Явление фольклоризма глубоко органично для чувашского музыкального искусства. В статье рассматривается его сценическая форма, прослеживается история развития, выявляются актуальные проблемы современного состояния.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_45_77
- eLIBRARY ID
- 64836459
Охватившее Россию в 1960-е годы фольклорное движение стимулировало подъём «вторичного фольклора» в регионах. В 1970-е в Чувашию в новом качестве вернулись этнографические концерты, после 1972 года они уже проводились постоянно: сначала как «республиканские фольклорные вечера» раз в 3–4 года, затем в 1980-е годы как «праздники фольклора». Пережив постперестроечное время, эти концерты влились в программы ежегодного всероссийского фестиваля народного творчества «Родники России». Заметно возросло число коллективов, называемых фольклорными, хотя степень сохранности глубинных пластов народной культуры в каждом из них оказалась весьма различной.
Список литературы
1. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура (К проблеме современного фольклоризма) // Современность и фольклор: Сборник статей. М.: Музыка, 1977. С. 7-27.
Gusev V. E. Fol’klor i socialisticheskaja kul’tura (K probleme sovremennogo fol’klorizma) [Folklore and socialist culture (On the problem of modern folklorism)]. Sovremennost’ i fol’klor. Moscow, Muzyka, 1977, pp. 7-27. (In Russ.).
2. Земцовский И. И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни: Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1984. С. 4-15.
Zemcovskij I. I. O sovremennom fol’klorizme [About modern folklorism]. Tradicionnyj fol’klor v sovremennoj hudozhestvennoj zhizni. Leningrad, LGITMiK, 1984, pp. 4-15. (In Russ.).
3. Карелина Е. К. Музыкальное искусство тюрков Южной Сибири в условиях современной культуры // Музыка: Искусство, наука, практика. 2017. № 4(20). С. 48-56. EDN: YVFHBT
Karelina E. K. Muzykal’noe iskusstvo tjurkov Juzhnoj Sibiri v uslovijah sovremennoj kul’tury [Musical art of the Turks of Southern Siberia in the conditions of modern culture]. Music. Art, research, practice. 2017, no. 4(20), pp. 48-56. (In Russ.). EDN: YVFHBT
4. Кондратьев М. Г. О музыкальной культуре Чувашии 1978-1987 гг. // Вопросы истории и теории искусств. Чебоксары: ЧГИГН, 1992. С. 25-39. EDN: PUGYYX
Kondrat’ev M. G. O muzykal’noj kul’ture Chuvashii 1978-1987 gg. [About the musical culture of Chuvashia 1978-1987]. Voprosy istorii i teorii iskusstv. Cheboksary, ChGIGN, 1992, pp. 25-39. (In Russ.).
5. Кулибаба С. И. Фольклор и социокультурная идентичность российской цивилизации // Народные традиции: преемственность поколений и органичность бытования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 14 августа 2020 года). Чебоксары: Новое время, 2020. С. 13-20. EDN: EEOOVF
Kulibaba S. I. Fol’klor i sociokul’turnaja identichnost’ rossijskoj civilizacii [Folklore and sociocultural identity of Russian civilization]. Narodnye tradicii: preemstvennost’ pokolenij i organichnost’ bytovanija. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, Novoe vremja, 2020, pp. 13-20. (In Russ.).
6. Петухова Л. В. Фольклорное исполнительство в учебных заведениях Чувашии // Народное искусство в XXI веке: актуальность, этнокультурные взаимодействия, формы бытия, проблемы развития. Чебоксары: ЧГИГН, 2015. С. 66-74. EDN: IDBDJY
Petuhova L. V. Fol’klornoe ispolnitel’stvo v uchebnyh zavedenijah Chuvashii [Folklore performance in educational institutions of Chuvashia]. Narodnoe iskusstvo v XXI veke: aktual’nost’, jetnokul’turnye vzaimodejstvija, formy bytija, problemy razvitija. Cheboksary, ChGIGN, 2015, pp. 66-74. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Алекпер Аскеров - азербайджанский исполнитель-виртуоз на духовых инструментах. В историю музыкальной культуры Азербайджана он вошёл как автор танцевальных мелодий и мугамных ренгов, создатель классической школы игры на балабане, а также реформатор таких духовых инструментов, как кларнет, балабан, тутек, зурна и ней, руководитель фольклорно-инструментального ансамбля «Дугях». Изучение творческой деятельности Алекпера Аскерова - актуальное направление музыкальной науки Азербайджана.
Статья посвящена рассмотрению Пятого концерта для фортепиано с оркестром выдающегося российского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. В наши дни это произведение, сыгравшее значимую роль в эволюции жанра концерта в российской музыкальной культуре, практически пребывает в забвении. Между тем, оно оказало значительное воздействие на формирование композиторского стиля таких последователей Рубинштейна, как П. Чайковский, С. Рахманинов. Цель работы - рассмотреть образный и стилистический строй Пятого концерта (особенности его архитектоники, мелодизма, ритмической организации), проанализировать средства исполнительской выразительности, а также выявить причины, предопределившие недостаточную востребованность Концерта у пианистов прошлого и современности. Новизна работы заключается в том, что подобное комплексное рассмотрение Пятого концерта, имеющее теоретическую и практическую значимость, предлагается в музыкознании впервые.
В статье рассматривается проблема художественного взаимодействия иностранных и российских гитаристов. Большую важность для обогащения репертуара русской семиструнной гитары в первой половине XIX века приобрели транскрипции гитарной музыки иностранных авторов, значительное число которых опирается на музыку Фернандо Сора - каталонского гитариста-виртуоза и композитора, работавшего несколько лет в России. Наибольшее количество подобных аранжировок сделал Андрей Сихра - выдающийся музыкант, основоположник гитарного искусства в России. В статье представлен подробный анализ транскрипции Сихры Вариаций на тему Сора C-dur, ориентированный на выявление творческих параллелей, оппозиций и сопоставлений между искусством этих двух представителей европейской и русской гитарных традиций.
В статье рассматриваются наиболее значительные методические труды ярких исполнителей-мандолинистов и педагогов середины XVIII века: Джованни Фучетти, Джованни Батиста Джервазио, Габриэле Леоне, Пьетро Дени, Мишеля Корретта. В фокусе внимания оказываются вопросы исполнения орнаментики, которые затрагивают все обозначенные авторы трактатов. Проведён анализ и сравнение методических рекомендаций каждого музыканта с целью выявления общих принципов исполнения тремоло, каденционных трелей, форшлагов и других видов орнаментации. Думается, эти сведения помогут современным мандолинистам в вопросах исполнения и интерпретации репертуара XVIII столетия.
В статье освещается творческая активность итальянских скрипачей в Англии, их роль в развитии местной профессиональной и любительской музыкальной культуры; рассматриваются их участие в концертной жизни и вклад в педагогическую деятельность.
Ранний трактат крупного французского учёного Марена Мерсенна «Quaestiones celeberrimae in Genesim» хранится в фондах нескольких библиотек. В статье сопоставляются некоторые экземпляры этого фолианта и рассматривается особенность казанской версии трактата.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011