СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КИТАЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ ЛЯО ИМЕЙ «ВЛЮБЛЕННЫЙ НОСОРОГ» (2024)
Для популярного в Китае литературного жанра «разговорной драмы» имеют ключевое, знаковое значение две пьесы - «Гроза» Цао Юя (1934) и «Влюбленный носорог» Ляо Имей (1999). В статье раскрываются основные этапы трансформации данного течения китайской драматургии, особенности его мотивов, сюжетов, а также структурных конструкций отдельных произведений. Автор разбирает поэтический и метафорический строй пьесы Ляо Имей «Влюбленный носорог», отмечает особую роль ремарки как главного проводника в мир «разговорной драмы».
Идентификаторы и классификаторы
Китайская драматургия является одной из самых богатых и древних в мире. Ее история насчитывает несколько тысячелетий, начиная с эпохи Шан-Инь до современности. Китайский театр представляет собой уникальное сочетание различных жанров и стилей: от пекинской оперы до разговорной драмы. Одним из самых ранних форм театрального искусства является цзинь. Это жанр музыкальной драмы, который зародился в XI–VIII вв. до нашей эры. Впоследствии китайская драматургия претерпела значительные изменения под влиянием различных процессов, таких как политические события и социокультурное развитие страны. Период правления династии Тан (618-907 гг. нашей эры) стал для оперного искусства Китая самым продуктивным.
Список литературы
1. | Мыльникова Ю.С. Предисловие // Китайская драма XX-XXI вв. / отв. ред. и сост. А.А. Родионов; пер. с китайского В.Н. Кривцова и др.; предисл. Ю.С. Мыльниковой. Санкт-Петербург: Гиперион, 2019. С. 5-16. | |
---|---|---|
2. | Кондратова Т.И., Салтанова Н.Ю. Функция ремарок и вспомогательной авторской речи: на примере анализа драмы Цао Юя “Гроза” 1934 г. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 3. С. 22-34. EDN: YTZZSA | |
3. | Кондратова Т.И. Китайская драматургия: проблемы традиций и новаторства // Обучение китайскому языку и культуре: прошлое, настоящее и будущее: сб. науч. ст. Москва: Ин-т иностр. языков МГПУ, 2022. С. 59-64. EDN: KOTWUT | |
4. | Никольская Л.А. Цао Юй. Очерк творчества. Москва: Изд-во МГУ, 1984. 183 с. | |
5. | Чжан Исянь. Пьеса “Гроза”: поэтика русской и китайской драмы // Новости науки 2019: cб. материалов VIII Междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. Москва: Науч.-издат. центр “Империя”, 2019. С. 16-21. | |
6. | Тань Аошуан. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. Москва: Языки славян. культуры, 2004. 232 с. (Язык, семиотика, культура. Малая серия; Studia Philologica. Series minor). | |
7. | Федоренко Н.Т. Древнейший памятник поэтической культуры Китая [Электронный ресурс]. URL: http://philology.ru/literature4/fedorenko-87.htm (дата обращения: 28.09.2023). | |
8. | Bodde D. Chinese Thought, Society, and Science. The Intellectual and Social Background of Science and Technology in Pre-Modern China. Honolulu: University of Hawaii Press, 1991. 480 p. | |
9. | Cai Zong-Qi. Introduction: Emotion, Patterning, and Literature. Thought and Beyond // Journal of Chinese Literature and Culture. 2019. Vol. 6, Iss. 1. P. 1-14. | |
10. | Gálik M. The Concept of Creative Personality in Traditional Chinese Literature Criticism // Oriens Extremus. 1980. № 27, Iss. II. P. 183-202. | |
11. | Liu J.Y. The Art of Chinese Poetry. Chicago: University of Chicago Press, 1966. 164 p. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Культура полнее всего выражает себя в ситуациях перехода. Оказавшись в полосе незавершённости и пограничности, человек пребывает в неустанном поиске, пытаясь ухватиться за то, что ускользает - он ищет, теряет, находит и вопрошает, и потому всякий раз пребывает в состоянии неудовлетворённости своей культурой и полнотой своих отношений с миром. Мировоззренческие прорывы и разрывы являются неотъемлемой частью человеческого бытия, позволяя людям неуклонно двигаться вперёд и познавать всё новые грани мира и самих себя. В процессе переквалификации бытия, доопределения и открытия новых смыслов культуры ведущая роль отводится искусству. В новой монографии Н.А. Хренова предпринята попытка осмыслить тот поворот, что происходит в исторической реальности (точнее - в истории культуры), а также в гуманитарной науке.
Андрей Осипович Никулин - художник, участник многих всесоюзных и региональных выставок, член Алтайского художественного общества. С 1924 г. и вплоть до своей смерти он проработал в «Мосфильме» художником-декоратором. Обращение авторов статьи к творчеству А.О. Никулина проясняет одну из малоизученных страниц его биографии, связанную с кинематографией. В результате изучения патентной документации, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре, авторы пришли к выводу, что А.О. Никулин был активным участником изобретательского движения в СССР и являлся обладателем патентов и авторских свидетельств на изобретения, связанные с кинотехникой.
Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.
Гражданская война вызвала распад многих военных коллекций, которые формировались десятилетиями. Среди них - фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского военно-топографического училища (ВТУ). В настоящем исследовании впервые рассмотрена ее история, в том числе сибирские эпизоды, связанные с эвакуацией учебного заведения в Омск и Новониколаевск. Автор раскрывает причины этого перемещения и выявляет все книги из данной библиотеки в фондах «Дома офицеров Новосибирского гарнизона» Министерства обороны РФ; анализирует их тематику и дарственные надписи, сделанные бывшим начальником училища генералом Н.Д. Артамоновым и выпускником А.А. Носковым.
Переизбыток визуальной информации в современной медиакультуре совершенно обесценил телесное бытие человека, сакральных зон и запретных тем практически не осталось. Еще одна тенденция - ограничение территории существования человека монитором смартфона или компьютера. Пользователь социальных сетей осознанно или нет дистанцируется от реальности, создавая нового себя и свой, отличный от существующего, мир. Автор статьи, используя методы психологии и культурологии, пытается найти ответ: что происходит с телесно-пространственными ощущениями в условиях медиакоммуникаций.
В цифровую эпоху культура чтения переживает принципиальную трансформацию. Проявления этого процесса наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать их перспективы однозначно пока никто не берется. Для прогнозов отдельных специалистов характерен культурный пессимизм (конец книжной культуры близок), предсказание диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) или же технологический оптимизм (впереди - цифровые инновации). Документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т. п., но вместе с тем обнаруживает дефицит публикаций по культуре чтения в целом и современ-ному ее состоянию в частности. Автор статьи размышляет о трансформации культуры чтения, текущих реалиях цифрового чтения в мировом масштабе, а также изменениях, происходящих в сфере восприятия, потребления, обработки информации и интерпретации текстов.
Одной из перспективных форм создания творческих продуктов студентами вузов является разработка проектов, нацеленных на поиск и воплощение определенной идеи. В статье рассматривается эволюция научных представлений о творческой деятельности, раскрываются особенности творческого проектирования в социокультурной сфере, его технологические основы. Автор предлагает использовать при создании студенческих творческих проектов технологию проектирования, состоящую из трех блоков, отвечающих за три главных этапа творческого процесса режиссера-постановщика («идея», «реализация», «рефлексия»).
Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.
Научно-театральные перформансы и спектакли на российской сцене чаще всего являются результатом экспериментальной деятельности лабораторий театров или научных институций. Автор анализирует генезис интереса театральных деятелей к научным открытиям в XX в., а также процесс коммуникации театральных деятелей и ученых на современном этапе. В статье доказывается, что «лабораторная работа» создает уникальное пространство для творческого эксперимента и возможность продемонстрировать его широкому кругу зрителей.
Русский и советский писатель Георгий Андреевич Вяткин считается одним из основателей сибирской литературы. В статье впервые анализируются ранее неизвестные материалы поэта и публициста в самарской газете «Волжское слово» в номерах за октябрь и ноябрь 1907 года. Определяются особенности структуры и содержания текстов, основные темы. Оценивается потенциал Г.А. Вяткина как автора с точки зрения адаптации в новом регионе и редакции, его соответствие редакционной политике «Волжского слова». Делается вывод о влиянии «самарского периода» на становление Г.А. Вяткина как литератора и публициста.
Сформированная в информационно-сетевом обществе сетевая культура используется интернет-сообществами в качестве транслятора их ценностей, норм и является источником пропаганды насилия, экстремизма, оказывая негативное воздействие на массовое сознание. Таким образом нивелируются ценности доминирующей культуры, снижается духовный уровень общества, что несет угрозу культурной безопасности страны. С целью предупрежде-ния угроз культурной безопасности автор статьи предлагает создавать условия для укрепления традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей, формирующих устойчивые паттерны поведения; через освоение навыков контент-анализа закреплять способность разграничивать подлинную культуру и антикультуру.
Издательство
- Издательство
- СГИК
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- Юр. адрес
- 443010, Самарская обл, г Самара, Ленинский р-н, ул Фрунзе, д 167
- ФИО
- Наумова Ольга Сергеевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@samgik.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3327654
- Сайт
- https://samgik.ru/