СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА В РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ИСЛАМА (2024)

Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.

Тип: Статья
Автор (ы): Шаяхметова Альфия Камельевна
Ключевые фразы: макам (звукоряд), джумла (музыкальная фраза), базовая структура (мелоформула), джинсы (тетрахорды), нагма (тон)

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.01. Общие вопросы. Теории. Эстетика и философия музыки
Текстовый фрагмент статьи