В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований психологического и эмоционального благополучия детей, а также исследований, посвященных связи эмоционального благополучия детей с жизнестойкостью их родителей, в сложный для многих семей жизненный период с 2018 по 2023 гг. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы психологического благополучия детей и его отличия от эмоционального благополучия. Подчеркивается близость в понимании зарубежными исследователями понятия «эмоциональное благополучие» (emotional well-being) и понятий: «социально-эмоциональное благополучие» (socio-emotional well-being), «социально-эмоциональное развитие» (socio-emotional development), «социально-эмоциональная компетенция/навыки» (socio-emotional competence/skills). Обозначена практическая значимость результатов исследований для использования в программах психопрофилактики эмоционального неблагополучия детей. Представлены некоторые исследования эмоционального развития детей и его нарушений в связи с особенностями родительства, семейной устойчивости (жизнестойкости) (family resilience), с личностными особенностями родителей и их жизнестойкостью (parental resilience). Описывается разработанная зарубежными исследователями модель родительской жизнестойкости в контексте эмоционального благополучия детей.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120305
- eLIBRARY ID
- 54946778
В зарубежных исследованиях мы не обнаружили значительного количества работ, непосредственно направленных на изучение связи ЭБ нормотипичных детей и жизнестойкости его родителей.
Однако, в первую очередь, отметим исследование связи благополучия нормотипичных детей и родительской самоэффективности (Parenting self-efficacy), которая понимается авторами данного исследования именно так, как мы рассматриваем некоторые компоненты родительской жизнестойкости: контроль и вовлеченность [11]. Самоэффективность родителей описывается через призму родительских практик воспитания: индуктивное рассуждение (inductive reasoning), психологический контроль (psychological control) и инструментальное вознаграждение (instrumental reward). Утверждается, что родительская самоэффективность прямо связана с качеством адаптации ребенка в дошкольном возрасте, которая оценивается через социальное (просоциальное) поведение, наличие гиперактивности и проблем с поведением и эмоциональных проблем [11].
Список литературы
1. ван Уденховен Н. Показатели, шкалы и другие инструменты для измерения качества применительно к сфере развития детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2011. Том 1. № 4. С. 95-116. URL: https://emreview.ru/index.php/emr/issue/view/4/4 (дата обращения: 07.08.2023).
2. Дубровина И.В. Феномен “психологическое благополучие” в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. C. 9-21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301 EDN: YHWSRS
3. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2(39). С. 23-35. URL: download/elibrary_26714064_73551461.pdf (дата обращения: 03.08.2023). EDN: WMPELZ
4. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41-50. DOI: 10.17759/pse.2020250604 EDN: DPPXUX
5. Affect dynamics and well-being: explanatory power of the model of intraindividual variability in affect (MIVA) / M. Wirth, A. Voss, S. Wirth, K. Rothermund // Cognition & Emotion. 2022. Vol. 36. № 2. P. 188-210. DOI: 10.1080/02699931.2021.1993148 EDN: EQCRHS
6. Buchanan T.M., Buchanan J., Kadey K.R. Predicting with your head, not your heart: Forecasting errors and the impact of anticipated versus experienced elements of regret on well-being // Motivation and emotion. 2019. Vol. 43. P. 971-984. DOI: 10.1007/s11031-019-09772-y EDN: ZWHGRY
7. Child behavior problems during COVID-19: Associations with parent distress and child social-emotional skills / J. Sun, B. Singletary, H. Jiang, L.M. Justice, T.J. Lin, K.M. Purtell // Journal of Applied Developmental Psychology. 2022. Vol. 78. Article ID 101375. 9 p. DOI: 10.1016/j.appdev.2021.101375 EDN: EMLEXD
8. Children’s narratives and well-being / R. Fivush, K. Marin, M. Crawford, M. Reynolds, C.R. Brewin // Cognition & Emotion. 2007. Vol. 21. № 7. P. 1414-1434. DOI: 10.1080/02699930601109531
9. Cyber victimization and psychological well-being among Chinese adolescents: Mediating role of basic psychological needs satisfaction and moderating role of positive parenting / S. Jiang, C. Jiang, Q. Ren, L. Wang // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 130. Article ID 106248. 8 p. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106248 EDN: FRNTOM
10. Dachew B. A., Heron J. E., Alati R. Parental depressive symptoms across the first three years of a child’s life and emotional and behavioural problem trajectories in children and adolescents // Journal of Psychiatric Research. 2023. Vol. 159. P. 135-144. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2023.01.019 EDN: GEAYUA
11. Direct and indirect effects from parenting self-efficacy and parenting practices to social-emotional adjustment in 3- to 5-year-old children / F. Trecca, D. Bleses, A. Højen, B. Laursen // Acta Psychologica. 2022. Vol. 229. Article ID 103673. 8 p. DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103673 EDN: SPMGMA
12. Distributional effects on children’s cognitive and social-emotional outcomes in the Head Start Impact Study: A quantile regression approach / S.Y. Lee, J. Rodgers, К. Rockli, S.V. Subramanian // SSM - Population Health. 2022. Vol. 18. Article ID 101108. 6 p. DOI: 10.1016/j.ssmph.2022.101108 EDN: TBQNGP
13. Emotion differentiation and its relation with emotional well-being in adolescents / H.K. Lennarz, A. Lichtwarck-Aschoff, M.E. Timmerman, I. Granic // Cognition & Emotion. 2018. Vol. 32. № 3. P. 651-657. DOI: 10.1080/02699931.2017.1338177
14. Emotion socialization parenting interventions targeting emotional competence in young children: A systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials / G. England-Mason, K. Andrews, L. Atkinson, А. Gonzalez // Clinical Psychology Review. 2023. Vol. 100. Article ID 102252. 15 p. DOI: 10.1016/j.cpr.2023.102252 EDN: PLWKUZ
15. Evaluation of emotional, Behavioral, and clinical characteristics of children aged 1-5 with a history of food-related anaphylaxis / Z.S. Emeksiz, A. Ertuğrul, S.D. Uygun, S. Özmen // Pediatrics & Neonatology. Supplement. 2022. Vol. 64. № 2. P. 154-159. DOI: 10.1016/j.pedneo.2022.09.001 EDN: NAJMGA
16. Feldman G., Martin S., Donovan E. Psychological flexibility as a predictor of mental health outcomes in parents of pre-school children during the COVID-19 pandemic: A two-year longitudinal study // Journal of Contextual Behavioral Science. 2023. Vol. 27. P. 116-119. DOI: 10.1016/j.jcbs.2023.01.002 EDN: HHVTFJ
17. Fostering socio-emotional competencies in children on the autism spectrum using a parent-assisted serious game: A multicenter randomized controlled trial / S. Kirst, R. Diehm, K. Bögl, S. Wilde-Etzold, C. Bach, M. Noterdaeme, L. Poustka, M. Ziegler, I. Dziobek // Behaviour Research and Therapy. 2022. Vol. 152. Article ID 104068. 15 p. DOI: 10.1016/j.brat.2022.104068 EDN: XHRNZC
18. Health-related quality of life and psychological wellbeing of children with Specific Learning Disorders and their mothers / M.C. Matteucci, L. Scalone, C. Tomasetto, G. Cavrini, P. Selleri // Research in Developmental Disabilities. 2019. Vol. 87. P. 43-53. DOI: 10.1016/j.ridd.2019.02.003 EDN: NHTRQW
19. Impact of a Social-emotional Skills-Building Program (Pisotón) on Early Development of Children in Colombia: A Pilot Effectiveness Study / J. Cosso, A.R. Russo de Vivo, S. Hein, L.P. Reales Silvera, L. Ramirez-Varela, L.A. Ponguta // International Journal of Educational Research. 2022. Vol. 111. Article ID 101898. 10 p. DOI: 10.1016/j.ijer.2021.101898 EDN: UJBCZM
20. Impact of COVID-19 on the well-being of children with epilepsy including nodding syndrome in Uganda: A qualitative study / D. Nono, N. Gumisiriza, C. Tumwine, L.J. Amaral, H.E. Ainamani, S. Musisi, R. Colebunders // Epilepsy & Behavior. 2023. Vol. 138. Article ID 108992. 7 p. DOI: 10.1016/j.yebeh.2022.108992 EDN: YZDYOY
21. Integrative and suppressive emotion regulation differentially predict well-being through basic need satisfaction and frustration: A test of three countries / M. Benita, M. Benish-Weisman, L. Matos, C. Torres // Motivation and emotion. 2020. Vol. 44. № 1. P. 67-81. DOI: 10.1007/s11031-019-09781-x EDN: UQQRJZ
22. “Love. Stability. Boundaries”. Kinship perspectives of social-emotional well-being of youth residing in out-of-home care / С. Kelly, A. Thornton, E.K. Anthony, J. Krysik // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 127. Article ID 106097. 9 p. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106097
23. Material hardship level and unpredictability in relation to U.S. households’ family interactions and emotional well-being: Insights from the COVID-19 pandemic / S. Liu, M. Zalewski, L. Lengua, M.R. Gunnar, N. Giuliani, P.A. Fisher // Social Science & Medicine. 2022. Vol. 307. Article ID 115173. 11 p. DOI: 10.1016/j.socscimed.2022.115173 EDN: BKAVOB
24. Maternal postnatal bonding disorder and emotional/behavioral problems in preschool children: The Tohoku Medical Megabank Project Birth and Three-Generation Cohort Study / K. Murakami, M. Ishikuro, T. Obara [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2023. Vol. 325. P. 582-587. DOI: 10.1016/j.jad.2023.01.044 EDN: OEBUVK
25. McLean S., Halstead E.J. Resilience and stigma in mothers of children with emotional and behavioural difficulties // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 108. Article ID 103818. 9 p. DOI: 10.1016/j.ridd.2020.103818 EDN: KNAVWQ
26. Measuring Positive Emotion Outcomes in Positive Psychology Interventions: A Literature Review / J.T. Moskowitz, E.O. Cheung, M. Freedman, C. Fernando, M.W. Zhang, J.C. Huffman E.L. Addington // Emotion review. 2020. Vol. 13. № 1. P. 60-73. DOI: 10.1177/1754073920950811 EDN: UXNPJF
27. Miyakawa E., Oguchi T. Family tourism improves parents’ well-being and children’s generic skills // Tourism Management. 2022. Vol. 88. Article ID 104403. 6 p. DOI: 10.1016/j.tourman.2021.104403 EDN: QYBWZU
28. Narrative coherence predicts emotional well-being during the COVID-19 pandemic: a two-year longitudinal study / L. Vanaken, P. Bijttebier, R. Fivush, D. Hermans // Cognition & Emotion. 2022. Vol. 36. № 1. P. 70-81. DOI: 10.1080/02699931.2021.1902283 EDN: XTTJCS
29. Paths of social-emotional development before 3 years old and child development after 5 years old: Evidence from rural China / L. Wang, Y. Chen, S. Zhang, S. Rozelle // Early Human Development. 2022. Vol. 165. Article ID 105539. 11 p. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2022.105539 EDN: AYHOPD
30. Positive parenting and its mediating role in the relationship between parental resilience and quality of life in children with developmental disabilities in Java Island, Indonesia / Y. Widyawati, R.H.J. Scholte, T. Kleemans, R. Otten // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 112. Article ID 103911. 10 p. DOI: 10.1016/j.ridd.2021.103911 EDN: POPPOU
31. Psychosocial well-being of Flemish foster children residing in their foster homes during the COVID-19 lockdown / С. Verheyden, F. van Holen, D. West, J. Vanderfaeilli // Children and Youth Services Review. 2022. Vol. 139. Article ID 106535. 9 p. DOI: 10.1016/j.childyouth.2022.106535 EDN: CREUDS
32. Resilience as a moderator between Objective and Subjective Burden among parents of children with ADHD / M. Fossati, L. Negri, A. Fianco, M.G. Cocchi, M. Molteni, A.D. Fave // Archives of Psychiatric Nursing. 2020. Vol. 34. № 1. P. 53-63. DOI: 10.1016/j.apnu.2019.11.001 EDN: TUTRGZ
33. Resilience, and Positive Parenting in Parents of Children With Autism and Intellectual Disability: Evidence From the Impacts of the COVID-19 Pandemic on Family’s Quality of Life and Parent-Child Relationships / C. Bolbocean, K. Rhidenour, M. McCormack, B. Suter, J. Holder // Autism Research. 2022. Vol. 25. № 12. P. 2381-2398. DOI: 10.1002/aur.2825 EDN: RJQZOD
34. Sarman А., Günay U. The effects of goldfish on anxiety, fear, psychological and emotional well-being of hospitalized children: A randomized controlled study // Journal of Pediatric Nursing. 2023. Vol. 68. P. e69-e78. DOI: 10.1016/j.pedn.2022.11.012 EDN: OVMDZN
35. Social and Relational Health Risks and Common Mental Health Problems Among US Children: The Mitigating Role of Family Resilience and Connection to Promote Positive Socioemotional and School-Related Outcomes / C.D. Bethell, A.S. Garner, N. Gombojav, C. Blackwell, L. Heller, T. Mendelson // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2022. Vol. 31. № 1. P. 45-70. DOI: 10.1016/j.chc.2021.08.001 EDN: ZFQGIY
36. Steger A., Evans E., Wee B. Emotional cartography as a window into children’s well-being: Visualizing the felt geographies of place, Emotion // Space and Society. 2021. Vol. 39. Article ID 100772. 10 p. DOI: 10.1016/j.emospa.2021.100772 EDN: XUSCEG
37. Teachers’ perspectives of social-emotional learning: Informing the development of a linguistically and culturally responsive framework for social-emotional wellbeing in Aotearoa New Zealand / A. Denston, R. Martin, L. Fickel, V. O’Toole // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 117. Article ID 103813. 9 p. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103813 EDN: CEDPFU
38. The authenticity of using visual methods to represent the emotional well-being of children and young people with cerebral palsy / D. Pickering, P. Gill, C. Reagon, J. Davies // Physiotherapy. 2020. Vol. 107. Supplement 1p. e71. DOI: 10.1016/j.physio.2020.03.096 EDN: FLIIAJ
39. The Correlation of Family Resilience with Sleep Quality and Depression of Parents of Children with Epilepsy / P.P. Liu, P. Yin, Y.H. Zhu, S. Zhang, G.M. Sheng // Journal of Pediatric Nursing. 2021. Vol. 56. P. e49-e54. DOI: 10.1016/j.pedn.2020.07.016 EDN: ZDTTYK
40. The Impact of Focused Attention on Emotional Evaluation: An Eye-Tracking Investigation / F. Dolcos, P.C. Bogdan, M. O’Brien, A.D. Iordan, A. Madison, S. Buetti, A. Lleras, S. Dolcos // Emotion. 2022. Vol. 22(5). P. 1088-1099. DOI: 10.1037/emo0000895 EDN: YJURMM
41. The impacts of nature connectedness on children’s well-being: Systematic literature review / T. Arola, M. Aulake, A. Ott, M. Lindholm, P. Kouvonen, P. Virtanen, R. Paloniemi // Journal of Environmental Psychology. 2023. Vol. 85. Article ID 101913. 14 p. DOI: 10.1016/j.jenvp.2022.101913 EDN: LCSOPY
42. The internet and children’s psychological wellbeing / E. McDool, P. Powell, J. Roberts, K. Taylor // Journal of Health Economics. 2020. Vol. 69. Article ID 102274. 20 p. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2019.102274 EDN: NUXDCU
43. The psychological effects of COVID-19-related containment in children: The E-COCCON French study / I. Claudet, C. Marchand-Tonel, M. Kelly-Irving, C.Z. Gaudro, J.P. Raynaudn, C. Delpierre, C. Bréhin // Archives de Pédiatrie. 2022. Vol. 29. № 3. P. 188-193. DOI: 10.1016/j.arcped.2022.01.011 EDN: CUJWZM
44. Usler E., Foti D., Weber C. Emotional reactivity and regulation in 5- to 8-year-old children: An ERP study of own-age face processing // International Journal of Psychophysiology. 2020. Vol. 156. P. 60-68. DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2020.07.004 EDN: YFMSIJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных зарубежных и отечественных исследований, связанных с типологией представлений о собственном взрослении в онтогенетическом периоде от подросткового возраста до взрослости. Целью стало выявление существующих подходов к построению типологий представлений о взрослении в юношестве; определение представлений о взрослении юношей/девушек. Приводятся характеристики подходов к изучению взросления в современных зарубежных исследованиях. На основе анализа информационного материала обозначены современные подходы, связанные: с выделением возрастных границ юношества, с видением своего будущего и развитием временной перспективы и с содержательными представлениями о взрослении. Предложено считать обобщающим подходом определение и дифференцирование типов представлений о взрослении, сформированных на материале художественного образа. Этот подход стал основой эмпирического исследования на выборке 1394 человека от 14 до 23 лет (Ме = 17), с использованием авторской проективной методики «Взросление». На основе полученных данных выделено три типа представлений о взрослении: «детскость вместо взрослости», «понимание времени» и «поиск смысла жизни». Обозначены перспективные направления дальнейших исследований, заключающиеся в выявлении особенностей представлений о взрослении в зависимости от уровня получаемого образования и половых различий.
Уровень распространенности психических расстройств в современном мире постоянно растет. Вместе с ним растет и осведомленность людей о специфике разных психических расстройств, однако это не приводит к снижению негативных представлений об их носителях. Наиболее часто в современных социальных науках эти представления исследуются в контексте стигматизации людей с психическими расстройствами. Это комплексный феномен, включающий в себя лейблирование и стереотипизацию, исключение и дискриминацию, которые возникают в условиях наличия статусных различий между группами. Стигматизация затрагивает практически все сферы жизни человека: семейную жизнь (межличностные отношения с близкими и участие в их жизни), профессиональную деятельность (перспективы приема на работу, отношения с коллегами и начальством), лечение (отношения с медицинскими сотрудниками, качество получаемой помощи). Отдельное внимание в современных исследованиях уделяется самостигматизации, которая не только исходит из стигматизации, но и усугубляет другие ее последствия. Цель данного обзора - обобщить и проанализировать результаты современных зарубежных исследований стигматизации и самостигматизации людей с психическими расстройствами, а также выделить последствия этих процессов, как для самих людей на разных уровнях и в разных сферах их жизни (в личной жизни, профессиональной деятельности), так и для общества в целом.
Исследования и статистические данные показывают, что две трети людей преодолевают травматический стресс без серьезных или длительных психических нарушений. Это означает, что большинство людей устойчивы к травматическому стрессу, однако попытки предсказать устойчивость, опираясь на индивидуально-личностные качества, обычно безуспешны, и сделать точный прогноз относительно того, кто будет устойчив, а кто - нет, весьма сложно. В статье рассматриваются три предложения по решению этой прогностической задачи: первое - отказ от рассмотрения устойчивости как черты личности в пользу устойчивости как процесса гибкой саморегуляции; второе - рассмотрение поведения в модели нелинейного взаимодействия личности и ситуации, постулирующей, что поведение человека обусловлено параметрами черт личности, характеристиками ситуации и итогами их сочетания; третье - при выборе детерминант и коррелятов устойчивости следует ориентироваться на рассмотрение крупных черты личности, например аутентичности. Последовательно аргументируется потенциальная ценность изучения аутентичности в контексте устойчивости к травматическому стрессу: приводятся данные, подтверждающие высокую ресурсность аутентичности; предлагается применение субъектной концепции аутентичности; рассматриваются аналогичные исследования прошлых лет; сравниваются аутентичность как черта личности и аутентичность как состояние; затрагивается тема аутентичности у сотрудников служб оперативного реагирования.
Рассмотрена проблема измерения психологической безопасности личности и общества, представляющей одно из приоритетных направлений психологической теории и практики. Подчеркивается междисциплинарный характер психологической безопасности, ставшей предметом психологии личности, психологии развития, социальной психологии, клинической и медицинской психологии, организационной психологии и психологии труда, использующих различные методы психодиагностики. Представлены концептуальные подходы к психологической безопасности, как ценности и потребности, личностной и средовой характеристике, а также показателю трудовой деятельности в коллективе, и методы ее диагностики, разработанные зарубежными исследователями. Часть методик, разработанных в XX веке, показали свою надежность и валидность и используются в модифицированных и адаптированных на разные языки вариантах и сегодня. Описаны также методики, разработанные в последние пять лет, характеризующихся ростом проблем психологической безопасности человека в изменяющихся социальных условиях. Для данных методик еще требуется широкая проверка психометрики с целью принятия окончательного решения об их надежности, валидности и сфере применения. Комплекс методов изучения психологической безопасности позволит более точно операционализировать это сравнительно недавно возникшее понятие, определить его методологическую базу для дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/