ISSN 2712-9276
Язык: ru

Статья: «Вся Русь восхвалит Бога едиными устами…» Брестский (1596) и Полоцкий (1839) церковные Соборы и деятельность митрополита Иосифа (Семашко) в оценках галицко-русского просветителя и церковного деятеля протоиерея Иоанна Наумовича (1826–1891) (2024)

Читать онлайн

В XIX — начале XX века этнокультурный облик Восточной Галиции в значительной степени определялся идейным наследием деятелей местного галицко-русского движения, которые исходили из существования триединого русского народа в составе великороссов, малороссов и белорусов. Одним из ведущих представителей и идеологов галицко-русского движения был Иоанн Григорьевич Наумович (1826–1891), входивший в число самых ярких общественных и церковных деятелей Червонной Руси. Будучи греко-католическим священником, позже перешедшим в православие и по политическим мотивам эмигрировавшим из Австро-Венгрии в Россию, И. Наумович выступал как защитник галицко-русского крестьянства в качестве депутата галицкого сейма и австрийского рейхсрата; как инициатор и идеолог «обрядового» движения в греко-католической церкви, направленного на защиту восточного обряда от латинизации; а также как просветитель галицко-русского народа. По инициативе И. Наумовича в 1874 году в Галиции было создано культурно-просветительское Общество имени М. Качковского, которое способствовало развитию образования и подъёму экономического и культурного уровня галицких русинов. В своих произведениях И. Наумович проанализировал социокультурные причины и политические предпосылки унии, механизм её реализации и её последующие разрушительные последствия для коренного православного населения Западной Руси. Полоцкий церковный Собор Наумович оценивал как торжество исторической справедливости, как акт исправления трагических последствий Брестского церковного Собора путём воссоединения белорусских униатов с «прародительскою восточно-православною церковью». Наумович подчёркивал исконное православие «наших предков» со времени крещения Руси вплоть до 1596 года, когда была разорвана связь церкви в Западной Руси «с восточно-православною церковью, разорвана незваными пришельцами с запада, навязавшими нашим отцам унию». Однако, как утверждал Наумович, то, что было навязано лестью и насилием «чужими людьми не ради истины Христовой и спасения душ, а ради властолюбия римских пап и политических расчётов польской республики, стало падать после соединения литовско-русских областей Польши с Россией». Во главе униатской церкви, по словам Наумовича, встали мужи, «исполненные апостольским духом, открывшие глаза народу и призвавшие его к воссоединению». Именно таким апостольским мужем, по мнению Наумовича, был митрополит Иосиф (Семашко) со своими сподвижниками, трудами которых совершилось воссоединение с древнею Православною Церковью всех западнорусских областей.

Ключевые фразы: УНИЯ, православие, западная русь, полоцкий цер- ковный собор, наумович, ДИСКРИМИНАЦИЯ, полонизация
Автор (ы): Шевченко Кирилл
Журнал: ОРТОДОКСИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
271.2. Доминиканцы
Для цитирования:
ШЕВЧЕНКО К. «ВСЯ РУСЬ ВОСХВАЛИТ БОГА ЕДИНЫМИ УСТАМИ…» БРЕСТСКИЙ (1596) И ПОЛОЦКИЙ (1839) ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО) В ОЦЕНКАХ ГАЛИЦКО-РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ И ЦЕРКОВНОГО ДЕЯТЕЛЯ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА НАУМОВИЧА (1826–1891) // ОРТОДОКСИЯ. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи