СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА В РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ИСЛАМА (2024)
Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.
Идентификаторы и классификаторы
Мусульманство не приемлет изображений людей, животных, птиц внутри убранства мечети. В качестве украшения служат тексты из Корана, именно арабская вязь становится главным источником для эстетического восприятия религиозной догматики. В музыкальном аспекте можно усмотреть подобную картину: пение в мечети в неторопливом темпе, каждое слово пропевается с особым бережным отношением, интонируется как бы от лица самого Пророка. Поэтому тут нет сложных витиеватых мелодических оборотов, музыкальный материал в неторопливом движении представлен без широких ходов, за исключением азана, икамата. Музыкальное наполнение не должно затмевать и поглощать смысл звучащего
слова.
Список литературы
1. | Имамутдинова З.А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1 (6). С. 17-20. | |
---|---|---|
2. | Сайфуллина Г.Р. Музыка священного Слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999. 232 с. | |
3. | Софийская А.Г. Музыкальные компоненты религиозных праздников татар-мусульман (Рамазан, Маулид, Курбан-Байрам) // Ежегодная открытая научно-практическая конференция студентов, аспирантов и соискателей по специальности “Музыкальное искусство”: сб. ст. Казань: Казан. консерватория, 2004. С. 19-21. | |
4. | Юнусова В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья (к проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры) // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 19-30. EDN: PVDEVT | |
5. | Юнусова В.Н. Музыка исламского мира: специфика художественной формы и социальные аспекты // Национально-культурное пространство и проблемы коммуникации: материалы междунар. науч.-практ. конф. 25-26 окт. 2007 г. Санкт-Петербург: ИВЭСЭП, 2007. С. 208-211. EDN: RWRSRQ | |
6. | Шаяхметова А.К. Музыкальный аспект культовой практики ислама: на примере джума-намаза: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Красноярск, 2012. 198 с. EDN: QFTZLX | |
7. | Ал-Багдади, Сафи ад-Дин ‘Абд ал-Му’мин ал-Урмави. Китаб ал-адвар. Шарх ва тахкик ал-Хадж Хашим Мухаммад ар-Ражаб. Багдад, 1980. 349 с. | |
8. | Аммар Ф.Х. Ладовые принципы арабской народной музыки. Москва: Совет. композитор, 1984. 181 с. | |
9. | Гаджибеков У.А. Основы азербайджанской народной музыки. Баку: Азербайджан. гос. муз. изд-во, 1957. 113 с. | |
10. | Джами А. Трактат о музыке / пер. с перс. А.Н. Болдырева, ред. и коммент. В.М. Беляева. Ташкент: АН УзССР, 1960. 111 с. | |
11. | Nelson K. Reciter and Listener: Some Factors Shaping the Mujawwad Style of Qur’anic Reciting // In Ethnomusicology. 1982. № 26/1. P. 41-47. | |
12. | Idelson A.Z. Die Maqamen der arabischen Musik // Sammelbande der Internationale Musikgesellschaft. Fünfzehuter Jahrgang. Leipzig, 1913-1914. S. 1-63. | |
13. | Тума Х. Макам. Импровизационная форма // Музыка народов Азии и Африки. Москва: Совет. композитор, 1980. Вып. 3. С. 415-421. | |
14. | Галицкая С.П. Еще раз о макамате как явлении мусульманской культуры // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск: Наука, 2001. С. 101-114. EDN: TMONAG | |
15. | Джани-Заде Т.М. Рефлексия понятия макам в культуре исламской цивилизации: генезис музыкального феномена // Культура и искусство. 2016. № 1. С. 11-24. EDN: VJYVIL | |
16. | Кароматов Ф.М., Эльснер Ю. Макам и маком // Музыка народов Азии и Африки. Москва: Совет. композитор, 1984. Вып. 4. С. 88-136. | |
17. | Сайгун А.А. Основные принципы выразительности в музыке среднего Востока // Музыка народов Азии и Африки. Москва: Совет. композитор, 1973. Вып. 2. С. 326-332. | |
18. | Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām. Москва: Садра, 2020. 552 с. EDN: OLUUEI | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Культура полнее всего выражает себя в ситуациях перехода. Оказавшись в полосе незавершённости и пограничности, человек пребывает в неустанном поиске, пытаясь ухватиться за то, что ускользает - он ищет, теряет, находит и вопрошает, и потому всякий раз пребывает в состоянии неудовлетворённости своей культурой и полнотой своих отношений с миром. Мировоззренческие прорывы и разрывы являются неотъемлемой частью человеческого бытия, позволяя людям неуклонно двигаться вперёд и познавать всё новые грани мира и самих себя. В процессе переквалификации бытия, доопределения и открытия новых смыслов культуры ведущая роль отводится искусству. В новой монографии Н.А. Хренова предпринята попытка осмыслить тот поворот, что происходит в исторической реальности (точнее - в истории культуры), а также в гуманитарной науке.
Андрей Осипович Никулин - художник, участник многих всесоюзных и региональных выставок, член Алтайского художественного общества. С 1924 г. и вплоть до своей смерти он проработал в «Мосфильме» художником-декоратором. Обращение авторов статьи к творчеству А.О. Никулина проясняет одну из малоизученных страниц его биографии, связанную с кинематографией. В результате изучения патентной документации, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре, авторы пришли к выводу, что А.О. Никулин был активным участником изобретательского движения в СССР и являлся обладателем патентов и авторских свидетельств на изобретения, связанные с кинотехникой.
Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.
Гражданская война вызвала распад многих военных коллекций, которые формировались десятилетиями. Среди них - фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского военно-топографического училища (ВТУ). В настоящем исследовании впервые рассмотрена ее история, в том числе сибирские эпизоды, связанные с эвакуацией учебного заведения в Омск и Новониколаевск. Автор раскрывает причины этого перемещения и выявляет все книги из данной библиотеки в фондах «Дома офицеров Новосибирского гарнизона» Министерства обороны РФ; анализирует их тематику и дарственные надписи, сделанные бывшим начальником училища генералом Н.Д. Артамоновым и выпускником А.А. Носковым.
Переизбыток визуальной информации в современной медиакультуре совершенно обесценил телесное бытие человека, сакральных зон и запретных тем практически не осталось. Еще одна тенденция - ограничение территории существования человека монитором смартфона или компьютера. Пользователь социальных сетей осознанно или нет дистанцируется от реальности, создавая нового себя и свой, отличный от существующего, мир. Автор статьи, используя методы психологии и культурологии, пытается найти ответ: что происходит с телесно-пространственными ощущениями в условиях медиакоммуникаций.
В цифровую эпоху культура чтения переживает принципиальную трансформацию. Проявления этого процесса наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать их перспективы однозначно пока никто не берется. Для прогнозов отдельных специалистов характерен культурный пессимизм (конец книжной культуры близок), предсказание диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) или же технологический оптимизм (впереди - цифровые инновации). Документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т. п., но вместе с тем обнаруживает дефицит публикаций по культуре чтения в целом и современ-ному ее состоянию в частности. Автор статьи размышляет о трансформации культуры чтения, текущих реалиях цифрового чтения в мировом масштабе, а также изменениях, происходящих в сфере восприятия, потребления, обработки информации и интерпретации текстов.
Одной из перспективных форм создания творческих продуктов студентами вузов является разработка проектов, нацеленных на поиск и воплощение определенной идеи. В статье рассматривается эволюция научных представлений о творческой деятельности, раскрываются особенности творческого проектирования в социокультурной сфере, его технологические основы. Автор предлагает использовать при создании студенческих творческих проектов технологию проектирования, состоящую из трех блоков, отвечающих за три главных этапа творческого процесса режиссера-постановщика («идея», «реализация», «рефлексия»).
Научно-театральные перформансы и спектакли на российской сцене чаще всего являются результатом экспериментальной деятельности лабораторий театров или научных институций. Автор анализирует генезис интереса театральных деятелей к научным открытиям в XX в., а также процесс коммуникации театральных деятелей и ученых на современном этапе. В статье доказывается, что «лабораторная работа» создает уникальное пространство для творческого эксперимента и возможность продемонстрировать его широкому кругу зрителей.
Русский и советский писатель Георгий Андреевич Вяткин считается одним из основателей сибирской литературы. В статье впервые анализируются ранее неизвестные материалы поэта и публициста в самарской газете «Волжское слово» в номерах за октябрь и ноябрь 1907 года. Определяются особенности структуры и содержания текстов, основные темы. Оценивается потенциал Г.А. Вяткина как автора с точки зрения адаптации в новом регионе и редакции, его соответствие редакционной политике «Волжского слова». Делается вывод о влиянии «самарского периода» на становление Г.А. Вяткина как литератора и публициста.
Для популярного в Китае литературного жанра «разговорной драмы» имеют ключевое, знаковое значение две пьесы - «Гроза» Цао Юя (1934) и «Влюбленный носорог» Ляо Имей (1999). В статье раскрываются основные этапы трансформации данного течения китайской драматургии, особенности его мотивов, сюжетов, а также структурных конструкций отдельных произведений. Автор разбирает поэтический и метафорический строй пьесы Ляо Имей «Влюбленный носорог», отмечает особую роль ремарки как главного проводника в мир «разговорной драмы».
Сформированная в информационно-сетевом обществе сетевая культура используется интернет-сообществами в качестве транслятора их ценностей, норм и является источником пропаганды насилия, экстремизма, оказывая негативное воздействие на массовое сознание. Таким образом нивелируются ценности доминирующей культуры, снижается духовный уровень общества, что несет угрозу культурной безопасности страны. С целью предупрежде-ния угроз культурной безопасности автор статьи предлагает создавать условия для укрепления традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей, формирующих устойчивые паттерны поведения; через освоение навыков контент-анализа закреплять способность разграничивать подлинную культуру и антикультуру.
Издательство
- Издательство
- СГИК
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- Юр. адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- ФИО
- Наумова Ольга Сергеевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@samgik.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3327654
- Сайт
- https://samgik.ru/