Интерес к нейронным сетям сегодня огромен. Нейросетями для решения своих задач пользуются и школьники, и студенты, и учителя. В соответствии с федеральным проектом «Искусственный интеллект» многие вузы включают в свои образовательные программы дисциплины по искусственному интеллекту и нейронным сетям, организуют курсы повышения квалификации для учителей по данной тематике. В статье рассматриваются основные подходы к обучению студентов педагогических специальностей нейросетям. Предлагается подход, основанный на изучении принципов работы нейросетей с помощью онлайн-сервисов для обучения моделей искусственного интеллекта. Приводится сравнение сервисов по функционалу и удобству использования. Описывается опыт изучения студентами направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» процесса обучения нейронных сетей с помощью онлайн-сервиса Teachable Machine.
Изложенный в статье подход к изучению нейросетей может быть интересен учителям для организации учебной и внеурочной деятельности по знакомству школьников с работой нейросетей и организации проектной деятельности обучающихся с использованием нейросетей.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время наблюдается большой интерес к обучению школьников и студентов искусственному интеллекту, в частности нейросетям. Это обусловлено, с одной стороны, активным развитием данных технологий, проникновением их в нашу жизнь и, с другой стороны, дефицитом квалифицированных кадров в этой области.
Список литературы
1. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А., Мухлынина О. А. Развитие навыков в области нейросетевых технологий для будущих педагогов: возможности и преимущества // Наука и школа. 2023. № 5. С. 162–172. EDN: NHOTUQ. DOI: 10.31862/1819- 463X-2023-5-162-172.
2. Макотрова Г. В. Дидактическая подготовка будущего учителя: чем поможет искусственный интеллект // Великие учителя и наставники: наследие через века. Педагогические чтения памяти И. Я. Лернера. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов. Посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации (Владимир, 07 декабря 2023 года). Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2023. С. 379–387. EDN: JHDKLX.
3. Митрофанова Т. В., Деревянных Е. А., Сорокин С. С. Инструменты искусственного интеллекта для автоматизации задач преподавателя // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-1 (45). С. 57–60. EDN: ASYBZC.
4. Паравина А. С. Использование нейросети в работе учителя информатики // Информатика в школе. 2023. № 4 (183). С. 34–42. EDN: PANELY. DOI: 10.32517/2221-1993-2023-22-4- 34-42.
5. Паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (приложение № 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27 августа 2020 г. № 17). https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_398627/9e733b9ece0472e8f17a73c d753a75784f9e1fab
6. Пустыльник Ю. Ю. Влияние искусственного интеллекта на содержание подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 5. С. 76–84. EDN: KXQGTE. DOI: 10.15293/1813-4718.2305.08.
7. Розов К. В. Построение искусственных нейронных сетей на языке Python в профессиональной подготовке будущего учителя информатики // Образование и культура как фактор развития региона. Сборник материалов XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Тобольск, 10 декабря 2019 года). Тобольск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 72–75. EDN: YSZZOC.
8. Розов К. В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 2. С. 50–63. EDN: OIIOTF. DOI: 10.32517/0234- 0453-2022-37-2-50-63.
9. Стручкова К. Д. Информационные достижения: нейросети преобразуют обучение // Молодежные исследования сегодня. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции (Петрозаводск, 09 января 2024 года). Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2024. С. 167–170. EDN: BWLUCW.
10. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской̆ Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003
11. Шрайнер Б. А., Розов К. В. Специфика дистанционного обучения студентов педагогических специальностей предмету «Технологии искусственного интеллекта» // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 4 (68). С. 122–132. EDN: IOLOVP. DOI: 10.15293/1812-9463.2204.11.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Важность раннего развития инженерных умений у детей обусловлена необходимостью достижения решения одной из стратегических задач, связанных с укреплением научно-технологического суверенитета и опережающего роста обрабатывающей промышленности в России. Именно поэтому в настоящее время осуществляется активный поиск эффективных методик, средств развития инженерных умений у детей начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях. В статье рассматриваются вопросы развития инженерных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: понятие инженерных умений; умения, формируемые во внеурочной деятельности и на занятиях/уроках в детском саду и начальной школе; этапы развития инженерных умений у детей (подготовительный, развитие пространственных представлений, мелкой моторики рук, графомоторных и конструкторских умений).
В статье показывается, как владение табличным процессором позволит выпускнику школы успешно сдать единый государственный экзамен по информатике. Приводятся аргументы в пользу того, что решение некоторых задач в табличном процессоре дает более наглядный результат, чем, например, при использовании языков программирования, так как позволяет визуализировать решение, делая его более понятным для обучающихся. При использовании табличного процессора достаточно владеть его встроенными функциями, изучаемыми в школьном курсе информатики, а также функциями из категории Текстовые, которые могут быть изучены учениками самостоятельно или под руководством учителя, например, на факультативных или элективных курсах. Приводится разбор некоторых задач ЕГЭ, решаемых в табличном процессоре. Описывается процедура решения задач. Отдельно указаны случаи, когда усложнение задачи приводит к неэффективности использования табличного процессора.
При изучении программирования целесообразно сочетать систематическую подготовку и проектную деятельность учащихся.
На уроках информатики школьники знакомятся с основными алгоритмическими конструкциями и структурами данных. В рамках работы над индивидуальным проектом интересным представляется опыт организации изучения школьниками возможностей различных библиотек. В статье представлены методические рекомендации по организации трех индивидуальных проектов, результатом которых являются: программа, позволяющая генерировать тексты — наградные документы; программа — генератор самостоятельных работ; расписание для классов по готовому расписанию для учителей. Проекты имеют разную сложность и могут быть предложены учащимся IX—X классов.
В статье предложен справочный материал для знакомства школьников с основными возможностями модуля py-docx, сформулированы цели и критерии оценки проектов, дан примерный план работы над проектом, приведены примеры возможных результатов проектной деятельности.
Сегодня одна из важнейших задач российского образования — популяризация инженерно-технологических знаний среди школьников, профессиональная ориентация молодежи на получение инженерных специальностей. Такие ориентиры системы образования обусловлены особой важностью для российской экономики инженерной подготовки кадров, усилением внимания государства к научно-технологической грамотности молодежи.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, и для учащихся V—IX классов изучение робототехники стало обязательным в рамках дисциплины «Технология» (ранее ребята занимались робототехникой только в кружках и инженерных лицеях).
Для более эффективного освоения робототехники и овладения основами инженерных наук мы предлагаем включить интегрированный модуль робототехники в изучение раздела «Алгоритмы и программирование» курса информатики. Обучение робототехнике на уроках информатики может быть реализовано с помощью среды TRIK Studio и/или на базе платформы Arduino для развития основ инженерного мышления.
В статье представлены материалы для проведения уроков в среде TRIK Studio, а также описываются проекты, которые можно реализовать на платформе Arduino.
Включение обучающихся в проектную деятельность в рамках предметного обучения — это один из общепризнанных средств формирования функциональной грамотности, так как решение проектной задачи состоит в создании практически значимого продукта на основе комплексного применения полученных знаний.
Электронные таблицы являются одним из программных продуктов, которые широко используются в разных сферах практической деятельности. Именно поэтому изучению их возможностей посвящены целые учебные модули рабочих программ по информатике как базового, так и углубленного уровней. Одна из таких возможностей — наличие внутреннего языка программирования для создания макросов.
В статье представлен пример тематики учебных проектов, который имеет практически безграничное поле для вариаций.
Речь идет о включении обучающихся в деятельность по воссозданию (а иногда и усовершенствованию) в электронной таблице онлайн-монокалькуляторов для решения типовых практических задач.
В статье представлена методическая разработка мастер-класса для преподавателей по использованию искусственного интеллекта и нейросетей для проектной деятельности. В ходе мастер-класса авторы статьи делятся личным опытом и знакомят участников с примерами использования возможностей искусственного интеллекта в проектно-исследовательской деятельности. Участники мастер-класса знакомятся с основными тенденциями и известными примерами использования нейросетей и искусственного интеллекта в жизни; осваивают сервисы на основе искусственного интеллекта для использования в проектной деятельности; овладевают практическими навыками работы с нейросетями; учатся отличать продукт, созданный человеком, от продукта, созданного искусственным интеллектом. В статье представлен подробный план мастер-класса, включая примеры заданий, упражнений и рекомендации по использованию современных интерактивных инструментов для работы над исследовательским проектом. Предложенный материал призван помочь преподавателям внедрить инновационные методы работы с искусственным интеллектом и нейросетями в проекты своих учеников.
В статье рассмотрен потенциал учебного предмета «Информатика» в области воспитания, приведены мнения по этому вопросу педагогов-исследователей, представлены варианты работы по различным направлениям воспитательного процесса.
В качестве фактора формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания рассматривается проблема выбора между проприетарным и свободно распространяемым программным обеспечением. В статье сравниваются основные функции и элементы интерфейса российского текстового процессора пакета Р7-Офис и программы Microsoft Word в контексте обучения теме «Обработка текстовой информации» и отказа от зарубежного проприетарного программного обеспечения.
На примере текстового процессора Р7-Офис описано содержание серии практических заданий, направленных на формирование навыков печати на клавиатуре, вставки графических элементов и формул в текстовый документ, а также на воспитание учащихся по разным направлениям.
Издательство
- Издательство
- ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАТИКА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119270, Москва, а/я 15
- Юр. адрес
- 119261, г Москва, Ломоносовский р-н, Ленинский пр-кт, д 82/2, ком 6
- ФИО
- Рыбаков Даниил Сергеевич (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______