Постконфликтная фаза вооруженной интервенции (2023)
С ростом количества гражданских конфликтов наблюдается расширение практики вооруженного вмешательства третьих сторон, которые преследуют цели защиты и продвижения своих национальных интересов. Расширение практики вооруженного вмешательства и её значимость для современной международной системы привлекает значительный исследовательский интерес. Акцент в эмпирической литературе зачастую ставится на причины вооруженного вмешательства или его влияние на продолжительность конфликта.
Подобное внимание к этим переменным объяснимо, так как оно позволяет, с одной стороны, углубить наше понимание причин применения государствами силы, а с другой – дает возможность изучить влияние внешних факторов на конфликтную динамику. При этом вне внимания большинства исследователей остается продолжение пребывания вооруженных сил интервента после официального окончания конфликта. Гражданские конфликты имеют тенденцию к возобновлению и могут нести в себе скрытые угрозы даже после официального окончания конфликта, заканчивающегося переговорами или полной победой одной из сторон. Третьи государства, проводящие вмешательство, учитывают потенциальные риски, что приводит к продолжению интервенции после окончания конфликта.
Идентификаторы и классификаторы
С середины XX в. наблюдается устойчивый рост гражданских конфликтов, в основе которых лежат этнические, религиозные или идеологические противоречия (Palik, Obermeier, Rustad, 2016). Ответом мирового сообщества на эту проблему стало расширение практики военного вмешательства с целью урегулирования конфликта или приведения его к желаемому исходу (Pickering and Kisangani, 2009). В отдельных случаях истеблишмент государства, не являющегося стороной конфликта, вместо беспристрастного посредничества выбирает открытую поддержку политических союзников или проводников
своих интересов (Corbetta and Melin, 2018). Эффективности интервенции как
внешнеполитического инструмента можно противопоставить влекомые материальные и репутационные издержки. Так, например, результатом вмешательства Южной Африки в гражданскую войну в Анголе стало не только поражение поддерживаемой ею группировки, но и международное осуждение операции, усилившее изоляцию ЮАР. Почему государства все же предпринимают столь рискованные внешнеполитические шаги? Одно из возможных объяснений кроется в теории рационального выбора. Так, согласно П. Ригану, в процессе принятия решения о вмешательстве государства действуют как рациональные факторы и тщательно взвешивают потенциальные выгоды и издержки (Regan, 1998).
Список литературы
1. Сафранчук И.А.(2022) Вооруженное вмешательство как основной способ применения государствами силы в современных международных отношениях (составление базы данных и качественно-количественный анализ на её основе). Отчет о НИР/НИОКР, МГИМО (у) МИД России, Россия.
2. Balch-Lindsay D., Enterline A.J. (2000) Killing Time: The World Politics of Civil War Duration, 1820-1992. International Studies Quarterly 44(4): 615-642. https://doi.org/10.1111/0020-8833.00174.
3. Bolt J., van Zanden J.L. (2020) Maddison style estimates of the evolution of the world economy. A new 2020 update. Maddison-Project Working Paper WP-15.
4. Bove V., Gleditsch K.S., Sekeris P.G. (2016) “Oil above Water”: Economic Interdependence and Third-party Intervention. Journal of Conflict Resolution 60(7): 1251-1277. https://doi.org/10.1177/0022002714567952.
5. Carlsnaes W., Risse T., Simmons B. (2002) Handbook of International Relations. SAGE Publications Ltd. https://doi.org/10.4135/9781848608290.
6. Cederman L.-E., Wimmer A., Min B. (2010) Why Do Ethnic Groups Rebel? New Data and Analysis. World Politics 62(1): 87-119. https://doi.org/10.1017/S0043887109990219.
7. Chacha M., Stojek S. (2019) Colonial ties and civil conflict intervention: Clarifying the causal mechanisms. Conflict Management and Peace Science 36(1): 42-62. https://doi.org/10.1177/0738894216655514.
8. Corbetta R., Melin M.M. (2018) Exploring the Threshold between Conflict Management and Joining in Biased Interventions. Journal of Conflict Resolution 62(10): 2205-2231. https://doi.org/10.1177/0022002717720754.
9. Cunningham D.E. (2006) Veto Players and Civil War Duration. American Journal of Political Science 50(4): 875-892. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2006.00221.x.
10. Davies S., Pettersson T., Öberg M. (2023) Organized violence 1989-2022, and the return of conflict between states. Journal of Peace Research 60(4): 691-708. https://doi.org/10.1177/00223433231185169.
11. Fearon J.D., Laitin D.D. (2003) Ethnicity, Insurgency, and Civil War. American Political Science Review 97(01): 75-90. https://doi.org/10.1017/S0003055403000534.
12. Findley M.G., Marineau J.F. (2015) Lootable resources and third-party intervention into civil wars. Conflict Management and Peace Science 32(5): 465-486. https://doi.org/10.1177/0738894214530828.
13. Findley M.G., Teo T.K. (2006) Rethinking Third-Party Interventions into Civil Wars: An Actor-Centric Approach. The Journal of Politics 68(4): 828-837. https://doi.org/10.1111/j.1468-2508.2006.00473.x.
14. Hensel P. (2016) Colonial Contiguity Data, 1816-2016. Correlates of War Project.
15. Kathman J.D. (2010) Civil War Contagion and Neighboring Interventions: Civil War Contagion. International Studies Quarterly 54(4): 989-1012. https://doi.org/10.1111/j.1468-2478.2010.00623.x.
16. Kathman J.D. (2011) Civil War Diffusion and Regional Motivations for Intervention. Journal of Conflict Resolution 55(6): 847-876. https://doi.org/10.1177/0022002711408009.
17. Klosek K.C. (2020) Military Interventions in Civil Wars: Protecting Foreign Direct Investments and the Defence Industry. Civil Wars 22(1): 87-113. https://doi.org/10.1080/13698249.2020.1724726.
18. Koru S. (2023) Understanding Persistent Interventions in Civil Wars. Conflict Resolution. Midwest Political Science Association Annual Conference.
19. Kreutz J. (2010) How and when armed conflicts end: Introducing the UCDP Conflict Termination dataset. Journal of Peace Research 47(2): 243-250. https://doi.org/10.1177/0022343309353108.
20. Leeds B., Ritter J., Mitchell S., Long A. (2002) Alliance Treaty Obligations and Provisions, 1815-1944. International Interactions 28(3): 237-260. https://doi.org/10.1080/03050620213653.
21. Meier V., Karlén N., Pettersson T., Croicu M. (2023) External support in armed conflicts: Introducing the UCDP external support dataset (ESD), 1975-2017. Journal of Peace Research 60(3): 545-554. https://doi.org/10.1177/00223433221079864.
22. Nygård G., Trappeniers E., Gates S. (2016) Conflict Recurrence. Conflict Trends 2: 1-4.
23. Palik J., Obermeier A.M., Rustad S.A. (2016) Conflict Trends: A Global Overview. PRIO Paper.
24. Pickering J., Kisangani E.F. (2009) The International Military Intervention Dataset: An Updated Resource for Conflict Scholars. Journal of Peace Research 46(4): 589-599. https://doi.org/10.1177/0022343309334634.
25. Quinn J.M., Mason T.D., Gurses M. (2007) Sustaining the Peace: Determinants of Civil War Recurrence. International Interactions 33(2): 167-193. https://doi.org/10.1080/03050620701277673.
26. Regan P.M. (1998) Choosing to Intervene: Outside Interventions in Internal Conflicts. The Journal of Politics 60(3): 754-779. https://doi.org/10.2307/2647647.
27. Salehyan I., Gleditsch K.S., Cunningham D.E. (2011) Explaining External Support for Insurgent Groups. International Organization 65(4): 709-744. https://doi.org/10.1017/S0020818311000233.
28. Stinnett D.M., Tir J., Diehl P.F., Schafer P., Gochman C. (2002) The Correlates of War (Cow) Project Direct Contiguity Data, Version 3.0. Conflict Management and Peace Science 19(2): 59-67. https://doi.org/10.1177/073889420201900203.
29. Stojek S.M., Chacha M. (2015) Adding trade to the equation: Multilevel modeling of biased civil war interventions. Journal of Peace Research 52(2): 228-242. https://doi.org/10.1177/0022343314561406.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Brands H. (ed.) (2023) The New Makers of Modern Strategy: From the Ancient World to the Digital Age. Princeton University Press, 1200 p.
В статье рассматриваются основные тезисы книги под редакцией Х. Бредса «Создатели современной стратегии: от античности до цифрового века» (Brands H. (ed.) (2023) The New Makers of Modern Strategy: From the Ancient World to the Digital Age. Princeton University Press, 1200 p.) посвященной изучению эволюции стратегической мысли. В сборнике поднимается ряд значимых теоретических и практических вопросов, связанных с принятием внешнеполитических решений и процессом формирования внешней и оборонной стратегии государств. Основной задачей данной работы является обновление теоретического фундамента стратегических исследований с опорой на меняющийся информационно- технологический ландшафт.
Успехи технологий искусственного интеллекта, а особенно «большие» языковые модели, породили множество ожиданий – как позитивных, так и алармистских. Это явление можно сравнить с открытием атомной энергии: в свое время оно создало много новых возможностей, но также породило ранее невиданные угрозы. Аналогичным образом, ИИ может привести не только к наращиванию темпов научно-технического и экономического развития, но и к усилению неравенства между государствами, как это произошло в первой половине прошлого столетия с появлением разработок в ядерной сфере. Возникновение «больших» языковых моделей – это, пожалуй, первый случай, когда информационные технологии настолько сильно вторгаются в область, которую гуманитарии привыкли считать принадлежащей лишь человеческому уму – в область создания новых текстов. Нельзя не заметить, что гуманитарии пребывают в некоторой панике и ищут собственные описания и объяснения происходящего. Для того, чтобы в этих объяснениях не оторваться от твердой технологической основы и не уйти в философские выси, журнал «Сравнительная политика» побеседовал со специалистом с переднего края развития технологии ИИ в России – академиком РАН, директором Института системного программирования РАН им. В.П. Иванникова Арутюном Ишхановичем Аветисяном.
В статье анализируются основания платформы «Права и справедливости» (Prawo i Sprawiedliwość, ПиС) с точки зрения ее авторитарно- популистской направленности, истоков ее взглядов, идеологической направленности и программных пунктов. В исследовании наглядно показаны прямые последствия антидемократических реформ, предпринятых ПиС в сферах реформирования и регулирования деятельности Конституционного суда, прав человека, деятельности и направленности средств массовой информации, новостных агентств. Эти губительные шаги, предпринятые партией, имели четко прослеживаемые последствия, а также ожидаемо вызвали шквал критики подобных реформ. Это произошло как внутри страны, в среде польской оппозиции и общественных активистов, так и за рубежом, в среде иностранных политиков и общественных организаций, что подробно освещается в рамках данной работы. Цель статьи – комплексное описание и анализ авторитарных тенденций, ставших результатом возведения националистически окрашенного популизма ПиС в ранг государственной правящей идеологии. Для проведения подобного исследования пространство политических событий делится на три условные условные категории. Во-первых, это предпосылки авторитарной ориентации ПиС, вытекающие из ее общей приверженности авторитарно-популистскому образу мира. Во-вторых, это установки, императивы и планы, проявляющиеся в формировании и очерчивании ПиС проблемно-политических ситуаций, в поиске политических и управленческих решений. В-третьих, это преобразования и реакция на них в политическом пространстве.
Изучение реинтеграции территорий становится все более актуальным в связи с меняющейся геополитической повесткой и задачами, встающими перед российским государством. В статье приводится обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам интеграции и реинтеграции. Представленные работы разделены на две группы, в зависимости от уровня изучения – системного и личностного. На основе данного обзора предложена двухуровневая модель анализа реинтеграционных процессов в трех сферах – экономической, политической и культурной. С использованием данной модели в статье рассматриваются два случая в Новейшей Истории – вхождение Восточной Германии в состав ФРГ и продолжающаяся интеграция Гонконга в КНР. Выявленные различия в характере протекания реинтеграционных процессов подтвердили значимость выбора той или иной стратегии в каждом из элементов общественной системы, а также позволили сделать предположение о необходимости наличия как минимум одного элемента-катализатора для начала воссоединения.
Экономический фактор в обоих случаях выступал в качестве локомотива реинтеграции, в то время как культурный производил необходимый консолидирующий эффект. Наряду с этим в статье делаются предположения относительно перспектив дальнейших исследований и теоретической разработки проблемы.
Целью исследования является характеристика деятельности партии «Истрийский демократический сабор» (ИДС) как политической силы, выступающей за предоставление региональной автономии полуострову Истрия в составе государства Хорватия. По итогам анализа обширной базы эмпирических материалов охарактеризованы основные положения политической идеологии ИДС, особенности ее отношений с политическим центром Хорватии, а также характер международного сотрудничества по линии европейских организаций и трансграничного сотрудничества с соседними государствами. Рассмотрение проблематики развития партии ИДС в период с 1991 по 2022 гг. позволяет детально охарактеризовать т.н. истрийский регионализм, являющийся не столь заметным на фоне регионалистских движений Южной и Западной Европы, однако имеющий свою специфику ввиду нахождения, с одной стороны, в контексте этнополитических вопросов Балкан, а с другой стороны – в русле тенденций европейского регионализма. Таким образом, изучение данного вопроса представляет интерес с точки зрения понимания внутриполитических тенденций как Балканского полуострова, так и государств, находящихся на периферии Европейского союза.
На текущий момент Вишеградская группа (В4), объединяющая четыре постсоциалистических государства (Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию), является наиболее узнаваемым, влиятельным и долгоживущим региональным образованием в Центральной Европе. Впрочем, в последние годы на фоне особого внутриполитического развития и внешних шоков «четверка» вступила на путь перманентного кризиса, который проявился в затухании многих традиционных форматов сотрудничества. В этой связи цель статьи – проанализировать фундаментальные причины начавшейся трансформации, обозначить глубину возможных перемен и обрисовать перспективу последующего центральноевропейского взаимодействия. Отмечено, что с момента образования группы в 1991 г. ее деятельность была нестабильна: за временем бурной активности наступали периоды застоя. Чередование этапов зависело от множества факторов: политических предпочтений политиков; появления повестки, сплачивающей интересы всех четырех государств; благоприятных внешних условий и др. Сделан вывод, что В4 сумела продержаться «на плаву» в течение более 30 лет также за счет организационной аморфности объединения, участия в ее работе множества политических акторов (подчас с противоположными взглядами) и получения странами-участницами определенной добавленной стоимости от сотрудничества. На руку «четверке» играл приобретенный за годы функционирования имидж, в том числе негативного свойства. Впрочем, как показано в работе, к моменту начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. внутри группы был накоплен обширный пласт противоречий, который открыто дал о себе знать сокращением традиционных форматов сотрудничества, реконфигурацией моделей внутригруппового взаимодействия и началом дискуссий о грядущей трансформации объединения. В исследовании поставлен вопрос о «кризисе Вишеграда» как окне возможностей, с одной стороны, для отдельных центральноевропейских государств (Польша, Чехия), заявляющих о политических амбициях на фоне глобальной пересборки, с другой – для других региональных объединений («Инициатива трех морей», Бухарестская девятка). Сделан прогноз, что произошедшие в конце 2023 г. политические перемены в некоторых странах-участницах В4 не приведут к смене обозначенных трендов в развитии Вишеградской группы. Ее участники будут стремиться свести деятельность группы к трансграничному сотрудничеству, взаимодействию гражданских обществ.
Настоящее исследование посвящено ретроспективному анализу развития проблемы сепаратизма в Бельгии в контексте существующего этнического конфликта между фламандцами и валлонами и представляет собой очерк исторической и современной динамики проблемы. Цель исследования – выявить факторы, которые способствовали обострению этнического конфликта и институционализации сепаратизма, а также влияли на дальнейшую трансформацию сепаратистского дискурса в стране. Для достижения цели автором задействуется междисциплинарный подход с использованием исторических, политологических и экономических категорий и методов. Методологическую основу работы составляют современные теоретические воззрения на типы и причины сепаратистских настроений, а также варианты и стратегии купирования проблемы. Исследование опирается на качественные исторические методы, в нем также используется статистический анализ, задействуются данные социологических опросов, анализируется широкий пласт документов, включая программы политических партий.
Можно утверждать, что на эволюцию этнического сепаратизма в Бельгии повлияли следующие факторы: языковое разделение (как фундаментальная предпосылка конфликта), фактор элит (определявших основной вектор движения сепаратистского дискурса), внешний фактор (способствовавший оформлению фламандского сепаратизма), экономический фактор (придавший стимул институционализации разделения страны) и сам «институциональный» фактор. Под последним понимается формирование в стране фактически изолированных друг от друга этнических групп за счет развития полноценной системы региональных институтов и институтов сообществ. Этот фактор представляется крайне важным, поскольку он способствовал «замораживанию» этнического конфликта и одновременно инкорпорировал в систему консоциативной демократии большое количество дисбалансов, связанных с этническим разделением. В результате стабилизация конфликта и купирование сепаратистских настроений достигнуты за счет дестабилизации центральной власти в стране. В современной политической системе сепаратистский дискурс крайне сильно инструментализирован. Вопросы разделения страны и реформирования государственного устройства постепенно отходят на второй план из-за появления новых (миграция, экономический кризис, антиистеблишментарные настроения) проблем и изменения приоритетов правых политических сил.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/