На основании теоретического анализа в статье сделаны выводы о том, что: 1) классификация является наиболее продуктивным методом, который обеспечивает многие школьные предметы основой для дальнейшего изучения; 2) классификация является значимой логической операцией, и освоение этой операции — весьма полезный навык для учащихся. Констатируется проблема, что обучающиеся большей частью изучают готовые классификации, но им редко приходится заниматься классифицированием. В контексте формирования метапредметных результатов обучения предлагается провести урок по технике безопасности в компьютерном классе как процесс классификации потенциальных угроз для обучающихся и правил устранения этих угроз. Полезным дидактическим средством будет программа построения интеллект-карт. Она позволит увеличить объем запоминаемой информации, упорядочив ее. Материал может эффективно использоваться при изучении темы «Техника безопасности в компьютерном классе» в школьном курсе информатики.
Идентификаторы и классификаторы
Важной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования является акцент на метапредметных результатах обучения. В контексте данной статьи выделим базовые логические действия, а среди них — работу с классификациями [14]: «43.1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа…»
Список литературы
1. Беляев А. А., Цыбуля И. Н., Осипова Н. Н., Мамбетакунов У. Э., Самыкбаева Л. А. Информатика. 5–6 классы: учебник для специализированных школ. 1-е изд. Бишкек: Фонд Сорос-Кыргызстан, 2018. 207 с.
2. Беркутова Г. А. Соблюдаем технику безопасности // Информатика. Методическая газета для учителей информатики. 2006. № 2 (507). 16–31 января 2006 г. С. 22–23.
3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7-й класс. Базовый уровень: учебник. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. 254 с.
4. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 1998. 431 с.
5. Буч Г., Максимчук Р. А., Энгл М. У., Янг Б. Дж., Коналлен Дж., Хьюстон К. А. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. 3-е изд. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. 720 с.
6. Гусева Л. А. Урок на тему «Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе» // Информатика в школе. 2016. № 4 (117). С. 16–19. EDN: WIMIMH.
7. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Пер. с лат. и франц. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 с.
8. Загвоздина Л. З. Знакомство с правилами техники безопасности // Информатика. Методическая газета для учителей информатики. 2006. № 2 (507). 16–31 января 2006 г. С. 21.
9. Информатика. 8 класс. Урок 01. Техника безопасности при работе с компьютером // Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3066/main
10. Кадыркулов Р. А., Нурмуханбетова Г. К. Информатика: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Алматы: Алматыкiтап баспасы, 2023. 132 с.
11. Камолитдинова Д. Т., Сайфуров Д. М. Информатика и информационные технологии: учебник для 5 класса средних общеобразовательных школ. Ташкент: Тасвир, 2020. 112 с.
12. Мухамбетжанова С. Т., Тен А. С., Ергали М. Информатика: учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2020. 144 с.
13. Попова Л. А. Техника безопасности в компьютерном классе. Исследование компьютера на загрязнение // Информатика в школе. 2015. № 1 (104). С. 17–23. EDN: TKSKHF.
14. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№-287- от-31.05.2021-ФГОС_ООО.pdf
15. Примерная рабочая программа основного общего образования. Информатика. Базовый уровень (для 7–9 классов образовательных организаций) (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). https://fgosreestr.ru/ uploads/files/dcca994c21165f0d49d4baf4a7e008c0.pdf
16. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1986. 223 с. https://djvu.online/file/bTkuqbjpBvfSs?ysclid=m0lax2s0 ko906481380
17. Сорочкина М. Я. Преподавание техники безопасности на уроках информатики // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://urok.1sept.ru/articles/572262
18. Царство Животные. Принципы классификации животных. Биология, Животные // Фоксфорд Учебник. https:// foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye
19. Цыбуля И. Н., Самыкбаева Л. А., Беляев А. А., Осипова Н. Н., Мамбетакунов У. Э. Информатика: 7–9 класс: учебник для 7–9 классов школ с русским языком обучения. 2-е изд. Бишкек: Фонд Сорос-Кыргызстан, 2020. 205 c.
20. Чупин Н. А. Ментальные карты как универсальный инструмент обучения для современной школы // Образовательная среда школы как условие эффективного внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 26 февраля 2016 года). Бийск: Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, 2016. С. 126–128. EDN: VXGKFT.
21. Чупин Н. А. Техника безопасности при работе c компьютером дома. Видео / Видеоконсультации — Подростки — «Семья и Дети» // Родительский онлайн университет. https:// deti.nspu.ru/podrostki
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается применение AR- и VR-технологий в обучении геометрии в школе и исследуется эффективность их использования. Указаны достоинства и недостатки каждой технологии. Представлены основные подходы к применению AR- и VR-технологий при обучении геометрии, даны примеры использования этих подходов. Методические аспекты использования технологий в обучении рассмотрены в контексте создания иммерсивных сред, интерактивных и трехмерных моделей геометрических фигур и пространственных конструкций. Описан результат экспериментальной работы по апробации применения дополненной реальности в процессе обучения в школе. Результаты исследования подтверждают эффективность использования AR- и VR-технологий в обучении геометрии, что выражается в повышении интереса и мотивации обучающихся к данному предмету.
В статье рассматривается проблема подготовки школьников к участию в проектной деятельности в области робототехники. Описывается существующая ситуация, в том числе в рамках программ предпрофессиональной подготовки школьников. Предлагается подход, основанный на привлечении к работе со школьниками не только опытных педагогов, но и учеников школ, добившихся успехов в олимпиадах и конкурсах по робототехнике. Описываются структура и особенности реализации пробного курса «Проектная деятельность. Робототехника и микроэлектроника», в частности, опыт обучения столичных школьников — участников программы «ИТ-класс в московской школе» на базе Московского педагогического государственного университета (Института математики и информатики) с привлечением в качестве наставников школьников — победителей тематических олимпиад. Приводятся результаты опроса школьников, которые показали, что предложенные идеи позволяют повысить удовлетворенность обучающихся курсами проектной деятельности, реализуемыми на базе университетов, а также снизить количество проблем, связанных с взаимодействием между наставниками и обучающимися. Представлены результаты пилотной реализации предложенного подхода, в том числе отмечается, что он требует дальнейшей апробации и исследования. Выдвигается тезис о перспективности привлечения успешных школьников-олимпиадников к развитию системы предпрофессиональной подготовки учащихся.
В настоящее время тема разработки проектов в сфере информационных технологий очень популярна среди школьников. Возникает вопрос: а какой проект в ИТ-сфере можно считать хорошим? Удивительно, но поиск в интернете не дал ответа на этот вопрос. Кто-то отмечает обязательное наличие бизнес-составляющей, другие подчеркивают, что такой проект непременно должен быть командным…
Сегодня информационные технологии используются повсеместно, а ведь всего несколько десятков лет назад люди не могли представить, до чего дойдет технический прогресс. Но вот уже в нашем центре образования установлены лазерные станки и школьники учатся работать на них, а на уроках технологии мы занимаемся проектированием различных объектов в формате двумерных чертежей и трехмерных моделей.
Проектный подход к обучению как нельзя лучше согласуется с областью технического конструирования. Геометрия прототипов, как правило, позволяет реализовать их трехмерные модели в приложениях САПР, что уже само по себе является полезным элементом дидактического процесса. А параметрические связи на уровне как деталей, так и сборок дают возможность варьировать форму и размеры модели. Существенную роль в повышении занимательности проектной работы играет инструментарий САПР, связанный с анимированием моделей путем изменения значений параметров во времени. Необходимость организовать согласованное движение деталей и узлов путем задания аналитических связей между ключевыми параметрами позволяет применять абстрактный математический аппарат для решения конкретной прикладной задачи. Большое значение для развития инженерно-конструкторских навыков учащихся имеет также самостоятельное формулирование ими технических заданий для своих проектов после проработки типового сценария под руководством наставника-педагога.
В статье рассматривается понятие учебного исследования, приводятся этапы проведения исследования: подготовка к проведению учебного исследования; проведение учебного исследования; анализ проведенного исследования; представление и защита результатов исследования. Обосновывается необходимость проведения учебного исследования «Создание эффективной презентации. Кто “победит”: нейросеть или человек?» На этапе подготовки к проведению учебного исследования учащиеся получают практико-ориентированный кейс с заданием от педагога по вышеобозначенной теме, формулируют цель и задачи исследования, гипотезу исследования, объект и предмет исследования, выделяют методы, необходимые для проведения исследования. На этапе проведения учебного исследования учащиеся начинают реализовывать часть поставленных перед ними задач, создают презентацию по выбранной теме с помощью программы Microsoft PowerPoint, знакомятся с возможностями нейросети Gamma. app, составляют отчет по созданию презентации нейросетью, создают презентацию, используя нейросеть Gamma. app. В статье приводится пример учебного исследования — создание презентаций двумя способами: при помощи программы PowerPoint и при помощи нейросети Gamma. app по теме «Удивительный мир космоса». На этапе анализа проведенного исследования учащиеся определяют критерии для сравнения презентаций, выполненных разными способами; предлагают одноклассникам, родителям, учителям пройти опрос для оценки презентаций по выделенным критериям, проводят количественную обработку всех полученных ответов, строят диаграмму с целью визуализации наилучшего способа создания эффективной презентации. На этапе представления и защиты результатов исследования учащиеся представляют результаты исследования, озвучивают ответ на вопрос, кто «победил» в противостоянии по созданию эффективной презентации по выбранной ими теме.
Корела, Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, Старая Ладога — всё это крепости Ленинградской области. Благодаря тому что я и мои одноклассники живем в Приозерском районе, мы много знаем о крепости Корела (она находится в городе Приозерске) и ее истории. Однако остальные знаковые места нашего региона нередко остаются неузнанными учениками нашей начальной школы, школьниками среднего и старшего возраста. Даже не все взрослые, живущие в Ленинградской области, знают историю крепостей, которые расположены на ее территории. Поэтому актуальна разработка проекта, в котором в занимательной форме ученикам (даже нечитающим детям — первоклассникам) рассказывается об истории нашей Родины.
В статье представлен подход к изучению рекурсивных функций на углубленном уровне освоения курса информатики в X—XI классах на примере функций вычисления факториала и обобщенных функций Фибоначчи различного порядка. Являясь объектом исследования в рассматриваемой в статье исследовательской работе, эти функции предоставляют усредненные экспериментальные данные времени выполнения, которые в дальнейшем визуализируются, анализируются и аппроксимируются. В процессе такого анализа соотносятся теоретические оценки вычислительной сложности и полученные экспериментальные данные времени выполнения рекурсивных функций в зависимости от переменных аргументов. Показаны примеры двумерной визуализации времени выполнения функции вычисления факториала средствами языка программирования Python и трехмерной визуализации времени выполнения обобщенных функций Фибоначчи различного порядка в редакторе электронных таблиц. Выделены развиваемые STEM-компетенции, изучаемые теории, методы, принципы и концепции в науке, технологиях, инженерии и математике. Объектами научной новизны в данной работе являются: демонстрация нелинейной вычислительной сложности рекурсивного алгоритма вычисления факториала в Python при больших аргументах и выявление причин такого поведения данного алгоритма, основанное на контрпримере; написание рекурсивной обобщенной функции вычисления чисел рядов Фибоначчи с различным порядком как пример реализации принципа DRY; предложенные подходы к углубленному изучению рекурсии и знакомству обучающихся с теорией вычислительной сложности.
Издательство
- Издательство
- ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАТИКА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119270, Москва, а/я 15
- Юр. адрес
- 119261, г Москва, Ломоносовский р-н, Ленинский пр-кт, д 82/2, ком 6
- ФИО
- Рыбаков Даниил Сергеевич (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______