная превентивность - слабая превентивность», «горизонтально интегрированное сообщество - вертикально интегрированное сообщество» и «децентрализация - централизация».
Введение. Статья посвящена возможностям и барьерам окружающей среды, исследованию факторов и условий, влияющих на формирование доступной среды для молодых людей с инвалидностью. Предлагается взглянуть на создание доступной среды не только как на устранение физических барьеров, но и с точки зрения ее возможностей для включения инвалидов в общественную жизнь. Цель статьи - оценка возможностей окружающей среды и выявление уровней взаимодействия со средой для молодых людей с инвалидностью. Научная новизна исследования заключается в том, что среда не ограничивается тремя-четырьмя уровнями, когда мы говорим о людях с ин валидностью. Среда многогранная и многоуровневая. Методология и источники. В соответствии с экологической теорией социального психолога У. Бронфенбреннера, среда делится на микро-, мезо- и макроуровни. Однако это только вертикальное деление. Среда воспринимается индивидами го раздо шире. Эмпирическая часть работы представлена качественной методологией, проведено полуструктурированное интервью (N = 18) с молодыми людьми, имеющими нарушение зрения и опорно-двигательного аппарата. Полную картину исследования дополнили экспертные интервью (N = 3) с представителями общественных организаций. Результаты и обсуждение. В результате исследования были определены горизонтальные уровни среды, а именно физическая среда и ее барьеры, медиапространство, социальное взаимодействие, а также вертикальные уровни, к которым относятся семья, образование, трудоустройство. Некоторые уровни можно разделить на под уровни, в каждом из которых существуют определенные барьеры среды. Взаимодействие молодых инвалидов со средой на каждом из этих подуровней будет различным. Заключение. Доступная среда - это возможность молодого человека с инвалидностью не только выйти за пределы своего жилища, но и быть полноценным членом общества, активным участником социальных отношений; возможность проявлять себя, быть услышанным; а также возможность осознать свою идентичность и самореализоваться.
Введение. Цель статьи заключается в определении различий в использовании терминов «субъект» и «актор» в контексте дисциплин общественных наук и терминов «субъект управления» и «дискурсант» в социологии управления. С целью связана постановка задачи социологического исследования с учетом специфики субъекта управления в современных самоорганизующихся сообществах, ведущих дистанционный полилог. Методология и источники. В работе использованы труды к А. А. Богданова, С. Л. Ру бинштейна, В. Е. Лепского, А. А. Мерзлякова, Б. Латура, М. Арчер. Применяемый де скриптивный подход позволил конкретизировать ключевые термины. Качественный аспект контент-анализа выявил интерпретации терминов в разных научных дисциплинах, а количественный - исследовательский интерес к феномену. Метод апперципирования обогатил существующие представления о субъектах управления. Результаты и обсуждение. На основании выявленной проблематики достигнут результат обоснованного применения использования термина «субъект управления» в отличие от термина «актор». Для полисубъектных сред, в том числе для дистанционного полилога в цифровой среде, необходимо на уровне обобщения использовать термин «полисубъект», а на индивидуальном уровне предлагается введение специального термина «дискурсант», что позволяет сделать акцент на определении онтологического компонента субъекта управления. Заключение. Исследование показало, что в парадигме полисубъекта в цифровом полилоге возможно поставить задачу для актуального социологического исследования, связанного с возросшей активностью самоорганизующихся сообществ в цифровой среде.
Введение. В статье рассматривается использование генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в социологических исследованиях. Актуальность темы определяется возрастанием интереса к применению новых технологий для повышения эффективности и точности исследований в области социальных наук. ГИИ предоставляет новые возможности для сбора, обработки и анализа данных, что может существенно изменить традиционные подходы в социологии. Методология и источники. Исследование базируется на анализе доступных публикаций и экспериментальных данных, полученных в ходе общения с социологами, использующими ГИИ в своих проектах. В работе рассматриваются методики генерации описаний, анализа изображений и генерации синтетических изображений с использованием алгоритмов машинного обучения. Акцент сделан на конкретных случаях применения ГИИ в социологических исследованиях, а также на примерах успешных проектов. Результаты и обсуждение. Результаты исследования показывают, что использование ГИИ позволяет значительно ускорить процесс обработки данных и повысить их качество. Выявлены новые паттерны и тенденции в социологических исследованиях, благодаря чему ученые могут получать более точные и обоснованные выводы. Об суждаются также этические аспекты, связанные с использованием ГИИ, такие как во просы конфиденциальности и алгоритмической предвзятости. Заключение. Генеративный искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент, способный трансформировать социологические исследования. Несмотря на существующие вызовы, он открывает новые горизонты для сбора и анализа дан ных, способствуя более глубокому пониманию социальных процессов и явлений. Важно продолжать исследовать возможности и ограничения ГИИ для развития социо логической науки.
Введение. Высокий уровень политического доверия является важным элементом стабильного и эффективного государственного управления. На современном этапе тема исследования политического доверия в России обрела дополнительную актуальность по причине значительных изменений, происходящих во всех общественных сферах в связи с ростом международной напряженности. Целью данного исследования является определение уровней доверия молодежи Калининградской области к внутриполитическим акторам, представляющим российскую власть. Методология и источники. Исследование основывается на трудах отечественных ученых, посвященных изучению особенностей политического доверия жителей Рос сии. С опорой на них и были выдвинуты гипотезы. Эмпирической базой исследования выступали данные, полученные в ходе массового опроса молодежи Калининградской области (n = 397). На их основе были рассчитаны индексы доверия к органам власти и политическим руководителям. Результаты и обсуждение. Представлены результаты социологического исследования, проведенного методом онлайн-анкетирования. Выявлены существенные различия в оценках доверия молодежи Калининградской области и определены его уровни в отношении органов власти и политических руководителей. Самый высокий уровень доверия зафиксирован в отношении губернатора Калининградской области, председателя правительства РФ и президента РФ. Средний уровень доверия молодежь демонстрирует в отношении органов госбезопасности, правительств РФ и Калининградской области, суда и регионального парламента. Низким уровнем доверия пользуются Государственная Дума, Совет Федерации, глава администрации Калининграда и глава ГО «Город Калининград». Заключение. Выявлено, что политическому доверию молодежи Калининградской области присущи следующие признаки, характерные и для населения России в целом: высокий уровень доверия главе государства, невысокое доверие к парламенту и персонификация доверия. Среди специфичных черт политического доверия молодежи региона можно выделить высокую степень доверия к губернатору, а также отсутствие существенных различий в доверии к органам власти федерального и регионального уровней.
Введение. Космическая гонка играет важную роль в конструировании современного нарратива, обосновывающего политические амбиции, технический прогресс и положение статус-кво. В связи с этим целью статьи является анализ образа противостояния двух сверхдержав в период космической гонки. Методология и источники. В статье используется сравнительный анализ различных нарративных моделей и образно-визуального ряда отечественных и зарубежных фильмов. Для понимания особенностей формирования образа противостояния при меняется междисциплинарный подход. Основными источниками исследования вы ступают как работы теоретиков «memory studies» П. Хаттона, Яна Ассмана, М. Хальб вакса, П. Нора, так и современных исследователей отечественного кинематографа О. Ю. Малиновой, А. Е. Пискуновой, Н. А. Лысовой, Д. В. Мдянец, Е. Ю. Перовой, а также концепция миметического желания Р. Жерара. Временные рамки для отбора матери ала определялись с опорой на периодизацию, предложенную коллективом авторов под руководством В. С. Авдонина, и ограничиваются современным этапом «селектив ного использования истории». Материалом для анализа выступили отечественные и зарубежные фильмы о космической гонке: «Время первых», «Покажи мне луну», «Темные фигуры», «Салют-7». Результаты и обсуждение. Современные отечественные фильмы, посвященные освоению космоса, конструируют образ вневременного противостояния между Россией и Западом. Этот нарратив пронизывает имперское и советское прошлое и находит отражение в современной политической риторике. В основе сюжета лежит идея миметического соперничества двух сверхдержав. Мотивации героев отечественных и зарубежных фильмов пересекаются. Однако если отечественный нарратив обращается к ностальгии по прошлому, то зарубежный выстраивается на оппозиции с прошлым по вопросам гендерной, расовой и национальной дискриминации. Заключение. Делается вывод, о доминирующей роли достижений прошлого в кон струировании коллективной памяти. Героизм демонстрируется через мобилизацию внутренних ресурсов в «мирное» время и очеловечивание мифологизированных ра нее героических образов.
Введение. За последние годы в жизни современного социума роль искусственного интеллекта (ИИ) возросла кратно. Новации в области ИИ создают для человека и общества в целом не только новые возможности, но и риски, проблемы, угрозы, что при водит к актуализации значения риск-ориентированного подхода к регулированию со здания и развития ИИ как на международном, так и на национальном уровнях. При этом проблема управления рисками имеет несколько взаимосвязанных направлений, одним из центральных считается проблема ценностных ориентиров, на которых вы страивается этика и этичность ИИ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ценностно-ориентированным направлением развития современного ИИ. Методология и источники. Используется методология культур-философского, аксиологического и междисциплинарного подходов. В качестве источников в статье использованы научные исследования отечественных и зарубежных авторов, доку менты, публикации и сайты, посвященные современному состоянию ИИ и его проблематике. Результаты и обсуждение. Тематика современного ИИ развивается как специальная область научного и дисциплинарного знания, а также как масштабируемая ИИ-индустрия. Один из последних трендов в рамках текущего ИИ - эмоциональный ИИ и его возможности в налаживании эффективной коммуникации с человеком. Однако не смотря на революционность новой ИИ-технологии и особую значимость этой новации в коммуникации ИИ с человеком, проблемы этики и ценностно-ориентированное развитие современного ИИ определяются специалистами как ключевые проблемы со временности. Заключение. Современный ИИ рассматривается сегодня с позиций различных классификаций, где центральное место занимает классификация, основанная на сопоставлении интеллекта человека и ИИ. Соответственно, формализация нравственных ценностей и этических принципов в процессе разработки и функционирования алгоритмов ИИ имеет важное значение для ценностно-ориентированного взаимодействия «человек - ИИ». Однако система общечеловеческих ценностей и ценностей ИИ совпадают лишь частично. Как следствие - актуализация новых подходов, не сопоставляющих ИИ и интеллект человека, в частности, на сегодняшний день междисциплинарный подход «4E Cognition» рассматривается специалистами как наиболее продуктивный во всех отношениях.
Введение. Статья посвящена вкладу Пьера Дюгема в формирование предмета философии науки. Его основной труд был отмечен Эрнстом Махом, который написал предисловие к его основной философской работе. Обычно второй этап формирования позитивизма связывают с именами Э. Маха, Р. Авенариуса, А. Пуанкаре и совсем редко включают в состав эмпириокритиков П. Дюгема. Однако Дюгем является одним из крупнейших представителей позитивистской традиции, кроме того, он оказал влияние на формирование аналитической философии. Не случайно его идеями воспользовался У. Куайн, сформулировав тезис Дюгема-Куайна. Дюгем был фундаментальным физиком, представителем позитивизма, и в то же время его можно отнести к самым глубоким метафизикам своего времени. Его метафизика проявляется в постоянном поиске отношения реальности и физической теории ее описывающей. Поэтому целью статьи является выяснение сущностных и конститутивных оснований философии Дюгема, определяющих его позицию одновременно как эмпириокритика и серьезного метафизика. Научная новизна исследования состоит в том, что в статье демонстрируется методологическая роль философских онтологических парадигм в становлении и развитии науки. Методология и источники. Полученные результаты исследования опирались на компаративный анализ текстов П. Дюгема («Физическая теория. Ее цель и строение»), эмпириокритика Э. Маха («Познание и заблуждение»), представителя аналитической философии У. Куайна («Две догмы эмпиризма») и неокантианца Г. Файхингера («Фило софия “Как если бы”»), а также работ исследователей разных аспектов философии Дю гема: А. Лорети, М. Буццони, С. Л. Джаки, Р. Ниалл Д. Мартин, М. Геген, С. Псиллоса; Э. С. де О. Барра; Э. Штрёкер. В статье применялся аналитический метод прояснения основных понятий философии Дюгема и концептуальных оснований отношения научного знания и реальности в его понимании науки. Результаты и обсуждение. О Дюгеме можно говорить и как о глубоком исследователе структуры и цели физической теории (он занимался термодинамикой, гидродинамикой, теорией упругости, теорией магнетизма, ввел понятие термодинамических потенциалов, скорости производства энтропии, вывел уравнение изотермы химической реакции) и как об оригинальном метафизике. В круг его метафизических проблем попадает вопрос об отношении физической теории и реальности. Дюгем утверждает, что выбор физической онтологии в конечном счете определяется метафизикой, а не собственно физикой, и теория как объяснение реальности зависит от мета физической позиции, которую занимает ученый.
Заключение. В философии науки Дюгема научное знание представлено как инструмент описания экспериментальных законов, но в то же время как их естественная классификация, отражающая действительный, онтологический порядок вещей. Таким образом, концепцию Дюгема о природе научного знания можно охарактеризовать как позицию ученого физика, который, стремясь к «совершенной теории», приходит к метафизике эпистемологического реализма.
Издательство
- Издательство
- СПБГЭТУ ЛЭТИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197022, улица Профессора Попова, дом 5, литера Ф.
- Юр. адрес
- 197022, г Санкт-Петербург, Петроградский р-н, ул Профессора Попова, д 5 литера ф
- ФИО
- Шелудько Виктор Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@etu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2344651
- Сайт
- https://etu.ru