В статье рассматривается классификация татарских семей по различным критериям: составу, количеству поколений, детности и другим признакам. Автор анализирует особенности каждой категории семей и приводятся их описательные характеристики, которые позволяют лучше понять структуру татарской семьи, национально-культурные особенности ее формирования, а также современные тенденции развития семейных отношений. Особое внимание в работе уделяется традиционным представлениям о семье у татарского народа. Автором также изучаются эмпирические данные опроса населения, проведенного в 2022 г. Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан. Исследование позволяет сделать объективные выводы о формирующихся тенденциях репродуктивного и семейного поведения населения республики, каналах передачи национальных и культурных особенностей общества, роли матери и отца в вопросах национальной и культурной преемственности. Вместе с тем представляется возможным определение роли ключевых социальных агентов в становлении и развитии семьи, ее национальном и культурном формировании. В исследовании приводятся прогнозные оценки особенностей дальнейшего развития процессов культурной и национальной идентификации общества. Статья может быть полезна для социологов, этнографов и всех, кто интересуется культурой и традициями татарского народа.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 392.33. Свойство
К вопросам исследования национально-культурных особенностей формирования семей обращались многие авторы. В последние годы аспекты национально-культурных особенностей формирования семей были освещены в работах Ф. Б. Бурхановой и Э. В. Садретдиновой [Бурханова, Садретдинова, 2022, с. 128]. Авторами были изучены особенности этнокультурной адаптации супругов в межэтнических браках, а также были сформированы модели и определены факторы-детерминанты. Особенности гендерного подхода к трудовому воспитанию в этнопедагогике народов Крыма рассматривались в работах М. В. Иванниковой [Иванникова, 2021, с. 125–128]. Вопросы исламского воспитания и социализации детей были раскрыты в исследовании Г. Я. Гузельбаевой [Гузельбаева, 2020, с. 163]. Оценки вопросов семьи и рождаемости, определение основных тенденций, демографической политики в Республике Татарстан описаны в статье «Семья и рождаемость: тенденции, вызовы, политика в Республике Татарстан» [Давлетшина, Амирова, Кузнецов, Бахарева, 2022, с. 74–83]. Особенности развития молодой семьи в республике, вопросы социального самочувствия и общественно-политических процессов стали объектом исследования А. Р. Тузикова [Тузиков, 2020, с. 56–63].
Список литературы
1. Бурханова Ф. Б., Садретдинова Э. В. Этнокультурная адаптация супругов в межэтническом браке: модели и факторы-детерминанты // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. №4. С. 128-151. DOI: 10.47309/2713-2358_2022_4_128_151 EDN: RBSXWB
Burkhanova, F. B., Sadretdinova, E. V. (2022). Ethno-cultural adaptation of spouses in an interethnic marriage: models and determinants. Ufa Humanitarian Scientific Forum, 4, 128-151. DOI: 10.47309/2713-2358_2022_4_128_151 EDN: RBSXWB
2. Гузельбаева Г. Я. Исламское воспитание и социализация детей в семьях соблюдающих мусульман Татарстана в контексте семейного образования // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2020. Том 16. №3. С. 163-182. DOI: 10.22311/2074-1529-2020-16-4-163-182 EDN: RXEECZ
Guzelbaeva, G. Ya. (2020). Family education and child socialization in the observant muslim community of the republic of Tatarstan. Islam in the Modern World, 16(3), 163-182. DOI: 10.22311/2074-1529-2020-16-4-163-182 EDN: RXEECZ
3. Давлетшина Л. Р., Амирова Э. Ф., Кузнецов М. Г., Бахарева О. В. Семья и рождаемость: тенденции, вызовы, политика в Республике Татарстан // Научные исследования молодых ученых. Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 74-83. EDN: MUMBMQ
Davletshina, L. R., Amirova, E. F., Kuznetsov, M. G., Bakhareva, O. V. (2022). Family and fertility: trends, challenges, politics in the Republic of Tatarstan., 74-83. Scientific research of young scientists. Kazan. EDN: MUMBMQ
4. Демографический доклад - 2022. Социодемографический капитал Республики Татарстан в контексте национальной безопасности (2019-2021 гг.): монография / под редакцией Ч. И. Ильдархановой. Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2022. 352 с. DOI: 10.51285/978-5-9690-1058-1
(2022). Demographic Report-2022. Sociodemographic capital of the Republic of Tatarstan in the context of national security (2019-2021): monograph., 352. Edited by Ch. I. Ildarkhanova. Kazan: Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. DOI: 10.51285/978-5-9690-1058-1
5. Иванникова М. В. Гендерный подход к трудовому воспитанию в этнопедагогике народов Крыма // Проблемы современного образования. 2021. №2. С. 125-138. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-125-138 EDN: VYFSMN
Ivannikova, M. V. (2021). Gender approach to labour education in the ethnopedagogy of the peoples of Crimea. Problems of Modern Education, 2, 125-138. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-125-138 EDN: VYFSMN
6. Тузиков А. Р. Молодая семья: социальное самочувствие и общественно-политические процессы (на примере Республики Татарстан) // Управление устойчивым развитием. 2020. №3. С. 56-63. EDN: IKQGTU
Tuzikov, A. R. (2020). Young family: social well-being and socio-political processes (on the example of the Republic of Tatarstan). Managing Sustainable Development, 3, 56-63. EDN: IKQGTU
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению деятельности педологов Чувашской АССР и ставит целью анализ исторически первого исследования, посвященному интеллекту чувашских детей. В основу исследования положены публикации первых педологов из Чувашии Ф. П. Петрова и М. Е. Ефимова. В работе используются проблемологический и источниковедческий методы. Исследование написано в аспекте истории педагогики. Аспирант Казанского восточного педагогического института Ф. П. Петров во второй половине 1920 гг. с бригадой студентов впервые осуществил комплексное исследования интеллектуального развития чувашских детей по широко известному среди советских педологов тестовому методу Бине-Симона. Сначала педологами был выбран тестовый метод на русском языке, затем он был переведен на чувашский язык с соответствующими изменениями текста применительно к бытовым и речевым особенностям чувашей. Результатом исследования стала опубликованная в Чебоксарах книга «Опыт исследования интеллектуального развития чувашских детей по методу Бине-Симона», вышедшая в 1928 г. Книга вызвала серьезные возражения у заведующего педологическим кабинетом при комплексном Чувашском научно-исследовательском институте М. Е. Ефимова, считавшего, что автор предвзято отнесся к чувашским детям и нарушил методологический принцип составления тестов. Заочная полемика двух чувашских педологов об измерениях детского интеллекта наравне с подобными случаями в республиках страны побудила Л. С. Выготского призвать к осмыслению проблем нацменпедологии с ее ведущей проблемой - измерением интеллекта.
Современная школа принимает на себя вызовы, связанные с глобализационными процессами. Объективным ответом на процессы интеграции и унификации общества со стороны системы образования в сложившихся условиях выступает межкультурная компетентность педагогов. Настоящая работа посвящена формированию межкультурной компетентности студентов педагогических вузов. В исследовании приняли участие студенты, обучавшиеся в 2013-2018 гг. на психолого-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Исследование было проведено в три этапа: 1) выявление уровней мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности; 2) организация и проведение студентами полевых исследований с целью формирования когнитивно-деятельностного компонента межкультурной компетентности; 3) повторная диагностика мотивационно-ценностного компонента. Основное содержание статьи раскрывает результаты полевых исследований, проведенных студентами педагогического вуза под руководством автора в чувашских, русских, татарских и мордовских селах Чувашской Республики. В результате исследования автором сделаны выводы о том, что практика сбора и фиксации сведений, отражающих локальные традиции, культурные особенности и характер взаимоотношений соседствующих этносов способствуют укреплению интереса к культуре своего народа, позитивного отношения к собственному и другим народам и в целом эффективному формированию межкультурной компетентности студентов педагогических вузов.
Статья посвящена исследованию чувашского этнического мифотворчества в киберпространстве. Целью работы является определение его роли в качестве одного из факторов репрезентации этничности. Исследование основано на анализе соответствующего контента, представленного на популярных веб-платформах и социальных сетях YouTube, Rutube, «Дзен», «ВКонтакте», «Одноклассники». В рамках исследования обозначен определенный срез контента, предлагаемый алгоритмами поиска как наиболее просматриваемый и входящий в тематические подборки и плейлисты. Автором рассматриваются мифотворческие компоненты интернет-пространства, характеризуются форматы и сюжеты, определяются их авторы, а также изучается реакция аудитории на контент. Анализ данных показал, что этническое мифотворчество благоприятно влияет на репрезентацию чувашской культуры. Несмотря на некоторые неточности в сведениях, такой материал у пользователей в основном вызывает положительные эмоции. Информация в формате видео и текстов публикуется на популярных в России платформах, благодаря чему этномифотворческий контент становится доступным для широкой аудитории. Мифы, создаваемые авторами, отражают их желание показать древность и значимость чувашского народа, что способствует осознанию чувашами своей самобытности, места и роли в мире. Этномифотворческий контент в интернете повышает интерес к культуре чувашей, способствуя ее популяризации и репрезентации.
Статья посвящена рассмотрению одного из широко распространенных в Западной Африке культов водун (вуду) - культу гороводу / Кунде. Данный культ основан на религиозной системе водун, но включает в себя элементы ислама, христианства и иудаизма, а также имеет свою, отличную от водун, интерпретацию божественного пантеона. Исследование основано на личных наблюдениях автора, а также анализе работ зарубежных и российских антропологов и этнографов, представляющих результаты полевых исследований. В основу статьи для оценки результатов полевых исследований и обобщения антропологических материалов положен метод сравнительного анализа. В основе представления информации заложен структурный анализ культа гороводу, а также историко-генетический анализ, позволяющий отследить эволюцию культа и его практик в исторической ретроспективе. Возникновение культа гороводу находилось в тренде общей реакции традиционных обществ региона на падение уровня жизни населения, распространение эпидемий и голод, связанных с колонизацией. Негативные последствия колонизации трактовались как результат колдовства белых людей, противостоять которому могли только новые духовные сущности, заимствованные в более благополучных регионах Севера. Это обусловило заимствование пантеона и ритуальной практики, которая в дальнейшем была интегрирована в религиозную систему водун, а также включила в себя элементы монотеистических религий.
Статья посвящена интерпретации рисунка в одном из самых значительных письменных памятников кыпчакских и огузских языков - Codex Cumanicus - изображения попугая, которое содержится в немецкой части памятника на листе 58v. Рисунок по настоящее время не являлся предметом научного изучения. Единственная работа, посвященная этому изображению - статья А. Г. Юрченко (2010), в которой он связывает его с египетскими кыпчаками. Однако данная интерпретация не представляется объективной. Проблемы в интерпретации содержания Codex Cumanicus объясняются тем, что его изучением до настоящего времени занимались лишь тюркологи, ограничиваясь сугубо лингвистическими вопросами. Поэтому для интерпретации изображения попугая применен междисциплинарный метод с привлечением данных культурологи, искусствоведения, религиоведения, источниковедения, этнологии и археологии. Изображение попугая несет в себе важный и глубокий смысл, связанный не с культурой кыпчаков Египта, а с христианской традицией, в частности с содержанием немецкой части Codex Cumanicus, образом Девы Марии и непорочного рождения Иисуса Христа, которым посвящена значительная часть переведенных на половецкий язык фрагментов Библии и которые часто изображаются на средневековых гравюрах с попугаем. Попугай выступает символом непорочного образа Марии и Христа.
Статья посвящена истории старейшей русской секты христововеров на территории Украины в советское время. Цель работы - исследовать бытование секты хлыстов в Украинской ССР, рассмотреть некоторые особенности распространения секты и детали ее обрядности. Источниковую базу исследования составили неопубликованные оперативные документы украинских архивов. Специальные исследования, посвященные секте христововеров на Украине в советский период не выявлены. В статье применяется материалистическое понимание истории, которое требует рассмотрения исторических явлений в развитии, в единстве логического и исторического, т. е. в единстве материальных и духовных факторов. В ходе работы установлено, что секта хлыстов фиксируется на территории будущей Украины с первой половины XVIII в. и распространяется по тем регионам, где компактно проживало великорусское население: в старообрядческих слободах в Стародубье (будущей Черниговской области) и Приазовье. Западнее Днепра секта христововеров не фиксируется. В советское время органами госбезопасности регулярно сообщается о существовании христововеров в тех же областях, где они имелись и в дооктябрьский период. Особенностью христововерия в советское время становится слияние секты с православными движениями, оппозиционными как советской власти, так и официальной Русской православной церкви.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731