Статья посвящена изучению особенностей реализации административно-правовых режимов на территории Белгородской области. В ходе исследования выявлены тенденция несоблюдения установленных правовых режимов и отсутствие диспозитивности в части привлечения к ответственности за деяния, прямо противоречащие установленному правовому режиму или имеющие дестабилизирующий характер.
Описана и обоснована необходимость в пересмотре подходов к определению санкций за совершение конкретных деяний в регулируемой административно-правовым режимом зоне, в связи с отрицательными перспективами, которые могут повлечь негативные последствия, общественная вредность которых имеет недостаточную соразмерность ответственности, установленной законодательством. Так, звуки от стрельбы из охотничьего оружия или взрывы пиротехники, с учетом оперативной обстановки на территории Белгородской области, могут повлечь более тяжкие последствия, но ответственность за их совершение соразмерна охоте вне установленного периода и, соответственно, санкции также имеют недостаточно соразмерный характер.
Также в связи с оперативной обстановкой крайне нежелательно появление охотников вблизи лесных массивов, расположенных на территории приграничных районов, во избежание трагических последствий, т. к. силовой и военный сектор Российской Федерации на указанных территориях реализует необходимые мероприятия в целях обороны от диверсионных отрядов и иных формирований противника.
Идентификаторы и классификаторы
В связи с новыми угрозами для безопасности Российской Федерации рассматриваемая тема приобретает повышенный интерес для изучения и многократно увеличивает свою актуальность. Так, непосредственно правовые режимы являются обособленной в правовой природе совокупностью, особенность специфики которой призвана стабилизировать действительность.
Список литературы
1. Старостин С.А. Система чрезвычайных административно-правовых режимов: проблемы теории, законодательства и практики // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2023. - № 48. - С. 29-43. EDN: LPHJHH
2. Дизер О.А., Филиппов О.Ю. Мелкое хулиганство: ошибки толкования и применения нормы, предусматривающей ответственность // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 2 (32). С. 140-146. EDN: UDFLIH
3. Старостин С.А. Классификация административно-правовых режимов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2020. - № 11. - С. 3-10. EDN: YPHUMN
4. Бордачев А.Ю. Использование БПЛА в современных условиях / Яковлевские чтения: сборник научных статей II Межведомственной научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Часть 2. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 64-67. EDN: GMEXVB
5. Алексеева О.С. Сущность и понятие административно-правовых режимов / Актуальные проблемы российского права и законодательства: сборник материалов ХII Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2019. С. 31-34. EDN: MTQINM
6. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Административно-правовые режимы как элемент обеспечения национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 1. - С. 220-223. EDN: XBHNHP
7. Новиков А.О. Правовые режимы в административном праве // Modern Science. - 2022. - № 5-3. - С. 184-186. EDN: LWOWZE
8. Вахитов Д.М. Правовые и организационные основы тактических способов действий при пресечении несанкционированного нахождения беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве над местами выполнения войсками Росгвардии служебно-боевых задач / Яковлевские чтения: сборник научных статей II Межведомственной научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Часть 2. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 88-98. EDN: ZHFAVK
9. Карпов О.В., Вьюгина А.А., Никулина Ю.А. Особенности функционирования специальных административно-правовых режимов в Российской Федерации и зарубежных странах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2022. - № 3-2. - С. 73-78. EDN: KRCIAK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Транспортная отрасль Российской Федерации в новых геополитических и экономических условиях продолжает развиваться. Однако с увеличением пассажиропотока на внутренних линиях, ростом национальной маршрутной сети и модернизацией объектов транспортной инфраструктуры не остается без внимания вопрос обеспечения безопасности и функционирования объектов транспорта. Безусловным приоритетом является противодействие противоправным деяниям, совершаемым в зонах функционирования транспортной инфраструктуры. Особого внимания заслуживают правонарушения, совершаемые несовершеннолетними на объектах транспорта. Они являются достаточно своеобразными видами современных правонарушений, специфика которых определяется как индивидуальными особенностями личности несовершеннолетнего, так и особенностями функционирования объектов транспорта и деятельности субъектов по их профилактике. Несмотря на совокупность проводимых профилактических мероприятий и операций, сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, сталкиваются с определенными сложностями. Обусловлено это определенными недостатками и имеющимися проблемами. В связи с этим в статье исследуются различные группы проблем, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, и приводятся определенные пути их решения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. В настоящее время значение транспорта для государства в целом возросло и имеет важную функцию, так как именно транспорт и его инфраструктура определяют пути сообщения как между регионами внутри страны, так и между другими государствами в целом. В данной статье рассмотрена роль транспортной полиции, определена ее значимость в сфере обеспечения транспортной безопасности. Также представлено современное состояние транспортной полиции и перспективы дальнейшего развития подразделений полиции в данной сфере деятельности. Представлены основные направления развития законодательства в сфере транспортной полиции и перспективы дальнейшего наделения сотрудников правоохранительных органов на транспорте рядом дополнительных полномочий, расширяющих права сотрудников полиции в данной сфере, а также представлены основные направления в сфере взаимодействия с иностранными партнерами, обмен положительным опытом в рассматриваемой сфере в целях улучшения и оптимизации работоспособности между подразделениями, обеспечивающими транспортную безопасность как внутри государства, так и за его рубежами.
Статья посвящена актуальным вопросам представительства в гражданском и арбитражном судопроизводстве на современном этапе развития российского законодательства. Рассмотрены теоретические и практические аспекты института представительства, а также зарождение и совершенствование института представительства на законодательном уровне. Проанализировано представительство от имени юридических и физических лиц интересов доверителя в гражданском и арбитражном процессе. Установлено, что обязательным при договорном представительстве в арбитражном судопроизводстве всех инстанций и гражданском процессе, начиная с суда общей юрисдикции регионального значения, обязательно наличие юридического образования либо ученой степени кандидата юридических наук, которые должны быть подтверждены посредством предоставления соответствующего диплома в суд. Определены аспекты законного представительства несовершеннолетних и недееспособных лиц, в силу которого законный представитель не только имеет полномочия на представление интересов, но и обязан представлять и защищать интересы таких лиц. Кроме того, рассмотрены вопросы законного представительства от имени юридического лица его руководителем. В целом в настоящей статье проведен сравнительный анализ гражданского и арбитражного представительства в суде, а также раскрыты отдельные аспекты законного и договорного представительства.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и безопасности государства возможно только с учетом эффективного применения оперативно-розыскной деятельности. В существенной степени лишь оперативно-розыскные меры дают возможность получить сведения, позволяющие прогнозировать криминальные угрозы, принимать меры по их нейтрализации или устранению.
Среди оперативно-розыскных возможностей особое место занимают меры, направленные на получение аналитических сведений, позволяющих прогнозировать развитие криминогенной обстановки в целом, а также выстраивать оперативные гипотезы, планировать оперативно-розыскные мероприятия в частности. Таким образом, проведение оперативно-розыскных мероприятий «Наведение справок», работа с оперативно-справочными, поисковыми учетами и базами данных составляет основу оперативной аналитической работы.
Современное развитие информационных цифровых технологий, различных средств удаленной коммуникации, повышение возможностей формирования электронных массивов информации широким кругом пользователей открывают новые возможности в оперативно-аналитической работе. Авторами статьи исследованы перспективные направления таких возможностей, которые реализуются прежде всего в использовании ведомственных информационных онлайн-сервисов и автоматизированных баз данных МВД России, не включенных в состав единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
Авторами обозначены предметные области ведомственных информационных онлайн-сервисов и автоматизированных баз данных МВД России. Сформулированы практические возможности их использования при реализации в рамках оперативно-розыскной деятельности функций и полномочий, связанных с получением информации о лицах, событиях и обстоятельствах по различным критериям, что позволяет своевременно принимать меры по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.
В статье рассмотрены особенности использования сотрудниками ведомственных информационных систем и баз данных отдельными оперативными подразделениями системы МВД России с описанием возможностей и перечня сведений, предоставляемых конкретным информационным ресурсом.
В настоящей статье авторы рассматривают процессуальный аспект производства допроса обвиняемого на досудебных стадиях уголовного процесса. Рассматриваются различные этапы производства допроса обвиняемого, включая подготовку к допросу и вызов обвиняемого для дачи показаний. В рамках написания статьи проводится анализ конкретных следственных ситуаций, и даются комментарии о правильных действиях должностного лица органа внутренних дел на каждом из этапов проведения допроса обвиняемого. В статье представлена авторская классификация этапов производства допроса обвиняемого следователем органов внутренних дел с учетом современного состояния правоприменительной практики. Отдельно упоминается вопрос необходимости комплексного исследования личности обвиняемого с учетом требований уголовно-процессуального, уголовного законодательства и криминалистики. Отмечается необходимость соблюдения последовательности этапов производства допроса обвиняемого. Отдельно подчеркивается роль защитника дел при организации и производстве допроса обвиняемого следователем органов внутренних дел. Делается вывод о необходимости совершенствования действующей конструкции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Важно отметить, что авторы выносят предложение о закреплении определения «незамедлительности» при организации допроса обвиняемого на досудебных стадиях уголовного процесса с целью выработки наиболее оптимального плана производства допроса обвиняемого по конкретному уголовному делу.
Для Российской Федерации борьба с коррупцией в системе государственных и муниципальных закупок является приоритетным направлением государственной антикоррупционной политики. Перед государством ставится одна из сложнейших задач - противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок, которое заключается в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений. В статье предпринята попытка всестороннего анализа коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок, рассмотрены причины, способствующие распространению коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок, акцентировано внимание на том, что одной из особенностей системы государственных и муниципальных закупок является то, что субъект закупки не является собственником денежных средств, а выступает в качестве представителя - государственного или должностного лица. На каждом этапе государственных или муниципальных закупок возникают коррупционные риски, и в статье делается акцент на характере таких рисков на разных этапах осуществления закупок. Автор выделяет ряд способов противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Отмечается, что в Российской Федерации предусмотрен многоуровневый контроль в сфере государственных и муниципальных закупок: внутренний, ведомственный, контроль со стороны контролирующий органов и контроль со стороны общественности.
В статье обращено внимание на устойчивые негативные тенденции состояния преступности несовершеннолетних. Особую озабоченность вызывает степень участия несовершеннолетних в совершении корыстно-имущественных преступлений. Проанализированы причины и условия, способствующие совершению краж несовершеннолетними. Установлено, что они в основном совпадают с социальными негативным явлениями, детерминирующими корыстную преступность, но мотивационная сфера преступности несовершеннолетних по своему содержанию и объему более специфична и отмечена в ряде случаев определенными признаками, обусловленными социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетних. Рассмотрены направления превентивной деятельности субъектов системы профилактики, в том числе организация досуга, спорта, оздоровительного отдыха и трудоустройства подростков, особенно из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Авторами представлен механизм работы комплексной системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, отражены проблемные вопросы межведомственного взаимодействия. Приведены примеры профилактической деятельности, в частности обращено отдельное внимание на значимость патриотического воспитания и влиянию средств массовой информации на предупреждение данного вида преступлений. Отражены основные направления совершенствования мер общей профилактики корыстно-имущественных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Настоящая научная статья посвящена проблеме административно-правового регулирования применения каршеринга. В статье кратко изложена история появления сервиса краткосрочной аренды автомобилей, кроме того, перечислены основные этапы становления каршеринга в России. Автор дает обобщенную характеристику понятия, говоря о том, что каршеринг являет собой яркий пример устойчивого вида транспорта, который уже стал неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Подкрепляется этот факт статистической информацией, приведенной по городу Москве. Наряду с этим в работе представлено определение понятия «услуги каршеринга», данное на уровне местного самоуправления. Автором отражены взгляды на особенности заключения договора на оказание услуг каршеринга, а также предлагается вариант разрешения конфликта сторон, связанного с оплатой штрафа за нарушение правил дорожного движения с использованием автомобиля краткосрочной аренды. В результате автор приходит к выводу, что развитие услуги каршеринга благоприятно влияет на общество, привлекая все большее число пользователей, однако законодательство в этой отрасли России отнюдь не совершенно, а многие вопросы продолжают оставаться дискуссионными, что лишний раз подтверждает актуальность данной темы и необходимость принятия правил оказания услуг каршеринга.
Киберпреступность за последние годы стала серьезной проблемой криминалистики, поэтому многие современные исследователи справедливо подчеркивают актуальность и необходимость финансирования и развития инструментов, направленных на расследование, а также развитие комплексной системы противодействия киберпреступности не только на национальном, но также и на международном уровне. Одновременно это подчеркивает и сложность взаимодействия субъектов по поводу расследования данных преступлений, но в то же время поощряет процесс создания новых форм взаимодействия. Данная статья посвящена специфике взаимодействия подразделений дознания и следствия с кредитными организациями, так как при расследовании преступлений, совершаемых дистанционным способом, сотрудничество с иными организациями, располагающими ключевыми данными, серьезным образом влияет на эффективность правоохранительной деятельности. Рассматриваемые нами проблемы в сфере обеспечения эффективного взаимодействия органов дознания, следствия и кредитных организаций можно представить следующим образом: проблемы правового характера, а также проблемы организационного характера, как правило, являются следствием первых. Кроме того, по-прежнему сохраняется проблема взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации на ранней стадии выявления нарушений, допущенных руководством кредитных организаций.
Настоящая статья раскрывает возможности использования современных технологий, а именно искусственного интеллекта, в деятельности правоохранительных органов, направленной на расследование и раскрытие преступлений, учитывая существующие в данной сфере на сегодняшний момент особенности и недостатки. Кроме того, обращается внимание на достаточно высокую актуальность выбранной темы исследования, которая обусловлена ежегодным ростом и масштабами развития информационных технологий, а вместе с ними и переходом большинства ряда составов преступлений в информационное пространство. Основной проблемой для масштабного использования искусственного интеллекта в деятельности правоохранительных органов выступает отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса, в результате чего могут быть нарушены конституционные права граждан, так как использование искусственного интеллекта предполагает доступ к личной информации граждан. Несмотря на это, функционал искусственного интеллекта все же внедряется в деятельность правоохранительных органов. В статье также рассмотрены примеры использования данной технологии как в России, так и в зарубежных странах, мнения юристов и ученых о внедрении искусственного интеллекта в деятельность, направленную на расследование и раскрытие преступлений, а также статистические данные, характеризующие динамику развития информационных преступлений на территории нашей страны.
Распространение сведений о способах незаконного изготовления оружия, и в частности боеприпасов к нему, влечет повышенную вероятность возникновения рисков для ценностей, охраняемых Конституцией Российской Федерации.
Так, увеличение объема нелегального оружия (боеприпасов) самостоятельно выступает в качестве криминогенного фактора, способствующего увеличению количества совершаемых преступлений, а также увеличению степени их общественной опасности.
Одним из вероятных источников поступления оружия (боеприпасов) в нелегальный оборот выступает распространение сведений, содержащих информацию о способах его незаконного изготовления, предоставляющую злоумышленникам возможность обзавестись огнестрельным оружием либо придать оружию, имеющемуся у них на законных основаниях, такие технические свойства, которые законодательством Российской Федерации не предусматриваются для гражданского оружия.
В целях противодействия распространения указанной информации законодателем сформированы правовые механизмы, предоставляющие компетентным органам государственной власти полномочия по установлению ограничений на свободное распространение информации, содержащей сведения о способах незаконного изготовления оружия (боеприпасов).
В статье проводится анализ ограничения доступа к информации, содержащей инструкции по самодельному незаконному изготовления боеприпасов к огнестрельному оружию (за исключением сведений, содержащих инструкции по самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию), формируются предложения по совершенствованию его правовой основы.
Издательство
- Издательство
- Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71
- Юр. адрес
- 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71
- ФИО
- АЛЕКСАНДРОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (Начальник института)
- E-mail адрес
- belui@mvd.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2557113