КАРИКАТУРЫ АНТИНАПОЛЕОНОВСКОЙ КАМПАНИИ 1812-1814 ГГ.: ЧТО ИМЕННО БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ «СЫН ОТЕЧЕСТВА»? (2024)
Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.
Идентификаторы и классификаторы
В октябре 1812 г., в самый разгар Отечественной войны, вышел в свет первый номер знаменитого журнала Николая Ивановича Греча «Сын Отечества». Патриотическая направленность издания сразу же поместила его в авангард антинаполеоновских настроений. Связь редакции с походной типографией Главного штаба позволяла журналистам оперативно освещать события на фронте. Авторы стремились поднять боевой дух читателей и усилить их веру в скорейшую победу. Помимо новостей на страницах журнала печатались забавные рассказы и анекдоты. В них высмеивались неудачи французской армии: промахи военного руководства, убогий походный быт солдат,
неуемные геополитические аппетиты Наполеона. Для большего впечатления к статьям прикладывались карикатуры. Так, в российской прессе набрал популярность жанр иллюстрации.
Список литературы
1. | Есин Б.И., Дементьев А.Г., Березина В.Г. История русской журналистики XVIII-XIX веков: [учебник для гос. ун-тов и полигр. ин-тов] / под ред. А.В. Западова. 3-е изд., испр. Москва: Высш. шк., 1973. 518 с. | |
---|---|---|
2. | Бадалян Д.А., Громова Л.П., Жирков Г.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. Л.П. Громовой. 3-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. 527 с. EDN: WWWHHJ | |
3. | Вишленкова Е.А. “Метки на память”: сатирические образы войны 1812 года // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / ред. А.В. Гладышев. | |
4. | Т.А. Булыгина. Саратов; Ставрополь: Сарат. гос. ун-т; СКФУ, 2012. Вып. 6. С. 150-164. | |
5. | Кольцова Л.А. 1812 год в графике художников-современников военных событий // Искусствознание. 2013. № 1-2. С. 330-357. | |
6. | Клепиков С.А. Сатирические листы 1812-1813 годов // Труды. Т. 7 / М-во культуры РСФСР; Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. Москва: Книга, 1963. С. 176-352. EDN: YQXKZS | |
7. | Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и ее создатели // Русское искусство XVIII - первой половины XIX века / под ред. Т. Алексеевой. Москва: Искусство, 1971. С. 11-47. | |
8. | Епатко А. Тайны прошлого: занимательные очерки петербургского историка: от Петра I до наших дней. Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2013. 571, [3] с. | |
9. | Березовая Л.Г. Наполеон в русской карикатуре 1812-1813 гг. // Вестник истории, литературы, искусства: альманах. Т. 2. Москва: Собрание, Наука, 2006. С. 139-150. EDN: BGSNXU | |
10. | Ровинский Д.А. Русские народные картинки: [в 3 т.]. Т. 2. Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1881. 294-684 л. | |
11. | Верещагин В.А. Русская карикатура. Отечественная война, 1812. Теребенев, Венецианов, Иванов: в 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург: Тип. “Сириус”, 1912. 180, [3] с., 5 л. цв. | |
12. | Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.: в 2 т. Т. 2: К-Ф. Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1895. [2] с., 449-1248 стб. | |
13. | Ровинский Д.А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1884. [2], 196 с., 1 л. фронт. (портр.). | |
14. | Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4 т. Т. 4: Приложения, заключение и алфавитные указатели. Санкт-Петербург, 1889. [4] с., 878 стб. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Культура полнее всего выражает себя в ситуациях перехода. Оказавшись в полосе незавершённости и пограничности, человек пребывает в неустанном поиске, пытаясь ухватиться за то, что ускользает - он ищет, теряет, находит и вопрошает, и потому всякий раз пребывает в состоянии неудовлетворённости своей культурой и полнотой своих отношений с миром. Мировоззренческие прорывы и разрывы являются неотъемлемой частью человеческого бытия, позволяя людям неуклонно двигаться вперёд и познавать всё новые грани мира и самих себя. В процессе переквалификации бытия, доопределения и открытия новых смыслов культуры ведущая роль отводится искусству. В новой монографии Н.А. Хренова предпринята попытка осмыслить тот поворот, что происходит в исторической реальности (точнее - в истории культуры), а также в гуманитарной науке.
Андрей Осипович Никулин - художник, участник многих всесоюзных и региональных выставок, член Алтайского художественного общества. С 1924 г. и вплоть до своей смерти он проработал в «Мосфильме» художником-декоратором. Обращение авторов статьи к творчеству А.О. Никулина проясняет одну из малоизученных страниц его биографии, связанную с кинематографией. В результате изучения патентной документации, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре, авторы пришли к выводу, что А.О. Никулин был активным участником изобретательского движения в СССР и являлся обладателем патентов и авторских свидетельств на изобретения, связанные с кинотехникой.
Гражданская война вызвала распад многих военных коллекций, которые формировались десятилетиями. Среди них - фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского военно-топографического училища (ВТУ). В настоящем исследовании впервые рассмотрена ее история, в том числе сибирские эпизоды, связанные с эвакуацией учебного заведения в Омск и Новониколаевск. Автор раскрывает причины этого перемещения и выявляет все книги из данной библиотеки в фондах «Дома офицеров Новосибирского гарнизона» Министерства обороны РФ; анализирует их тематику и дарственные надписи, сделанные бывшим начальником училища генералом Н.Д. Артамоновым и выпускником А.А. Носковым.
Переизбыток визуальной информации в современной медиакультуре совершенно обесценил телесное бытие человека, сакральных зон и запретных тем практически не осталось. Еще одна тенденция - ограничение территории существования человека монитором смартфона или компьютера. Пользователь социальных сетей осознанно или нет дистанцируется от реальности, создавая нового себя и свой, отличный от существующего, мир. Автор статьи, используя методы психологии и культурологии, пытается найти ответ: что происходит с телесно-пространственными ощущениями в условиях медиакоммуникаций.
В цифровую эпоху культура чтения переживает принципиальную трансформацию. Проявления этого процесса наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать их перспективы однозначно пока никто не берется. Для прогнозов отдельных специалистов характерен культурный пессимизм (конец книжной культуры близок), предсказание диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) или же технологический оптимизм (впереди - цифровые инновации). Документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т. п., но вместе с тем обнаруживает дефицит публикаций по культуре чтения в целом и современ-ному ее состоянию в частности. Автор статьи размышляет о трансформации культуры чтения, текущих реалиях цифрового чтения в мировом масштабе, а также изменениях, происходящих в сфере восприятия, потребления, обработки информации и интерпретации текстов.
Одной из перспективных форм создания творческих продуктов студентами вузов является разработка проектов, нацеленных на поиск и воплощение определенной идеи. В статье рассматривается эволюция научных представлений о творческой деятельности, раскрываются особенности творческого проектирования в социокультурной сфере, его технологические основы. Автор предлагает использовать при создании студенческих творческих проектов технологию проектирования, состоящую из трех блоков, отвечающих за три главных этапа творческого процесса режиссера-постановщика («идея», «реализация», «рефлексия»).
Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.
Научно-театральные перформансы и спектакли на российской сцене чаще всего являются результатом экспериментальной деятельности лабораторий театров или научных институций. Автор анализирует генезис интереса театральных деятелей к научным открытиям в XX в., а также процесс коммуникации театральных деятелей и ученых на современном этапе. В статье доказывается, что «лабораторная работа» создает уникальное пространство для творческого эксперимента и возможность продемонстрировать его широкому кругу зрителей.
Русский и советский писатель Георгий Андреевич Вяткин считается одним из основателей сибирской литературы. В статье впервые анализируются ранее неизвестные материалы поэта и публициста в самарской газете «Волжское слово» в номерах за октябрь и ноябрь 1907 года. Определяются особенности структуры и содержания текстов, основные темы. Оценивается потенциал Г.А. Вяткина как автора с точки зрения адаптации в новом регионе и редакции, его соответствие редакционной политике «Волжского слова». Делается вывод о влиянии «самарского периода» на становление Г.А. Вяткина как литератора и публициста.
Для популярного в Китае литературного жанра «разговорной драмы» имеют ключевое, знаковое значение две пьесы - «Гроза» Цао Юя (1934) и «Влюбленный носорог» Ляо Имей (1999). В статье раскрываются основные этапы трансформации данного течения китайской драматургии, особенности его мотивов, сюжетов, а также структурных конструкций отдельных произведений. Автор разбирает поэтический и метафорический строй пьесы Ляо Имей «Влюбленный носорог», отмечает особую роль ремарки как главного проводника в мир «разговорной драмы».
Сформированная в информационно-сетевом обществе сетевая культура используется интернет-сообществами в качестве транслятора их ценностей, норм и является источником пропаганды насилия, экстремизма, оказывая негативное воздействие на массовое сознание. Таким образом нивелируются ценности доминирующей культуры, снижается духовный уровень общества, что несет угрозу культурной безопасности страны. С целью предупрежде-ния угроз культурной безопасности автор статьи предлагает создавать условия для укрепления традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей, формирующих устойчивые паттерны поведения; через освоение навыков контент-анализа закреплять способность разграничивать подлинную культуру и антикультуру.
Издательство
- Издательство
- СГИК
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- Юр. адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- ФИО
- Наумова Ольга Сергеевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@samgik.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3327654
- Сайт
- https://samgik.ru/