Цель. Теоретическое и практическое исследование песенного дискурса в социокультурном аспекте на материале английского, немецкого и русского языков.
Процедура и методы. Основными методами, при помощи которых проводилось данное исследование, стали: метод сплошной выборки, описательный метод, метод компонентного анализа, сопоставительный метод.
Результаты. Песенный дискурс на примере его трёх жанров – поп, рэп и рок – анализируется с социокультурной точки зрения как взаимодействие общества и языка. Выявляются идеографически маркированные лексемы – примеры из разных частей речи, использование которых в музыкальных текстах отражает основные ценности, эмоции и стереотипы представителей английской, немецкой и русской лингвокультур.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в проведённом анализе песенного дискурса в социокультурном аспекте с точки зрения идеографического подхода к систематизации единиц лексикона как объекта функционирования песенного дискурса на материале английского, немецкого и русского языков. Результаты исследования вносят определённый вклад в такие области лингвистических исследований, как дискурсология, теория номинации, изучение взаимосвязи языка и этноса, мышления и языка, культуры и языка. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материала и результатов работы в процессе преподавания различных языковых дисциплин: при изучении и преподавании практического курса английского, немецкого и русского языков, общей и сопоставительной лексикологии, стилистики, – а также в переводческой деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2224-0209-2025-1-1554
Изучая ряд определений дискурса в лингвистической парадигме анализа, будем истолковывать исследуемый в данной статье термин в качестве динамичной и развивающейся формы текста. Следует подчеркнуть при этом важность лингвокультурологической действительности в создании того или иного текста. Следовательно, в данной статье дискурс будем рассматривать и как процесс, и как результат генерирования песенного текста единовременно.
Список литературы
1. Борботько В. Г. Элементы теории дискурса. Грозный: Издательство Чечено-Ингушского государственного университета, 1981. 113 с.
2. Дуняшева Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии //Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, 22-23 октября 2015 г. / под ред. В. Н. Васильевой. Казань: Вестфалика, 2015. С. 190-197.
3. Дуняшева Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров блюз и рэп: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2012. 24 с.
4. Исмагилова Н. К., Вапник Н. А. Стилистические текстообразующие средства английского песенного дискурса // Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: сборник научных статей / отв. ред. Н. А. Вапник. М.: Издательство ГУП, 2024. С. 53-57.
5. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. 270 с.
6. Левченко М. Н. Немецкий видоигровой дискурс: грамматический и стилистический аспекты // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XI Международной научной конференции, г. Гомель, 21 октября 2022 г. / под ред. Е. В. Сажиной. Гомель: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 2022. С. 202-210.
7. Левченко М. Н. Деловой дискурс: анализ и моделирование дискурсивных событий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2023. №1. С. 53-61.
8. Нефёдов С. Т. Дискурс: направления, школы, методология дискурсивного анализа // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Вып. VII: Дискурсивные аспекты языковых феноменов: сборник статей / под ред. С. Т. Нефёдова, И. Е. Езан. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. С. 11-34.
9. Плотницкий Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2005. 183 с.
10. Пысина И. С. Языковые особенности молодежного англоязычного дискурса // Мир языков: ракурс и перспективы. Минск: Белорусский государственный университет, 2018. С. 213−220.
11. Скребцова Т. Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. М.: ЯСК, 2020. 312 с.
12. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца 20 века / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 35-73.
13. Хурматуллин А. К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. №6. С. 31-37.
14. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: Флинта, 2020. 208 с.
15. Шевченко О. В. Тематическое своеобразие песенных текстов как способ реализации функций жанров песенного дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №115. С. 242-249.
16. Warnke I. H., Spitzmüller J. Methoden und Methodologie der Diskurslinguistik. Grundlagen und Verfahren einer Sprachwissenschaft jenseits textueller Grenzen // Warnke I. H., Spitzmüller J. Jürgen Spitzmüller Methoden der Diskurslinguistik. Sprachwissenschaftliche Zugänge zur transtextuellen Ebene. Berlin; New York: Walder de Gruyter, 2008. S. 3-54.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Выявление образа белого цвета в сознании русскоязычных представителей республики Киргизии и сопоставление полученного образа с образом цветообозначения (ЦО) белый в сознании представителей русской культуры.
Процедура и методы. Материалом для исследования послужили 193 реакции, полученные в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 161 представитель русской и киргизской культур.
Результаты. В ходе анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента определены основные особенности структуры ассоциативного поля ЦО белый у представителей современной русcкой и киргизской культур.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие психолингвистических исследований, затрагивая вопросы вариативности стимулов. Предложенные результаты могут быть использованы в ходе изучения курсов теории языка, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации.
Цель. Установить сходства и различия по именным категориям в русском и французском языках в сопоставительном плане, а также выявить схождения и расхождения в использовании языковых средств выражения данных категорий.
Процедура и методы. Для выявления сходств и различий языковых средств категорий рода и числа сравниваемых языков использовались сравнительно-сопоставительный метод как основной, метод сплошной выборки при формировании корпуса фактического материала, а также описание и интерпретация результатов сравнения, анализ и синтез различных точек зрения на природу данных грамматических категорий, семантический анализ при интерпретации фактического материала.
Результаты. Выявлены и установлены расхождения и совпадения сравниваемых языков по именным категориям, а также средств языкового выражения данных категорий. Морфологическая структура имени существительного в русском языке значительно сложнее, чем во французском языке. Этому соответствует и большее разнообразие средств грамматического выражения.
Теоретическая и практическая значимость. Проведённый анализ значим и актуален для сравнительно-сопоставительного изучения двух языков в вопросе именных категорий и их языкового выражения. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке лекционных и практических курсов по сопоставительному языкознанию, а также в теории и практике преподавания французского и русского языков на уровне бакалавриата, магистратуры и послевузовского образования по дисциплинам «Теоретическая грамматика» и «Сравнительная типология».
Цель. Изучение феномена харизмы, который впервые был выявлен и описан в работах М. Вебера, анализ специфики его возникновения и проявлений в современном политическом процессе через призму его лингвистического своеобразия путём сопоставления дискурсов известных харизматичных политиков.
Процедура и методы. При анализе особенностей лингвистического арсенала наиболее ярких политических харизматиков используется междисциплинарный подход, позволяющий применение совокупности современных приёмов и методов изучения текстов с концентрированным политическим контентом: контекстуального, сравнительно-сопоставительного, компонентного и переводческого анализа оригиналов речевых произведений авторов.
Результаты. В результате исследования авторы признают, что каждому из рассмотренных лидеров свойственен свой «индивидуальный набор» лингвистических приёмов и средств: от умелого применения приукрашивающих действительность эпитетов и метафор (или сгущающих краски и вызывающих отвращение у обывателей сравнений) до виртуозного использования языковых средств манипулятивного воздействия на своих избирателей, оппонентов, коллег и всех тех, кто образует интересующую данного деятеля политическую среду.
Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение феномена харизматичности через призму его лингвистической составляющей, эффективно участвующей в узконаправленном пропагандистском воздействии с целью поддержки определённой политической тенденции и создания соответствующих ей стереотипов мышления.
Цель. Проанализировать традиции и современное состояние лингвистики сквозь призму сравнительно-исторической и антропологической эволюции научных идей на примере языковой личности В. М. Алпатова.
Процедура и методы. Главным методом является лингвоперсонологический, позволяющий изучить этапы становления учёного, его профессиональные интересы и открытия, описать коммуникативные особенности языковой личности. Историко-лингвистический метод анализирует события и лица, имеющие отношение к зарождению лингвистических традиций. Применяется также социолингвистический метод, исследующий экстраязыковые факторы, повлиявшие на формирование научных концепций. Биографический, психолингвистический и историко-культурный методы обосновывают аксиологические характеристики личности, раскрывают языковую картину мира учёного, дополняют её редкими фактами, обозначают константы, показывают индивидуально-авторские речеповеденческие тактики.
Результаты. Разработана и применена модель социолингвистического коммуникативного эксперимента, содержанием которого стало выявление уникальных персональных свойств В. М. Алпатова как языковой личности. Впервые в практике общения с учёным собран авторский материал о жизни и деятельности его родителей, занимавших видные общественные позиции в науке, и учителей, повлиявших на формирование профессиональных взглядов В. М. Алпатова. Прослежены факты эволюции аксиологической, антропологической и лингвистической картин мира второй половины XX – начала XXI вв. в сравнительно-исторической перспективе. Выявлены и охарактеризованы основные закономерности становления и развития научной биографии В. М. Алпатова, включённой в общий контекст историкокультурных и социально-политических изменений в стране.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведён эвристический эксперимент, показывающий и уточняющий методы и приёмы современной лингвистики. Осуществлён когнитивный анализ научного творчества. Актуализированы и критически переосмыслены проблемы языкознания XX в. в контексте перспективных идей лингвистики XXI в. Практическая значимость заключается в демонстрации и использовании научно-теоретического опыта В. М. Алпатова в профессиональной деятельности историков, востоковедов, лингвистов – в источниковедении, лингвокультурологии, ориенталистике, лингвистической типологии, историографии языкознания, социолингвистике, переводоведении, лингвистической прогностике. Научный диалог как жанр даёт возможность описать и систематизировать коммуникативные черты языковой личности, использовать этот опыт в практике подготовки дискуссионных материалов по актуальным проблемам гуманитарного знания. Беседы о лингвистике могут использоваться в качестве дополнительного материала в журналистской практике, в лекциях и практических занятиях по университетским курсам «Общее языкознание», «История лингвистических учений», «Введение в языкознание», «Теория коммуникации», «Социолингвистика», «История России».
Цель. Описание функционального соотношения безличных, залоговых и модальных форм в немецком и русском языках.
Процедура и методы. 200 примеров, отобранных из Национального корпуса русского языка и из корпуса DWDS. Посредством описательного метода была дана характеристика различных типов безличных предложений в немецком и русском языках; сопоставительный метод позволил выявить специфику немецкого и русского языков при выражении семантики состояния, отношения, оценки, стихийных действий и корневых модальных значений; посредством метода компонентного анализа была выявлена корреляция безличности, залоговости и модальности.
Результаты. В процессе исследования были составлены и описаны следующие типы корреляций: 1) семантика состояния, отношения, оценки, предикаты существования: безличность (рус. яз.) → безличность (нем. яз.); 2) стихийное действие: безличность (рус. яз.) → пассивный залог (нем. яз.); 3) диспозиционная, деонтическая, волитивная модальность: безличность (рус. яз.) → модальные / модализованные глаголы или конструкции (нем. яз.).
Теоретическая и практическая значимость. Публикация вносит определённый вклад в развитие концепции межкатегориальной взаимосвязи безличных, модальных и залоговых значений. Полученные результаты могут быть использованы в процессе изучения курса «Сравнительная типология немецкого и русского языков».
Цель. Выявление взаимосвязи между характеристиками детско-родительских отношений и мотивами лжи у детей 9–10 лет.
Процедура и методы. В исследовании принимали участие 67 матерей и их дети 9–10 лет. Использовался комплекс психодиагностических методик: методика «Рассказы А. П. Нечаева», методика «Определение ведущего мотива лжи» (А. Гармаев, П. Экман), методика В. С. Ивашкина, В. В. Онуфриевой «Определение индивидуального стиля отношения родителей к школьнику». Данные были подвергнуты качественному и количественному анализу, в том числе с использованием методов математико-статистической обработки (однофакторный дисперсионный анализ) с помощью программы SPSS.
Результаты. В результате анализа полученных данных была выявлена взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и проявлениями лжи у детей 9–10 лет. Выделены черты детско-родительских отношений, взаимосвязанные с появлением мотивов лжи. Доминирующую тенденцию детско-родительских отношений, располагающих к проявлению лжи у детей 9–10 лет, можно охарактеризовать как дистанцированность и отчуждённость.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение социально-психологических факторов, обусловливающих формирование нравственных аспектов личности, взаимосвязей между характеристиками детско-родительских отношений и социально-психологическими особенностями ребёнка, их влияния на проявления лжи у детей. Полученные данные могут быть использованы в разработке комплексной программы работы психолога с родителями по гармонизации детско-родительских отношений.
Цель. Исследование и описание образа добровольца (волонтёра) в представлении людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.
Процедура и методы. Сбор данных осуществлялся методом группового ассоциативного эксперимента. Респондентам к оценке был предъявлен стимул «доброволец (волонтёр)». Ответы (ассоциативные реакции) были занесены в гугл-форму (Google-forms). Анализ семантического поля исследуемого стимула «доброволец (волонтёр)» был проведён посредством подсчё- та абсолютных частот встречаемости ассоциаций и расчёта рангов. Были выявлены семантические универсалии, в которые включались ассоциации, использованные респондентами неслучайно. В ходе анализа было выявлено 313 ассоциаций, которые были распределены по частоте встречаемости. Были также выявлены и описаны семантические группы ассоциаций.
Результаты. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление образа добровольца (волонтёра) через анализ ассоциативных реакций респондентов – людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. В представлении группы респондентов, волонтёры (добровольцы) – это добрые и отзывчивые люди, бескорыстно оказывающие помощь окружающим. В семантическом поле исследуемого стимула было выявлено 5 семантических групп – основных смысловых категорий, описывающих: 1) направленность деятельности добровольца; 2) характеристики межличностных отношений; 3) основу деятельности добровольца; 4) деятельную вовлечённость; 5) эмоциональную вовлечённость. В представлении респондентов отражены основные характеристики деятельности добровольцев (волонтёров), а также их личностные и эмоциональные особенности, параметры межличностных отношений с окружающими.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретический материал имеющихся на сегодняшний день работ по изучению личности добровольца (волонтёра). Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в рамках добровольческих (волонтёрских) организаций и движений для решения задач вовлечения людей в добровольчество (волонтёрство), психологического консультативного сопровождения и индивидуального консультирования добровольцев (волонтёров) с целью формирования у них психологической готовности к добровольческой (волонтёрской) деятельности, а также с целью их психологической поддержки в процессе деятельности.
Цель. Изучение культурных особенностей гендерной идентичности современной молодёжи России.
Процедура и методы. Исследовалась взаимосвязь между уровнем нравственных ориентаций и гендерной идентичностью российской молодёжи. Исследование состояло из двух этапов: эмпирическое исследование и теоретический анализ. Для этого были использованы следующие методы: метод опроса и методы статистической обработки результатов (метод корреляции по Пирсону). Определение культурных особенностей производилось с точки зрения нравственности исследуемой выборки при помощи методики изучения нравственных ориентаций по И. С. Славинской, А. Д. Наследову, М. Я. Дворецкой. В свою очередь, гендерная идентичность определялась при помощи полоролевого опросника С. Бем. Далее полученные результаты были проанализированы на наличие корреляционной взаимосвязи по методу Пирсона. Выборку составляли 102 студента московских вузов, мужского и женского полов в возрасте от 18 до 25 лет.
Результаты. По результатам эмпирического исследования было выявлено, что нравственные ориентации слабо коррелируют с гендерной идентичностью в исследуемой группе.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования, отражённые в данной статье, могут послужить основой для углублённого изучения социально-психологических факторов, потенциально влияющих на формирование и развитие гендерной идентичности молодёжи.
Цель. Сравнить дискурс научных публикаций, посвящённых цифровизации политической сферы жизни общества, в ведущих российских политологических журналах.
Процедура и методы. В рамках сравнительного подхода был проведён контент-анализ библиографических описаний публикаций за период 2014–2024 гг. по темам «искусственный интеллект», «фейки», «электронное голосование», «социальная сеть».
Результаты. Выявлено, что наибольшее внимание исследователей обращено к проблематике искусственного интеллекта и фейков, которая представляет наиболее широкие направления для исследований с доступной эмпирической базой, поддающейся верификации.
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты исследования могут быть интересны учёным-политологам, специализирующимся в области цифровизации политических процессов и политической компаративистики.
Цель. Раскрытие взглядов Ф. М. Достоевского на проблему построения международных контактов с близкими для русского народа этносами.
Процедура и методы. Опираясь на методы политико-текстологического анализа и историко-политологической реконструкции, авторами демонстрируется актуальность панславистского направления русской мысли по отношению к современной политической повестке и приводится подробная характеристика славянского мира, описанного Ф. М. Достоевским.
Результаты. В соответствии со взглядами мыслителя в статье раскрывается историческая роль славянских народов на пути формирования единого идейного фронта, направленного на сохранение культурных единиц, закреплённых в памяти этих народов. Авторами вслед за Ф. М. Достоевским выделяется в качестве возможного пути достижения устойчивого развития России создание союза братских народов со схожими социокультурными и историко-географическими основаниями. В результате коллективом авторов делается вывод о необходимости нашему государству сохранять роль гаранта справедливости и безопасности для славянских народов и хранителя славянской идентичности в условиях сложившейся перенапряжённости в области мирового порядка.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья посвящена социально-политическим идеям Ф. М. Достоевского в их приложении к современным проблемам устойчивости и трансформации существующего миропорядка, систематизации его воззрений по данной проблематике. Прогнозы и выводы Ф. М. Достоевского позволяют определять стратегию поведения в отношении славянских народов и снижать моменты напряжённости в мировой политике.
Цель. Изучение геополитических причин процесса направляемого демонтажа глобального социалистического проекта в период второй половины XX – первой четверти XXI вв.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ причин, основных форм и этапов борьбы стран Запада против глобального социалистического проекта на протяжении второй половины XX – первой четверти XXI вв. Применяются системный, компаративный и феноменологический методы исследования.
Результаты. Борьба с глобальным социалистическим проектом со стороны стран Запада имеет своей основной целью сохранение параметров капиталистического способа производства во всём мире, что на протяжении XX – первой четверти XXI вв. последовательно осуществляется в следующих регионах: СССР / Россия и Восточная Европа; Ближний Восток и Северная Африка; Латинская Америка; Восточная Азия.
Теоретическая и практическая значимость. Определённый вклад в теорию политических систем вносит установление прямой зависимости процесса направляемого демонтажа глобального социалистического проекта и интересов крупнейших бизнес-корпораций, а также рассмотрение основных форм и этапов проявления данного феномена.
Цель. Исследовать ключевые направления и выявить особенности межпарламентского сотрудничества между Россией и Китаем. Для достижения поставленной цели необходимо: выявить ключевые факторы, способствующие развитию и укреплению межпарламентских отношений; оценить текущее состояние межпарламентских связей; проанализировать факторы, влияющие на их развитие; определить приоритетные направления межпарламентского сотрудничества; спрогнозировать будущую траекторию межпарламентского сотрудничества, основываясь на тенденциях текущих и глобальных изменений в современном мире.
Процедура и методы. Анализ данной проблематики требует комплексного подхода и применения различных методов исследования. В статье использованы исторический метод, междисциплинарный подход, методы анализа экспертных оценок. В статье проанализированы и обобщены результаты исследований по данной теме, охарактеризованы механизмы и выявлены проблемы в реализации парламентской дипломатии между Россией и Китаем.
Результаты. Сотрудничество между законодательными органами России и Китая развивается в соответствии с принципами взаимного доверия и стратегического партнёрства. Основное внимание уделяется вопросам, связанным с экономическим сотрудничеством, безопасностью и культурным обменом. Перспективы дальнейшей интенсификации диалога определяются необходимостью укрепления двустороннего сотрудничества перед лицом глобальных вызовов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по укреплению межпарламентского сотрудничества, тем самым укрепляя экономические, культурные и гуманитарные связи между Россией и Китаем.
Цель. Обосновать правомерность идентификации проекта SHAMAN как феномена массовой культуры в современной России посредством анализа его творческого компонента в виде песен, видеоклипов и концептуально продуманных концертных программ в сочетании с окружающим новостным фоном в виде возникающих информационных поводов, прямо или косвенно связанных с процессом его продвижения.
Процедура и методы. Концептуальным ядром исследования является коммуникативный подход, в рамках которого в силу специфики предмета анализа приоритетный интерес представляет направление символического интеракционизма. В качестве непосредственных методов выступают структурно-семиотический анализ и традиционный анализ документов.
Результаты. Установлено, что ретрансляция патриотического контента в сочетании с активной медийной поддержкой являются экзистенциальными характеристиками проекта SHAMAN, регулирующими его жизненный цикл в условиях выполнения социализирующей функции в период Специальной военной операции России на Украине.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании PR-технологий, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической пропаганды.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/