Термин «переживание» широко используется как в науке, так и в жизни, а интерес к изучению категории без преувеличения можно отнести к ведущим в системе гуманитарных наук. Статья посвящена истории теоретических подходов к изучению переживания в психологической науке и социально-философской мысли, автор сравнивает подходы, концентрируясь на подростковом возрасте, определяет современное состояние проблемы.
Идентификаторы и классификаторы
В философии проблема переживания стала одним из направлений философского анализа психического. Особый интерес к переживаниям возник у представителей философского направления «философия жизни», основателем которого принято считать А. Шопенгауэра. В. Дильтей, более поздний представитель направления, ввел термин «переживание» и дал целостную концепцию психологии переживания [10]. В психологии переживания традиционно связаны с эмоциями. В зарубежной традиции переживания зачастую рассматриваются как процесс психологической защиты, компенсации и совладающего поведения. Знаковой работой в этом контексте выступает «Психология бытия» А. Маслоу, в которой автор впервые вводит термин «пиковые переживания» [8]. Переживания как элемент сознания рассматривались В. Вундтом, исследовавшим их методом интроспекции. В рамках гештальтпсихологии был разработан метод феноменологического самонаблюдения, который, как и метод интроспекции, был все еще достаточно субъективным. Существенное отличие метода гештальтпсихологии заключалось в возможности исследовать целостные характеристики переживания.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
2. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 116-128. EDN: USBSJL
3. Дорохова С. В. Сущностные характеристики переживания как психологической категории [Электронный ресурс] // Интернет-журнал “Мир науки”. 2017. Т. 5, № 6. Режим доступа: https://mirnauki.com/PDF/104PSMN617.pdf (дата обращения 25:06.2023). EDN: YRRUQT
4. Жамбеева З. З. Эмоциональное переживание подростка и его месте в коммуникативном развитии // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. 2021. №1. С. 489-493.
5. Лэйнг Р. Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном. Пер с англ. Львов: Инициатива, 2005. 352 с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
6. Марцинковская Т. Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 3(5). Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.03.2023). EDN: KYTSMB
7. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. А. П. Хомика. М.: Академический проект, 2022. 274 с.
8. Орлов А. Б. А.Н. Леонтьев - Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. №2. С. 70-85. EDN: SSCKKV
9. Пахно И. В. Активность субъекта в процессе переживаний и преодоления кризисных ситуаций: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. 148 с. EDN: QYCFPH
10. Рахматуллина Е. А. Индивидуальные и половозрастные особенности деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте: дис. … на соиск. уч. степени канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2012. 129 с. EDN: QFWKXD
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 720 с. EDN: YXGBWP
12. Тихомирова С. В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №6. С. 83. EDN: LAQWEW
13. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис.. доктора психологических наук: 19.00.01. Казань, 2012. 41 с. EDN: QICYVN
14. Фахрутдинова Л. Р. Структурная организация переживания семейных отношений у подростков // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160, № 4. С. 1008-1018. EDN: AQTXRD
15. Liu X. Early Emotional Experiences and Prosocial Behavior among Chinese Adolescents: The Roles of Psychological Suzhi and Subjective Socioeconomic Status [Electronic resource] / X. Liu, C. Gege, Zh. Li, Ch. Yang, L. Sige [et al.] // Behavioral Sciences. 2023. №4. Available at: 10.3390/bs13040283 (accessed date: 27.06.2023). DOI: 10.3390/bs13040283(accesseddate
16. Kyeong Y. The Role of Family Expressiveness in American and Chinese Adolescents Emotional Experiences / Y. Kyeong, Y. Rebecca, S. Cheung, C. Cheung // Social Development. 2021. Vol. 4. Pp. 1056-1076.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе дана характеристика феномена виртуальной коммуникации, занимающего доминирующую позицию в мире цифровой культуры. Выявлена привлекательность виртуальной коммуникации и причины, препятствующие возвращению из виртуального пространства в реальный мир. На основе обзора электронных сообществ автор показывает тенденции виртуальной коммуникации, описывает ее черты и особенности, раскрывает преимущества и риски погружения человека в виртуальный мир.
В статье рассмотрены этапы развития систем поддержки принятия решений, начиная с появления первых компьютерных систем в 1950-х гг. и заканчивая современными интеллектуальными системами, использующими методы искусственного интеллекта и машинного обучения. Автор описывает основные методы, используемые в системах поддержки принятия решений, примеры их применения в различных сферах деятельности.
Внедрение информационно-цифровых технологий во все сферы жизни человека все чаще приводит к информационному стрессу, трансформациям и экстернализации памяти. Передача функции сохранения информации внешним предметам позволяет прилагать меньше усилий для ее запоминания, поскольку она постоянно находится в свободном доступе. В эпоху цифровизации только половина студентов медицинских вузов применяют электронные гаджеты для структурирования информации, при этом около четверти выборки используют для этого бумажные носители.
В статье анализируется специфика субкультуры геймеров и прослеживается ее трансформация от возникновения до становления в онлайн пространстве. Раскрываются особенности существования виртуального мира геймеров и причины его максимально комфортных (по сравнению с реальным) условий существования. Выделяются причины популярности субкультуры среди молодежи, ее положительное и отрицательное влияние.
Цифровая культура существенным образом изменила формы и способы коммуникации в современном обществе, в том числе и в сфере научных исследований. В статье рассматривается типология форм академической коммуникации, которая существует в условиях цифровой культуры технического вуза. Проанализированы существующие форматы научной коммуникации, интерактивные виды общения между преподавателями и студентами. Сделан выводы о культурной вовлеченности студентов, определены причины падения интереса студентов к коммуникации и их связь с культурным аспектом.
В статье дана характеристика ключевых этапов развития физики тяжелых ионов. Автор описывает историю дисциплины с момента появления первых представлений об атомах в античной философской мысли до новейших открытий XXI в. Ядерные реакции с тяжелыми ионами позволили получить уникальные данные по строению и эволюции ядерной материи, открыть уникальные физические явления, такие как каскадный распад тяжелых ядер, протонная радиоактивность, ядерная изомерия формы, а также синтезировать новые химические элементы, сама возможность существования которых была важной частью научной дискуссии в XX в.
В статье изложены ключевые идеи и проблемы информационной безопасности, способствовавшие развитию методов защиты информации, ставшие предтечей компьютерной информационной безопасности. Выделены значимые международные происшествия, способствовавшие повсеместному развитию кибербезопасности.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001