Понятие субсидиарности достаточно распространено в политической и юридической науках и широко применяется при анализе институциональной организации либеральных демократий, прежде всего стран - членов Европейского союза. Однако данное понятие практически не употребляется при анализе автократических режимов, включая современные электоральные автократии. Объясняется это сомнениями исследователей в применимости понятия субсидиарности и связанных с ним понятий децентрализации, федерализма, региональной самостоятельности, местного самоуправления и др. в анализе властно-управленческих вертикалей, создаваемых автократическими режимами. Эта тенденция наблюдается даже в исследованиях, посвящённых созданию новых концептуальных структур, более адекватных для изучения постсоветских стран ввиду научной дискредитации терминологического аппарата западной политологии. Соответственно цель проведённого исследования - выявить эвристический потенциал понятия субсидиарности при анализе институциональной трансформации стран постсоветского пространства, в том числе посткоммунистических автократий. Теоретико-методологическую базу исследования составили институциональный подход, скорректированный венгерскими политологами Б. Мадьяром и Б. Мадловичем применительно к анализу посткоммунистических стран, а также метод case study - в качестве кейсов для анализа были выбраны типичные постсоветские случаи: Польша и Венгрия. На основе анализа истории постсоветской трансформации этих двух стран был показан высокий эвристический потенциал изучения особенностей институциональной реализации принципа субсидиарности, который наряду с действием других институтов становится важным фактором формирования траектории политического развития страны. На этой основе были выделены и описаны два типа субсидиарности - позитивный, связанный с делегированием ресурсов и полномочий по решению проблем на тот уровень, на котором они возникают, и негативный, перераспределяющий ответственность за принимаемые решения на нижние уровни властной иерархии и в ситуации кризиса вынужденный вслед за ответственностью делегировать и соответствующие полномочия и ресурсы. Негативная форма субсидиарности возникает в ситуации кризиса, но создаёт институты, определяющие будущее развитие страны.
Идентификаторы и классификаторы
В недавнем докладе Freedom House «Страны транзита» по результатам продолжающегося почти 20 лет изучения состояния демократии в постсоветских странах приводится довольно пессимистичная картина: в 2022 г. состояние демократии ухудшилось в 11 из 29 стран исследуемого региона Центральной и Восточной Европы (в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Таджикистане, Венгрии, Боснии, Черногории, Словакии, Грузии).
Список литературы
1. Арендт, Х. (1996). Истоки тоталитаризма. Москва: ЦентрКом.
Арендт, Х. (1996). Истоки тоталитаризма. Москва: ЦентрКом.
2. Артеев, С. П. (2022). COVID-субсидиарность как новый политический феномен. Вестник МГИМО-Университета, 15(1), 111-125. EDN: JFYWDL
Артеев, С. П. (2022). COVID-субсидиарность как новый политический феномен. Вестник МГИМО-Университета, 15(1), 111-125. EDN: JFYWDL
3. Выдрин, И. В., Эмих, В. В. (2017). Принцип субсидиарности в организации местного самоуправления в России и Польше. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, 17(2), 71-99. EDN: ZBGZGL
Выдрин, И. В., Эмих, В. В. (2017). Принцип субсидиарности в организации местного самоуправления в России и Польше. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, 17(2), 71-99. EDN: ZBGZGL
4. Голосов, Г. В., Лихтенштейн, А. В. (2001). “Партии власти” и российский институциональный дизайн: теоретический анализ. Полис. Политические исследования, 1, 6-14. EDN: ESCTLD
Голосов, Г. В., Лихтенштейн, А. В. (2001). “Партии власти” и российский институциональный дизайн: теоретический анализ. Полис. Политические исследования, 1, 6-14. EDN: ESCTLD
5. Зелиньски, Я. (2013). Местная участвующая (participatory) демократия в Польше. Юридическая наука, 4, 115-121. EDN: RTQHUZ
Зелиньски, Я. (2013). Местная участвующая (participatory) демократия в Польше. Юридическая наука, 4, 115-121. EDN: RTQHUZ
6. Ирхин, И. В. (2021). Европейская модель принципа субсидиарности: публично-правовое исследование: монография. Москва: Проспект. EDN: IOOIVN
Ирхин, И. В. (2021). Европейская модель принципа субсидиарности: публично-правовое исследование: монография. Москва: Проспект. EDN: IOOIVN
7. Кирдина, С. Г. (2001). Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. EDN: RBVEOR
Кирдина, С. Г. (2001). Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. EDN: RBVEOR
8. Константинов, М. С. (2005). Элементы институционально-эволюционной теории в социальной философии М. К. Петрова. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ. EDN: UYUHKN
Константинов, М. С. (2005). Элементы институционально-эволюционной теории в социальной философии М. К. Петрова. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ. EDN: UYUHKN
9. Леденёва, А. В. (2022). Предисловие. В Б. Мадьяр, Б. Мадлович Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том I. (с. 9-18). Москва: Новое литературное обозрение.
Леденёва, А. В. (2022). Предисловие. В Б. Мадьяр, Б. Мадлович Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том I. (с. 9-18). Москва: Новое литературное обозрение.
10. Мадьяр, Б. (2016). Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. На примере Венгрии. Москва: Новое литературное обозрение.
Мадьяр, Б. (2016). Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. На примере Венгрии. Москва: Новое литературное обозрение.
11. Мадьяр, Б., Мадлович, Б. (2022). Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 1. Москва: Новое литературное обозрение.
Мадьяр, Б., Мадлович, Б. (2022). Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 1. Москва: Новое литературное обозрение.
12. Мельвиль, А. Ю. (2020). Выйти из “гетто”: о вкладе постсоветских исследований/Russian Studies в современную политическую науку. Полис. Политические исследования, 1, 22-43. EDN: EBFWBX
Мельвиль, А. Ю. (2020). Выйти из “гетто”: о вкладе постсоветских исследований/Russian Studies в современную политическую науку. Полис. Политические исследования, 1, 22-43. EDN: EBFWBX
13. Норт, Д., Уоллис, Дж., Вайнгаст, Б. (2011). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Москва: Издательство Института Гайдара. EDN: QOMGLZ
Норт, Д., Уоллис, Дж., Вайнгаст, Б. (2011). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Москва: Издательство Института Гайдара. EDN: QOMGLZ
14. Панов, П. В. (2004). Теории политических институтов. Пермь: Пушка.
Панов, П. В. (2004). Теории политических институтов. Пермь: Пушка.
15. Пименова, О. И. (2015). Субсидиарность как принцип реализации совместных законодательных полномочий: опыт Европейского союза и перспективы его адаптации в российской системе разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Москва: Новое время. EDN: WHYTPH
Пименова, О. И. (2015). Субсидиарность как принцип реализации совместных законодательных полномочий: опыт Европейского союза и перспективы его адаптации в российской системе разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Москва: Новое время. EDN: WHYTPH
16. Пименова, О. И. (2017). Субсидиарность как нравственная, философская и правовая категория. Актуальные проблемы российского права, 11(84), 37-47. EDN: YPHPWE
Пименова, О. И. (2017). Субсидиарность как нравственная, философская и правовая категория. Актуальные проблемы российского права, 11(84), 37-47. EDN: YPHPWE
17. Пименова, О. И. (2019). Принцип субсидиарности в Европейском союзе: перипетии применения. Право. Журнал Высшей школы экономики, 4, 144-163. EDN: UYUQVT
Пименова, О. И. (2019). Принцип субсидиарности в Европейском союзе: перипетии применения. Право. Журнал Высшей школы экономики, 4, 144-163. EDN: UYUQVT
18. Хантингтон, С. (2003). Третья волна. Демократизация в конце XX века. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Хантингтон, С. (2003). Третья волна. Демократизация в конце XX века. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
19. Харитонова, О. Г. (2013). Католицизм и современность: демократия в социальной доктрине Римско-катологической церкви. Политическая наука, 2, 81-99. EDN: QZHTST
Харитонова, О. Г. (2013). Католицизм и современность: демократия в социальной доктрине Римско-катологической церкви. Политическая наука, 2, 81-99. EDN: QZHTST
20. Wolman, H. et. al. (2008).Comparing Local Government Autonomy Across States. In Proceedings: Annual Conference on Taxation and Minutes of the Annual Meeting of the National Tax Association (pp. 377-383).
Wolman, H. et. al. (2008).Comparing Local Government Autonomy Across States. In Proceedings: Annual Conference on Taxation and Minutes of the Annual Meeting of the National Tax Association (pp. 377-383).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена методологическим и методическим возможностям и ограничениям метода интервью в элитологии.
Анализируются современные методологические подходы в элитологии.
Акцентируется внимание на истоках терминологического и интерпретативного аппарата в российских элитологических исследованиях, основанного на заимствовании из арсенала западной политологической науки. Англо-саксонская американская политологическая традиция базируется на метафорическом осмыслении и символической репрезентации имперской римской цивилизации и антропоцентричном мировосприятии и когнитивном логико-формализованном восприятии институциональной структуры политической системы.
В рамках доминирующего в западной политологии структурно-функционального методологического подхода наличие функционирующего формально подчиненного правовым основаниям политического института в системе государственного и политического управления и муниципального самоуправления предполагает однозначное выполнение политическими институтами и участвующими в них в рамках политического участия представителями политических элит предписанных на законодательном уровне политических функций с известным запрограммированным результатом.
Любые отклонения от определенных правовыми нормами результатов рассматриваются как девиация. При этом за пределами анализа остается личность представителя политической элиты с ее социальным, культурным, коммуникативным и политическим капиталом, наделенная эмоциями и индивидуальными психолого-волевыми качествами, различные контексты ее прошлого и настоящего и способность к политическому стратегическому видению.
Метод интервью, используемый в элитологии, позволяет получить репрезентативное представление о личности политика, его психолого-эмоциональных качествах, его образе мышления.
Вместе с тем метод интервью в элитологических исследованиях нельзя считать всецело объективным, степень его репрезентативности детерминирована рядом обстоятельств: от программы интервью и личности интервьюера до способности создать доверительную атмосферу и верно интерпретировать полученные результаты.
Актуальность исследования определяется местом и функциями, которые выполняет политико-административная элита, обеспечивая устойчивость и безопасность общества.
Обозначенный в публичном дискурсе революционный поворот, определяющий критерии интеграции новых членов в политико-административную элиту, требует научной рефлексии и понимания причин и факторов, его определяющих.
В статье представлены результаты исследования ключевых факторов, которые определяли динамику политико-административной элиты России на рубеже ХХ-ХХI вв.
Показано, что трансформация российской политико-административной элиты проходила под влиянием: исторического фактора, который характеризует сложившиеся в российской политической системе традиции рекрутирования политико-административных элит; общественно-политического фактора, отражающего тенденции трансформации системы государственного управления на рубеже ХХ и XXI вв.; собственно политического фактора, характеризующего состояние и особенности политической и партийной систем России; социально-экономического фактора, отражающего ориентацию бизнеса на интеграцию в политико-административную элиту; а также социокультурного фактора, отражающего ценностную динамику российского общества.
Выявлено, что динамика изменений политико-административной элиты России является ответом на глобальные (цифровизация общества и публичной политики, глобальный экономический кризис и пандемия коронавируса), внешнеполитические и внутриполитические вызовы.
В статье рассматривается влияние глобальных тенденций декарбонизации и выполнения климатических обязательств на угольную промышленность Южно-Африканской Республики (ЮАР).
В условиях постепенного удешевления альтернативных источников энергии и глубокой трансформации энергетического сектора угольная промышленность сталкивается с рядом негативных тенденций, включая дестабилизацию отрасли и снижение ее роли в энергетическом балансе страны.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить роль правительства в управлении этими процессами и его реакцию на внешнее давление в контексте глобальной декарбонизации.
Основной фокус сделан на анализе политических и стратегических документов, а также дискурса вокруг вопросов будущего угольной промышленности. Для углубленного понимания были проведены интервью с представителями угольной промышленности, государственными чиновниками и экспертами, представляющими государственные и частные организации ЮАР.
Сделано несколько важных выводов. Во-первых, правительство ЮАР играет пассивную роль в управлении процессами дестабилизации угольной промышленности, вызванными глобальной тенденцией декарбонизации и климатическими обязательствами.
Вместо активного вмешательства и регулирования государство дистанцируется от решения этих проблем, что усугубляет неопределенность в отрасли.
Внутри самого правительства существует множество дискурсивных противоречий, что приводит к отсутствию координации между ведомствами и препятствует формированию единой стратегии по поддержке угольной промышленности в условиях меняющегося энергетического ландшафта.
Также выявлено, что правительство не оказывает достаточной поддержки инновациям и внедрению чистых технологий в угольной отрасли. Это приводит к тому, что промышленность продолжает функционировать в устаревшем и неустойчивом режиме.
Вместо активного продвижения новой повестки развития, правительство поддерживает инерционный сценарий трансформации, что замедляет процесс декарбонизации и препятствует переходу к более устойчивым моделям энергетики.
Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли правительств в трансформации угольных отраслей стран, где уголь является ключевым элементом экономики.
Процесс управления инновациями имеет большое значение для реализации целей политической модернизации и развития. От способности суверенного государства реализовать политику управления инновациями в электоральной сфере зависит легитимность политической власти и политического режима, доверие к политической системе со стороны гражданского общества и внешних субъектов, в первую очередь других суверенных государств и международных организаций, а также соблюдение принципа электорального суверенитета, являющегося составной частью государственного и национального суверенитета.
Вынужденный разрыв межгосударственного взаимодействия России и стран Запада, в том числе по проблемам электорального сотрудничества, а также курс на укрепление российского электорального суверенитета обуславливают запрос на академическое исследование и экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий в области управления инновационной деятельностью.
Цель статьи - выявление и систематизация причин (целей инноваций), стоящих перед суверенным государством при осуществлении инновационной деятельности в электоральном пространстве, соответствие такой деятельности категории «электоральный суверенитет».
Методология исследования опирается на теорию политического развития и модернизации, теорию диффузии инноваций, правовую теорию суверенитета. В качестве одного из результатов исследования предложена экспликативная модель инновационной деятельности в электоральном пространстве, согласно которой цели инновации можно разделить на три порядка, они взаимодополняющие и ориентированы не только на модернизацию и развитие избирательной системы, но и на воплощение в жизнь принципа электорального суверенитета.
Автор отмечает, что инновацией не обязательно является созданный или импортированный институт или технология, а также и воссозданный процесс, который ранее был институционализирован целиком или фрагментированно в электоральной истории государства.
Предлагается провести ревизию электоральных традиций России на предмет их актуальности и возможности использования в процессе управления инновациями для укрепления отечественного электорального суверенитета.
Современная цифровизация политики влечет за собой риски усиления влияния маргинальных и экстремистских групп в онлайн-пространстве, распространяющих деструктивную идеологию. На Юге России эта проблема получает особое значение в связи с близостью к районам межнациональной и межгосударственной напряженности.
Поэтому региональным политическим элитам требуется консолидация по созданию и трансляции смысловых паттернов, направленных на позитивную репрезентацию актуальных событий и процессов макрорегиона.
Цель статьи - исследование структуры и тематического содержания активности глав регионов Юга России в Интернете. Для этого автором проводится уточнение понятия информационного поля политики как пространства, в котором политические акторы создают с помощью онлайн-ресурсов новостную повестку и объясняют реальность через общий репертуар образов, когнитивных схем и нарративов.
Затем с помощью компьютерного приложения RStudio, основанного на языке программирования R, осуществляется веб-скрайпинг 11 тыс. последних постов из официальных страниц региональных лидеров Юга России в социальной сети «ВКонтакте» и применяются методы обработки естественного языка - текст-майнинга, среди которых: латентно-семантический анализ (LSA), сентимент-анализ, контент-анализ с авторским словарем и анализ совпадений слов.
В результате отмечается, что в настоящее время активность региональных лидеров Юга России в Интернете имеет значительный уровень согласованности, что свидетельствует о наличии устойчивого информационного поля, смысловым ядром которого выступают темы помощи новым субъектам РФ, поддержки семьи и развития локальной городской среды.
Внимание авторов направлено на выявление ресурсов, форм, практик, мест формирования и реализации, мер государственной поддержки досуговых солидарностей сельской молодежи Краснодарского края.
Теоретические контуры исследования обозначены концепцией пространственной солидарности, реализующейся в повседневных взаимодействиях представителей различных локальных сообществ (S. Oosterlynck), интерпретацией молодежных культурных практик сквозь призму солидарного подхода (Е. Л. Омельченко), сфокусированного на внутри- и межгрупповых коммуникациях, способствующих формированию коллективных идентичностей в молодежных общностях.
Аналитическая оптика современных социологов фокусируется не только на макроуровне конструирования доминирующих структурных форм солидарности в границах национальных государств, но и на микроуровне достижения социальной сплоченности реляционных мест (рабочих, досуговых, образовательных, жилищных пространств).
Дизайн исследования задан экспликацией солидарности как совокупности социальных практик, основанных на взаимозависимости, встречах, общих ценностях, обмене различными ресурсами, осуществляемых в повседневных досуговых пространствах молодыми жителями сельских сообществ.
Прикладное исследование строилось на основе стратегии смешивания качественных и количественных методов (анкетный и экспертный опросы, интервью). В 2022-2023 гг. проводилось анкетирование сельской молодежи Кубани (N = 98, N =103), в 2023 г. - интервьюирование экспертов (N = 6) и школьников (N = 6), проживающих в неурбанизированных районах региона.
Места конструирования молодежной сплоченности обозначены как дом, социальные сети, досуговые учреждения; выделены две формы молодежных солидарностей: прямая/восходящая и косвенная/нисходящая.
Установлены барьеры, препятствующие развитию молодежных досуговых солидарностей в сельских районах: нехватка кадровых ресурсов, слабое материально-техническое оснащение объектов культурно-досуговой сети, отсутствие инновационных креативных культурно-досуговых площадок.
Описаны меры государственной поддержки повседневных культурных молодежных пространств в сельских поселениях Краснодарского края.
Брендинг российских регионов в последнее десятилетие становится одним из ключевых ориентиров политики идентичности наряду с политикой памяти и символической политикой.
Цель данной статьи - выявление потенциала брендов региона в укреплении российской национальной идентичности на примере Республики Адыгея. Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса, проведенного в октябре-ноябре 2023 г.
В качестве индикаторов обозначены уникальность региона, консолидационный потенциал региона, многоуровневая идентичность и архитектура региональных брендов. По мнению авторов, брендинг имеет большое значение в позиционировании Адыгеи на национальном и международном уровнях, поскольку предполагает создание брендов, напрямую идентифицирующихся с регионом.
По результатам эмпирического исследования авторы подразделяют иерархию идентичностей на активные и ситуативные. К активным идентичностям, которые человек демонстрирует в процессе повседневных социальных практик, относятся этническая, поколенческая и профессиональная идентичности; к ситуативным идентичностям, которые человек проявляет в зависимости от актуализации тех или иных контекстов, относятся российская национальная, кавказская политическая и региональная уровни идентичности.
Определено, что этническая идентичность находит выражение в брендах республики; поколенческая идентичность не может игнорироваться при конструировании бренда, так как поиск общих ценностных приоритетов и идеалов у различных поколений позволит заложить в бренде непротиворечивые основы для общей российской идентичности; профессиональные идентичности являются косвенным показателем состояния экономической сферы в регионе и могут быть учтены при конструировании бренда.
В статье рассматриваются преференциальные режимы как важные стратегические инструменты государства, используемые для экономического прорыва и повышения инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа.
В последнее десятилетие данный регион является геополитическим форпостом Российской Федерации в ее концепции «поворота на Восток». Преференциальные режимы в виде свободных экономических зон (СЭЗ) появились на Дальнем Востоке еще в 1990-е гг. и были одними из первых в постсоветской России, однако их функционирование не оправдало возложенных на них ожиданий. После длительного перерыва государство вернулось к идее создания территорий с льготными налоговыми и инвестиционными условиями.
Особые экономические зоны в настоящее время есть в разных регионах Российской Федерации. Тем не менее в Дальневосточном федеральном округе, на наш взгляд, преференциальные режимы имеют особое значение как опорные точки «прорыва» экономической и инвестиционной деятельности для всего макрорегиона и, возможно, страны в целом. К ним относятся не только особые экономические зоны (ОЭЗ), но также и территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), Инновационный научно-технический центр «Русский» (ИНТЦ «Русский») и даже Арктическая зона Российской Федерации.
Преференциальные режимы существуют во многих странах, как правило, власти, используя их, пытаются активизировать экономическую ситуацию в регионах, где они находятся. Такая политика производит различный эффект. Анализу функционирования преференциальных режимов в ДФО, в первую очередь ТОР, и посвящена статья.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/