В условиях реализации положений Конституции Российской Федерации по формированию единой системы публичной власти сохраняет свою актуальность вопрос совершенствования разграничения полномочий органов государственной власти. За более чем 25-летний период накопился значительный объем проблем, который, безусловно, оказывает влияние на устойчивость региональных бюджетов. Автором статьи рассматриваются полномочия региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Целью исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию разграничения полномочий органов государственной власти и финансовому обеспечению этого процесса с позиции повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. В ходе работы, основанной на таких научных методах, как институциональный, ретроспективный и сопоставительный анализы, сделан вывод о присутствии в механизме разграничения региональных полномочий проблем, препятствующих повышению устойчивости региональных бюджетов. К числу основных результатов исследования относятся предложения по гармонизации законодательства — как бюджетного, так и в сфере разграничения полномочий, с позиции расширения прав регионов на участие в осуществлении непереданных полномочий, регламентации процесса введения новых полномочий, инвентаризации установленных подзаконными актами региональных полномочий, внедрению практики финансового обеспечения отдельных региональных полномочий в случаях и в пределах поступления определенных неналоговых доходов, а также по развитию инструментов долгового финансирования полномочий и совершенствованию практики финансового обеспечения делегированных полномочий. Подготовленные рекомендации могут быть полезными при проведении инвентаризации региональных полномочий с позиции повышения устойчивости региональных бюджетов; внедрении обоснованной оценки ресурсного обеспечения предлагаемых новых полномочий; смещении акцента с подзаконного регулирования региональных полномочий в сторону усиления их законодательного регулирования.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.26794/2304-022X-2024-14-1-6–20
Согласно ст. 44 Федерального закона No 414-ФЗ перечень региональных полномочий по предметам совместного ведения может быть скорректирован посредством внесения в него изменений. Закрепление подобного положения означает, что установление иными федеральными законами новых региональных полномочий возможно в случае их соответствия Федеральному закону No 414-ФЗ.
Список литературы
1. Сергеев А.А. Разграничение полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020;(4):55-64. https://doi.org/10.18384/2310-6794-2020-4-55-64
2. Платонов В.М. Децентрализация, деволюция и конкурирующий федерализм при разграничении предметов ведения и полномочий в федеративном государстве: опыт США. Евразийский юридический журнал. 2018;(12):65-69.
3. Cheung P.T.Y. Toward federalism in China? The experience of the Hong Kong Special Administrative Region. In: He B., Galligan B., Inoguchi T., eds. Federalism in Asia. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2007:242-265.
4. Чжан Ю. Разграничение законодательных полномочий в КНР: теория и практика. Современное право. 2021;(9):127-131. https://doi.org/10.25799/NI.2021.35.48.019
5. Kincaid J., Aroney N., eds. Courts in federal countries: Federalists or unitarists? Toronto: University of Toronto Press; 2020. 583 p.
6. Trojbicz B. Conflicts over mineral rents in petrofederations. Forum of Federations. Occasional Paper Series. 2019;(42). URL: https://www.forumfed.org/wp-content/uploads/2019/07/OPS_42Petrofederations_in_comparative2.pdf
7. Ganguli A. Interface between international law and municipal law: Role of the Indian judiciary. In: Patel B.N., ed. India and international law. Leiden: Koninklijke Brill N.V.; 2008;2:11-47.
8. Phyak Pr., Awasthi L.D. Developing and implementing multilingual policy in a federal Nepal: Opportunities and challenges. Forum of Federations. Occasional Paper Series. 2022;(54). URL: https://forumfed.org/wpcontent/uploads/2022/02/OPS54-Language-Policy_Nepal2.pdf
9. Меркуленко А.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром6 регионами и муниципалитетами в конституциях федеративных и децентрализованных государств. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023;(59):73-96. https://doi.org/10.17072/1995-4190-2023-59-73-96
10. Юн Л.В., Заманова А.Н. актуальные вопросы разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Вестник Российского университета кооперации. 2022;(4):143-146.
11. Ефимов Г.А. Закон и договор как способы разграничения предметов ведения и полномочий в конституционном государстве: проблемы правового регулирования. Вестник Международного юридического института. 2020;(4):41-50.
12. Чаннов С.Е. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения в контексте бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Вестник Поволжского института управления. 2020;20(5):12-20. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2020-5-12-20
13. Климанов В.В., Михайлова А.А. Корректировка полномочий регионов России в рамках новых конституционных требований. Финансы. 2023;(1):16-20.
14. Воронов В.В. О разграничении полномочий между уровнями и органами власти в Российской Федерации. Государственная служба. 2019;21(4):27-31. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2019-21-4-27-31
15. Сулейманов М.М. Проблемы дифференциации субъектов Российской Федерации и тенденции разграничения налоговых полномочий между уровнями публичной власти. Финансы. 2020;(11):16-23.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью исследования является критический анализ российской практики использования основных показателей наукометрии в управленческой деятельности на различных уровнях. Для достижения этой цели потребовалось решить несколько задач, а именно: изучить основные наукометрические параметры; определить степень точности и надежности информации, индексируемой основными библиографическими базами данных; сформулировать ряд принципов управленческой практики, связанной с наукометрией; выявить и рассмотреть недостатки управленческих решений, зафиксированных в нормативных документах; разработать рекомендации, направленные на урегулирование ряда проблем, касающихся использования наукометрических индикаторов. В основе исследования — как общенаучные теоретические методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, системный подход, социальное моделирование, сравнительно-типологический и сравнительно-аналитический метод, так и практические методы: работа с документами, анализ печатных и электронных источников информации, контент-анализ и библиографическое сочетание документов. В ходе работы было выявлено, что наукометрии в ее прикладном варианте пока явно не хватает достоверности как из-за несовершенств, связанных как с ее основными показателями во всех базах данных, так и с индексацией в них публикаций, а также в силу управленческих просчетов, отражающихся в нормативных актах. В частности, в свете текущих политических событий, вызванных СВО, и в связи с затрудненным доступом к западным базам библиографических данных, со всей очевидностью встает проблема кардинальной реорганизации Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и перехода на новую систему наукометрических показателей. Полученные в результате проведенного исследования данные и рекомендации помогут управленческим структурам избежать очевидных упущений и ошибок в планировании и контроле научной деятельности сотрудников вузов и академических НИИ, а также оптимизировать наукометрическую отчетность.
Концепция управления знаниями активно формировалась в конце ХХ в. и продолжает эволюционировать в связи с появлением новых бизнес-моделей, технологий, признанием «мягких» составляющих успеха и изменением стратегий организаций. В статье представлены результаты научного исследования, целью которого является выявление магистральных направлений научных изысканий в области экономики и управления знаниями. Методология работы базируется на совокупности подходов, включающих теорию фирмы, основанную на знаниях, концепции инженерии знаний, организационного обучения, динамических способностей и трансформации знания и др., а методика исследования основана на таксономическом и кластерном анализах наиболее цитируемых англоязычных публикаций с помощью инструментов, встроенных в программный продукт VOSviewer. Информационную базу составили статьи за 2018–2023 гг., отобранные по тематике исследования «Knowledge Management» и ключевым словам и размещенные в базе данных Dimensions. В целях формализации направлений современных научных работ в области управления знаниями они были разделены на 6 кластеров, в каждом из них проведен контент-анализ наиболее цитируемых статей. Выявлено, что исследовательская повестка сосредоточена в настоящее время на двух основных вопросах: влияние цифровизации и современных цифровых технологий на выбор, генерирование и распространение знаний в организации; влияние знаний на инновации как медиатор результативности бизнеса, включая экологические и социальные аспекты. В ходе исследования фактически найден консенсус в понимании основных постулатов концепции управления знаниями; показано, что внутри ее теоретических рамок наиболее востребованными являются инженерия знаний и теория фирмы, основанная на знаниях. Результаты исследования будут полезны менеджерам-практикам и исследователям в области разработки эффективных систем управления знаниями.
В современных условиях развитие любой отрасли напрямую зависит от обеспеченности высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Вследствие постоянного дефицита кадров работодателям важно реализовывать системные меры по привлечению, закреплению и оптимальному использованию требуемых специалистов различной квалификации. Именно эти задачи решает предприятие при организации кадровой работы согласно базовым принципам и идеям достойного труда. Строительная отрасль в Российской Федерации является одной из наиболее динамично развивающихся, вносящих существенный вклад в ВВП страны, но компании из этой сферы сталкиваются с глобальным дефицитом как рабочей силы, так и высококвалифицированных специалистов. Также следует отметить, что данный сектор считается одним из наиболее травмоопасных, требующих повышенного внимания к безопасности труда. Цель исследования заключается в выявлении комплекса внешних и внутренних факторов, определяющих особенности управления достойным трудом на предприятиях строительной отрасли. Для ее достижения использовались методы междисциплинарного анализа научной литературы и нормативно-правовой базы, экономического анализа и аналитической статистики. Применение встречного моделирования позволило декомпозировать теоретическую модель управления достойным трудом и выделить реальные условия производственно-финансовой и социально-экономической деятельности предприятий строительного комплекса. Результаты исследования связаны с выявлением роли государственной политики, рынка труда, общих тенденций строительной отрасли, профессионального образования, а также кадровой политики внутри организации в процессе реализации концепции достойного труда. Сделанные выводы могут быть интересны руководителям строительных компаний и служб управления персоналом для анализа собственной практики и проведения мероприятий по внедрению принципов достойного труда на отдельных предприятиях этой экономической сферы.
Данное исследование посвящено вопросам экосистем и экосистемного подхода. Формирование и использова - ние маркетинговых экосистем позволяет упростить как процессы трансформации технологических укладов, так и взаимодействие различных видов бизнес-моделей предприятий. Отдельный фокус внимания направлен на мар - кетинговые экосистемы как одно из важных нововведений Индустрии 5.0. Переход от Индустрии 4.0 к Индустрии 5.0 сопровождается созданием необходимой программно-алгоритмической базы квантовых вычислений, вне - дрением технологий визуализации управленческих решений, разработкой нейроморфных моделей архитектуры предприятий, цифровых двойников бизнес-процессов. Целью исследования явилось формирование подходов к проектированию маркетинговой экосистемы в рамках Индустрии 5.0 и Индустрии 4.0, что необходимо для вы - страивания эффективных взаимодействий между инновационными предприятиями различных сфер бизнеса. В статье рассмотрены этапы инновационного проектирования новых маркетинговых экосистем, результатом вне - дрения которых является сквозная интеграция информационных ресурсов входящих в них предприятий, что не - обходимо для консолидации и синхронизации структурированных и неструктурированных данных о различных бизнес-моделях компаний и организации механизмов предиктивной аналитики. В ходе работы применялся метод научного анализа литературы по проблематике исследования, использовался эмпирический опыт авторов статьи. Результаты исследования будут полезны руководителям инновационных компаний, сотрудникам маркетинговых подразделений.
В статье рассматривается вынужденная смена парадигмы и системная перестройка российской логистики, обусловленная введением санкционных барьеров и частичной торговой блокады, что, помимо ограничения российского экспорта и импорта, ставит под угрозу цифровые технологические преобразования в управлении цепями поставок и происходит на фоне ужесточения международных экологических требований к ведению хозяйственной деятельности, включая логистическую. Цель исследования состоит в рассмотрении происходящих в российской логистике изменений и анализе соответствующих решений по управлению цепями поставок. Методами исследования служат сбор сведений из вторичных источников, проведение глубинных интервью с практикующими экспертами, опрос специалистов, компьютерный контент-анализ и PESTEL-анализ. Методический базис составляют основы логистики и управления цепями поставок, элементы концепции цифрового развития хозяйственных систем и базовые принципы экологической экономики. Информационной базой явились расшифровки интервью, протоколы опроса, библиографические документы и текстовые интернет-файлы. В результате работы выявлены внешние вызовы и факторы влияния, идентифицированы и описаны внутренние процессы, драйверы и тренды, характерные для российской логистики и управления цепями поставок в настоящее время. Систематизированы и оценены релевантные решения, принимаемые российскими логистами в текущем периоде. Подтверждена гибкость и устойчивость цепей поставок, равно как высокая адаптивность российской логистики к кардинальной трансформации бизнес-среды и условий работы. Исследование показало, что, несмотря на деглобализацию российской логистики, сохраняется возможность осуществить доставку грузов в Россию из любой точки мира. Материал может оказаться полезен как российским логистам-практикам, так и лицам, изучающим или преподающим дисциплину «Логистика».
Камбоджа, которая в настоящее время относится к развивающимся странам с доходом ниже среднего, стремится к 2030 году достичь статуса страны с доходом выше среднего. Для достижения этой амбициозной цели правительство Камбоджи внедрило открытую рыночную экономическую систему и уделило приоритетное внимание привлечению иностранных инвестиций, а также стимулированию расходов на конечное потребление (FCE) и развитию отраслей промышленности, включая строительство. Целью данного исследования является выяснить влияние колебаний прямых иностранных инвестиций (FDI), FCE и промышленности, включая строительство (IIC), на рост валового внутреннего продукта (GDP) Камбоджи, а также определить ключевые факторы, которые могут увеличить FDI, FCE и рост IIC. В исследовании используется описательный и корреляционный анализ, основное внимание уделяется статистическому анализу путем построения эконометрической модели. Результаты показывают, что на GDP Камбоджи напрямую и положительно влияют FDI, FCE и IIC, согласно анализу спецификации эконометрической модели с использованием линейного математического уравнения. В исследовании делается вывод, что решающее значение имеет внимание правительства Камбоджи к стратегической политике и инициативам по продвижению прямых иностранных инвестиций, FCE и IIC, что в конечном итоге приводит к более высоким общим темпам экономического роста. Такие факторы, как политическая стабильность и управление, регулирование и правовая база, инфраструктура, развитие человеческого капитала, доступ к рынкам, государственно-частное партнерство, налогово-бюджетная политика и социальная защита, должны быть в центре внимания дорожной карты развития ВВП Камбоджи.
Целью исследования являются анализ и обобщение применяемых за рубежом экономических методов управления экологической безопасностью города и оценка возможности их использования в практике российских городов. Актуальность работы обусловлена тем, что значительная часть крупных российских городов и мегаполисов сталкивается с серьезными проблемами в экологической сфере. За рубежом накоплен многолетний опыт решения подобных вопросов за счет применения методов управления экологической безопасностью города, что является аргументом в пользу его изучения. В статье проанализирована практика стран ОЭСР по применению экономических мер для снижения загрязнения окружающей среды, обеспечения экологического равновесия и комфортных условий жизни населения города. Особое внимание уделено полномочиям органов местного самоуправления в экологической сфере и степени их финансовой автономии; преимуществам экологического налогообложения в странах ЕС, включая переход к низкоуглеродной экономике; организации экологической кооперации на принципах циркулярной экономики и в рамках модели промышленного симбиоза для переработки или использования промышленных и бытовых отходов. В ходе работы использовались общенаучные и специальные методы, включая контент-анализ литературных источников, сравнение, группировка, аналогия, системный и структурный анализ, логическое обобщение. Результаты исследования заключаются в оценке возможностей и определении условий внедрения в российских городах лучших зарубежных практик управления экологической безопасностью; они могут быть полезны специалистам, занимающимся как проблемами формирования управленческих решений по стабилизации экологической ситуации в городе, экологизации налоговой системы на местном уровне, так и обеспечения рационального использования ресурсов в условиях мобилизационной экономики посредством кооперационных связей при переработке промышленных и бытовых отходов путем рециклинга.
С момента введения термина «импакт-инвестиции» в активное употребление в 2007 г. дискуссия об их содержании и отличительных характеристиках по сравнению с другими классами инвестиций остается открытой. По настоящее время в толковании их определения наблюдается множество разнонаправленных, а в некоторых случаях — и не - совместимых точек зрения. Это затрудняет эффективное управление импакт-инвестициями и тормозит темпы масштабирования отрасли. Целью работы является анализ и систематизация теоретических и практических подходов к определению понятия импакт-инвестиций, а также выявление их неотъемлимых демаркационных признаков, определяющих особенности управления. Методология исследования включает анализ публикаций в рецензируемых научных журналах, сравнение содержания докладов и отчетов международных организаций и институтов, а так - же проведение количественного и качественного контент-анализа материалов СМИ, релевантных данной тематике. Полученные результаты указывают на обоснованность принятия импакт-инвестиций в качестве независимой концептуальной категории и на целесообразность их выделения в самостоятельный класс вложений; установлены их ключевые атрибуты; выявлены принципы и особенности применяемого к ним управленческого подхода. Работа имеет практическую значимость для участников инвестиционной сферы, а также для исследователей и практиков, интересующихся инновационными подходами к инвестициям в социальное и экологическое благосостояние.
Беспилотные авиационные системы (БАС), несмотря на сравнительную новизну, уже фактически являются неотъемлемой составляющей общей авиационной структуры, а также, базируясь на ряде сложных решений, в том числе связанных с искусственным интеллектом, — частью спектра высоких технологий. БАС находят применение не только в сфере коммерции, но и при реализации конкретных задач государственного управления, таких как управление территориями, здравоохранение, предупреждение и ликвидация ЧС, обеспечение экологической безопасности и правопорядка, природопользование. Целью исследования, результаты которого приведены в настоящей публикации, является оценка текущего состояния и потенциала использования БАС в указанных областях на основе обзора литературных источников по практике их применения в целях решения задач публичного управления в разных странах мира. Основной вывод, сделанный по результатам проведенного анализа и характеризующий общую научную новизну исследования, состоит в том, что, несмотря на значительное число конкретных примеров, широта спектра использования БАС может быть охарактеризована как мнимая — основным и единственным реально значимым их приложением выступают различные виды аэросъемки в интересах органов государственного контроля и надзора. В ходе работы определен ряд перспективных направлений применения БАС. Также отмечается, что их более широкому внедрению в практику публичного управления препятствует отсутствие и/или несовершенство соответствующей нормативно-правовой базы, характерное для большинства законодательных систем мира, и постулируется необходимость активного решения этих задач применительно к классификации и сертификации БАС, требованиям к их операторам и программному обеспечению, порядку и правилам эксплуатации, интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в существующую систему организации воздушного движения.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580