Брендинг российских регионов в последнее десятилетие становится одним из ключевых ориентиров политики идентичности наряду с политикой памяти и символической политикой.
Цель данной статьи - выявление потенциала брендов региона в укреплении российской национальной идентичности на примере Республики Адыгея. Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса, проведенного в октябре-ноябре 2023 г.
В качестве индикаторов обозначены уникальность региона, консолидационный потенциал региона, многоуровневая идентичность и архитектура региональных брендов. По мнению авторов, брендинг имеет большое значение в позиционировании Адыгеи на национальном и международном уровнях, поскольку предполагает создание брендов, напрямую идентифицирующихся с регионом.
По результатам эмпирического исследования авторы подразделяют иерархию идентичностей на активные и ситуативные. К активным идентичностям, которые человек демонстрирует в процессе повседневных социальных практик, относятся этническая, поколенческая и профессиональная идентичности; к ситуативным идентичностям, которые человек проявляет в зависимости от актуализации тех или иных контекстов, относятся российская национальная, кавказская политическая и региональная уровни идентичности.
Определено, что этническая идентичность находит выражение в брендах республики; поколенческая идентичность не может игнорироваться при конструировании бренда, так как поиск общих ценностных приоритетов и идеалов у различных поколений позволит заложить в бренде непротиворечивые основы для общей российской идентичности; профессиональные идентичности являются косвенным показателем состояния экономической сферы в регионе и могут быть учтены при конструировании бренда.
Идентификаторы и классификаторы
Республика Адыгея — субъект Российской Федерации, входящий в Южный федеральный округ. Население, которое насчитывает на 1 января 2024 г. 500 591 чел.2 проживает в двух городах — Майкопе и Адыгейске и 7 административных районах. Полиэтноконфессиональное пространство Адыгеи представляют более 100 национальностей. На первом месте на демографической карте стоят русские (58%), на втором — адыги (25,20%). Именно соотношение двух доминирующих этносов позволяет держать баланс этнической и гражданской идентичности. К числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, азербайджанцы, татары и греки, создавшие национально- культурные объединения. На их опыте можно проследить, каким образом в Адыгее выражаются интересы разных этнических общностей. Большинство населения исповедуют православие и ислам суннитского толка.
Список литературы
1. Горлова, И. И., Коваленко, Т. В., Науменко, В. Е. (2020). Историко-культурное наследие Республики Адыгея как ресурс этнокультурного брендирования территории (концептуальные основы формирования зонтичного бренда). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 3, 234-244. EDN: QCHKPK
2. Жаде, З. А. (2022а). Политика идентичности в региональном измерении: кейс Республики Адыгея. Общество: политика, экономика, право, 8, 13-18. DOI: 10.24158/pep.2022.8.1 EDN: JOLQFI
3. Жаде, З. А. (2022b). Динамика этнической идентичности адыгов/черкесов. Теории и проблемы политических исследований, 11(2А), 20-26. DOI: 10.34670/AR.2022.68.35.002 EDN: ZKUWJH
4. Жаде, З. А. (2023а). Брендинг Республики Адыгея на основе традиционных и инновационных технологий. Общество: политика, экономика, право, 10, 20-25. DOI: 10.24158/pep.2023.10.1 EDN: DWIAXH
5. Жаде, З. А. (2023b). Систематизация брендов региона (на примере Республики Адыгея). Экономика: вчера, сегодня, завтра, т. 13, 11А, 216-225. DOI: 10.34670/AR.2023.41.80.022 EDN: MTJLKL
6. Жаде, З. А., Гайдарева, И. Н. (2024). Брендинг региона как инструмент устойчивого развития Республики Адыгея. Диалог: политика, право, экономика, 1, 74-79. EDN: QZQUOG
7. Ильинова, Н. А. (2022а). Политика идентичности полиэтничного региона: общее и особенное. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия “Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология”, 4, 83-88. DOI: 10.53598/2410-3691-2022-4-309-83-88 EDN: KFBMMN
8. Ильинова, Н. А., Киреева, И. В., Куква, Е. С., Шадже, А. Ю. (2022b). Региональная политика идентичности: оценки и переосмысление в условиях новой реальности. Социально-гуманитарные знания, 6, 173-176. DOI: 10.34823/SGZ.2022.6.51949 EDN: SBPSGG
9. Ильинова, Н. А. (2024). Брендинг региона в контексте национальной идентичности: опыт социологического исследования Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии. Власть, 2(32), 190-196. DOI: 10.24412/2071-5358-2024-2-190-196 EDN: THUVPS
10. Мирошниченко, И. В. (2023). Нематериальные ресурсы развития. В И. С. Семененко (ред.) Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. М.: Весь мир. EDN: PGJLQF
11. Киреева, И. В., Куква, Е. С., Ляушева, С. А. (2023а). Дискурс идентичности в текстах выступлений глав Республики Адыгея и Краснодарского края в связи с юбилейными событиями. Вопросы истории, 2-1, 138-145. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202302Statyi12 EDN: ZLASBW
12. Киреева, И. В., Куква, Е. С., Ляушева, С. А. (2023b). Региональная политика идентичности в Республике Адыгея и Краснодарском крае (по материалам исследования методом фокус-группы). Гуманитарий Юга России, 1(12), 189-201. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1.14 EDN: MRQGFU
13. Киреева, И. В., Куква, Е. С., Шадже, А. Ю. (2024а). Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ. Вестник Института социологии, 15(1), 91-113. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.5 EDN: UNQHQB
14. Киреева, И. В., Куква, Е. С., Ляушева, С. А., Жаде, З. А., Ильинова, Н. А. (2024b). Брендинг регионов и его потенциал в укреплении российской национальной идентичности (кейсы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана). Регионология, 2(32), 368-387. DOI: 10.15507/2413-1407.127.032.202402.368-387 EDN: RXFLEC
15. Коленникова, Н.Д. (2023). Образы “России будущего” в представлениях граждан. Социологические исследования, 49(10), 91-103. DOI: 10.31857/S013216250028307-0 EDN: PJZGUX
16. Назукина, М.В., Тарасова, Е.Ю. (2022). Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента. Вестник Пермского университета. Политология, 16(1), 40-48. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48 EDN: TYLVDM
17. Назукина, М.В. (2023). Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ. Южно-российский журнал социальных наук, 24(2), 6-20. DOI: 10.31429/26190567-24-2-6-20 EDN: DIMWQJ
18. Жаде, З. А. Ильинова, Н.А., Киреева, И. В. Куква, Е. С., Ляушева, С. А. Шадже, А. Ю. (2022). Политика идентичности: региональные практики и векторы развити. Майкоп: Адыгейский государственный университет.
19. Семененко, И. С. (2023). Традиция и инновация как концепты политической науки и ориентиры политики развития: диалектика совместимости. Полис. Политические исследования, 5, 45-65. DOI: 10.17976/jpps/2023.05.04 EDN: GZGVJK
20. Соколова, А. Н. (2023). Практика формирования и укрепления гражданской идентичности в Республике Адыгея. Гуманитарий Юга России, 5(12), 147-164. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.5.11 EDN: MMOJTE
21. Хунагов, Р. Д. (2023). Консолидация российского регионального сообщества: анализ рисков и угроз. Гуманитарий Юга России, 1(12), 39-53. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1.3 EDN: CQRQFD
22. Хунагов, Р. Д., Жаде, З. А. (2021). Многоуровневая идентичность: опыт исследования на Северном Кавказе. В Кавказские чтения (памяти проф. В. В. Черноуса) (с. 184-197). Ростов-на-Дону: Изд-во “Фонд науки и образования”. EDN: RYVWWM
23. Хунагов, Р. Д., Жаде, З. А. (2022). Взаимодействие национально-гражданской, региональной и этнической идентичностей в Республике Адыгея: экспертное мнение. Гуманитарий Юга России, 4(11), 188-195. DOI: 10.18522/2227-8656.2022.4.14 EDN: YJXKUM
24. Чернобровкина, Н. И. (2018). Брендинг регионов ЮФО: модель управления и стратегия продвижения туристического бренда. Гуманитарий Юга России, 4(7), 207-216. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.4.17 EDN: XYBOQX
25. Шадже, А. Ю. (2023). Бренд региона в гуманитарном познании: некоторые методологические особенности. Социально-гуманитарные знания, 9, 125-129. EDN: TCNHZK
26. Коваленко, Т. В. (2020). Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики. М.: Ин-т Наследия.
27. Charters S., Spielmann, N. (2014). Characteristics of Strong Territorial Brands: The Case of Champagne. Journal of Business Research, 7(67), 1461-1467. 10.1016/j. jbusres.2013.07.020. DOI: 10.1016/j.jbusres.2013.07.020
28. Berham, E. (2003). Translating Terroir: The Global Challenge of French AOC Labeling. Journal of Rural Studies, 1(19), 127-138. DOI: 10.1016/S0743-0167(02)00052-9
29. Lucarelli, A. (2018). Place Branding as Urban Policy: The (Im)political Place Branding. Cities, 80, 12-21. DOI: 10.1016/j.cities.2017.08.004
30. Almeida, G.G.F.d., Cardoso, L. (2022). Discussions between Place Branding and Territorial Brand in Regional Development - A Classification Model Proposal for a Territorial Brand. Sustainability, 14. DOI: 10.3390/su14116669
31. Gulisova, B., Horbel, C., Noe, E. (2021).Rural Place Branding from a Multi-level Perspective: A Danish Example. Place Branding and Public Diplomacy, 17, 231-248. DOI: 10.1057/s41254-021-00204-8 EDN: HEFKWO
32. Helmi, J., Bridson, K., Casidy, R. (2020). A Typology of Organizational Stakeholder Engagement with Place Brand Identity. Journal of Strategic Marketing, 7(28), 620-638. DOI: 10.1080/0965254X.2019.1593224
33. Taecharungroj, V. (2019). User-generated Place Brand Identity: Harnessing the Power of Content on Social Media Platforms. Journal of Place Management and Development, 1(12), 39-70. DOI: 10.1108/JPMD-11-2017-0117
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена методологическим и методическим возможностям и ограничениям метода интервью в элитологии.
Анализируются современные методологические подходы в элитологии.
Акцентируется внимание на истоках терминологического и интерпретативного аппарата в российских элитологических исследованиях, основанного на заимствовании из арсенала западной политологической науки. Англо-саксонская американская политологическая традиция базируется на метафорическом осмыслении и символической репрезентации имперской римской цивилизации и антропоцентричном мировосприятии и когнитивном логико-формализованном восприятии институциональной структуры политической системы.
В рамках доминирующего в западной политологии структурно-функционального методологического подхода наличие функционирующего формально подчиненного правовым основаниям политического института в системе государственного и политического управления и муниципального самоуправления предполагает однозначное выполнение политическими институтами и участвующими в них в рамках политического участия представителями политических элит предписанных на законодательном уровне политических функций с известным запрограммированным результатом.
Любые отклонения от определенных правовыми нормами результатов рассматриваются как девиация. При этом за пределами анализа остается личность представителя политической элиты с ее социальным, культурным, коммуникативным и политическим капиталом, наделенная эмоциями и индивидуальными психолого-волевыми качествами, различные контексты ее прошлого и настоящего и способность к политическому стратегическому видению.
Метод интервью, используемый в элитологии, позволяет получить репрезентативное представление о личности политика, его психолого-эмоциональных качествах, его образе мышления.
Вместе с тем метод интервью в элитологических исследованиях нельзя считать всецело объективным, степень его репрезентативности детерминирована рядом обстоятельств: от программы интервью и личности интервьюера до способности создать доверительную атмосферу и верно интерпретировать полученные результаты.
Актуальность исследования определяется местом и функциями, которые выполняет политико-административная элита, обеспечивая устойчивость и безопасность общества.
Обозначенный в публичном дискурсе революционный поворот, определяющий критерии интеграции новых членов в политико-административную элиту, требует научной рефлексии и понимания причин и факторов, его определяющих.
В статье представлены результаты исследования ключевых факторов, которые определяли динамику политико-административной элиты России на рубеже ХХ-ХХI вв.
Показано, что трансформация российской политико-административной элиты проходила под влиянием: исторического фактора, который характеризует сложившиеся в российской политической системе традиции рекрутирования политико-административных элит; общественно-политического фактора, отражающего тенденции трансформации системы государственного управления на рубеже ХХ и XXI вв.; собственно политического фактора, характеризующего состояние и особенности политической и партийной систем России; социально-экономического фактора, отражающего ориентацию бизнеса на интеграцию в политико-административную элиту; а также социокультурного фактора, отражающего ценностную динамику российского общества.
Выявлено, что динамика изменений политико-административной элиты России является ответом на глобальные (цифровизация общества и публичной политики, глобальный экономический кризис и пандемия коронавируса), внешнеполитические и внутриполитические вызовы.
В статье рассматривается влияние глобальных тенденций декарбонизации и выполнения климатических обязательств на угольную промышленность Южно-Африканской Республики (ЮАР).
В условиях постепенного удешевления альтернативных источников энергии и глубокой трансформации энергетического сектора угольная промышленность сталкивается с рядом негативных тенденций, включая дестабилизацию отрасли и снижение ее роли в энергетическом балансе страны.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить роль правительства в управлении этими процессами и его реакцию на внешнее давление в контексте глобальной декарбонизации.
Основной фокус сделан на анализе политических и стратегических документов, а также дискурса вокруг вопросов будущего угольной промышленности. Для углубленного понимания были проведены интервью с представителями угольной промышленности, государственными чиновниками и экспертами, представляющими государственные и частные организации ЮАР.
Сделано несколько важных выводов. Во-первых, правительство ЮАР играет пассивную роль в управлении процессами дестабилизации угольной промышленности, вызванными глобальной тенденцией декарбонизации и климатическими обязательствами.
Вместо активного вмешательства и регулирования государство дистанцируется от решения этих проблем, что усугубляет неопределенность в отрасли.
Внутри самого правительства существует множество дискурсивных противоречий, что приводит к отсутствию координации между ведомствами и препятствует формированию единой стратегии по поддержке угольной промышленности в условиях меняющегося энергетического ландшафта.
Также выявлено, что правительство не оказывает достаточной поддержки инновациям и внедрению чистых технологий в угольной отрасли. Это приводит к тому, что промышленность продолжает функционировать в устаревшем и неустойчивом режиме.
Вместо активного продвижения новой повестки развития, правительство поддерживает инерционный сценарий трансформации, что замедляет процесс декарбонизации и препятствует переходу к более устойчивым моделям энергетики.
Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли правительств в трансформации угольных отраслей стран, где уголь является ключевым элементом экономики.
Процесс управления инновациями имеет большое значение для реализации целей политической модернизации и развития. От способности суверенного государства реализовать политику управления инновациями в электоральной сфере зависит легитимность политической власти и политического режима, доверие к политической системе со стороны гражданского общества и внешних субъектов, в первую очередь других суверенных государств и международных организаций, а также соблюдение принципа электорального суверенитета, являющегося составной частью государственного и национального суверенитета.
Вынужденный разрыв межгосударственного взаимодействия России и стран Запада, в том числе по проблемам электорального сотрудничества, а также курс на укрепление российского электорального суверенитета обуславливают запрос на академическое исследование и экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий в области управления инновационной деятельностью.
Цель статьи - выявление и систематизация причин (целей инноваций), стоящих перед суверенным государством при осуществлении инновационной деятельности в электоральном пространстве, соответствие такой деятельности категории «электоральный суверенитет».
Методология исследования опирается на теорию политического развития и модернизации, теорию диффузии инноваций, правовую теорию суверенитета. В качестве одного из результатов исследования предложена экспликативная модель инновационной деятельности в электоральном пространстве, согласно которой цели инновации можно разделить на три порядка, они взаимодополняющие и ориентированы не только на модернизацию и развитие избирательной системы, но и на воплощение в жизнь принципа электорального суверенитета.
Автор отмечает, что инновацией не обязательно является созданный или импортированный институт или технология, а также и воссозданный процесс, который ранее был институционализирован целиком или фрагментированно в электоральной истории государства.
Предлагается провести ревизию электоральных традиций России на предмет их актуальности и возможности использования в процессе управления инновациями для укрепления отечественного электорального суверенитета.
Современная цифровизация политики влечет за собой риски усиления влияния маргинальных и экстремистских групп в онлайн-пространстве, распространяющих деструктивную идеологию. На Юге России эта проблема получает особое значение в связи с близостью к районам межнациональной и межгосударственной напряженности.
Поэтому региональным политическим элитам требуется консолидация по созданию и трансляции смысловых паттернов, направленных на позитивную репрезентацию актуальных событий и процессов макрорегиона.
Цель статьи - исследование структуры и тематического содержания активности глав регионов Юга России в Интернете. Для этого автором проводится уточнение понятия информационного поля политики как пространства, в котором политические акторы создают с помощью онлайн-ресурсов новостную повестку и объясняют реальность через общий репертуар образов, когнитивных схем и нарративов.
Затем с помощью компьютерного приложения RStudio, основанного на языке программирования R, осуществляется веб-скрайпинг 11 тыс. последних постов из официальных страниц региональных лидеров Юга России в социальной сети «ВКонтакте» и применяются методы обработки естественного языка - текст-майнинга, среди которых: латентно-семантический анализ (LSA), сентимент-анализ, контент-анализ с авторским словарем и анализ совпадений слов.
В результате отмечается, что в настоящее время активность региональных лидеров Юга России в Интернете имеет значительный уровень согласованности, что свидетельствует о наличии устойчивого информационного поля, смысловым ядром которого выступают темы помощи новым субъектам РФ, поддержки семьи и развития локальной городской среды.
Внимание авторов направлено на выявление ресурсов, форм, практик, мест формирования и реализации, мер государственной поддержки досуговых солидарностей сельской молодежи Краснодарского края.
Теоретические контуры исследования обозначены концепцией пространственной солидарности, реализующейся в повседневных взаимодействиях представителей различных локальных сообществ (S. Oosterlynck), интерпретацией молодежных культурных практик сквозь призму солидарного подхода (Е. Л. Омельченко), сфокусированного на внутри- и межгрупповых коммуникациях, способствующих формированию коллективных идентичностей в молодежных общностях.
Аналитическая оптика современных социологов фокусируется не только на макроуровне конструирования доминирующих структурных форм солидарности в границах национальных государств, но и на микроуровне достижения социальной сплоченности реляционных мест (рабочих, досуговых, образовательных, жилищных пространств).
Дизайн исследования задан экспликацией солидарности как совокупности социальных практик, основанных на взаимозависимости, встречах, общих ценностях, обмене различными ресурсами, осуществляемых в повседневных досуговых пространствах молодыми жителями сельских сообществ.
Прикладное исследование строилось на основе стратегии смешивания качественных и количественных методов (анкетный и экспертный опросы, интервью). В 2022-2023 гг. проводилось анкетирование сельской молодежи Кубани (N = 98, N =103), в 2023 г. - интервьюирование экспертов (N = 6) и школьников (N = 6), проживающих в неурбанизированных районах региона.
Места конструирования молодежной сплоченности обозначены как дом, социальные сети, досуговые учреждения; выделены две формы молодежных солидарностей: прямая/восходящая и косвенная/нисходящая.
Установлены барьеры, препятствующие развитию молодежных досуговых солидарностей в сельских районах: нехватка кадровых ресурсов, слабое материально-техническое оснащение объектов культурно-досуговой сети, отсутствие инновационных креативных культурно-досуговых площадок.
Описаны меры государственной поддержки повседневных культурных молодежных пространств в сельских поселениях Краснодарского края.
Понятие субсидиарности достаточно распространено в политической и юридической науках и широко применяется при анализе институциональной организации либеральных демократий, прежде всего стран - членов Европейского союза. Однако данное понятие практически не употребляется при анализе автократических режимов, включая современные электоральные автократии. Объясняется это сомнениями исследователей в применимости понятия субсидиарности и связанных с ним понятий децентрализации, федерализма, региональной самостоятельности, местного самоуправления и др. в анализе властно-управленческих вертикалей, создаваемых автократическими режимами. Эта тенденция наблюдается даже в исследованиях, посвящённых созданию новых концептуальных структур, более адекватных для изучения постсоветских стран ввиду научной дискредитации терминологического аппарата западной политологии. Соответственно цель проведённого исследования - выявить эвристический потенциал понятия субсидиарности при анализе институциональной трансформации стран постсоветского пространства, в том числе посткоммунистических автократий. Теоретико-методологическую базу исследования составили институциональный подход, скорректированный венгерскими политологами Б. Мадьяром и Б. Мадловичем применительно к анализу посткоммунистических стран, а также метод case study - в качестве кейсов для анализа были выбраны типичные постсоветские случаи: Польша и Венгрия. На основе анализа истории постсоветской трансформации этих двух стран был показан высокий эвристический потенциал изучения особенностей институциональной реализации принципа субсидиарности, который наряду с действием других институтов становится важным фактором формирования траектории политического развития страны. На этой основе были выделены и описаны два типа субсидиарности - позитивный, связанный с делегированием ресурсов и полномочий по решению проблем на тот уровень, на котором они возникают, и негативный, перераспределяющий ответственность за принимаемые решения на нижние уровни властной иерархии и в ситуации кризиса вынужденный вслед за ответственностью делегировать и соответствующие полномочия и ресурсы. Негативная форма субсидиарности возникает в ситуации кризиса, но создаёт институты, определяющие будущее развитие страны.
В статье рассматриваются преференциальные режимы как важные стратегические инструменты государства, используемые для экономического прорыва и повышения инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа.
В последнее десятилетие данный регион является геополитическим форпостом Российской Федерации в ее концепции «поворота на Восток». Преференциальные режимы в виде свободных экономических зон (СЭЗ) появились на Дальнем Востоке еще в 1990-е гг. и были одними из первых в постсоветской России, однако их функционирование не оправдало возложенных на них ожиданий. После длительного перерыва государство вернулось к идее создания территорий с льготными налоговыми и инвестиционными условиями.
Особые экономические зоны в настоящее время есть в разных регионах Российской Федерации. Тем не менее в Дальневосточном федеральном округе, на наш взгляд, преференциальные режимы имеют особое значение как опорные точки «прорыва» экономической и инвестиционной деятельности для всего макрорегиона и, возможно, страны в целом. К ним относятся не только особые экономические зоны (ОЭЗ), но также и территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), Инновационный научно-технический центр «Русский» (ИНТЦ «Русский») и даже Арктическая зона Российской Федерации.
Преференциальные режимы существуют во многих странах, как правило, власти, используя их, пытаются активизировать экономическую ситуацию в регионах, где они находятся. Такая политика производит различный эффект. Анализу функционирования преференциальных режимов в ДФО, в первую очередь ТОР, и посвящена статья.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/