В статье «легальный марксизм» рассматривается как течение внутри русского марксизма в 90-е годы ХIХ столетия, вошедшее в историю отечественной философской мысли под знаком критики народничества с позиций экономического материализма К. Маркса и идеи социального либерализма о правовом государстве. В этом контексте предметом отдельного внимания стал проект П. Б. Струве капитализации России, поддержанный С. Н. Булгаковым и М. И. Туганом-Барановским. Их исследования в этом направлении ориентировали на развитие страны по пути модернизации экономики и ее институциональных структур с учетом национальной истории, особенностей сложившихся форм общежития, культурных традиций. Смысл необходимых преобразований заключался в формуле «превратить Россию богатую капиталистическую страну», а составляющими этого процесса утверждались экономический рост и вхождение ее в мировое сообщество на правах цивилизованного государства. Придерживаясь материалистического толкования истории, Струве и его сподвижники видели историческую миссию капитализма в создании материальных и культурных условий для дальнейшего поступательного движения истории и потому были далеки от признания капитализма в качестве «вечной» формации. Автор статьи обращает внимание, что социально-философская парадигма «легального марксизма» предостерегала от левых ортодоксальных установок как в осмыслении проблемы, так и в обращении в связи с ней к учению Маркса.
Идентификаторы и классификаторы
Обращение отечественной философской мысли к марксизму связано с той вехой ее исторического развития, когда на ее смысловом пространстве находили для себя место разные виды социального знания. Одновременно существовали, вступая в диалог, буквально все сформировавшиеся ранее и новые направления: славянофилы и западники, представители «охранительного» (Б. Н. Чичерин) и социального (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен) либерализма, защитники идеологии народничества (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) и их противники, приверженцы социологического подхода в исследованиях социальной реальности и истории России (Н. И. Кареев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский), сторонники материалистических идей (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) и последователи религиозных изысканий (Вл. Соловьёв). Духовными «скрепами» всех направлений были ценностные концепты отечественной культуры – гуманизм, вера в жизненную силу нравственных принципов мироустройства, неприятие социальной несправедливости, протест против насилия и жестокости, а объединяющим началом стал поиск путей обновления России на основе социально-экономического развития в условиях пореформенного времени
Список литературы
1. Ангарский Н.С. Легальный марксизм. Краткий очерк. Вып. 1 (1876-1897). М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и поселенцев, 1930.
2. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К. Михайловском / С предисл. Петра Струве. М.: Астрель, 2008.
3. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896-1903). СПб.: Общественная польза, 1903. 4. Гнатюк О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Техн. ун-та, 1998. 374 с.
4. Кара-Мурза А.А. Избранные работы по русской философии, политике и культуре. М.: Согласие, 2024. Раздел 2. Вопросы методологии. С. 35-93. Раздел 4. Философия истории. С. 385-439. EDN: IOMWYY
5. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Прага, 1929. С. 211-212.
6. Консерватизм и либерализм: созвучия и диссонансы. Материалы международной конференции к 125-летию со дня рождения П.Б. Струве. Пермь: Пермский университет, 1996.
7. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Отражение марксизма в буржуазной литературе. По поводу книги г. Струве “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России” // Ленин В.И. Полн. собр. соч. в 55 томах. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1958. С. 347-534.
8. Опыт русского либерализма. Антология. (История философии в памятниках). М.: Канон, 1997.
9. Пайпс Р. Струве. Биография в 2-х томах. Т. 1. Струве: первый либерал, 1870-1905. М.: Московская школа политических исследований, 2001.
10. Плеханов Г.В. Критика наших критиков - г. Струве в роли критика марксовой теории общественного развития // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. С. 504-634.
11. Проблемы идеализма / Под ред. М.А. Колерова. Подгот. текста Н.В. Самовер. Второе критич. изд., испр. (Серия “Исследования по истории русской мысли). М.: Модест Колеров, 2018.
12. Пустарнаков В.Ф. “Капитал” К. Маркса и философская мысль в России (конец XIX - начало XX в.). М.: Наука, 1974.
13. Смирнов, И. П. “От марксизма к идеализму”: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев / И. П. Смирнов. – Москва : Русское книгоиздательское товарищество, 1995. – 286 с. – ISBN 5-86554-006-8. EDN: WXCBLZ
14. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Выпуск I // Пётр Струве. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. [1894]. Приложение: Воспоминания, революционные и марксистские труды П.Б. Струве 1890-х гг. / Ред.-сост. М.А. Колеров. М.: Модест Колеров, 2020. С. 67-327.
15. Струве П.Б. Карл Маркс и судьба марксизма // Исследования по истории русской мысли / Под общ. ред. М.А. Колерова. Т. 26. М.: Модест Колеров, 2020. С. 514-523.
16. Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма [1902] / Под ред. М.А. Колерова. Подгот. текста Н.В. Самовер. Второе критич. изд., испр. М.: Модест Колеров, 2018. С. 110.
17. Струве П.Б. Моим критикам. СПб.: Тип. П. Сойкина, 1895.
18. Струве П.Б. Марксовская теория социального развития // Образ будущего в социально-экономической мысли конца XIX века. Избранные произведения. М.: Республика, 1999. С. 133-159.
19. Струве П.Б. На разные темы (1893-1901). Сб. ст. СПб.: Типография А.Е. Колпинскаго, 1902. ▼ Контекст
20. Струве П.Б. Предисловие к книге Н.А. Бердяева “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К. Михайловском”. СПб.: Издание Н.О. Поповой, 1901. С. 7-37.
21. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем: Историко-экономическое исследование. 3-е изд. Т. 1. СПб.: Кн. маг. “Наша жизнь”, 1907.
22. Туган-Барановский М.И. Современный социализм в своем историческом развитии. СПб: Будущность, 1906.
23. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение // Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник социально-философских произведений. Пг., 1918. С. 257-437.
24. Философия права: П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский. М.: РОССПЭН, 2018.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на книгу социального антрополога Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места», впервые опубликованную на русском языке. С привлечением методов этнографии и антропологии Сета Лоу исследует, как культурные и политические трансформации, затрагивающие интересы индивидов и групп, отражаются в пространстве современных городов. Книга Лоу представляет собой подробный обзор двух концептуальных подходов - социального производства пространства и социального конструирования пространства. Автор также обращается к проблеме соотношения дискурса, языка и воплощенного пространства, обладающего, помимо прочего, особыми эмоциональными качествами, влияющими на повседневную жизнь горожанина. В статье раскрывается ряд основных положений книги; делается вывод, что затронутые в ней вопросы и иллюстрирующие их примеры выходят далеко за рамки прикладных этнографических исследований и вписаны в более широкий контекст современной политической науки, социальной теории и междисциплинарного проблемного поля.
В статье рассматривается методологический аппарат мир-системного анализа, его место в сегодняшнем социально-политическом знании, оценивается его потенциал достоверно анализировать общественно-политические изменения, происходящие в цифровую эпоху. При анализе наибольший акцент сделан на исследования в области общественных наук, использующие мир-системную методологию (И. Валлерстайн, С. Амин, О. Комолов и другие). Положение мир-системного анализа рассмотрено в контексте принципов постнеклассической науки, анализируется инструментарий мир-системной теории применительно к изучению социально-политической действительности, а также делается прогноз относительно перспектив данного подхода в информационную эпоху. В ходе исследования сделан вывод, что методологический аппарат мир-системного подхода предположительно будет актуален до конца эпохи капитализма как исторической социальной системы. Однако мир-системная теория нуждается в пересмотре и обновлении своего методологического аппарата в связи с происходящими цифровыми преобразованиями, меняющими все социально-политическое пространство. Без пересмотра методологического аппарата мир-системный анализ имеет шансы на скорейшее устаревание в связи с быстро меняющейся реальностью под влиянием информационно-коммуникационных технологий.
После распада СССР Республика Беларусь имела свой уникальный опыт в развитии гражданского общества. Государство на разных этапах трансформаций политического режима прибегало к совершенно различным способам во взаимоотношениях с гражданским обществом: от конфронтации до сотрудничества. Автору представляется важным проанализировать строительство гражданского общества в динамике, на протяжении истории независимой Беларуси для того, чтобы оценить уровень его развитости и дальнейшие перспективы после протестов 2020 года. На основе изучения и обобщения различных источников в статье предпринята попытка выделить этапы трансформации политического режима в Республике Беларусь с 1994 по 2023 годы, в связи с этим проанализированы стадии развития гражданского общества на протяжении данного периода.
В статье проанализировано понятие «информационный конфликт», являющееся достаточно новым в контексте политической науки. Для достижения цели исследования в статье особое внимание уделено разновидностям информационного конфликта и конкретным примерам из реальной политической практики. Установлены критерия типологизации подобных конфликтов, выделены имеющиеся различия в подходах к управлению информационной сферой. Отмечается, что в современных условиях ряд подходов имеет политико-идеологическое направление, что важно учитывать при рассмотрении конкретных ситуаций. Сегодня, в условиях вовлеченности человека в цифровую среду, ранее существовавшие в обществах противоречия становятся ощутимей на фоне постоянного информационного воздействия. Информационно-техническое направление заставляет мировое сообщество задуматься о возможных последствиях применения технологий кибер-среды в качестве военного средства. В статье отмечается, что существуют прецеденты, когда кибератаки становились casus belli для применения традиционных типов вооружений. Делается вывод, что потенциальные риски, связанные с информационной средой, неизбежно ведут к попыткам ведущих государств мира обезопасить свои коммуникационные сети, что, в свою очередь, создает конфликты нового типа: за доминирование того или иного подхода по управлению информационным пространством.
В статье проводится анализ работ трех наиболее острых дореволюционных критиков Н. М. Карамзина: это литературовед и этнограф А. Н. Пыпин, народник Н. В. Шелгунов и представитель областничества С. С. Шашков. В основании их методологического подхода находится идеологическая критика творческого и интеллектуального наследия Карамзина. Показано, что одним из основателей и наиболее ярким представителем такого подхода можно считать Пыпина, который, будучи представителем либерального политического крыла, основной своей целью видел борьбу не только и не столько с «основателем» охранительноконсервативной идеологии в России, коим он считал Карамзина, но в первую очередь с современными ему политическими оппонентами из стана консерваторов. Шелгунов и Шашков в свою очередь придерживались отчасти схожей линии идеологической критики и внесли свой вклад в её развитие.
Статья посвящена диалектике литературы и философии, неразрывно связанных в истории русской мысли. Нынешнее литературоведение, однако, во многом утратило объективность оценочных критериев в этой сфере. Цель автора – выверение философских оснований (традиционализма, консерватизма и почвенничества) в исследовании творчества писателей ХХ в. Для этого в задачи статьи входит уточнение терминологического содержания традиционализма, консерватизма и почвенничества, полемика с интерпретационными искажениями литературоведов и построение возможных векторов исследования русской литературы ХХ в. в философском контексте.
В статье собраны тексты, написанные Вадимом Михайловичем Межуевым в разные годы. В них представлено видение автором фундаментальных философских проблем - таких как свобода, культура, история, цивилизация, марксизм, «русская идея». В статью включены фрагменты интервью и выступлений В. М. Межуева.
В статье представлены тексты выступлений участников круглого стола ««Творческое наследие Вадима Михайловича Межуева (к 90-летию со дня рождения)», проведенного 19 декабря 2023 года в Институте философии РАН. Участники круглого стола обсуждали вклад В. М. Межуева в отечественную философию. Подчеркивалась высокая значимость и актуальность его работ.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______