Цифровая культура существенным образом изменила формы и способы коммуникации в современном обществе, в том числе и в сфере научных исследований. В статье рассматривается типология форм академической коммуникации, которая существует в условиях цифровой культуры технического вуза. Проанализированы существующие форматы научной коммуникации, интерактивные виды общения между преподавателями и студентами. Сделан выводы о культурной вовлеченности студентов, определены причины падения интереса студентов к коммуникации и их связь с культурным аспектом.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316.754.6. Табу
Коммуникация же (в нашей работе синоним понятия «общение») – это универсальная форма (способ) взаимоотношений людей, которая одновременно выступает и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [2]. Субъектами академической коммуникации выступают академики, ученые, исследователи, преподаватели, и студенты. Каждая рассматриваемая категория имеет свой взгляд на цифровую культуру, что необходимо учитывать при дальнейшем проведении эмпирического исследования [3]. Таким образом, культура, в частности, цифровая культура как неотъемлемая часть коммуникации, выступает ее драйвером, обеспечивающим взаимопонимание сторон за счет общего опыта и установок.
Список литературы
1. Паньшин Б. Н. Факторы актуальности и понятие цифровой культуры // Тенденции экономического развития в XXI веке: материалы II Международной научной конференции, Минск,. 2020. С. 574-578. EDN: IWFHHX
2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Изд. Мысль. 1971. 178 с. EDN: VQMDYD
3. Гагарина И. Ю. Виртуальная академическая мобильность в высшем образовании / И. Ю. Гагарина, О. М. Куликова, И. И. Лисович // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 9-2. С. 290-306. EDN: ZYNABU
4. Сайкин Е. А. Проблема эффективности коммуникаций вузов в образовательном пространстве Сибири // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. C. 83-87. EDN: TYSEFT
5. Лехциер В. Л. Цифровой стиль жизни и академические коммуникации в аудитории: проблема вовлеченности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2015. №2. С. 38-54. EDN: VKAZZX
6. Елькина Е. Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. №2. С. 195-203. EDN: YZEVLN
7. Захаров М. Ю. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества / М. Ю. Захаров, И. Е. Старовойтова, А. В. Шишкова // Вестник ГУУ. 2020. №5. С. 200-205. EDN: WYZVOX
8. Рубаева В. П. О проблемах формирования коммуникативной компетентности студентов вузов / В. П. Рубаева, Л. М. Делиева, И. Э. Тедтов // Sciences of Europe. 2018. № 28-4 (28). С. 50-52. EDN: XTGDBJ
9. Курьян М. Л. Общение студентов и преподавателей вне аудитории: теоретический обзор зарубежных исследований / М. Л. Курьян, Е. А. Воронина // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 219-237. EDN: ZXHMPN
10. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Изд. дом “Постум”. 2015. 322 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе дана характеристика феномена виртуальной коммуникации, занимающего доминирующую позицию в мире цифровой культуры. Выявлена привлекательность виртуальной коммуникации и причины, препятствующие возвращению из виртуального пространства в реальный мир. На основе обзора электронных сообществ автор показывает тенденции виртуальной коммуникации, описывает ее черты и особенности, раскрывает преимущества и риски погружения человека в виртуальный мир.
В статье рассмотрены этапы развития систем поддержки принятия решений, начиная с появления первых компьютерных систем в 1950-х гг. и заканчивая современными интеллектуальными системами, использующими методы искусственного интеллекта и машинного обучения. Автор описывает основные методы, используемые в системах поддержки принятия решений, примеры их применения в различных сферах деятельности.
Термин «переживание» широко используется как в науке, так и в жизни, а интерес к изучению категории без преувеличения можно отнести к ведущим в системе гуманитарных наук. Статья посвящена истории теоретических подходов к изучению переживания в психологической науке и социально-философской мысли, автор сравнивает подходы, концентрируясь на подростковом возрасте, определяет современное состояние проблемы.
Внедрение информационно-цифровых технологий во все сферы жизни человека все чаще приводит к информационному стрессу, трансформациям и экстернализации памяти. Передача функции сохранения информации внешним предметам позволяет прилагать меньше усилий для ее запоминания, поскольку она постоянно находится в свободном доступе. В эпоху цифровизации только половина студентов медицинских вузов применяют электронные гаджеты для структурирования информации, при этом около четверти выборки используют для этого бумажные носители.
В статье анализируется специфика субкультуры геймеров и прослеживается ее трансформация от возникновения до становления в онлайн пространстве. Раскрываются особенности существования виртуального мира геймеров и причины его максимально комфортных (по сравнению с реальным) условий существования. Выделяются причины популярности субкультуры среди молодежи, ее положительное и отрицательное влияние.
В статье дана характеристика ключевых этапов развития физики тяжелых ионов. Автор описывает историю дисциплины с момента появления первых представлений об атомах в античной философской мысли до новейших открытий XXI в. Ядерные реакции с тяжелыми ионами позволили получить уникальные данные по строению и эволюции ядерной материи, открыть уникальные физические явления, такие как каскадный распад тяжелых ядер, протонная радиоактивность, ядерная изомерия формы, а также синтезировать новые химические элементы, сама возможность существования которых была важной частью научной дискуссии в XX в.
В статье изложены ключевые идеи и проблемы информационной безопасности, способствовавшие развитию методов защиты информации, ставшие предтечей компьютерной информационной безопасности. Выделены значимые международные происшествия, способствовавшие повсеместному развитию кибербезопасности.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001